Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы
Основными типами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая.
Фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определенного времени.
Информация о вакансиях и претендентах на рабочие места несовершенна, и ее распространение требует известного времени. Территориальное перемещение рабочей силы также не может быть моментальным. Часть работников увольняется по собственному желанию в связи с изменением профессиональных интересов, места жительства и т.д. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются "готовые" навыки к работе, которые можно продать на рынке труда.
Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались "устаревшими" или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет "готовых" к продаже навыков к работе и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.
50 Макроэкономика
Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы(или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВВП. Рад экономистов считают неприемлемым использование термина "естественный" по отношению к безработице, вызванной структурными сдвигами. Поэтому в макроэкономической литературе широко используется термин NAIRU (Non-Accelerating-Inflation Rate of Unemployment),который фиксирует внимание на том, что этот устойчивый уровень безработицы стабилизирует инфляцию.
Циклическая безработицапредставляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.
Расчеты фактического и естественного уровней безработицы осложняются тем, что критерии отнесения отдельных лиц к категориям занятых или безработных достаточно подвижны. Обычно безработнымисчитаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищут ее и готовы приступить к работе немедленно. Люди, имеющие работу, а также все занятые неполный рабочий день или неделю, относятся к категории занятых.
Совокупность занятых и безработных образует рабочую силу.Лица, не имеющие работы и активноее не ищущие, считаются выбывшими из состава рабочей силы.К их числу относятся лица трудоспособного возраста, потенциально имеющие возможность работать, но по каким-либо причинам не работающие: учащиеся, пенсионеры, бездомные, домохозяйки, те, кто отчаялся найти работу и прекратил поиски ее, и т.д. В состав рабочей силы также не включаются лица, находящиеся длительное время в институциональных учреждениях (психиатрических больницах, тюрьмах и т.д.).
Уровень безработицыопределяется как соотношение численности безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу.
Естественный уровень безработицы (NAIRU)определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет (или более длительный период) и последующие 10 лет (используются прогнозные оценки с учетом вероятностной динамики ожидаемого уровня инфляции).
Глава 3. Макроэкономическая нестабильность: 51
экономические циклы, безработица, инфляция
В индустриальных странах (например, в США) для получения соответствующего мониторинга статистическое управление министерства труда ежемесячно проводит выборочные опросы примерно 60 тысяч семей об отношении к занятости. Однако статистические погрешности неизбежны, так как, например, лица, которые активно не ищут работу, могут указать в анкете, чтобы получить пособие по безработице, что они занимаются поисками рабочих мест. В результате и фактический, и естественный уровни безработицы окажутся завышенными. С другой стороны, безработными себя часто называют те, кто занят в "теневой" экономике — в результате уровень безработицы тем выше, чем больше доля "теневого" сектора. Последнее особенно актуально для экономик переходного периода, где значительная доля занятых в "теневом" бизнесе сочетается с отсутствием адекватного статистического мониторинга экономики, неразвитостью инфраструктуры рынка труда, поддержанием "скрытой" безработицы как фактора относительной стабилизации государственных расходов и снижения социального риска. Поэтому расчеты уровня безработицы в переходных экономиках, в том числе и в российской, нередко приобретают характер экспертных оценок.
Основными причинами существования естественного (устойчивого) уровня безработицы являются следующие.
1) Увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице.
Выплата пособий по безработице относительно снижает стимулы к быстрому трудоустройству — увеличивается время на поиски подходящей работы, на переподготовку и т.д. В долгосрочной перспективе это способствует достижению большей сбалансированности структуры рабочих мест и структуры рабочей силы. В то же время увеличение пособий по безработице и срока их выплаты способствует росту численности безработных и повышению уровня безработицы. Инструментом разрешения этой проблемы являются государственные инвестиции в инфраструктуру рынка труда (развертывание различных систем переподготовки кадров, повышение их профессиональной и географической мобильности, совершенствование информации о вакансиях и т.д.). В краткосрочном периоде финансирование программ по регулированию занятости может увеличить нагрузку на государственный бюджет, однако уже в среднесрочной перспективе это будет способствовать снижению естественного уровня безработицы.
52 Макроэкономика
2) Устойчивость (жесткость) заработной платыпорождает "безработицу ожидания". Безработица ожиданиявозникает в результате превышения уровня реальной заработной платы над ее равновесным значением (см. рис. 3.2).
"Жесткость" заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: работники становятся безработными
потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда L2 превосходит спрос на труд l1, и люди просто "ожидают" возможности получить работу по фиксированной ставке оплаты.
"Застывание" рынка труда в неравновесном состоянии связано с:
1) законодательным установлением минимума заработной
платы, которое ограничивает ее свободные колебания. Ограничивающее воздействие минимума заработной платы оказывается тем
более значительным, чем выше удельный вес молодежи, женщин,
лиц малоквалифицированного труда в составе рабочей силы, так
как для этих категорий занятых равновесная ставка заработной
платы ниже законодательно установленного минимума;
2) фиксацией уровня заработной платы в коллективных договорах с профсоюзами и индивидуальных трудовых соглашениях;
Глава 3. Макроэкономическая нестабильность: 53
экономические циклы, безработица, инфляция
3) незаинтересованностью фирм в снижении уровня заработной платы из-за риска потери квалифицированной рабочей силы, увеличения общей текучести кадров, снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли.
Уровень безработицы различен в разных демографических группах. В частности, уровень безработицы среди молодежи значительно выше, чем в других возрастных группах.
Тенденция к увеличению естественного уровня безработицы в долгосрочном периоде связана с:
1) увеличением доли молодежи в составе рабочей силы;
2) увеличением доли женщин в составе рабочей силы;
3) более частыми структурными сдвигами в экономике.
В таблице 3.1 представлена долгосрочная динамика уровня безработицы в индустриальных странах, которая иллюстрирует эту повышательную тенденцию.
Таблица 3.1. Индустриальные страны: уровень безработицы (в %)
Страны | 1981-1990 | 1991-2000 | 1999* | 2000* | ||||||||
1. Индустриальные страны (в среднем по всей группе) | 7,0 | 6,9 | 6,5 | 7,2 | 7,6 | 7,4 | 7,0 | 7,1 | 6,8 | 6,7 | 6,5 | 6,5 |
2. Ведущие индустриальные страны (в среднем по группе)** | 6,9 | 6,7 | 6,5 | 7,1 | 7,2 | 7,0 | 6,7 | 7,7 | 6,5 | 6,2 | 6,2 | 6,4 |
США | 7,1 | 5,6 | 6,9 | 7,5 | 6,9 | 6,1 | 5,6 | 5,4 | 4,9 | 4,5 | 4,3 | 4,5 |
Япония | 2,5 | 3,4 | 2,1 | 2,2 | 2,5 | 2,9 | 3,1 | 3,3 | 3,4 | 4,1 | 5,0 | 5,8 |
Германия | 7,3 | 8,2 | 5.5 | 6,6 | 7,9 | 8,4 | 8,2 | 8,9 | 9,9 | 9,4 | 9,1 | 8,6 |
Франция | 9,3 | 11,4 | 9,4 | 10,3 | 11,6 | 12,3 | 11,7 | 12,4 | 12,5 | 11,6 | 11,3 | 10,7 |
Италия | 10,1 | 11,3 | 10,9 | 10,7 | 10,1 | 11,1 | 11,6 | 11,6 | 11,7 | 11,8 | 11,7 | 11,4 |
Великобритания | 9,0 | 7,3 | 7,8 | 9,6 | 10,3 | 9,4 | 8,1 | 7,4 | 5,7 | 4,7 | 4,8 | 5,3 |
Канада | 9,4 | 9,6 | 10,4 | 11,3 | 11,2 | 10,4 | 9,5 | 9,7 | 9,2 | 8,3 | 8,0 | 8,1 |
3. Остальные индустриальные страны (в среднем по группе)*** | 7,2 | 7,8 | 6,5 | 7,3 | 8,6 | 8,7 | 8,2 | 8,1 | 7,8 | 8,1 | 7,5 | 6,9 |
*Оценочные показатели.
**Эта группа объединяет страны «большой семерки».
***В эту группы включены Испания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Австрия, Дания, Финляндия, Греция, Португалия, Ирландия, Люксембург, Швейцария, Норвегия, Израиль, Исландия, Корея, Австралия, Тайвань, Гонконг, Сингапур и Новая Зеландия. Источник: World Economic Outlook, October 1999, p. 173.
54 Макроэкономика
В таблице 3.2 представлены данные о динамике уровня безработицы в некоторых странах с переходной экономикой. В России, на Украине и в некоторых других государствах бывшего СССР расхождения в показателях официального уровня безработицы и уровня безработицы, рассчитанного по международной методологии, весьма значительны из-за несовершенства статистической базы.
Таблица 3.2. Уровень безработицы в некоторых странах с переходной экономикой (в %)
Страны | ||||||||||
Болгария | 1,5 | 6,7 | 13,2 | 15,7 | 14,1 | 11,1 | 12,5 | 13,7 | 12,2 | |
Чешская Республика | 0,3 | 2,6 | 3,1 | 3,0 | 3,3 | 3,0 | 3,1 | 4,3 | 6,0 | |
Венгрия | 0,4 | 0,8 | 4,1 | 10,2 | 11,5 | 10,3 | 9,9 | 9,2 | 7,7 | 7,0 |
Польша | 3,4 | 9,7 | 13,6 | 14,9 | 16,0 | 14,9 | 13,2 | 10,3 | 10,4 | |
Румыния | 3,0 | 8,4 | 10,4 | 10,9 | 10,4 | 9,0 | ||||
Словакия | 0,6 | 6,6 | 11,4 | 2,7 | 14,4 | 13,7 | 12,6 | 12,9 | 14,0 | |
Россия: -официальный показатель -показатель, рассчитанный по методологии МОТ (Международной Организации Труда) | 0,1 | 0,8 | 1,0 5,6 | 1,7 7,5 | 2,8 8,9 | 3,6 9,6 | 2,4* 11,5* |
* Данные по состоянию на сентябрь 1998 г.
Источники: IMF Staff Papers. Vol. 45, №2. June 1998, p. 273. IMF Economic Reviews, 1999, №1-2.
Выбор стран, включенных в таблицу 3.2, обусловлен степенью доступности сопоставимой статистической информации о состоянии рынков труда. Официальные показатели безработицы в других странах бывшего СССР характеризуют аналогичные тенденции, но достаточно сложно подобрать сопоставимые серии данных по уровню безработицы, рассчитанному по методологии Международной Организации Труда (МОТ).
Глава 3. Макроэкономическая нестабильность: 55
экономические циклы, безработица, инфляция
Закон Оукенасвязывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВВП:
где Y — фактический объем производства;
Y* — потенциальный ВВП;
и — фактический уровень безработицы;
и* — естественный уровень безработицы;
β — эмпирический коэффициент чувствительности
ВВП к динамике циклической безработицы. Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на β%.
Коэффициент (3 устанавливается эмпирическим путем и различен в разных странах. Нередко его значения попадают в интервал от 2 до 3, что свидетельствует о значительных потерях ВВП, вызванных циклической безработицей.
где Y — фактический объем производства;
Y-1 — потенциальный ВВП;
и — фактический уровень безработицы;
и-1 — естественный уровень безработицы;
Если фактический уровень безработицы не изменился по отношению к показателю предыдущего года, то темп роста реального ВВП составляет 3% в год. Этот темп обусловлен приростом населения, накоплением капитала и научно-техническим прогрессом. При каждом увеличении уровня безработицы на один процент (по отношению к показателю прошлого года) темп роста реального ВВП снижается на 2%.
56 Макроэкономика