Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
Национальная экономика(НЭ)– это хозяйственная система страны, обладающая признаками суверенности, целостности, социальности и национальной ориентации. Для осуществления сложных процессов трансформации экономики РБ в направлении построения социально ориентированной рыночной экономики необходимы достаточные предпосылки и условия, которые придадут экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой НЭ:
• общесистемные предпосылки включают определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства; подразделяются на внешнеполитические (суверенитет, открытость экономики; стабильность стратегических приоритетов; многовекторность внешней политики) и внутриполитические (становление демократии; оптимизация государственных структур управления; повышение гражданской активности);
• системные предпосылки определяют единство экономического и институционально-правового пространства, механизмы и нормы взаимодействия регионов и секторов экономики, регулируемых отношениями собственности, организационно-правовыми формами ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов;
• внутрисистемные предпосылки направлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перевода на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация ее структурных характеристик.
Все описанные выше группы предпосылок комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.
Важное место занимает создание новой системы управления с учетом требований социального, экономического, экологического принципов устойчивого развития. Ноосферная модель устойчивого развития – это модель управляемых взаимодействий общества – природы – человека в целях более гармоничного развития системы в целом. Эта модель строится на понимании того, что природосбережение и ее восстановление становится общепланетарной ценностью и главным условием выживания человечества в новом веке.
Природно-ресурсный потенциал
Социально-экономическое развитие страны и благосостояние людей во многом зависит от природных условий и ресурсов.
Природно-ресурсный потенциал– это совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала – это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов – земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др. Он зависит от ряда факторов, среди которых: • количество имеющихся в стране природных ресурсов; • их количественные и качественные характеристики (размер запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.); • возможность комплексного использования.
Количественная оценка природно-ресурсного потенциала страны возможна в том случае, если все виды ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Для этого применяются: балльная система, стоимостные показатели и абсолютные энергетические потенциалы.
Природно-ресурсный потенциал – важнейшая часть национального богатства страны. В сравнении с другими государствами СНГ на территории Беларуси уровень его концентрации относительно высок. Вместе с тем на территории Беларуси отмечается относительно невысокая концентрация минерально-сырьевых ресурсов, особенно топливно-энергетических, руд черных и цветных металлов.
В целом природно-ресурсный потенциал не соответствует уровню развития и концентрации производительных сил, который характеризуется более высокими показателями.
Экологический потенциал
Экологический потенциал – это возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека. Ядро экологического потенциала: заповедники и национальные парки.
Показатель эффективности функционирования экологического потенциала – экологическая емкость:
1) экологическая емкость в ВВП – удельный вес экологически чистой продукции в ВВП;
2) коэффициент удельных загрязнений – удельные загрязнения на единицу ВВП.
Экологический потенциал не может быть полностью оценен экономически, т.к. включает «невесомые полезности» природных условий.
При оценке экологического потенциала Беларуси необходимо учитывать все те экологические проблемы, которые накапливались в стране во второй половине XX в.
Наиболее серьезной экологической проблемой остается радиоактивное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Одной из важнейших проблем является защита атмосферы, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах Беларуси. Экологический потенциал страны в значительной мере зависит от качества поверхностных и подземных вод. Устойчивость экологического потенциала страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях экономики. Актуальной для Беларуси является проблема сохранения ландшафтного и биологического разнообразия. Образование и накопление отходов производства и потребления ведет к ослаблению экологического потенциала страны и представляет реальную угрозу здоровью людей. Фактором, обусловливающим стабилизацию экологического потенциала страны, является сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия.
Легкая промышленность
Легкая промышленность (ЛП) – совокупность отраслей и производств, перерабатывающих с/х и химическое сырье и выпускающих ткани, одежду, обувь и другие предметы потребления. Она объединяет > 10 крупных отраслей и десятки производств, непосредственно участвующих в материальном обеспечении потребностей населения. В ней функционируют около 500 предприятий, которые выпускают > 5000 наименований продукции. Ей принадлежит ведущее место в производстве товаров народного потребления.
Отличительной чертой ЛП в целом является высокий удельный вес продукции, выпускаемой на негосударственных предприятиях (около 85%). Наиболее крупные предприятия отрасли, производящие около 87% отраслевого объема, входят в состав концерна «Беллегпром» – многоотраслевого производственного комплекса страны, включающего текстильную, трикотажную, швейную, кожевенную, обувную, меховую и текстильно-галантерейную подотрасль. В зависимости от особенностей размещения все отрасли ЛП можно разделить на 3 группы: 1) отрасли первичной переработки сырья, которое поставляет сельское хозяйство (шерсть, лен, кожа) – при размещении предприятий ориентируются на сырье; 2) текстильная промышленность (включает шерстяную, льняную) – ориентируется как на сырье, так и на потребителя; 3) швейная и обувная промышленность– ориентируются на потребителя.
ЛП РБ имеет высокую экспортоориентированность. Приоритетные направления нынешнего развития ЛП: • расширение производства товаров из нетрадиционного (искусственного) сырья, • углубление переработки ресурсов с учетом их качества, • развитие предприятий небольшой мощности. Основной задачей развития отрасли является максимально возможное удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественных изделиях широкого ассортимента и увеличение выпуска на экспорт. Для ее решения предусматривают осуществить комплекс мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности товаров ЛП на основе использования новых технологий и технологических решений, преодоление технологического и технического отставания предприятий отрасли, создание производств, призванных заменить своей продукцией аналогичные импортные товары за счет перепрофилирования действующих и создание новых мощностей с учетом отраслевых приоритетов, снижение издержек производства и строго соблюдения режима ресурсосбережения. Приоритеты в развитии ЛП отдаются предприятиям, имеющим возможность в короткий срок улучшить качество продукции по всей технологической цепочке до выпуска конечной продукции.
Транспорт и связь
Транспорт – сложная система, включающая средства перевозки грузов и людей, дороги, трубопроводы, АЭП и связанные с их формированием оборудование, станции, аэродромы, порты. Транспорт – одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций. Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в ВВП – 8,4%, в основных фондах страны – 15,4, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%. Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования. По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Транспорт общего пользования подразделяется на: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный. К транспортному комплексу предъявляются следующие требования: • наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов; • повышение экономичности перевозочных продуктов; • сокращение прибавочной доставки грузов и перевозки пассажиров; • обеспечение интенсивности их размерности перевозок, независимо от врем года, погоды; • повышен уровня комфортности при перевозке пассажиров и грузов.
Связь – отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения. Связь в РБ подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание). Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь. Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.
Комплекс социально-культурных отраслей. Образование. Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Культура и искусство. Социальное обслуживание
Комплекс социально-культурных отраслей представляет собой совокупность видов деятельности, назначение которых является оказание населению социально-значимых услуг: образование, культура, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обслуживание.
Образование – отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.
Здравоохранение– система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Структурные подразделения отрасли: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологическая служба; лекарственное обеспечение; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование.
Физкультура и спорт – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основными показателями состояния физической культуры являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания и образования, в производстве и быту. Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Формы спорта: массовый самодеятельный, резервный и спорт высших достижений.
Культура и искусство – совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Виды культурной деятельности: • художественное творчество; • культурное наследие; • клубная и развлекательная деятельность; • массовое создание и распространение культурных благ.
Социальное обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.
Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
Национальная экономика(НЭ)– это хозяйственная система страны, обладающая признаками суверенности, целостности, социальности и национальной ориентации. Для осуществления сложных процессов трансформации экономики РБ в направлении построения социально ориентированной рыночной экономики необходимы достаточные предпосылки и условия, которые придадут экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой НЭ:
• общесистемные предпосылки включают определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства; подразделяются на внешнеполитические (суверенитет, открытость экономики; стабильность стратегических приоритетов; многовекторность внешней политики) и внутриполитические (становление демократии; оптимизация государственных структур управления; повышение гражданской активности);
• системные предпосылки определяют единство экономического и институционально-правового пространства, механизмы и нормы взаимодействия регионов и секторов экономики, регулируемых отношениями собственности, организационно-правовыми формами ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов;
• внутрисистемные предпосылки направлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перевода на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация ее структурных характеристик.
Все описанные выше группы предпосылок комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.
Важное место занимает создание новой системы управления с учетом требований социального, экономического, экологического принципов устойчивого развития. Ноосферная модель устойчивого развития – это модель управляемых взаимодействий общества – природы – человека в целях более гармоничного развития системы в целом. Эта модель строится на понимании того, что природосбережение и ее восстановление становится общепланетарной ценностью и главным условием выживания человечества в новом веке.