Система безопасности страны и угрожающие ей процессы: тенезация и криминализация
Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших функций государства это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Система экономической безопасности включает семь блоков, соответствующих основным ее категориям и понятиям (рис.4).
Концепция и стратегиянациональной безопасности |
Концепция и стратегия национальной безопасности |
Правовое обеспечение экономической безопасности |
Угрозы в сфере экономики |
Пороговые значения индикаторов экономической безопасности |
Организационная структура экономической безопасности |
Индикаторы экономической безопасности |
Национальные интересы в сфере экономики |
Рис. 4. Система экономической безопасности
В современных условиях особую роль играют экономические угрозы. В нашей стране по-прежнему сохраняется ситуация, когда наряду с внешними угрозами имеют место и серьезные внутренние угрозы экономической безопасности, одной из которых является наличие значительного теневого сектора [2].
Экономическая безопасность имеет определенную внутреннюю структуру, одним из важнейших элементов которой является стабильность и устойчивость национальной экономики как ее способность противостоять паразитарному перерождению экономических отношений и росту «теневого» сектора. Устойчивость предполагает создание надежных условий и гарантий для позитивной предпринимательской активности и сдерживание дестабилизирующих факторов (противодействие криминализации экономики, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).
К сожалению, неэффективное управление безопасностью приводит к увеличению масштабов теневой экономики страны [1], что является серьезной проблемой, создавая угрозу экономической безопасности государства. Пагубное влияние теневой экономики обусловливается тем, что она проникает во все стадии процессов производства, распределения и перераспределения ресурсов, деформирует основы добропорядочной, добросовестной конкуренции, сокращает доходы бюджетов всех уровней, является источником коррупции [12]. Наличие теневой экономики, в основном сформированной в результате недальновидной экономической политики, представляет собой серьезную угрозу экономической безопасности государства.
Теневая экономика |
Экономическая безопасность государства |
Официальная экономика |
Вторая или «беловоротнич-ковая» |
Серая или «неформальная» |
Черная или «подпольная» |
Рис. 5. Основные составляющие теневой экономики в системе экономической безопасности государства
В результате теневая экономика порождает ряд последствий [3], которые негативно влияют на экономику и устойчивое развитие государства и угрожают ее безопасности. К ним относятся:
- потеря государством возможности реального управления экономикой;
- отток капитала за границу;
- нежелание инвесторов вкладывать ресурсы в развитие российской экономики;
- снижение конкурентоспособности предприятий, которые работают легально и не скрывают свои реальные доходы;
- уменьшение налоговой базы, из-за чего увеличивается налоговое бремя на легальный сектор экономики;
- усиление влияния финансовых ресурсов на политическую власть в государстве, средства массовой информации, избирательные кампании;
- увеличение масштабов коррумпированности власти;
- расширение неконтролируемой торговли товарами, что является опасными для употребления (наркотики) и некачественными товарами;
- ухудшение взаимоотношений в обществе, через большое имущественное расслоение социума; установленных правил и норм поведения;
- создание параллельной государственной инфраструктуры власти;
- усиление связи бизнеса с криминальными структурами.
Для обозначения неконтролируемых государством экономических процессов часто применяют два понятия: «теневая» и «криминальная» экономика [22]. Понятия эти близкие, но теневая экономика шире второго понятия на величину неуголовных экономических процессов, т. е. криминальная экономика – составная часть теневой. Криминализация экономики (от лат.сriminalis – относящийся к преступлению) – состояние экономики, при котором значительное место занимает деятельность по увеличению и присвоению доходов, полученных преступным путем. Другими словами, структура теневой экономики включает в себя как криминальные, так и некриминальные действия.
Так, тенезация и криминализация кредитно-финансовой сферы имеет особую опасность, поскольку она дестабилизирует денежно-кредитную систему, подчиняя своему влиянию ключевые сегменты рынка, формируя финансовую базу для роста организованной преступности в различных органах государственной власти с помощью коррупции и взяточничества.Отметим, что система финансовой безопасности отвечает за сохранность ресурсов, выполнение государственных обязательств и функций, выполнение социальных программ. Актуальным является вопрос финансовых потерь государства, которые зависят от состояния преступности, что является социально опасным явлением для общества и государства [6].
В зависимости от непосредственных объектов преступлений, входящих в данную группу, преступления в кредитно-финансовой системе можно систематизировать таким образом:
1. Преступления в сфере финансовой, банковской, бюджетной систем;
2. Преступления в сфере предпринимательства, конкуренции, банкротства и обращения ценных бумаг;
3. Преступления, посягающие на общественные отношения обеспечения интересов юридических или физических лиц и государства, связанных с неплатежеспособностью.
Таким образом, преступность в кредитно-финансовой сфере, а именно качественную ее сторону – материальный ущерб в результате совершения преступлений в кредитно-финансовой сфере, можно выделить как важный индикатор экономической безопасности страны.
К преступлениям в кредитно-финансовой сфере относятся:
- изготовление, хранение, приобретение, перевозка, пересылка, ввоз в РФ с целью сбыта или сбыт поддельных денег, государственных ценных бумаг или билетов государственной лотереи;
- незаконные действия с документами на перевод, платежными карточками и другими средствами доступа к банковским счетам, оборудованием для их изготовления;
- нарушение порядка занятия банковской деятельностью;
- незаконное открытие или использование за пределами РФ валютных счетов;
- нарушение законодательства о бюджетной системе РФ, издания нормативно-правовых или распорядительных актов, которые изменяют доходы и расходы бюджета вопреки установленному законом порядке;
- уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, входящих в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке;
- мошенничество с финансовыми ресурсами;
- нарушение порядка выпуска (эмиссии) и обращения ценных бумаг;
- заговор об изменении или фиксировании цен или принуждение к их изменений или фиксирования;
- фиктивное банкротство;
- доведения до банкротства;
- сокрытие устойчивой финансовой несостоятельности;
- незаконные действия в случае банкротства.
Отметим, что рост преступности наблюдается практически во всех секторах экономики [13]. Масштабы тенезации и криминализации современной экономики РФ представляют значительную угрозу экономической и как следствие национальной безопасности государства. Важным фактором снижения влияния теневой экономической деятельности является выяснение причин и нейтрализация условий, способствующих совершению конкретных противоправных деяний.