Система национальных счетов и ее использование
Система национальных счетов и ее использование
Главной целью функционирования экономики является обеспечение жизнедеятельности нации удовлетворение материальных и духовных потребностей, повышение уровня благосостояния.
Основным показателем развития экономики является ВВП страны.
СНС начала применяться в конце 20-30х годов в США, Англии, но после второй мировой войны она была введена в международную практику. В 1993 году принята новая версия ВНП и ВНД.
СНС– это макроэкономическое, бухгалтерское и статистическое описание национальной экономики:
Макроэкономическое – охватывается вся национальная экономика в целом.
Бухгалтерская трактовка – все операции учитываются дважды
Статистическое обоснование – исходна база, первичные документы, дающие описание всех процессов.
В рамках СНС выделяют 4 типа хозяйственных субъектов:
1. Домохозяйства
2. Корпорации
3. Администрация (органы госуправления)
4. Некоммерческие организации
В рамках СНС выделяют 5 секторов экономики:
1. Не финансово-корпоративный
2. Финансово-корпоративный (национальный, коммерческие банки)
3. Сектор администрации (госуправления)
4. Частичные коммерческие учреждения, обслуживающие домохозяйства.
5. Домохозяйства
В рамках СНС выделяют 3 вида операций:
§ Макроэкономические: ВВП, счет национального дохода, счет накопления, счет ПБ.
§ Операции распределения и финансовые операции
§ Счета, связанные с товарами.
Пропорции в развитии национальной экономики.
НЭ рассматривается как единое целое. Вместе с тем, что это единое должно структурироваться по различным признакам.
Структурный подход
Выделение 3х секторов экономики:
1. Первичный – связанный с добычей и обработкой природных ресурсов
2. Вторичный – отрасли, связанные с производством материальных благ
3. Третичный – сфера услуг
При анализе структуры НЭ использует понятия пропорции, под которыми понимаются различные соотношения
Пропорции:
v Воспроизводственные – характеризуют отношения между различными стадиями производства
v Общеэкономические – характеризуют пропорции экономики в целом. Пропорции между ВВП и НД между тремя секторами экономики
v Технологические – характеризуют соотношение между различными технологиями, соответствующим различным укладам в экономике.
v Отраслевые – характеризуют соотношения между отраслями
v Региональные – отражают связи, отношения между отдельными территориями страны, характеризуют размещение производства на конкретной территории
v Институциональные – формы организаций и управления производство, культура, моральные нормативы поведения человека.
v Социальные – характеризуют отношения между различными социальными группами.
Все эти пропорции с одной стороны являются результатом экономического развития, с другой обусловлены тенденциями развития НЭ.
В РБ существуют достаточно серьезные проблемы в структуре. Рассматривая структуру НЭ следует отметить, что если НЭ будет отставать, то и конкурентоспособность продукции падает.
По национальности:..
6. По степени включенности в международную экономику:
· Открытые
· Закрытые
7. По типам и граница гос вмешательства в экономику:
· Либеральные
· Командно-административные
· Смешанные
8. По механизму координации:
· Традиционный
· Рыночный
· Командно-административные
9. По степени зрелости:
· Формирующаяся экономика
· Зрелая экономика
Страны классифицируются в зависимости от 4х признаков:
§ Структура собственности
§ Социальная политика государства
§ Участие государства в процессе перестройки
§ Границы государственного участия в экономике
Выделяют 3 группы стран:
ü Страны с либеральной экономикой (Англия, США)
ü Социально-ориентированные (Германия)
ü Социально-демократическая модель)
Применяемые в экономике математические методы (фискальная, денежная политика) кроме либеральной и социально-демократической выделяют Японскую. Для нее характерно более сильное взаимодействие частного капитала и государства.
Легкая промышленность.
Легкая промышленность — совокупность отраслей и производств, перерабатывающих сельскохозяйственное и химическое сырье и выпускающих ткани, одежду, обувь и другие предметы потребления.
В легкой промышленности Беларуси функционирует около 450 предприятий, которые выпускают сотни видов продукции более 5000 наименований. Наиболее крупные предприятия (более 350) входят в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности («Беллегпром»).
В легкой промышленности Беларуси самой крупной по объему выпускаемой продукции и числу занятых рабочих является текстильная промышленность
Самой распространенной в республике является швейная подотрасль легкой промышленности. Число предприятий подотрасли превышает 170. Крупнейшими предприятиями являются швейные фабрики: ОАО «Коминтерн» в Гомеле, «Знамя индустриализации» в Витебске, СП ЗАО «Милавица» и ОАО «Прогресс» в Минске, ЗАО «Веснянка» в Могилеве и др. Их основная специализация — пошив мужских и женских костюмов, пальто, детской одежды, белья, головных уборов, меховых изделий.
Кожевенно-обувная промышленность.В Беларуси насчитывается свыше 20 предприятий.
В перспективе легкая промышленность Беларуси ориентируется на максимально возможное удовлетворение платежеспособного спроса как на внутреннем рынке, так и достижение наибольших результатов на внешних рынках. Предусматривается обеспечить население страны высококачественными, модными товарами в широком ассортименте, по доступным ценам, восстановить доверие покупателей к товарам отечественного производства.
Образование.
Образование — крупнейшая отрасль комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.
Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др.
Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.
Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углубление профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.
Управление образованием осуществляет Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.
Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет. Дополнительное финансирование государственных учреждений образования может осуществляться за счет полученных доходов от платных образовательных услуг, производственной и научной деятельности, гуманитарной помощи, а также в виде имущества и денежных средств, полученных от благотворителей и меценатов. Сюда относятся и средства, выделяемые базовыми шефствующими предприятиями, попечительскими советами, спонсорами.
Современная модель общеобразовательной школы включает:
• начальное образование (срок обучения — четыре года;
• базовое образование (срок обучения — десять лет, включая ступень начального);
• полное среднее образование (его продолжительность — двенадцать лет с учетом уровня базового образования).
В Республике Беларусь сложилась следующая система средних специальных учебных учреждений:
• техникумы (училища);
• колледжи;
• высшие колледжи;
• высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи.
Здравоохранение.
Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Роль здравоохранения в экономике Беларуси определяется следующими показателями: в структуре ВВП доля здравоохранения составляет; общая численности занятого населения; инвестиции в основной капитал. Велика роль отрасли в сохранении здоровья нации — этого особого богатства страны и фундамента ее дальнейшего развития. Уровень развития здравоохранения отражается на социальном и экономическом благосостоянии населения, результатах производственной деятельности, демографических процессах и качестве народонаселения.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей.
Анализ функционирования здравоохранения как отрасли национальной экономики проводится по следующим структурным подразделениям:
• лечебно-профилактическая помощь;
• охрана здоровья матери и ребенка;
• лекарственное обеспечение населения;
• санитарно-эпидемиологическая служба;
• медицинская экспертиза;
• медицинская наука и образование.
Основные направления совершенствования управления системой здравоохранения и повышения эффективности ее деятельности включают:
• планирование финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя;
• разработку и реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
• реструктуризацию медицинской помощи, внедрение ресурсосберегающих технологий;
• развитие внебюджетной деятельности и др.
Новая медико-экономическая модель должна обеспечить оптимальное сочетание бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг. Входящие в структуру внебюджетной деятельности платные медицинские услуги оказываются гражданам на добровольной основе сверх гарантированного государственного объема бесплатной медицинской помощи и ограничиваются установленным перечнем. Не допускаются платные медицинские услуги в социально неприемлемых сферах.
Культура и искусство
К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.
Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство тесно взаимосвязаны и служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации.
Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:
• художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);
• культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);
• клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);
• массовое создание и распространение культурных благ — индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).
Государственные капитальные вложения в 2001—2005 гг. направлены в первоочередном порядке на строительство нового здания Национальной библиотеки Беларуси, реконструкцию здания Национального академического Большого театра оперы и балета, реставрацию мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», сооружение ряда объектов культуры в регионах. Продолжаются ремонтно-восстановительные работы в Национальном историко-культурном заповеднике «Несвиж», Мирском замке и на других объектах культуры.
Система национальных счетов и ее использование
Главной целью функционирования экономики является обеспечение жизнедеятельности нации удовлетворение материальных и духовных потребностей, повышение уровня благосостояния.
Основным показателем развития экономики является ВВП страны.
СНС начала применяться в конце 20-30х годов в США, Англии, но после второй мировой войны она была введена в международную практику. В 1993 году принята новая версия ВНП и ВНД.
СНС– это макроэкономическое, бухгалтерское и статистическое описание национальной экономики:
Макроэкономическое – охватывается вся национальная экономика в целом.
Бухгалтерская трактовка – все операции учитываются дважды
Статистическое обоснование – исходна база, первичные документы, дающие описание всех процессов.
В рамках СНС выделяют 4 типа хозяйственных субъектов:
1. Домохозяйства
2. Корпорации
3. Администрация (органы госуправления)
4. Некоммерческие организации
В рамках СНС выделяют 5 секторов экономики:
1. Не финансово-корпоративный
2. Финансово-корпоративный (национальный, коммерческие банки)
3. Сектор администрации (госуправления)
4. Частичные коммерческие учреждения, обслуживающие домохозяйства.
5. Домохозяйства
В рамках СНС выделяют 3 вида операций:
§ Макроэкономические: ВВП, счет национального дохода, счет накопления, счет ПБ.
§ Операции распределения и финансовые операции
§ Счета, связанные с товарами.