Цены и ценовое регулирование

Цена - это денежное выражение стоимости товара. Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. При товарных отношениях цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т.е. является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением, а следовательно, между ценой и стоимостью.

Существуют два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный.

Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Если рассматривать ценообразование на конкурентном рынке – устанавливается равновесная рыночная цена. Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу.

Экономическое содержание цены раскрывают ее функции.

Измерительная функция.

Учётная функция.

Регулирующая функция.

Стимулирующая функция.

Распределительная функция.

Виды цен. Рынок как система взаимоотношений различных покупателей и продавцов характеризуется большим разнообразием видов цен. Классификация их осуществляется по нескольким направлениям [6].

По сферам товарного обслуживания:

• оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения;

• розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

• закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

• цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).

По формам продаж:

• контрактные (договорные) цены – цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

• биржевые котировки – это уровень цены товара, реализуемого через биржу;

• цены ярмарок и выставок (часто льготные);

• аукционные цены.

По степени регулирования:

• жестко фиксированные;

• регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством на продукты повышенного социального назначения);

• свободные (формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).

Структура цен. Обычный массовый товар проходит три стадии товародвижения: предприятие – оптовая торговля, оптовая торговля – розничная торговля, розница – потребитель.

Соответственно этим стадиям выделяют основные составляющие цены:

1. оптовая цена предприятия (отпускная), состоит из себестоимости и прибыли предприятия;

2. оптовая цена промышленности (торговли), включает кроме отпускной цены снабженческо-сбытовую наценку, т.е. цену на снабженческие и сбытовые услуги, возмещающую издержки сбыта и приносящую прибыль соответствующим организациям;

3. розничная цена, включает торговую наценку на оптовую цену или, часто, торговую скидку с розничной цены (назначается в %, состоит из затрат и прибыли розничной торговли).

В общем виде структура розничной цены может быть представлена в виде таблицы.

Таблица – Структура цен

Оптовая цена производителя Торговая наценка оптовой торговли Торговая наценка розничной торговли
издержки прибыль Издержки прибыль издержки прибыль
           

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.

Под государственным регулированием цен понимают комплекс мероприятий, осуществляемых государственными органами и направленных на сохранение ими изменения существующих уровней, соотношений, структуры, динамики и паритета цен на отдельные товары, а также поддержание государством такого уровня потребления различными слоями и группами населения, который не ведет к возникновению возможных социальных противоречий.

Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого методов регулирования. К косвенному регулированию цен, как правило, относятся принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, государственные закупки на основе тендеров, регулирование денежного оборота и кредита, установление норм амортизации и учетной ставки, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, политика госинвестиций, регулирование госрасходов, уменьшение дефицита государственного бюджета, контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэкономической сбалансированности. Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт косвенного регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с прямым их регулированием.

Прямое регулирование ценосуществляется в основном тремя способами: путем установления «ценового потолка» (максимальных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «коридора цен». Наибольшее распространение получила политика «ценового потолка. Данная политика используется в монополизированных отраслях (электроэнергетики, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.).

Закон Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. № 255-З, Концепция ценообразования в Республике Беларусь и ряд других программных документов определяют курс на совершенствование и расширение рыночных механизмов ценообразования, дальнейшую либерализацию цен с сохранением государственного регулирования и контроля за ценами лишь в отношении отдельных видов товаров (работ, услуг).

Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с Законом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления:

фиксированных цен (тарифов);

предельных цен (тарифов);

предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

порядка определения и применения цен (тарифов);

декларирования цен (тарифов).

Твердые фиксированные цены (тарифы) используются в основном в тех случаях, когда государство намерено управлять предложением и спросом на отдельные группы товаров. Так, фиксированные цены устанавливаются:

на основные виды топливно-энергетических ресурсов (нефть сырая собственной добычи (для государственных нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее и реализуемые потребителям по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь; газ природный и сжиженный; электрическая и тепловая энергия);

водку белую и спирт, сахар, табачные изделия, стеклотару (залоговые цены);

лекарственные средства, производимые предприятиями республики (по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь);

драгоценные металлы в изделиях и ломе, скупаемые у физических лиц; услуги связи, оказываемые населению и юридическим лицам;

перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным и автомобильным транспортом;

коммунальные услуги населению.

Наши рекомендации