Национальная экономика(НЭ): понятие, цели, стр-ра
Национальная экономика(НЭ): понятие, цели, стр-ра
С сер.XX в. НЭ рассм. в 2-х аспектах:
1-как науку и дисципл.(обект - нац. хоз. с-ма; предмет– соц., эк. процессы воспр-ва, закономерности функц-ния и разв-я хоз. сис-мы, её структ-х эл-тов, потенциалов, мех-мов; субъект – органы управ-ния и научн. стр-ры; инструментарий – комплекс общенаучн. и спец-х методов познания. Напр., с-ный (сис-ма упорядрчен. множ-во эл-тов, объединён-х взаимосвязями и отн-ями в единое целое) и стр-но- функцион. подход ( в рамках дан. подхода модель эк-ки мож. представить как сис-му институтов, их целей, ф-ий, видов деят-ти). 2-как область хоз.практики: НЭ – хоз. сис-ма страны, отвеч-щая принципам суверенности, целостности, соц-сти, нац. ориентации. Хар-ные черты и усл-я: суверенитет нации и гос-ва, террит. целостность, единство эк. простр-ва и юр. среды, наличие един.платёжн. ср-ва и целостн.фин. сис-мы, развитость внутр. рынка и стабиль. внешнеэк. и геополит. отнош-й).
НЭ стр-руют по признакам: 1) по организ-му признаку ( НЭ – совок-сть хоз-щих субъ-в различных орг-но-правовых форм и форм собст-ти); 2) по стр-ному ( НЭ – сов-ть хоз-венных комплексов: пром-сть, АПК, воен-промышл., топл.-энерг., строительн. комплексы и т.д.); 3) по функциональному (НЭ – сов-сть потенциалов (П): природ.-ресурсн. П, демограф., труд., научн., инновацин., производствен., эколог. П); 4) по институц-му ( НЭ – сов-сть институтов рынка и сегментов нац.рынка(Р): Р фак-ров пр-ва Р тов. и усл., валютн. Р фонд Р, Р объектов интел. соб-сти, жилья и т.д.).
НЭ нах-ся в сложном трансформац-м состоянии. Поэтому её осн. целями явл.: -формир-ние полной сов-ти институтов и хар-тик эк. сис-мы суверенного гос-ва; -преобразование действ-х, построение новых институтов соц.ориентиров-го смешанного хоз-ва; - преоброзавание стр-ры эк-ки на основе нов. высоких тех-гий, миров. тенденций глобализации, эффект-го МРТ(м/нар. раздел-я труда).
Предпосылки становления , функц-ния и разв-я НЭ.
НЭ Бел. нах-ся в сложном трансформац-м процессе, кот. охватывает: -форм-ние полной сов-ти институтов и хар-тик эк. сис-мы суверенного гос-ва; -преобраз-е действующих, построение новых институтов соц.ориентиров-го смешанного хоз-ва; - преобр-ние стр-ры эк-ки на основе нов. высоких тех-гий, миров. тенденций глобализации, эффект-го МРТ(м/нар. раздел-я труда). Для успешного осущ-ния этих процессов необх-мы достаточные предпосылки. Их дел.на 3 группы: 1) общесист-е ( носят конституц-прав-й, идеолог-й, полит-й, мировоззренч. хар-р. В РБ они сформулированы в Конст-ции РБ и в Нац-м стратегич. устойчивом развитии(НСУР) до 2020г., а именно: *построение и разв-е унитарного демократ. соц.-правового гос-ва; * форм-ние современ. гражд. общ-ва; *создание соц.ориентир-й рын. эк-ки; * уважение соц-х, псих., культ., ценностных ориентаций народа ( менталитет нации, нравствен.устои)); 2) сист-е (вкл единство эк., институц-правового простр-ва, общность хоз-венных инст-тов, мех-мы и нормы взаимод-вия с внешней средой, а именно: *- создание един. институцион.-правов. среды для страны в целом, её регионов, секторов экономики( Конст.РБ, ГК, Банк., Налог., Тамож. кодексы и др); *- учет специфики страны при форм-нии потенциала НЭ (РБ располаг. Долговр-ми ф-рами развития: высоквалиф-й кадровый, научно-тех., пром-й, агропром-й потенциал, большие запасы отд-х. видов минер-сырьев. рес-сов. Есть и негативн. аспекты: -несовершен. стр-ра воспр-ва, -физич. и моральн. износ ОПФ, -устаревшие тех-гии, -низк. кач-во некот. видов пр-ции и услуг.); 3) внутрисис-е ( предполаг. обеспечение эф-ти и конкур-спос-ти эк-ки на основе принципов рационального хоз-ния, а именно: *-перевод эк-ки на инновац., высокотехнолог-е, наукоемкое разв-е; *-оптимизация воспроизв-й, отраслев., технол., регион. стр-р НЭ; *- обеспечение рацион-ти, стратегич. целенаправл-сти, тактич. гибкости сис-мы НЭ);
Выдел.так же внешнеполит. П (открыт-ть эк-ки, многовекторность внешн.пол-ки, стабильностьстратег-х приоритетов м/нар. сотр-ва, глубокое знание и прогноз коньюнк-ры внеш.рынков) и внутриполит. П ( соверш-ние политич. сис-мы в рамках Конст.РБ). Все эти предпосылки вкл в программы и прогнозы соц-эк. разв-я РБ.
Пон-е и состав СЭП страны.
Пот-лпримен-но к эк-ке означ. возм-ти и их источники, кот м.б использ-ны для целей соц.-эк разв-я. СЭП-макс. возмож. спос-ть произвести пр-цию в соотв-и с запросами внутр. и внеш.рынков. Состав: прир.-ресурс, демограф, труд, научно-техн, инновац, инвестиц, производ, внешнеэк, эколог потенциалы. Ур-нь разв-я СЭП характ-ся и стр-рой, технич.ур-нем, пр-вом и потребл-ем, кач-вом пр-ции всех отраслей, накоплен и располагаемыми страной мат и дух цен-тями, нах-щимися как на ее тер-и, так и за рубежом.
Экологический птенциал.
Экологический потенциал не может быть полностью оценен экономически, так как включает «невесомые полезности» природных условий.
При оценке экологического потенциала Беларуси необходимо учитывать все те экологические проблемы, которые накапливались в стране во второй половине XX в.
Наиболее серьезной экологической проблемой остается радиоактивное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Значительная часть территории республики площадью 4,8 млн), на которой проживало 2,5 млн человек, загрязнена радионуклидами. Площадь сельскохозяйственных земель с отмеченным уровнем содержания цезия составила 1,8 млн га.
Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого развития- экономики страны является защита атмосферы, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах Беларуси.
Экологический потенциал страны в значительной мере зависит от качества поверхностных и подземных вод. Если по уровню водообеспеченности Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, то проблема качества природных вод стоит весьма остро, несмотря на уменьшение объемов водо-отведения и проводимую реконструкцию очистных сооружений.
Включение в состав природных вод не свойственных им веществ различного техногенного происхождения сопровождается загрязнением воды
Устойчивость экологического потенциала страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях экономикки
Загрязнение земель, связанных с сельскохозяйственным производством, в условиях Беларуси проявляется в избыточном накоплении химических веществ в результате известкования кислых почв, внесения минеральных удобрений и пестицидов, а также чрезмерного полива сельскохозяйственных угодий стоками животноводческих комплексов. В целом по стране избыточное накопление биогенных элементов произошло на 6 % пахотных земель. Необходима рациональная система применения минеральных и органических удобрений.
Образование и накопление отходов производства и потребления ведет к ослаблению экологического потенциала страны и представляет реальную угрозу здоровью людей.
В сохранении биологического разнообразия главенствующая роль принадлежит особо охраняемым природным терри-ториям. Прежде всего это участки земли и части водного про-втранства, в том числе природные комплексы, которые имеют влажное экологическое, научное, культурное, эстетическое, ис-тбрическое значение и в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.
Демогр. и тр. потенциал.
Демогр потенц хар такими пок-ми как числ-ть нас-ния, плотн-ю, полов сост-м, нац-ти, языку, сем положению, образованию, принадл к соц группам, пок-м движ насел.Числ-ть насел РБ на нач 2008г сост 9690тыс чел. Начин с 70-х набл-ся относ-й спад роста насел, кот в 90-х привел к сокращ числ-ть насел. В целом за период 94-07гг числ-ть нас-ния сокр 0,5млн. чел. С 93г ситуац в РБ хар депопуляцией (вымир нации). Такая ситуац хар-на для всех отрасл РБ. При этом наиб-е значит-е уменьш-е числ-ти нас-ния Гом и Мог обл. Это вызволо серьезн-е измен-ния в стр-ре насел по полу и воз-ту. Причина- высок смерт мужчин, особ-но в трудоспос возр. По классиф-ции ООН насел РБ счит-ся старым. В РБ доля насел свыше 65лет сост 14%, притом что пороговое значен 7%. С точки зрения пок-ля освоен тер-рии РБ явл густо населен. Средн плотность населен 46чел на 1м.кв. Наиб засел Минск обл, наимен Витебс обл. За послед 15лет резко увел темп роста город насел и сокр числ-ть сельск. На нач 2008г сел-е нас-ние в РБ 2,6млн. Наибол высок ур-нь урбан-ции в обл центрах. На форм-ние численной половозрт ст-ры нас-ния опред влиян оказ миграция. Для РБ хар-н как внеш так и внутр имграция. При этом сальдо внешнемиграц потока полож-е за счет чего часто реш-ся проблема сокращен числ-ть нас-ния. В РБ сущ-т закон «О дем-й безоп-ти». Важн сост частью пот-в явл трудов потенц, к-й хар-т кол трудоспос насел. Границы труд потенц опред физ-ми и соц-эк усл-ми и устан органами гос управл. В РБ трудоспос с 16лет. Пенсион возр для Ж 55,М 65. Доля труд насел достигла своей пиковой вел-ны в 2007 62% от общ числ. До 2015 этот пок-ль будет сниж. Макс доля трудоспос-го населен соср в Минск обл. во всех остальн-х примерн одинакова. В составе ТР выдел эк-актив и эк-неакт населен. В РБ эк-акт насел 70%. Наиб уд вес в занятости насел прих на промышл 26-27% и торговлю 13-15%. Доля в промышл уменьш, в торговле увелич. Рб относ к гос с высок Ур-м образ насел 46% рабочих имеют высшее и ср.спец обр-е. Рб хар-ся низк Ур-м безраб. На конец 20007-1%.
Научно-тех.(НТП), инновац.
НТП- сов-ть рес-в и усл-й, осущ-е приклад. научных исслед-й и разработок ,вкл-я опытно-конструкторск. и опытно-технол-е. Качеств.хар-кой НТ пот-ла явл.стр-ра по отраслям наук. Традиционно преобл. ест.,технич., мед. и с/х науки.Это определило специализ-ю страны на машино- и приборостроении.Осн.часть НТ пот-ла сконцентрирована в пром-ти, с/х, транспорте и связи.Число орг-ций выполн.исслед-я – ок.340,и имеет тенденцию к росту,но > половины из них – НИИ.Доля промышл. орг-й ок.18%,опытных заводов в РБ всего 2. Обл.распред-е свидет-т о выс.концентр-и научных стр-р в Минске и Мин. обл (66%),по 9% в Вит. И Гом. Обл.По формам собств-ти одинак.удельн.вес гос. И предприн сектора (41-42%), 17% высш.обр-е. 57% затрат на фин-е это ср-ва на разработки улучш. Хар-ра, не оказ. Значит.влияния на кач-во произв-ва.Числ-ть персонала,занятого в науч.исслед-и,сокр.с 2,1% до 0,8% в стр-ре занятых.Наукоемкость ВВП <1% (с 2000 г)- это признак деградации техн.ур-ня (для пром.развит.стран – ок.3,5%).
Инновац.пот-л-сов-ть всех видов рес-ов и усл-я обеспечения и практич. освоения ,рез-тов науч. исслед-я и разработок. Инновац. активность в РБ крайне недост-на. Только 16% предпр-й осущест-ют техн. иннов-и.Более высокие пок-ли у машиностроения и металообр-ки-27%,химии и нефтехимии-23%.Наиб. низкие пок-ли в легкой пром.-9%, лесн. и деревообр-й-7%. В 2006 число созд. передовых технол-ий сост. 425 ед.Из них 1%-принцип.-новые,88%- технол-и новые только в РБ.Доля иннов.прод-ции в объёме реал-ции-14-15%. В целях разв.ИП – госпрограмма ИР НА 2007-2010 гг.
Хар-ка пром-го комплекса.
Пром-ть(П) –ведущая отрасль народ. хоз-ва РБ. На её долю приход-ся более 30% ВВП, более 27% занятых и почти 50% ОФ. Это самая слож. отрасль, объед-щая свыше 2 тыс. пром. предприятий. По эк. назначению прод-я П делится на 2 гр.: • гр. А(пр-во ср-в пр-ва); • гр. В(пр-во предметов потр-я). По хар-ру деят-ти: • добывающая(20%); • перераб-щая(80%). Отрасли специализации РБ – высококвалиф. трудоём. машиностроение, пр-во минерал.удобрений, нефтехимия, текстил. и деревооб. П. Машиностроение и металлооб-ка создают 22,5% пром. прод-и, в этих отраслях сконструировано 27% ОПФ, 36% ППП. Отрасль отличают: -высокоразвит. внутриотрасл. стр-ра; -больш. уд.вес наукоёмкого и высокотехн. пр-ва; -наличие металлоёмк. пр-ва; -недост. развитие подетал. специализации; -слабый ур-нь развития высокотехн. оборудования для тех отраслей, кот. имеют собств. сырьевую базу; -несоотв-е профиля выпуск. прод-и внут. потребностям страны. Ведущая позиция в машиностр-и занимает автомоб. П , крупн. Пр-тия – «МАЗ», «БелАЗ», «МоАЗ», Минск.завод калес. тягочей. Трактор.и с/х машиностр-е – «МТЗ», «Гомсельмаш», «Лидаагропроммаш». В машиностр-и выделяют наукоёмк. комплекс, куда относят приборостроит., радиотехн., электротехн., электрическую, опытно-механ. пром-ть(«Горизонт», «Витязь», «Интеграл» и др.). Станкостр. и инстумент. пром-ть представлена областн. станкостр. заводами(Гом. станкостр., Витеб., Мин. заводами станоч. узлов и литейным заводом «Центролит». Хим. пром-ть, 15% пром. пр-ва, отрасль базируется преимущ. на местных ресурсах(Беларуськалий, ПО «Азот», Гом. хим. завод, лакокрас. пром-ть, Могил. и Грод. химволокно, ОАО «Белшина»). Лесопром. комплекс вкл-ет лесозаготов. отрасль(13,5%), осн. уд. вес приход-ся на деревообраб. пром-ть(более половины общ. объема). Центр деревообраб-ки – Минск. Мебельн. пром-ть производит бол. 30% комплекса, к нему относят пр-во спичек, целлюлозно-бум.и лесохим. пром-ть. Приоритет.направ-ем развития пром. комплекса РБ признано развитие пр-в, раб-щих на местном сырье.
12. Информационно-технологический потенциал Беларуси.
Информационно-коммуникационные технологии оказывают решающее влияние на все стороны жизни современного общества:
• функционирование органов государственной власти и управления и их взаимодействие с бизнесом и населением («электронное правительство»);
• развитие производительных сил
• повседневную жизнь граждан — с помощью виртуального пространства удовлетворяются многие из основных жизненных потребностей (электронное образование и телеобучение, телеработа, телемедицина, потребности в информации и общении).
Обеспеченность информационно-технологического комплекса всеми видами ресурсов, создание условий для его функционирования и развития отражает понятие информационно-технологического потенциала. Его компоненты и параметры в динамике определяют стадии становления новой экономики и информационного общества в стране.
Основные составляющие информационно-технологического потенциала следующие:
• информационные ресурсы
• информационно-компьютерные и телекоммуникационные
технологии;
• автоматизированные информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе;
• информационно-телекоммуникационная инфраструктура (технологическая сетевая среда передачи и обработки данных);
• информационная индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи;
• вычислительный комплекс как технический базис информационной система компьютерного образования и подготовки кадров;
• система государственного управления информатизацией и
регулирования рынка информационных технологий, продуктов и услуг
Основная цель государственной политики в области информатизации по отношению к белорусскому информационному рынку заключалась в создании и эффективном применении такой нормативно-правовой базы, которая, с одной стороны, способствовала бы стабильности рынка и его ориентации на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой — обеспечивала бы преференции на рынке отечественным производителям информационных технологий, средств, продуктов и услуг.
Развитие сети Интернет все в большей мере способствует преобразованию традиционных видов экономической деятельности, активному развитию новых, в том числе электронной коммерции, мобильной коммерции, телевизионной коммерции, электронной рекламы, электронных платежей, электронного маркетинга, электронного управления и правительства.
Произв-ный потенциал (ПП).
ПП-опр-ся как врзм-ть отраслей нар.хоз-ва произв-ть конкурентоспос. прод-ю. Хар-ся сост-ем, стр-рой и движ-ем ОФ. На основ-и первонач. ст-ти ОФ без учета их стр-ры и износа счит-ся,что ПП РБ явл. значительным. В стр-ре ОПФ ведущее место прин-ит пром-ти (34%),надолю с/х прих.15%,на долю строит-ва-2,5%. Износ активной части ОФ пром-ти сост.свыше 81%. Для уст-го развития страны необх-мо произвести смену технологий и осущ-ть реконструкцию предпр-й в этих отраслях. В с/х ПП оцен-ся не только произв.фондами,но и сост-ем земельного фонда и поголовьем скота. Износ-80%. Улучш-е ПП нац.эк-ки зависит от сост-я ПП строит.индустрии. Счит-ся,что строит.комплекс с машиностр-ем явл.матер.базой модернизации эк-ки. Износ строит.индустрии-43%. Важн.вклад в форм-е ПП вносит трансп.комплекс. На долю транспорта прих.18,5%. Наиб.значимый транспорт для РБ-автоперевозки (форм-ют осн.доход от экспорта услуг). Осн.часть пром.-произв.осн.фондов сконцентр-на в Минск. и Гом. обл. Наим.удельный вес-Брест. и Грод.
Инвестиционный потенциал.
Инвест-й потенциал – способ-ть страны освоить необх. V инвест-й в строит-во новых предпр-й, расширения и реконстр-и старых. Ур-нь разв-я ИП хар-ся V и стр-рой капиталовлож-й. V капиталовлож-й в посл-е годы растут , в посл. время на 15% ежегодно . Но прирост ВВП превышает прирост инвест-й. Износ актив. части ОФ достигает 75-84%. При критич. ур-не 60%. Потр-ть в инвест-ях на 2002-2010 гг.сост. 39 млрд. $. V инвест-ий к 2010 д. вырости не менее , чем в 2,5 раза.
Моделирование ЭР.
Моделир-е-пр-с образ-я важн.прогнозн.макроэк.пок-лей. ЭР зависит прежде всего от влияющих на него факторов-кол-ва,кач-ва и эф-ти исп-я рес-сов(рабочей силы,ОС),а также от ур-ня применяемой технологии. Модели:однофакторные, многофакторные. В больш-ве моделей учит-ся такие факторы,как нац.доход(ВВП),потребление,инвест-и,объем труд.рес-сов,капитал(ОФ).
Отраслевая стр-ра нац.Э.
Отр.стр-ра-совок-ть отраслей нар.-хоз-го комплекса, хар-ся опред пропорц-ми и взаимосвязями. Отрасль- тсов-ть пр-тий, произв-х однородную пр-цию или оказыв -х однор.услуги.В нар-хоз. комплексе к отраслям,произв-м товары относят: -пром-ть;-с/х;-лесное хоз-во;-строит-во.В нар-хоз. к-с вкл-ся также инфраструктура-сов-ть разл. матер-х средств,необх-х для обеспеч-я произв-х и социально-бытовых потребностей.Среди отраслей нар.хоз-ва особое место отводится пром-ти.Она выполн.комплексообразующие и районообраз-е ф-ии.Отраслевая стр-ра эк-ки хар-ся:1)стр-рой ВВП2)распредел-м числ-ти занятых по отраслям3)концентрация осн.фондов. В отрасл.стр-ре РБ за период независ-ти произошли существ-е структ-е сдвиги и уд.вес пр-ва услуг превысил уд.вес пр-ва товаров.Такие измен-я явл-ся признаком перехода страны в постиндустриальную стадию разв-я.
Хар-ка АПК.
АПК заним. 11,5% ВВП,на его долю прих. 17% труд.рес-сов. и 26.5% ОПФ.В АПК выдел. 3 сферы:1) отр-ль пром-ти,обеспечив.АПК ср-ми произ-ва и кап.строит-во в АПК.2) с/х и лесное хоз-во.3)отр-ли, осущ. заготовку,перераб.с/х прод-ции и доведение её до потр-ля.Гл.звено АПК-с/х,оно даёт >половины всей прод-ции АПК, концентрир.70% ОФ АПК.В стр-ру с/х вкл:пр-во зерна, картофель, овощи и фрукты, лён, рапс, пр-во по выращив. Крупного рогатого скота и свиней.К отраслям, перераб. с/х сырьё отн.:пищев.пром-ть,мукомольн. и комбикорм.пром-ть,отр-ли лёгк.пром-ти,связ.с перв.обраб.льна и шерсти.Среди отр.растениев-ва осн.явл.зернов.хоз-во (рожь,ячмень, пшеница,тритикале).В животн-ве вед.роль принадл.развед.крупн. рог. скота.Прим.равномерн.распр.по террит.РБ. 2 по по значим. явл. свинов-во(самая убыточн.отр-ль).Пищев.пром-ть вкл.3 групы отр-лей: пищевкусов. (сах., кондит., пивовар.и т.д.); мясо-мол.;рыбн.
Хар-ка строит.компл-са(СК).
СК вкл. строит. индустрию, пром-ть строймат-лов и пр-во машин и оборудов.для пром-ти строит. мат-лов и дорожн. машиностроение. Строит.инд-я-сов-ть подрядн.строит.и монтажн.орг-ций.На долю СК прих.7,3% V ВВП. Проблемы: устар. технол-гии и нормат-вы; дефецит раб. силы; низк. ур-нь оплаты труда. Произ-во строй. мат-лов предст. цементн. пром-тью, произв-м кровельн., стенов.мат-лов, стекольн.и фарфоро-фаянсов. пром-тью. Пробл-ма: недостат. V пр-ва, в силу или изношен-ти ОФ, или отсутств. произв. мощностей.
Транспорт и связь(ТС).
ТС явл.важнейш.отр-ми НЭ,обеспеч.перевозки грузов и пассаж-ов,передачу и распр. информ. потоков, необх. для удовл. потр-тей нас-я, норм. Функц-ния произв. процессов всех субъектов хоз-ния и управл-я гос-вом. ТК- сов-ть разл. видов транс-та, нах. во взаимод. и взаимозавис-ти, дополн. Др друга, развив.в тесной взаимосв-зи, обесп эффект использ каждого вида. Виды Т:ж/д (массовость потоков,низк.себ-ть, беспереб. раб. кругл. год, высок.ск-ть движ-я ), автомоб (подр.на грузов, обл.маневрен-тью и гибкостью, и пассажир., дел. на автобусн., легков., личн.,ведомств.), водн.(постеп.теряет свои позиции в ТК страны, его уд.вес в перевозке грузов и пас-ов за посл.годы значит сокр.), воздушн. (хар. высок. скор-ти движ-я, перевоз. пассажир. и почты, а также дорогих, скоропортящ. и срочн. грузов на больш раст-я), трубопров. (предст. собой вид непрер.тран-ра, осущ. передачу на расст-е жидких, газообр. или твёрд. грузов по трудопровод. под давлением, предназн. гл. об .для транспорт.газа, нефти и нефтепрод-тов). Связь-отр-ль эк-ки страны, обесп. передачу и распр. разл. инф. потоков. С.в РБ дел .на почтов. и электрич. (телефон.и телеграфн., телевид-е и радиосвязь,передача данных)
Связь: роль и структура.
Связь — отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и электрическую.
Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему — регулярная доставка письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с использованием транспортных средств. В сложившихся условиях благодаря принятию кардинальных мер удалось сохранить сеть почтовых предприятий, осуществить бесперебойное предоставление клиентуре традиционных социально значимых услуг почтовой связи. Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество. Устойчиво растет объем междугородных телефонных разговоров. Число междугородных переговоров на одного жителя республики превышает аналогичный показатель по странам СНГ. Все это положительно сказывается на общих доходах телефонной связи
Телеграфная связь предназначена для передачи на расстояние буквенно-цифровых сообщений — телеграмм или фототелеграмм. Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь, предназначенная для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам относятся сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.
Соц.-потреб. Комплекс
- это отрасли, произ-щие мат-ные блага и услуги для нас-я. Сюда относят: торговля (оптовая, розничная), обществ.питание, бытовое обслуж-ие, ЖКХ. Наиб.знач. подотрасль – это торговля. Её знач-ть опр. тем, что свыше 70% ден. доходов нас-я направл-ся на покупку тов. На размеры товарооб-та влияет уровень развития пр-ва, террит. различия, благосост. нас-я, ур-нь трансп. обслуж-ия, эк. ситуация и т.д. В РБ набл. тенденция увел. общ. числа магазинов, но по сравнен. с 90-м г.почти в 2 р. сокр-сь кол-во магазинов самообслуж-я. При тенд-и роста числа маг-в, набл.уменьш. средней торг. площ-ди 1 маг-на. Сущ. норм-в обесп-ти тоговой площ-ью, он сост. 320 м2 на 1000 чел. В РБ он выполн-ся (≈322 м2). Растет число фирмен. маг-в, ↑кол-во рынков. Начиная с 2000г развив-ся такой тип маг-в как маг-ны-склады на базе оптов.орг-ий. Приоритетн. Задачей развития СПК явл. обеспеч. высок.темпов роста платных услуг, в т.ч. и бытовых.
Цели и ф-и гос.рег-ия
Цели гос-ва-сов-ть осн.приорит. напр-ий развития НЭ,обесп-их реал-ию гос. интер-ов Цели подразд. на 4 гр.:1. Общ. (сов-ть гос.приор-ов,опр.общеэк.пол-ку) 2.коллич-опред (эк. хар-ки развития НЭ, кот позволяют установить колл. задания).3.Соц.(сов-ть мер-ий, напр-х на реал-ию соц. инт-ов отд. рег-ов соц. групп суб-ов хоз-ия) 4.Спец. (сов-ть гос. мер-ий, напр. на реал-ию конк. эк. задач в рамках рег-ия текущей деят-ти) Фун-и гос. рег-я: 1.эмиссия ден., ден-кр. и нал-бюдж.рег-ие. 2.обесп-е гарантий прав и свобод лич-ти, прав собс-ка и суб-та хоз-ия 3.обесп-ие мин. соц. станд-ов по предост-ю благ и услуг общ. пол-ия (обр-ие,кул-ра и тд). 4.форм-ие устойч. макроэк. ситуации, вкл. эффект. функц-ие финн.учр-ий.5. реал-ия антимон. мер и поддержка конкур.среды. 6.развитие науки, иннов. дея-ти и инф.тех-ий.7.проведение акт. внешэк. пол-ки, разв-е интегр. связей. 8.форм-ие произ., соц. и экол. инфрастр-р общегос. знач-ия ,обесп. усл-ия для роста эк-ки и улуч-ия жизнедеят-ти нас-ия.9.поддержка соц-но незащищ. групп нас-ия.10.охрана окр. среды, межд. сотр-во при реш-и экол.проблем.11.форм-ие рац. тер. пропорций воспр-ва и комплек. развитие произ. сил регионов.12.обеспеч-е нац. без-ти стр.13.созд-е прав.базы рын. отн-ий и обес-е собл-я зак-в.14.разр-ка и реа-ия стратегии соц.-эк. развития. Мет-ды гос. рег-ия: 1.админ. 2.экон. Подходы к проб-ме иерарх.разм-ия целей. 1.эк. (критерий ранжиро-ия- пок-ль мин. издержек. фак-ов пр-ва, необ.для реа-ии) 2.програм.- принятие нац. прог-м раз-ия по приорит.напр-ям. 3.ситуац. -на основе реально слож. эк. ситуации. 4.ранжир-ие целей эк .пол-ки с учетом инт-ов прав.пол.партии.
ДКП: направл, инстр-ты.
ДКП неизменна на протяж. последн. лет и напр-на на: • созд. усл-й для поддерж. высок. темпов эк. роста; • обеспеч-и стабильн-ти бел.руб.; • устойч. развитие банк. сектора; • эфф-ое фин-ие банк. нац. плат. сист. Цели: безинфляц. эк-ка в усл-ях отсут-ия безраб., поддержка опред. ур-ня ден. массы в обращении, размера банк.резервов и учётн. ставки%. Инструменты – прямые (целевое кредит-е, «кредитн. потолки», адимн. контроль над ур-нем % ставок) и косвенные (• регулир-е офиц. ставки рефинанс-ия; • измен-ие нормы обязат. резервир-я; • рефинанс-ие коммерч. банков; • операции на открытом рынке). Регулир-е ден. массы агрегатами М0, М1, М2, М2*, М3. На 2007г. колеб-ие курса предусм-но ±2.5%, на 2009 - ±5%. Ставка рефинанс-ия на 2009 – 10-12%. Резервные активы должны достичь значения не менее 5.9млрд$. Рент-ть капиит. – не менее 10%. Приорит. направл. останутся: жилищн. строит-во, инвест-и, агропром. сектор. В пер-од до 2010г. предполаг. реш-е след.задач: • недопущение годовой инфл. выше 5%; • увелич-е ур-ня монетиз-и ВВП до 30% по рубл. ден. массе и 40% - по широк. ден. массе; • созд-е 3 ур-ня кредитно-фин. учрежд.; • формир-е золотовал. резервов на ур-не, обеспеч. полное покрытие рубл. ден. базы.
42. Фин-бюдж. сист. РБ.
Фин. пол-ка – совок-ть целей, ср-в их реализ-и и меропр-й по обеспечению эфф-ой мобилизации фин. ресурсов, их перераспред. и исп-ия для выполн. гос-вом своих ф-ий. Бюджет – осн. фин. план формир-ия и исп-ия ден. ср-в для обеспеч. ф-ий гос. органов, эк. и соц. развития страны или соответ. админ-террит. единиц. Бюжд. сист. – основанная на эк. отношениях и юрид. нормах совок-ть всех видов бюджетов, действующих на тер.страны. Направлена на формир-ие исполн-я республ. и местных бюджетов в соответствии со стратег.целями развития нац. эк-ки. В РБ носит соц-ориент. хар-р. Бюджет утверждается ежегодно. Традиц-но – с дефицитом, но с 2004г. сводится с профицитом. Доходы – текущие, капитальные, свободных эк. зон, гос. целевых бюдж. фондов.
Налог.сист. – совок-ть всех взимаемых в гос-ве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисл-я и взимания, налог. контроль, устанавл-е в законод-ом порядке. Виды налогов: прямые (облагают доходы и имущество) и косвен. (включ-ся в цену товаров, работ, услуг). Проблемы: • изменчивость налог.законод-ва; • множ-ть налог. льгот; • сложность исчисления налогов; • высок. ур-нь нал. нагрузки. Орган – Мин. по налог.и сборам. Осн. массу налогов сост. платежи орг-ий > 95%, 64% - гос. сектор. 3% - уд.вес налогов ИП. 80% всех налог. поступл. сформир-ся за счёт 7 платежей: • НДС; • Н. на прибыль и доходы; • подох. Н. с физ. лиц; • акцизн. Н.; • платежи с выручки от реализ. прод-ии; • отчисл. в инновац. фонды; • Н. на недвиж-ть. Остальные – чрезвыч. налог, гос. пошлины и сборы, транзитн. налог,отчисл. в отрасл. фонды поддержки НИОКР и др. Положит. тенденция – увелич-е доли прямых налогов. Их доля – почти 34% и значит-но выросла в 2007г. На ближ. годы план-ся реформир-ие нал. сист: • сокращ-е нал. платежей; • снижение доли косвен. налог.; • реформир. сист. налогооблаж. физ. лиц.
Тенденции и факторы МЭИ
Эк И-сближение и переплетение нац хоз-в неск-их стран. Цели И:●эк-решение проблем огранич-сти ресурсов●внеэк- укрепление коллект обороноспос-ти и устойч-ти. Предпосылки И: близость ур-ней эк развития, геогр близость, общность эк и др проблем. И хоз д-ти обусл-ена потреб-ью расшир-я рынков сбыта прод в усл концентрации и специал-ии пр-ва. За посл время слож-ся ряд долговрем тенденций: глобализация фин рынков и усиление взаимозав-ти НЭ, ↑ вн фактора в их развитии, сохранение стабильных темпов эк роста, ↑ уд веса сферы услуг, развитие регион интеграц процессов. Важн особенности развития мир хоз с-мы – усиление роли соц факторов научно-техн и эк роста, ↑ значимости чел капитала. Факторы МЭИ:●углубление м/унар раздел-ия труда, специал-ии и кооперации пр-ва ●ускорение НТП, развитие и внедрение информац технологий●расшир-е регион группировок ●формир-е регион рынков ●интернаци-ия хоз жизни ●создание транснац корпораций (ТНК). Развитию МЭИ способ-ет: создание регион объединений (ЕС, НАФТА и др), формир-ие и функц-ие мир рынков (тов и усл, К, инфо и технологий, ценных бумаг). Интернацион-ия -формир-ие устойч м/унар связей в производст-эк сфере на основе м/унар раздел-ия труда. Ей способст-ет создание ТНК-корпорации. Из всех 500 крупн контролир-ют ок 50% мир промышл пр-ва и 60% м/унар торговли. В посл 10-летия - глобализация мир развития(своб движение м/у странами тов и факторов пр-ва), т.е. появление: новых рынков(ин валюты и капиталов), Интернета, ВТО и др м/унар орг-ий. ↑ товарооборота, созд-ие новых технологий, ин I, расшир-ие информ сетей стимул-ют эк рост и прогресс чел-ва. Преимущ-ва МЭИ: расшир-е масштабов рынка, развитие произв и непроизв инфрастр-ры, ↑ авторитета, ускор темпов инфо-технолог обмена и др. «-»: отток ресурсов из стран с более слабой эк-кой, ↑ роли ТНК и нац монополий.
Эк безопасность в системе национальной безопасности (НБ).
Указом Президента РБ в 2001 г. утверждена Концепция НБ РБ, кот содержит методолог основы построения системы обеспечения НБ бел гос-ва. В Концепции под НБ поним сост-е защищ-ти жизненно важных интересов лич-ти, общ-ва и гос-ва от внутр и внешн угроз. Сост части НБ — безоп-ть в полит, эк, военн, эколо, информац и гуманит сферах. Важн сост частью общей системы НБ явл эк безоп-ть, кот затрагивает практически все стороны жизни гос-ва, общ-ва, эк-ки. Сущ-ет тесная взаимосвязь эк без-ти с системой нац гос интересов, кот заключаются в укреплении незав-ти и сувер-та РБ, обеспеч-и нерушимости границ и террит целост-ти, созд-и усл-й для полноц дух и физ разв-я чел-а, сохр-и дух и культ наследия, укреплении традиц цен-й бел народа. Рассм-е эк безоп-ти как важнейш блока в с-ме НБ обусл-но прежде всего тем, что эк-ка явл осн жизнедеят-ти общ-ва, гос-ва, лич-ти, устойч разв-я страны в целом. Одними из осн задач обеспеч-я НБ в РБ явл: -опред-е внеш и внутр угроз НБ; -выявл-е факторов, обусловл-х угрозу НБ; -разработка и реализ-я мер по предупреж-ю и нейтрализации внутр и внешн угроз; -достиж-е сбалансир-ти полит интересов граждан и гос-ва, поддержка общ-м внутр и внеш политики гос-ва; Для обеспеч-я НБ необх-мы разв-е всестор и взаимовыгодн сотрудн-ва с др гос-ми, сохр-е и укрепл-е существ с-м междунар и регион безоп-ти. Гос внешнеэк политику следует строить на основе многовекторности, использ-я преим-в междунар раздел-я труда, расш-я рынков товаров и услуг.Одним из приорит напр-й обеспеч-я НБ в эк сфере явл созд-е усл-й для перехода к устойч разв-ю. Не всякое разв-е отвечает треб-ям безоп-ти. Не учитыв эколог треб-й или соц-но не ориентир разв-е создает дополн угрозы НБ.
Национальная экономика(НЭ): понятие, цели, стр-ра
С сер.XX в. НЭ рассм. в 2-х аспектах:
1-как науку и дисципл.(обект - нац. хоз. с-ма; предмет– соц., эк. процессы воспр-ва, закономерности функц-ния и разв-я хоз. сис-мы, её структ-х эл-тов, потенциалов, мех-мов; субъект – органы управ-ния и научн. стр-ры; инструментарий – комплекс общенаучн. и спец-х методов познания. Напр., с-ный (сис-ма упорядрчен. множ-во эл-тов, объединён-х взаимосвязями и отн-ями в единое целое) и стр-но- функцион. подход ( в рамках дан. подхода модель эк-ки мож. представить как сис-му институтов, их целей, ф-ий, видов деят-ти). 2-как область хоз.практики: НЭ – хоз. сис-ма страны, отвеч-щая принципам суверенности, целостности, соц-сти, нац. ориентации. Хар-ные черты и усл-я: суверенитет нации и гос-ва, террит. целостность, единство эк. простр-ва и юр. среды, наличие един.платёжн. ср-ва и целостн.фин. сис-мы, развитость внутр. рынка и стабиль. внешнеэк. и геополит. отнош-й).
НЭ стр-руют по признакам: 1) по организ-му признаку ( НЭ – совок-сть хоз-щих субъ-в различных орг-но-правовых форм и форм собст-ти); 2) по стр-ному ( НЭ – сов-ть хоз-венных комплексов: пром-сть, АПК, воен-промышл., топл.-энерг., строительн. комплексы и т.д.); 3) по функциональному (НЭ – сов-сть потенциалов (П): природ.-ресурсн. П, демограф., труд., научн., инновацин., производствен., эколог. П); 4) по институц-му ( НЭ – сов-сть институтов рынка и сегментов нац.рынка(Р): Р фак-ров пр-ва Р тов. и усл., валютн. Р фонд Р, Р объектов интел. соб-сти, жилья и т.д.).
НЭ нах-ся в сложном трансформац-м состоянии. Поэтому её осн. целями явл.: -формир-ние полной сов-ти институтов и хар-тик эк. сис-мы суверенного гос-ва; -преобразование действ-х, построение новых институтов соц.ориентиров-го смешанного хоз-ва; - преоброзавание стр-ры эк-ки на основе нов. высоких тех-гий, миров. тенденций глобализации, эффект-го МРТ(м/нар. раздел-я труда).