Попытки реформирования мировых финансово-экономических институтов в условиях кризиса 2008-2009 годов.

МВФ,185 стран-членов, основан на Бреттон-Вудской конф в 1944 г. Содействует межд сотруд-ву в денежно-кред сфере; способств стаб-ти валютных курсов и регул нормы и правила в валютной сфере; содействует созданию многостор системы расчетов и устранению валютных огранич; помогает своим членам устранять диспропорции плат баланса за счет времен предоставления финанс средств. МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам межд финанс резервов в форме «Спец прав заимствования».Финанс ресурсы Фонда форм-ся гл образом за счет подписки («квот») его членов, общая сумма кот составл 212,7 млрд. СПЗ, или ок 293 млрд. долл. США. Квоты опр-ся по ф-ле, исходя из относит размеров эк-ки гос-в-членов. Осн фин роль МВФсост в предоставл краткосрочных кредитов членам, испытыв трудности с плат балансом. Члены, заимств средства у МВФ, в свою очередь, соглаш осущ полит реф в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Размеры заимств у МВФ огранич-ся пропорц-но квотам. Фонд также предоставляет помощь на льготных усл странам-членам с низким уровнем доходов. В отл от Всем банка, д-ть МВФ сосредоточена на относительно кратковрем макроэкон кризисах. Всем банк предоставл кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, кот испытывает нехватку иностр валюты для покрытия краткосроч фин обязат-в.

Группа Всем банка или ВБ —многостор кредит учрежд, сост из неск тесно связ м-у собой финанс институтов, общей целью кот явл повыш ур-ня жизни развив гос-в путем фин помощи развитых стран. Офиц-но ВБ создан в 1945 г, после того, как больш-во участниц ратифиц Бреттон‑Вудские соглаш 1944 г. 1й кредит был выдан в 1947 г (Фр на реконстр эк-ки). Гл задача ВБ: содействие устойч экон росту, кот ведет к сокращ нищеты в развив странах, путем оказания помощи по увелич произв-ва через долгосроч финанс-ние проектов и программ развития. При этом приоритетны структурные преобраз: либер-ция торговли, приватизация, реформа обр-ия и здравоохр-ия, инвестиции в инфр-ру. Каждый заем ВБ должен гарант-ся соотв прав-вом и за искл особых обст-в должен предоставляться для осущ-ия конкретных проектов. Гл преим-во сотруд-ва с ВБ - существенно заниж по сравн с др межд кредиторами % ставками по займам. Др выгода - за кредитами ВБ идут межд кредиты. В Группу ВБ входят: 1)МБРР – осн кредитное учреждение ВБ; самый крупный кредитор проектов развития в развив странах со средним уровнем доходов на душу населения. 2)Межд ассоциация развития цель – оказание помощи самым бедным странам. 3)Межд финанс корпорация. 4)Многостор агентство по гарантиям инвестиций. 5)Межд центр по урегул-ию инвестиц споров.

Вашингтон, ноябрь 2008, Декларация саммита «Г 20» по фин рынкам и мир эк-ке:

1.Повыш транспарентности и подотчётности. 2.Укрепл качеств регул-ия. 3.Обеспечение соглас-ти фин рынков. 4.Укрепл межд сотруд-ва. 5.Реф-ние межд фин орг-ций: должен приобрести больший вес голос стран с форм-ся и развив-ся рын эк-кой и должна повысится степень их представ-ва. Форум по фин стаб-ти должен незамедл-но расширить свой состав за счёт вкл большего числа стран с развив эк-кой; в срочном порядке должны пересмотреть вопрос о своём членском составе и др крупные органы, занимающиеся выработкой стандартов. МВФ в сотр-ве с расшир ФФС и др органами следует вести работу по более чёткому выявл слабых мест, предупреждению потенц перегрузок системы и действовать оперативно, чтобы играть одну из ключ ролей в борьбе с кризисом. План действий по реализации принципов реф: 1)анализ адекватности рес МВФ, Группы ВБ и др многостор банков развития, быть готовыми увелич эти ресурсы. 2)анализ функц-ия и адаптациа мех-змов кредитования, пересмотр своей роли кредиторов. 3)возобновить потоки частного капитала, вкл инвестиции в инфр-ру. 4)обеспечить создание мех-змов для поддержки стран с позитивным опытом действий и здоровой практикой. В среднеср перспективе: 1)комплексное реф-ние бреттон-вуд орг-ций; развив должны иметь больший вес; 2)укрепить роль МВФ как консультанта макроэк политики, усилить его надзорную д-ть. Апр 2009, Лондон План действий по выходу из глоб фин кризиса: 1)реформа мандатов, круга ведения и упр-ия фин институтов с учетом изменений, произош в мир эк-ке, и новых проблем глоб-ции, чб голос стран с форм-ся рын эк-кой и развив стран был лучше слышен и они были шире представлены. 2)меры по повыш кредитоспособности и подотчетности учреждений за счет улучш стратег надзора и принятия реш. Для этого: 1)комплекс реф по изменению квот МВФ и порядка принятия реш и призываем МВФ заверш след пересмотр квот к 2011; 2)повышение подотчетности МВФ. 3)рук-во орг-ций нужно назначать в процессе откр, прозр отбора.

«Танцы с драконом», Буторина. Многие считают, что кризис подтолкнет к серьезным реформам: показал, что ни нац, ни межд органы не смогли корректно оценить риски, возникшие в посл время на фин рынках. Кризис не был предсказан, т е не были приняты своеврем меры по ограничению его глубины и масштаба. Сейчас системы банковского надзора имеют нац х-р, а финанс рынки оконч-но стали глоб. Доля иностр средств в общем объеме привлекаемых банками ресурсов постоянно увелич, а размах их межд операций растет. Теперь усилия мирового сообщ-ва направл на то, чтобы выработать межд правила, кот позволили бы предотвр повторение подобного кризиса в будущем. С этой целью в ноябре 2008 г Г20 в Вашингтоне. Итьг деклар: необх-ть реф мир финн системы, кардинального улучшения межд регул-ия фин рынков, повыш их прозрачности, улучш межд регул-ия трансгранич потоков капиталов, реформир межд фин инст-тов, при участии стран с формир-ся рынками. Накануне МВФ и Форум финансовой стаб-ти, созд после регион кризисов 1997–1998 опубликовали совместное заявл о разгранич сфер ответств-ти. Было подтверждено, что гл предназнач МВФ – осущ наблюдение за межд фин системой в целом, а задача ФФС – разраб межд стандарты фин надзора и регул-ия. Вместе оба института будут выстраивать мех-змы раннего предупреждения. При этом МВФ займется оценкой макроэкон и сист рисков, а ФФС – оценкой рисков функц-ия фин систем.

«Защити себя сам», Денисов. Каждый понимает реф-ие МВФ по-своему. Пока нет полного понимания в отнош глубины и х-ра реф-ния, в т ч реф упр-ия, но д б более справедл распределение голосов, чтобы оно отражало распред-ие экон сил в мире". Ничего конкретного не решено. Для одних реф МВФ - предоставление ему ресурсов в виде кредитов. Для др - новый пересмотр акционерных квот в капитале фонда в соотв веса стран в мир эк-ке и соотв-щее изменение баланса сил в орг-ции (сейчас квоты США и стран ЕС вместе сост немногим меньше 50%, что фактически дает им контр пакет). Для др - пересмотр системы упр-ия МВФ, для др - полный пересмотр его ф-ций и принципов работы. Кудрин: на римской встрече речь шла о необх-ти увелич рес МВФ и ВБ с целью оказания операт помощи наиб нуждающимся странам. Гл тема - расширение участия развив стран в этих институтах, увелич представ-ва и ответств-ти экон и фин в наполнении фондов этих институтов, предоставл помощи». Необх-мо решит увелич квот и участия в капитале финн институтов. Однако точно также как многие страны (страны Азии, прежде всего Кит) поставили этот вопрос, др готовы сделать все, чтобы его замять. Европа: нужно переформатировать руководящие органы МВФ, и там дать больше прав развив странам. Глава МВФ Стросс-Кан продолжает говорить о недостатке ресурсов. За посл месяцы фонд уже дал стабилизац кредиты Венгрии, Латвии, Исландии, Укр и др. Сегодня в распоряж МВФ ок 250 млрд $ + 100 млрд от Яп. Стросс-Кан в Риме предложил удвоить капитал фонда до 500 млрд $: в случае затяжной рецессии поток заемщиков в фонде увелич.

«Арх-ра малых форм», Денисов. Сущ-ное реф-ние МВФ и ВБ в разгар кризиса вряд ли было бы оправданным, но предлаг меры нельзя назвать серьезной реф: они практически не затраг специфику работы межд орг-ций. Речь идет об увелич фин возм-тей фонда и банка, досрочном обзоре акцион квот, новом порядке выборов глав орг-ций (на основе личных заслуг претендентов, а не их географ принадл-ти). России не устраивает осторож подход: необх-ть глуб реф, принятие новых конвенций. «Новые внешнеполит возм-ти для России», Становая. Россия заустранение дисбаланса м-у объемом выпускаемой массы разл фин инстр-тов и реальной инвестиц доходностью программ, повыш прозрачности публ компаний. Медведев: 1)строит-во новой системы на новой конвенциональной основе (новое межд соглаш); 2)общие источники фин системы на основе множ-ти финн центров и валют; 3)эффективное упр-ие рисками, основ на гармонизир системе межд и нац стандартов фин рынков; общие зафикс првавила; 4) форм-ие стимулов к рацион поведению самих участников фин рынков. Реф-ие одних лишь институтов – мало, надо всю мир финн с-му в целом, вкл механизм жесткой координации внутриэкон политики, прежде всего бюджетной и денежной, вернуться к госуд регул-ию эк-ки.

Наши рекомендации