Нетарифные ограничения в международной торговле. Сравнительный анализ тарифов и квот на импорт. Способы размещения импортных лицензий
После Второй мировой войны тарифы в индустриальных странах были значительно уменьшены и находились в начале 80-х гг. на минимальном уровне. Экономическая интеграция, особенно в странах Западной Европы, способствовала либерализации торговли.Однако в настоящее время наблюдается расширение "выборочной" протекционистской торговой политики,особенно в форме квот, добровольных ограничений экспортаи других нетарифных барьеров,которые позволяют дискриминировать импортные товары в пользу отечественных. К числу таких нетарифных барьеров относятся различные стандарты качества, санитарные ограничения, требования к экологическим
314 Макроэкономика
характеристикам оборудования, ограничения выпуска лицензий на импорт, административные запреты на продажи отдельных видов продукции в определенных странах и т.д. Из всех видов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт.
Тариф на импорт не ограничивает количестваимпортных товаров непосредственно — импортер может ввозить любой объем продукции при условии, что он платит таможенную пошлину. Напротив, импортная квотаограничивает объем импорта определенным количеством штук, тонн, пар обуви и т.д., а иногда ограничивает и стоимость импорта, ежегодно разрешенного к ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз товаров, и запрещает нелицензированный импорт.
Механизм действия квот подобен импортному тарифу: внутренние цены поднимаются выше мировых, предложение импортных товаров ограничивается. Однако квоты имеют два важных отличия от тарифа:
1) Квоты абсолютно нивелируют любое воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены. Если мировые цены снижаются, то при тарифе импорт будет постепенно возрастать, а внутренние цены — снижаться вслед за мировыми (см. § 1 данной главы). При наличии квоты импорт не может быть увеличен. Поэтому разрыв между внутренними и мировыми ценами возрастает, увеличивая прибыли от импорта (в том числе и монопольные).
Вместе с тем более жесткое регулирование величины импорта с помощью квоты несколько облегчает процесс краткосрочного урегулирования платежного баланса,а относительно эластичный импорт при тарифе усложняет этот процесс.
2) Квоты, количественно ограничивающие импорт, полностью изолируют внутренний рынок от проникновения новыхиностранных товаров — если установленная квота исчерпана, то их нельзя даже подарить. В сочетании с изоляцией внутренних цен от мировых это обеспечивает абсолютнуюзащиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, что оказывает на экономику весьма противоречивое воздействие.
В настоящее время квоты используются несколько чаще, чем тарифы, в основном по двум причинам:
1) тарифные ставки регламентируются международными торговыми соглашениями. За редким исключением, прави-
Глава 14. Торговая политика 315
тельства не могут самостоятельно повышать тарифы и вынуждены прибегать к более строгим импортным квотам в целях защиты конкурирующих с импортом отраслей экономики;
2) нуждающиеся в защите отрасли также предпочитают квоты на импорт, так как добиться специальных лицензионных привилегий легче, чем введения тарифа, которое связано с изменением структуры доходов государственного бюджета.
Импортные квоты наиболее привлекательны в условиях свободной конкуренции,при которой последствия квотирования аналогичны тарифу на импорт (см. рис. 14.3).
Чистые потери благосостояния, как и при тарифе, составляют области "Ь" и "d", а область "с" представляет собой наценку на разрешенный импорт и характеризует трансферт от потребителей в пользу органов, ведающих лицензиями на импорт.
Рис. 14.3.
Чистые потери благосостояния при квотировании окажутся выше, чем при тарифе на импорт, в двух случаях:
1) если квота провоцирует монопольную власть отечест
венного производителя или зарубежной фирмы-импортера про
дукции;
2) если импортные лицензии размещаются неэффективно.
Способы размещения импортных лицензий:
1) открытый аукцион:государство предоставляет лицензию компании, предложившей за нее наивысшую цену. При прочих
316 Макроэкономика
равных условиях аукцион является более дешевым и эффективным механизмом, однако при коррумпированности государственной власти обладателем импортной лицензии нередко становится тот, кто предложил за нее наибольшую взятку, что влечет за собой значительные социальные издержки;
2) система явных предпочтений:без каких-либо предва
рительных заявок и переговоров правительство предоставляет
импортные лицензии наиболее авторитетным фирмам, причем
в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине им
порта накануне введения квот;
3) "затратный метод":выдача лицензий фирмам, имею
щим большее количество производственных мощностей и дру
гих ресурсов, что ведет к их неэффективному использованию в
виде избыточных инвестиций в неиспользуемое оборудование в расчете на получение большего количества лицензий.