Практическое применение модели внутреннего и внешнего баланса

Представленная в данной главе стандартная модель внутреннего и внешнего равновесия, основанная на принци­пе "распределения ролей", с небольшими модификациями использовалась многими странами, проводившими стабили­зационную политику и структурную перестройку с помощью займов МВФ.

При отсутствии законченной количественной модели эко­номики страны, с помощью которой можно было бы опреде­лить значение всех инструментов экономической политики для обеспечения любого возможного комплекса целей, экономиче­скую политику обычно проводят поэтапно, увязывая отдельные инструменты с конкретными целями. Стандартная модель

1 Заметим, что неэффективность той или иной политики может иметь*и положительный момент: неэффективность внутренней денежной политики при фиксированном курсе означает также и "неэффективность", то есть незначительное влияние на экономику негативных денежных шоков, которые в этом случае автоматически погашаются. Аналогично, неэффективность фискальной политики в отношении объема выпуска при плавающем курсе и высокой мобильности капитала означает, что экономика в этих условиях легче справится с негативными реальными шоками, например инвестиционными.

Глава 18. Внутреннее и внешнее равновесие: 415

проблемы экономической политик

внутреннего и внешнего баланса может содержать, например, 3 цели и 3 инструмента (как и делалось в программах МВФ). Согласно такой модели бюджетно-налоговая политика увязыва­ется с внутренним балансом, реальный валютный курс — со счетом текущих операций, а денежная политика — с объемом резервов иностранной валюты. В отличие от представленной выше модели в данном случае цель "внешний баланс" делится на две составляющие — счет текущих операций и уровень ва­лютных резервов. При этом используются три правила:

1) если инфляция слишком высока, следует уменьшить
бюджетный дефицит (первичный дефицит);

2) если велик дефицит счета текущих операций, необходимо
понижение реального обменного курса;

3) если резервы иностранной валюты слишком малы или
сокращаются слишком быстро, следует ужесточить де­
нежную политику.

Такая увязка целей и инструментов берется в виде основы '• (исходя из сравнительных преимуществ той или иной политики в достижении определенных целей в конкретных условиях), хо­тя, разумеется, каждый инструмент экономической политики будет в той или иной степени затрагивать все цели.

Во многих случаях внутренний баланс оценивается уров­нем инфляции в стране в связи с остротой этой проблемы в период перестройки экономики. В этих условиях ужесточение бюджетной политики является одним из центральных момен­тов программ макроэкономической корректировки для многих стран. Эта же мера требуется и для сокращения задолженно­сти до устойчивого уровня. Под ужесточением фискальной политики понимается обычно сокращение внутреннего спроса или снижение инфляционного налога в финансировании де­фицита.

1 Если при существующих валютных курсах бюджетная и де-• нежная политики, обеспечивающие внутренний и внешний ба-; ланс, допускают большой дефицит счета текущих операций, то ?для решения этой проблемы требуется снижение реального ва­лютного курса. Этого можно добиться с помощью номинальной девальвации и последующего ужесточения бюджетной полити­ки с целью ослабления инфляционных последствий. Это позво­лит превратить номинальную девальвацию в реальную. Если же в краткосрочном периоде номинальная девальвация дестабили­зирует счет движения капитала, то возникает необходимость во

416 Макроэкономика

временном ужесточении денежной политики для поддержания внешнего баланса.

Внутренняя непротиворечивостьиспользуемой макроэконо­мической моделивнутреннего и внешнего баланса обычно про­веряется с помощью расчета показателя динамики доли долга в ВВП(или, как говорят, с помощью анализа устойчивости за­долженности). Используется следующее уравнение динамики внутренней задолженности1:

Практическое применение модели внутреннего и внешнего баланса - student2.ru

где Практическое применение модели внутреннего и внешнего баланса - student2.ru отношение долга к ВВП, г — реальная ставка процента, п — темп прироста реального ВВП, р — первичный дефицит как доля ВВП, s — отношение эмиссионного дохода к ВВП. Эмис­сионный доход включает как инфляционный налог, так и ре­альный рост спроса на деньги по мере роста экономики стра­ны.

Проверка осуществляется таким образом. Эмиссионный доход (прирост денежной массы) определяется исходя из пла­нируемых темпов экономического роста, целевого показателя инфляции и оценочного значения скорости обращения денег (с помощью известной формулы MV=PY). Процентная ставка оп­ределяется с учетом потребностей внешнего баланса: она долж­на быть достаточно высокой, чтобы предотвратить отток капи­тала из страны (если нет других форм государственного кон­троля за движением капитала). Темпы роста задолженности, соответствующие целевому показателю процентной ставки, вы­числяют, исходя из темпов роста благосостояния соответст­вующих кредитующих слоев населения (покупающих долговые обязательства). Допустимые темпы роста показателя доли долга в ВВП принимаются равными нулю (АЛ=0). Отсюда получаем величину первичного дефицита, совместимого с внутренним балансом. Эту проверку можно также рассматривать как про­верку устойчивости траектории задолженности, если известен

' Данное уравнение аналогично приведенному в гл. 17 "Бюджетный дефицит и управление государственным долгом". Модификация состоит лишь в замене первичного излишка первичным дефицитом и учете эмиссионного дохода. Такая форма уравнения часто используется в прикладных аналитических материалах МВФ, касающихся оценки программ корректировки экономической политики в разных странах. Для оценки динамики внешней задолженности в краткосрочном периоде часто используется показатель доли внешнего долга в объеме экспорта. Изменение этого показателя связано с мировой процентной ставкой, динамикой обменного курса и экспорта.

Глава 18. Внутреннее и внешнее равновесие: 417

проблемы экономической политик

первичный дефицит. Таким образом, инструменты экономиче­ской политики, направленной на поддержание внутреннего и внешнего равновесия, а в данном случае на реализацию 3-х по­ставленных целей, должны одновременно обеспечивать устой­чивость динамики задолженности страны, как внутренней, так и внешней.

Наши рекомендации