Тема 3. Методы прогнозирования социально – экономических процессов.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО –ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Учебная программа для специальности:
1 – 26 02 02 « МЕНЕДЖМЕНТ»
Факультет международных экономических отношений и менеджмента
Кафедра экономики и менеджмента
Курс 2 Зачет 4 семестр
Семестр 4 Форма получения высшего
образования - заочная
Лекций 10
Практические занятия \семинарские 4
Всего аудиторных часов по
дисциплине 14
Всего часов по дисциплине – 34.25
Составила Т.Г. Пискунова, к.э.н, доцент
2012 г.
программа «Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов» составлена на основе базовой программы «Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов»,регистрационный номер УД-172-12/баз, утвержденной 04.10.2012г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве типовой программы на заседании кафедры экономики и менеджмента
30.08..2012г., протокол № 1
Заведующий кафедрой
______________ Г.В.Подгорный
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет МИТСО»
2012г., протокол №
Председатель
______________ С..Н. Князев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Становление рыночных отношений в Республике Беларусь требует от студентов профессиональных знаний в области теории и методологии планирования и прогнозирования социально-экономических процессов; получение целостного, систематического представления об организационных и прикладных основах управления посредствам планирования и прогнозирования, умения использовать полученные знания на практике.
Целью курса является формирование у студентов теоретических и практических навыков решения конкретных задач в области прогнозирования и планирования экономического и социального развития страны.
Основные задачи:
- творческое осмысление полученных знаний об особенностях функционирования национальной экономики, объективной необходимости и возможности прогнозирования и планирования социально-экономических процессов;
- формирование необходимой теоретико-методологической базы в области планирования и прогнозирования социально-экономических процессов;
- овладение методами системного анализа в управленческих ситуациях на макро-, мезо- и микроуровне регулирования экономикой;
В результате освоения курса «Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов» слушатель должен знать:
- ключевые понятия и основные положения планирования и прогнозирования социально-экономических процессов;
- систему государственных регуляторов управления, планирования и прогнозирования;
- формы планирования и прогнозирования;
-объекты и субъекты функционирования экономики, институциональное устройство экономического механизма;
- основные цели и задачи обеспечения планомерности развития экономики на всех уровнях управления;
- приоритетные направления социально-экономического развития республики на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.
В результате изучения курса студент должен уметь;
- провести расчеты по некоторым методикам(по расчету ВВП и инфляции);
- прогнозировать развитие производственных отраслей ,производственной инфраструктуры, непроизводственной сферы, регионов, природных ресурсов и окружающей среды;
- организовывать разработку и реализацию инновационной политики предприятия на длительную перспективу.
Методы и средства изучения дисциплины. Овладеть новыми знаниями и навыками в области планирования и прогнозирования студентам помогут методы и средства, рекомендуемые в данной учебной (базовой) программе. К ним относятся: лекционный материал, самостоятельная работа студентов над отдельными разделами и темами учебного материала, практические и семинарские занятия.
К основным средствам относятся :контрольные вопросы и задания, ситуации, тесты, примеры, и задачи в области планирования и прогнозирования социально-экономических процессов.
Структура учебной (базовой) программы построена с учетом необходимой логической последовательности изложения материала по прогнозированию социально-экономических процессов.
Весь материал рассмотрен с точки зрения комплексного, системного подхода, взаимосвязи и взаимозависимости процессов прогнозирования.
Дисциплину « Прогнозирование и планирование» рекомендуется изучать на втором курсе в ходе лекций и практических (семинарских) занятий, а также в процессе самостоятельной работы студентов.
Данная дисциплина органически связана с дисциплинами «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Экономико-математические методы и модели» и др. Она дает возможность студентам, обучающимся по специальности «Менеджмент», получить теоретические и практические навыки решения конкретных задач прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в малых, средних и крупных предприятиях.
Лекций-8 часов, практических (семинарских)-10. Форма контроля знаний зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Тема занятий | Количество часов | ||||
Лекции | Практические/семинарские | |||||
Тема 1 | Планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования | |||||
Тема 2 | Методологические основы планирования и прогнозирования | |||||
Тема 3 | Методы прогнозирования социально-экономических процессов | |||||
Тема 4 | Методы планирования социально- экономических процессов | |||||
Тема 5 | Планирование и прогнозирование экономического роста и структуры национальной экономики | |||||
Тема 6 | Планирование и прогнозирование отраслей реального сектора экономики | |||||
Тема 7 | Прогнозирование и регулирование инфляции и цен | |||||
Тема 8 | Планирование и прогнозирование финансов | |||||
Тема 9 | Планирование и прогнозирование занятости и трудовых ресурсов | |||||
Тема 10 | Планирование и прогнозирование уровня жизни и социального развития | |||||
Тема 11 | Планирование, прогнозирование и регулирование внешнеэкономических связей | |||||
Тема 12 | Планирование и прогнозирование инвестиций | |||||
Итого | ||||||
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования.
Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования. Программирование в системе государственного регулирования экономики. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь.
Тема 2. Методологические основы планирования и прогнозирования.
Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования. Основные методологические принципы планирования. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования. Экономический анализ, его содержание и место в системе планирования и прогнозирования.
Тема 5. Планирование и прогнозирование экономического роста и структуры национальной экономики.
Понятие и типы экономического роста. Макроэкономические показатели и система национальных счетов. Цели макроэкономической политики, планирование и прогнозирование макроэкономических показателей. Планирование и прогнозирование межотраслевых связей и пропорций. Оценка и прогнозирование эффективности экономики.
Тема 6. Планирование и прогнозирование отраслей реального сектора экономики.
Планирование и прогнозирование промышленности и АПК. Планирование и прогнозирование НТП и инвестиций. Планирование развития инфраструктуры. Планирование развития предпринимательства.
Тема 8. Планирование и прогнозирование финансов.
Понятие финансовой системы экономики. Сводный баланс финансовых ресурсов. Прогнозирование и планирование налогов и бюджета. Прогнозирование и планирование денежно-кредитной сферы.
Тема 9. Планирование и прогнозирование занятости и трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Занятость и безработица. Прогнозирование трудовых ресурсов. Планирование и регулирование занятости.
Тема 10. Планирование и прогнозирование уровня жизни и социального развития.
Социальная политика государства: сущность и основные направления. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Социальные нормы и нормативы. Планирование и прогнозирование развития социальной инфраструктуры.
Тема 11. Планирование, прогнозирование и регулирование внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономические связи, платежный баланс. Прогнозирование внешнеэкономических связей. Внешнеэкономическая и валютная политика.
Тема 12. Планирование и прогнозирование инвестиций.
Понятие инвестиций и инвестиционная политика. Прогнозирование и планирование инвестиций. Прогнозирование и планирование инвестиций. Инвестиционная политика.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ (ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)
Номер раздела, темы , занятия | Название раздела, темы, занятия, перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия | Литература | Формы контроля знаний | ||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа студентов | |||||
Сущность и предмет теории прогнозирования и планирования. 1. Роль и место прогнозирования и планирования в системе государственного регулирования экономики. 2. Сущность прогнозирования 3. Сущность планирования. 4. Формы планирования, их развитие и применение. | - | Компьютерная презентация №1 | [1]-[3], [6], [10 | ||||
Методология прогнозирования и планирования 1. Понятие методологии прогнозирования и планирования. 2. Методологические принципы прогнозирования и планирования. 3. Система прогнозов и планов. 4. Прогнозирование и планирование на макро-и микроуровне Организация прогнозирования и планирования. 5. Система органов прогнозирования и планирования, их задачи и функции. 6. Порядок разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития. | - | [1], [6], [13] | |||||
Прогнозирование и государственное регулирование цен и инфляции. 1. Сущность и виды цен. 2. Методы прогнозирования цен. 3. Инфляция, ее виды и измерение. 4. Методы прогнозирования инфляции. 5. Управление инфляционными процессами. | [1]-[3], [6], [8] | ||||||
Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения. 1. Трудовые ресурсы, их состав и воспроизводство. 2. Прогнозирование трудовых ресурсов и их использования. 3. Планирование занятости. 4. Сводный баланс трудовых ресурсов. | |||||||
Прогнозирование и планирование социального развития и уровня жизни народа. 1. Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения. 2. Социальные нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата. 3. Прогнозирование и регулирование оплаты труда. 4. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки. | Раздаточный материал по проведения практических занятий | [1], [7], [17] | Рефераты студентов, решение задач | ||||
Прогнозирование и планирование инвестиций, научно-технического прогресса и инновационной деятельности. 1. Инвестиции, их содержание и состав. 2. Инвестиционная политика. 3. НТП и инновационная политика. 4. Методы прогнозирования и планирования НТП и инновационной деятельности. | - | Раздаточный материал по проведения практических занятий | [1], [5], [6] | Рефераты студентов, решение задач | |||
Прогнозирование и планирование развития производственных отраслей. 1. Значение промышленности. Промышленные комплексы. 2. Прогнозирование и планирование объема и структуры промышленного производства. 3. Агропромышленный комплекс, его состав и особенности. Аграрная политика. 4. Прогнозирование и планирование развития АПК. 5. Строительный комплекс. Прогнозирование и планирование развития строительного комплекса. | - | [1]-[3], [16] | Рефераты студентов, решение задач | ||||
итого |
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Планирование и прогнозирование экономики: учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. -Мн.: ИП «Эко- перспектива», 2008.
2. Борисевич, В. И., Кандаурова, Г. А. [и др.]. Планирование и прогнозирование экономики: учеб.-практ. пособие. — Мн.: БГЭУ, 2010.
3. Герасенко, В. П. Планирование и регулирование экономики: учеб.-практ. пособие. - Мн.: Новое знание 2007.
4. Никитенко, П. Г. [и др.]. Прогнозирование научно-технического развития в Беларуси: учеб.-метод. пособие. - Мн.: БИП-2006.
5. Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020 гг.: в 5 т. Т. 1: Анализ мировых тенденций научно-технического развития / Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь; Институт экономики НАН Беларуси. - Мн.: Право и экономика, 2000
6. Герасенко В. П. Прогнозирование и планирование экономики. Практикум Мн ООО: Новое знание 2011, 192 с.
7. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: ИНФА-М, 2004, 260 с.
Дополнительная:
8. Ясинский, Ю. М., Тихонов, А. О. Основы теории экономического развития: пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007.
9. Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики: учеб. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007.
10. Новикова, И. В., Ясинский, Ю. М, Тихонов, А О. [и др.]. Макроэкономика: учеб. пособие. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.
11. Новикова, И. В., Ясинский, Ю. М., Тихонов, А. О. [и др.]. Микроэкономика: учеб. пособие. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.
12. Новикова, И. В., Ясинский, Ю. М., Тихонов, А. О. [и др.]. Экономическая теория: учеб. пособие: в 2-х ч. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.
13. Асанович, В. Я. Математические модули экономики. - Мн.: БГЭУ, 2002.
14. Никитенко, П. Г. Инновационная деятельность и устойчивое развитие. Теория и методология. - Мн.: БИП-С, 2004.
15. Никитенко, П. Г. Проблемы и перспективы развития научно-инновационного комплекса Республики Беларусь: сб. науч. ст. - Мн.: Бел ИСА, 2010.
16. Государственная программа возрождения села на 2008-2010 гг.
17. Программа развития регионов, малых и средних городов и городских поселений Республики Беларусь на 2007-2010 гг.
18. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. - Мн.: Белорусский дом печати, 2005.
19. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на период на 2006-2010 гт.
Протокол согласования учебной программы
Название дисциплины, с которой требуется согласование | Название кафедры | Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине | Решение, принятое кафедрой, разрабатывающей учебную программу (с указанием даты и номера протокола при наличии предложений об измнении) |
1 .Основы менеджмента | Экономики и менеджмента | Согласована | Протокол № |
2.Основы лидерства | Экономики и менеджмента | Согласована | Протокол № |
3.Управление персоналом | Гуманитарных дисциплин | Согласована | Протокол № |
по изучаемой учебной дисциплине с другими дисциплинами специальности
2.4 Теоретический раздел
Конспект лекций
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Лекция 1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК
Лекция 2. МЕТОДОЛОГИИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Основные понятия: методология; методы планирования и прогнозирования; принцип социальной направленности; принцип непрерывности; принцип приоритетности; принцип пропорциональности и сбалансированности; исторический подход; генетический подход; нормативный подход; принцип системности; показатель; критерий
2.1.Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования. Под методологией планирования и прогнозирования понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логику планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории, а также в процессе практики формирования прогнозов.
Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы — исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов. К основным методологическим принципам прогнозирования относятся: принцип системности и принцип комплексного подхода, принцип адекватности, принцип вариантности и принцип непрерывности.
Методы планирования и прогнозирования — это способы, приемы, с помощью которых разрабатывают и обосновывают планы и прогнозы.
Показатели планов и прогнозов представляют собой количественное выражение плановых и прогнозных решений.
Методика является совокупностью рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей. Она носит частный характер, подчинена методологии планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.
Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики - определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики относят: формирование системы целей планирования и прогнозирования; анализ исходного уровня, т. е. состояния прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития; изучение потребностей общества, их объем и структуру в плановом и прогнозном периодах; определение имеющихся ресурсов общества, которые могут быть созданы в плановом либо прогнозном периоде; согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.
Важно подчеркнуть, что если планирование (директивное, индикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития либо служит основой для принятия планового решения.
2.2. Основные методологические принципы планирования.
В условиях белорусской модели социально-экономического развития основополагающим принципом государственного планирования является принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей. Он предполагает, что планирование и прогнозирование развития экономики должны исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей народа определяет народнохозяйственные планы и прогнозы. Экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.
Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей должен дополняться принципом социальной справедливости, который реализуется через систему социальных гарантий и выравнивание неоправданных различий в доходах населения и предприятий.
Важнейшим принципом планирования является принцип повышения эффективности общественного производства, требующий, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т. е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда в производстве единицы продукции работ и услуг.
Он реализуется через всевозможные формы и направления ресурсосбережения и проявляется через систему показателей эффективности: рост производительности труда, снижение материалоемкости производства и повышение рентабельности.
Важнейшим методологическим принципом планирования макроэкономического развития страны является принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок, непосредственно зависимый от производства и его решающего значения в удовлетворении общественных потребностей, формирует мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования; стимулирует производство той продукции, которая удовлетворяет запасы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающие интересам всего общества, должно государство через систему планирования.
Сбалансированное экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в уровнях развития отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства, с одной стороны, и удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества - с другой. Принцип пропорциональности и сбалансированности направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.
Важнейший принцип планирования - принцип приоритетности. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов и, во- вторых, необходимостью решения важнейших общегосударственных задач. Это предопределяет размещение задач в иерархической последовательности: по степени важности и по времени реализации.
Принцип непрерывности планирования обеспечивает согласование краткосрочных и перспективных целей и задач социально-экономического развития страны, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется этот принцип через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых и прогнозных документов.
2.3.Основополагающие подходы и принципы прогнозирования. В числе основных методологических подходов в прогнозировании выделяются следующие.
Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В процессе прогнозирования следует исходить из того, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее - закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.
Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. Например, исследуя экономический объект, мы рассматриваем его во взаимосвязи с демографическими, научно-техническими, социальными, экологическими и другими процессами. В комплексном подходе выделяют генетический (исследовательский) и нормативный (целевой) подходы.
При генетическом (исследовательском) подходе, исходя из существующего положения вещей и выявленных тенденций развития, прогнозируют возможные результаты; становятся ясными последствия, к которым приведет тот или иной вариант развития. Генетический подход позволяет отразить устойчивые тенденции, присущие объекту прогнозирования и придающих его развитию инерционный характер. Любое предвидимое явление или процесс имеет истоки в настоящем и в прошлом, свое происхождение, генезис. И будущее, как бы оно не было отлично от прошлого и настоящего, всегда с ними связано, оно формируется из уже известных элементов, хотя и в иных соотношениях, в системе новых связей.
У нормативного (целевого) подхода другая природа: он отражает возможность управления прогнозируемыми процессами исходя из целей социально-экономического развития. Цель развития подается нормативно, т. е. в виде определенного нормативного состояния, и исследуются способы ее достижения.
Основополагающим принципом прогнозирования является принцип системности. Он заключается в том, что экономика рассматривается как система, и каждый объект, входящий в нее, или составная часть взаимосвязаны с другими. Кроме того, сама экономическая система (например, национальная экономика), с одной стороны, может состоять из подсистем более низкого уровня, с другой - входить в систему более высокого уровня.
В прикладном аспекте системный подход предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого отдельного относительно самостоятельного объекта и одновременно позволяли бы построить целостную картину возможного развития народного хозяйства.
Принцип адекватности предполагает, что методы и модели разработки прогнозов рассчитаны, и первую очередь, на выявление и количественное измерение устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Адекватность означает максимальное приближение теоретической модели к устойчивым тенденциям развития, учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов и оценку вероятности реализации выявленных тенденций. При использовании принципа адекватности методы и модели прогнозирования должны быть проверены на способность имитировать уже сложившиеся процессы и явления, т. е. они должны быть не только инструментом предвидения, но и инструментом познания.
При переходе от имитации процессов и тенденций к предвидению их развития необходимо определение возможных путей их развития, т. е. построение альтернативных вариантов развития прогнозируемого объекта.
Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях, т. е. он исходит из предположения о возможности качественно различных вариантов развития прогнозируемого объекта. Главное при использовании этого принципа - отделить варианты развития осуществимые от неосуществимых при сложившихся и предвидимых условиях.
Принцип целенаправленности придает активный характер прогнозированию: прогноз не сводится к предвидению, а включает цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных государственных действий. Этот принцип сопряжен с нормативным подходом и вытекает из него.
2.4.Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании. Показатель - это качественно-количественное представление объекта: социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная - придает объекту количественную определенность.
Показатели, дающие наиболее важную в определенном отношении характеристику состояния объекта, называются критериями. Например, критерий эффективности производительности труда отражает меру экономического эффекта, полученного при затратах живого труда. В качестве критерия эффективности могут выступать максимум прибыли, минимум трудовых затрат и др. Критерий оптимальности - это показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернативных вариантов) и выбора наилучшего из них.
В зависимости от содержания и направления использования всю совокупность показателей, применяемых в планировании и прогнозировании, можно сгруппировать следующим образом: натуральные и стоимостные; количественные и качественные; абсолютные и относительные; утверждаемые и расчетные; индикативные и справочные; синтетические и индивидуальные.
Натуральные показатели характеризуют материально-вещественную сторону производства, потребительские свойства продукции (услуги), ее качество. Иногда используются условно-натуральные показатели. Они устанавливаются путем приведения многообразных видов продукции к единому измерителю через переводные коэффициенты. Например, все виды топлива можно представить в условном исчислении на основе теплотворной способности каждого вида.
Стоимостные показатели выражают совокупные результаты (непроизводственного процесса в денежном исчислении: производство валового внутреннего продукта, доходы и расходы предприятий, объемы реализованной продукции, амортизация основных средств и т. д.
Количественные показатели характеризуют непосредственно количественные результаты производства или развития отраслей социальной инфраструктуры. Качественные показатели характеризуют качественную сторону экономического явления, процесса, эффективность производства, качество работы или полезность продукции.
Абсолютные и относительные показатели отличаются характером их представления. Абсолютные показатели представляют количественные параметры объекта: объем производства продукции, услуг, число дошкольных учреждений, количество учащихся и т. д. Относительные показатели представляют объект в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства, в удельном весе).
Утверждаемые показатели устанавливаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. Расчетные показатели используются для дополнительной характеристики объекта (процесса, явления), а также для обоснования утверждаемых показателей; их характер - вспомогательный.
Индикативные показатели выступают в качестве индикаторов (основных параметров), характеризующих социально-экономические процессы и явления, и используются при формировании индикативных планов, программ. Справочные (информационные) - это различного рода аналитические показатели, которые не являются предметом планирования или прогнозирования.
В зависимости от степени охвата экономических процессов показатели подразделяются на интегральные, синтетические и частные. Интегральные и синтетические отражают сложные явления. Они характеризуют результат взаимодействия многих экономических, научно-технических и других факторов, обобщают результаты производства или распределения. Синтетические в отличие от интегральных рассчитываются на основе других показателей. Частные показатели выражают отдельные, конкретные экономические или социальные явления.
2.5.Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования. Важнейшей предпосылкой получения достоверного и качественного планового и прогнозного документа является наличие соответствующей информационной базы. Под информационной базой понимается совокупность сведений, данных, фактов, знаний относительно исследуемого объекта. Она отражает состояние и определяет направления его изменения и развития и должна соответствовать целям и задачам прогнозирования и планирования.
Основным видом используемой в планировании и прогнозировании информации выступает экономическая информация. Она представляет собой совокупность различных сведений экономического характера, на основе которых осуществляется анализ, разрабатываются плановые и прогнозные документы, отражающие развитие народного хозяйства в целом и его отдельных звеньев.
Экономическая информация должна отвечать принципам, вытекающим из методологии планирования и прогнозирования: сравнение величин, агрегирование и дезагрегирование единиц информации, установление информационных отношений между ними, она должна быть достоверной, полной, но без избыточной информации, и своевременной. Носителями экономической инфо