Тема 3. Методы прогнозирования социально – экономических процессов.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО –ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Учебная программа для специальности:

1 – 26 02 02 « МЕНЕДЖМЕНТ»

Факультет международных экономических отношений и менеджмента

Кафедра экономики и менеджмента

Курс 2 Зачет 4 семестр

Семестр 4 Форма получения высшего

образования - заочная

Лекций 10

Практические занятия \семинарские 4

Всего аудиторных часов по

дисциплине 14

Всего часов по дисциплине – 34.25

Составила Т.Г. Пискунова, к.э.н, доцент

2012 г.

программа «Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов» составлена на основе базовой программы «Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов»,регистрационный номер УД-172-12/баз, утвержденной 04.10.2012г.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве типовой программы на заседании кафедры экономики и менеджмента

30.08..2012г., протокол № 1

Заведующий кафедрой

______________ Г.В.Подгорный

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет МИТСО»

2012г., протокол №

Председатель

______________ С..Н. Князев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Становление рыночных отношений в Республике Беларусь требует от студентов профессиональных знаний в области теории и методологии планирования и прогнозирования социально-экономических процессов; получение целостного, систематического представления об организационных и прикладных основах управления посредствам планирования и прогнозирования, умения использовать полученные знания на практике.

Целью курса является формирование у студентов теоретических и практических навыков решения конкретных задач в области прогнозирования и планирования экономического и социального развития страны.

Основные задачи:

- творческое осмысление полученных знаний об особенностях функционирования национальной экономики, объективной необходимости и возможности прогнозирования и планирования социально-экономических процессов;

- формирование необходимой теоретико-методологической базы в области планирования и прогнозирования социально-экономических процессов;

- овладение методами системного анализа в управленческих ситуациях на макро-, мезо- и микроуровне регулирования экономикой;

В результате освоения курса «Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов» слушатель должен знать:

- ключевые понятия и основные положения планирования и прогнозирования социально-экономических процессов;

- систему государственных регуляторов управления, планирования и прогнозирования;

- формы планирования и прогнозирования;

-объекты и субъекты функционирования экономики, институциональное устройство экономического механизма;

- основные цели и задачи обеспечения планомерности развития экономики на всех уровнях управления;

- приоритетные направления социально-экономического развития республики на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.

В результате изучения курса студент должен уметь;

- провести расчеты по некоторым методикам(по расчету ВВП и инфляции);

- прогнозировать развитие производственных отраслей ,производственной инфраструктуры, непроизводственной сферы, регионов, природных ресурсов и окружающей среды;

- организовывать разработку и реализацию инновационной политики предприятия на длительную перспективу.

Методы и средства изучения дисциплины. Овладеть новыми знаниями и навыками в области планирования и прогнозирования студентам помогут методы и средства, рекомендуемые в данной учебной (базовой) программе. К ним относятся: лекционный материал, самостоятельная работа студентов над отдельными разделами и темами учебного материала, практические и семинарские занятия.

К основным средствам относятся :контрольные вопросы и задания, ситуации, тесты, примеры, и задачи в области планирования и прогнозирования социально-экономических процессов.

Структура учебной (базовой) программы построена с учетом необходимой логической последовательности изложения материала по прогнозированию социально-экономических процессов.

Весь материал рассмотрен с точки зрения комплексного, системного подхода, взаимосвязи и взаимозависимости процессов прогнозирования.

Дисциплину « Прогнозирование и планирование» рекомендуется изучать на втором курсе в ходе лекций и практических (семинарских) занятий, а также в процессе самостоятельной работы студентов.

Данная дисциплина органически связана с дисциплинами «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Экономико-математические методы и модели» и др. Она дает возможность студентам, обучающимся по специальности «Менеджмент», получить теоретические и практические навыки решения конкретных задач прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в малых, средних и крупных предприятиях.

Лекций-8 часов, практических (семинарских)-10. Форма контроля знаний зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  № темы       Тема занятий     Количество часов
Лекции   Практические/семинарские  
  Тема 1   Планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования        
  Тема 2   Методологические основы планирования и прогнозирования        
  Тема 3   Методы прогнозирования социально-экономических процессов        
  Тема 4   Методы планирования социально- экономических процессов        
  Тема 5   Планирование и прогнозирование экономического роста и структуры национальной экономики          
  Тема 6   Планирование и прогнозирование отраслей реального сектора экономики      
  Тема 7   Прогнозирование и регулирование инфляции и цен      
  Тема 8   Планирование и прогнозирование финансов      
  Тема 9   Планирование и прогнозирование занятости и трудовых ресурсов      
  Тема 10   Планирование и прогнозирование уровня жизни и социального развития      
  Тема 11   Планирование, прогнозирование и регулирование внешнеэкономических связей      
  Тема 12   Планирование и прогнозирование инвестиций      
  Итого          
             

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования.

Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования. Программирование в системе государственного регулирования экономики. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь.

Тема 2. Методологические основы планирования и прогнозирования.

Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования. Основные методологические принципы планирования. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования. Экономический анализ, его содержание и место в системе планирования и прогнозирования.

Тема 5. Планирование и прогнозирование экономического роста и структуры национальной экономики.

Понятие и типы экономического роста. Макроэкономические показатели и система национальных счетов. Цели макроэкономической политики, планирование и прогнозирование макроэкономических показателей. Планирование и прогнозирование межотраслевых связей и пропорций. Оценка и прогнозирование эффективности экономики.

Тема 6. Планирование и прогнозирование отраслей реального сектора экономики.

Планирование и прогнозирование промышленности и АПК. Планирование и прогнозирование НТП и инвестиций. Планирование развития инфраструктуры. Планирование развития предпринимательства.

Тема 8. Планирование и прогнозирование финансов.

Понятие финансовой системы экономики. Сводный баланс финансовых ресурсов. Прогнозирование и планирование налогов и бюджета. Прогнозирование и планирование денежно-кредитной сферы.

Тема 9. Планирование и прогнозирование занятости и трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Занятость и безработица. Прогнозирование трудовых ресурсов. Планирование и регулирование занятости.

Тема 10. Планирование и прогнозирование уровня жизни и социального развития.

Социальная политика государства: сущность и основные направления. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Социальные нормы и нормативы. Планирование и прогнозирование развития социальной инфраструктуры.

Тема 11. Планирование, прогнозирование и регулирование внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономические связи, платежный баланс. Прогнозирование внешнеэкономических связей. Внешнеэкономическая и валютная политика.

Тема 12. Планирование и прогнозирование инвестиций.

Понятие инвестиций и инвестиционная политика. Прогнозирование и планирование инвестиций. Прогнозирование и планирование инвестиций. Инвестиционная политика.

  № темы       Тема занятий     Количество часов
Лекции   Семинарс- кие практи- ческие
  Тема 1   Планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования      
  Тема 2   Методологические основы планирования и прогнозирования      
  Тема 3   Методы прогнозирования социально-экономических процессов      
  Тема 4   Методы планирования социально- экономических процессов      
  Тема 5   Планирование и прогнозирование экономи- ческого роста и структуры национальной экономики        
  Тема 6   Планирование и прогнозирование отраслей реального сектора экономики      
  Тема 7   Прогнозирование и регулирование инфляции и цен      
  Тема 8   Планирование и прогнозирование финансов      
  Тема 9   Планирование и прогнозирование занятости и трудовых ресурсов      
  Тема 10   Планирование и прогнозирование уровня жизни и социального развития      
  Тема 11   Планирование, прогнозирование и регулиро- вание внешнеэкономических связей      
  Тема 12   Планирование и прогнозирование инвести- ций      
  Итого        
                       


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ (ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

Номер раздела, темы , занятия Название раздела, темы, занятия, перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия Литература Формы контроля знаний
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа студентов
Сущность и предмет теории прогнозирования и планирования. 1. Роль и место прогнозирования и планирования в системе государственного регулирования экономики. 2. Сущность прогнозирования 3. Сущность планирования. 4. Формы планирования, их развитие и применение. -   Компьютерная презентация №1 [1]-[3], [6], [10  
Методология прогнозирования и планирования 1. Понятие методологии прогнозирования и планирования. 2. Методологические принципы прогнозирования и планирования. 3. Система прогнозов и планов. 4. Прогнозирование и планирование на макро-и микроуровне Организация прогнозирования и планирования. 5. Система органов прогнозирования и планирования, их задачи и функции. 6. Порядок разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития. -     [1], [6], [13]  
Прогнозирование и государственное регулирование цен и инфляции. 1. Сущность и виды цен. 2. Методы прогнозирования цен. 3. Инфляция, ее виды и измерение. 4. Методы прогнозирования инфляции. 5. Управление инфляционными процессами.       [1]-[3], [6], [8]  
Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения. 1. Трудовые ресурсы, их состав и воспроизводство. 2. Прогнозирование трудовых ресурсов и их использования. 3. Планирование занятости. 4. Сводный баланс трудовых ресурсов.        
Прогнозирование и планирование социального развития и уровня жизни народа. 1. Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения. 2. Социальные нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата. 3. Прогнозирование и регулирование оплаты труда. 4. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки.   Раздаточный материал по проведения практических занятий [1], [7], [17] Рефераты студентов, решение задач
Прогнозирование и планирование инвестиций, научно-технического прогресса и инновационной деятельности. 1. Инвестиции, их содержание и состав. 2. Инвестиционная политика. 3. НТП и инновационная политика. 4. Методы прогнозирования и планирования НТП и инновационной деятельности. -   Раздаточный материал по проведения практических занятий [1], [5], [6] Рефераты студентов, решение задач
Прогнозирование и планирование развития производственных отраслей. 1. Значение промышленности. Промышленные комплексы. 2. Прогнозирование и планирование объема и структуры промышленного производства. 3. Агропромышленный комплекс, его состав и особенности. Аграрная политика. 4. Прогнозирование и планирование развития АПК. 5. Строительный комплекс. Прогнозирование и планирование развития строительного комплекса.   -       [1]-[3], [16] Рефераты студентов, решение задач
  итого        

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Планирование и прогнозирование экономики: учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. -Мн.: ИП «Эко- перспектива», 2008.

2. Борисевич, В. И., Кандаурова, Г. А. [и др.]. Планирование и про­гнозирование экономики: учеб.-практ. пособие. — Мн.: БГЭУ, 2010.

3. Герасенко, В. П. Планирование и регулирование экономики: учеб.-практ. пособие. - Мн.: Новое знание 2007.

4. Никитенко, П. Г. [и др.]. Прогнозирование научно-техничес­кого развития в Беларуси: учеб.-метод. пособие. - Мн.: БИП-2006.

5. Комплексный прогноз научно-технического прогресса Рес­публики Беларусь на 2001-2020 гг.: в 5 т. Т. 1: Анализ мировых тен­денций научно-технического развития / Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь; Институт экономики НАН Беларуси. - Мн.: Право и экономика, 2000

6. Герасенко В. П. Прогнозирование и планирование экономики. Практикум Мн ООО: Новое знание 2011, 192 с.

7. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: ИНФА-М, 2004, 260 с.

Дополнительная:

8. Ясинский, Ю. М., Тихонов, А. О. Основы теории экономичес­кого развития: пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007.

9. Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики: учеб. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007.

10. Новикова, И. В., Ясинский, Ю. М, Тихонов, А О. [и др.]. Мак­роэкономика: учеб. пособие. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.

11. Новикова, И. В., Ясинский, Ю. М., Тихонов, А. О. [и др.]. Мик­роэкономика: учеб. пособие. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.

12. Новикова, И. В., Ясинский, Ю. М., Тихонов, А. О. [и др.]. Эко­номическая теория: учеб. пособие: в 2-х ч. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.

13. Асанович, В. Я. Математические модули экономики. - Мн.: БГЭУ, 2002.

14. Никитенко, П. Г. Инновационная деятельность и устойчи­вое развитие. Теория и методология. - Мн.: БИП-С, 2004.

15. Никитенко, П. Г. Проблемы и перспективы развития научно-инновационного комплекса Республики Беларусь: сб. науч. ст. - Мн.: Бел ИСА, 2010.

16. Государственная программа возрождения села на 2008-2010 гг.

17. Программа развития регионов, малых и средних городов и городских поселений Республики Беларусь на 2007-2010 гг.

18. Национальная стратегия устойчивого социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на период до 2010 г. - Мн.: Белорусский дом печати, 2005.

19. Программа социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на период на 2006-2010 гт.

Протокол согласования учебной программы

Название дисциплины, с которой требуется согласо­вание Название ка­федры Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине Решение, принятое кафедрой, разрабатывающей учебную про­грамму (с указанием даты и номера протокола при наличии предложений об измнении)
1 .Основы менеджмента Экономики и менеджмента Согласована Протокол №
2.Основы лидерства Экономики и менеджмента Согласована Протокол №
3.Управление персоналом Гуманитарных дисциплин Согласована Протокол №

по изучаемой учебной дисциплине с другими дисциплинами специальности

2.4 Теоретический раздел

Конспект лекций

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Лекция 1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК

Лекция 2. МЕТОДОЛОГИИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Основные понятия: методология; методы планирования и прогнозирования; принцип социальной направленности; принцип непрерывности; принцип приоритетности; принцип пропорциональности и сбалансированности; исторический подход; генетический подход; нормативный подход; принцип системности; показатель; критерий

2.1.Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования. Под методологией планирования и про­гнозирования понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логику планирования и прогнозирования. Методо­логия базируется на экономической теории, изучающей закономер­ности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, развивается и совершенству­ется по мере развития самой экономической теории, а также в про­цессе практики формирования прогнозов.

Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы — исходные положения, основополагающие правила формирования и обосно­вания планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов. К основным методологическим принципам прогнозирования от­носятся: принцип системности и принцип комплексного подхода, прин­цип адекватности, принцип вариантности и принцип непрерывности.

Методы планирования и прогнозирования — это способы, приемы, с помощью которых разрабатывают и обосновывают планы и прогнозы.

Показатели планов и прогнозов представляют собой количественное выражение плановых и прогнозных решений.

Методика является совокупностью рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей. Она носит частный характер, подчинена методологии планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.

Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики - определение исходного пункта, от кото­рого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики относят: формирование системы целей планирования и прогнозирования; анализ исходного уровня, т. е. состояния прогнозируемого и плани­руемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития; изучение потребностей общества, их объем и структуру в плановом и прогнозном периодах; определение имеющихся ресурсов общества, которые могут быть созданы в пла­новом либо прогнозном периоде; согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.

Важно подчеркнуть, что если планирование (директивное, ин­дикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отно­шении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития либо служит основой для принятия планового решения.

2.2. Основные методологические принципы планирования.

В условиях белорусской модели социально-экономического развития основополагающим принципом государственного планирования является принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей. Он предполагает, что планирование и прогнозиро­вание развития экономики должны исходить из интересов человека и об­щества. Удовлетворение потребностей народа определяет народнохо­зяйственные планы и прогнозы. Экономика не должна и не может раз­виваться вне интересов личного и общественного потребления.

Принцип социальной направленности и приоритета обществен­ных потребностей должен дополняться принципом социальной справедливости, который реализуется через систему социальных гарантий и выравнивание неоправданных различий в доходах насе­ления и предприятий.

Важнейшим принципом планирования является принцип повышения эффективности общественного производства, требующий, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т. е. с максимальной экономией живого и овеще­ствленного труда в производстве единицы продукции работ и услуг.

Он реализуется через всевозможные формы и направления ресур­сосбережения и проявляется через систему показателей эффектив­ности: рост производительности труда, снижение материалоемкос­ти производства и повышение рентабельности.

Важнейшим методологическим принципом планирования макро­экономического развития страны является принцип пропорциональ­ности и сбалансированности. Рынок, непосредственно зависимый от производства и его решающего значения в удовлетворении общественных потребностей, формирует мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования; стимулирует производство той продукции, которая удовлетворяет запасы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающие интересам всего общества, должно государство через систему планирования.

Сбалансированное экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в уровнях развития отдельных сфер, отраслей, террито­риальных подразделений общественного производства, с одной сто­роны, и удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества - с другой. Принцип пропорциональности и сбалансированности направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэконо­мические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.

Важнейший принцип планирования - принцип приоритетности. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов и, во- вторых, необходимостью решения важнейших общегосударственных задач. Это предопределяет размещение задач в иерархической после­довательности: по степени важности и по времени реализации.

Принцип непрерывности планирования обеспечивает согласо­вание краткосрочных и перспективных целей и задач социально-эко­номического развития страны, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется этот принцип через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых и про­гнозных документов.

2.3.Основополагающие подходы и принципы прогнозирова­ния. В числе основных методологических подходов в прогнозиро­вании выделяются следующие.

Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В про­цессе прогнозирования следует исходить из того, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее - закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.

Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта ис­следования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. Например, исследуя экономический объект, мы рассматриваем его во взаимосвязи с демографическими, научно-техническими, социальными, экологическими и другими процессами. В комплексном подходе выделяют генетический (исследовательский) и нормативный (целевой) подходы.

При генетическом (исследовательском) подходе, исходя из существующего положения вещей и выявленных тенденций разви­тия, прогнозируют возможные результаты; становятся ясными последствия, к которым приведет тот или иной вариант развития. Генетический подход позволяет отразить устойчивые тенденции, присущие объекту прогнозирования и придающих его развитию инерционный характер. Любое предвидимое явление или процесс имеет истоки в настоящем и в прошлом, свое происхождение, генезис. И бу­дущее, как бы оно не было отлично от прошлого и настоящего, всегда с ними связано, оно формируется из уже известных элементов, хотя и в иных соотношениях, в системе новых связей.

У нормативного (целевого) подхода другая природа: он отра­жает возможность управления прогнозируемыми процессами исходя из целей социально-экономического развития. Цель развития подается нормативно, т. е. в виде определенного нормативного состояния, и исследуются способы ее достижения.

Основополагающим принципом прогнозирования является принцип системности. Он заключается в том, что экономика рассматривается как система, и каждый объект, входящий в нее, или составная часть взаимосвязаны с другими. Кроме того, сама эконо­мическая система (например, национальная экономика), с одной стороны, может состоять из подсистем более низкого уровня, с другой - входить в систему более высокого уровня.

В прикладном аспекте системный подход предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого отдельного относительно самостоя­тельного объекта и одновременно позволяли бы построить целост­ную картину возможного развития народного хозяйства.

Принцип адекватности предполагает, что методы и модели разработки прогнозов рассчитаны, и первую очередь, на выявление и количественное измерение устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Адекватность означает максимальное приближение теоретической модели к устойчивым тенденциям развития, учет вероят­ностного, стохастического характера реальных процессов и оценку вероятности реализации выявленных тенденций. При использовании принципа адекватности методы и модели прогнозирования дол­жны быть проверены на способность имитировать уже сложившие­ся процессы и явления, т. е. они должны быть не только инструментом предвидения, но и инструментом познания.

При переходе от имитации процессов и тенденций к предви­дению их развития необходимо определение возможных путей их развития, т. е. построение альтернативных вариантов развития прогнозируемого объекта.

Принцип альтернативности прогнозирования связан с возмож­ностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по раз­ным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношени­ях, т. е. он исходит из предположения о возможности качественно раз­личных вариантов развития прогнозируемого объекта. Главное при ис­пользовании этого принципа - отделить варианты развития осуществимые от неосуществимых при сложившихся и предвидимых условиях.

Принцип целенаправленности придает активный характер прогнозированию: прогноз не сводится к предвидению, а включает цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных государственных действий. Этот принцип сопряжен с нормативным подходом и вытекает из него.

2.4.Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании. Показатель - это качественно-количественное представление объекта: социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная - придает объекту количественную определенность.

Показатели, дающие наиболее важную в определенном отношении характеристику состояния объекта, называются критериями. Например, критерий эффективности производительности труда отражает меру экономического эффекта, полученного при затратах живого труда. В качестве критерия эффективности могут выступать максимум прибыли, минимум трудовых затрат и др. Критерий оптимальности - это показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернативных вариантов) и выбора наилучшего из них.

В зависимости от содержания и направления использования всю совокупность показателей, применяемых в планировании и прогно­зировании, можно сгруппировать следующим образом: натуральные и стоимостные; количественные и качественные; абсолютные и от­носительные; утверждаемые и расчетные; индикативные и справоч­ные; синтетические и индивидуальные.

Натуральные показатели характеризуют материально-веществен­ную сторону производства, потребительские свойства продукции (услуги), ее качество. Иногда используются условно-натуральные показатели. Они устанавливаются путем приведения многообразных видов продукции к единому измерителю через переводные коэффициенты. Например, все виды топлива можно представить в условном исчислении на основе теплотворной способности каждого вида.

Стоимостные показатели выражают совокупные результаты (непроизводственного процесса в денежном исчислении: производство валового внутреннего продукта, доходы и расходы предприятий, объемы реализованной продукции, амортизация основных средств и т. д.

Количественные показатели характеризуют непосредственно количественные результаты производства или развития отраслей социальной инфраструктуры. Качественные показатели характеризуют качественную сторону экономического явления, процесса, эффективность производства, качество работы или полезность продукции.

Абсолютные и относительные показатели отличаются характером их представления. Абсолютные показатели представляют количественные параметры объекта: объем производства продукции, услуг, число дошкольных учреждений, количество учащихся и т. д. Относительные показатели представляют объект в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства, в удельном весе).

Утверждаемые показатели устанавливаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. Расчетные показатели используются для дополнительной характеристики объекта (процесса, явления), а также для обоснования утверждаемых показателей; их характер - вспомогательный.

Индикативные показатели выступают в качестве индикаторов (основных параметров), характеризующих социально-экономические процессы и явления, и используются при формировании индикативных планов, программ. Справочные (информационные) - это различного рода аналитические показатели, которые не являются предметом планирования или прогнозирования.

В зависимости от степени охвата экономических процессов показатели подразделяются на интегральные, синтетические и частные. Интегральные и синтетические отражают сложные явления. Они характеризуют результат взаимодействия многих экономических, научно-технических и других факторов, обобщают результаты производства или распределения. Синтетические в отличие от интегральных рассчитываются на основе других показателей. Частные показатели выражают отдельные, конкретные эконо­мические или социальные явления.

2.5.Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования. Важнейшей предпосылкой получения достоверного и качественного планового и прогнозного документа является наличие соответствующей информационной базы. Под информационной базой понимается совокупность сведений, данных, фактов, знаний относительно исследуемого объекта. Она отражает состояние и определяет направления его изменения и развития и должна соответствовать целям и задачам прогнозирования и планирования.

Основным видом используемой в планировании и прогнозировании информации выступает экономическая информация. Она представляет собой совокупность различных сведений экономического характера, на основе которых осуществляется анализ, раз­рабатываются плановые и прогнозные документы, отражающие развитие народного хозяйства в целом и его отдельных звеньев.

Экономическая информация должна отвечать принципам, вы­текающим из методологии планирования и прогнозирования: сравнение величин, агрегирование и дезагрегирование единиц информации, установление информационных отношений между ними, она должна быть достоверной, полной, но без избыточной информации, и своевременной. Носителями экономической инфо

Наши рекомендации