Практическое занятие 3. Разработка прогноза денежной массы

Подготовка рефератов на темы:

1. Методы прогнозирования цен: модели прогнозирования индексов цен; методы определения цен с ориентацией на издержки, спрос, конкуренцию; индексный метод.

2. Сводный баланс финансовых ресурсов.

3. Инфляция, ее виды и измерение.

4. Прогнозирование инфляции.

5. Управление инфляционными процессами.

6. Прогнозирование кредитно-денежных отношений.

7. Прогнозирование платежного баланса и валютного курса.

Раздел 9 Прогнозирование и планирование формирования межрегиональных и внешнеэкономических связей в РФ.

Практическое занятие 1. Прогнозирование и размещение производительных сил и межрегиональных связей.

Вопросы для проверки освоения компетенций:

1. Каково влияние регионального и межрегионального разделения труда на развитие планомерного характера развития регионов? Как сказывается на данном процессе развитие международной специализации и кооперации регионов? Приведите примеры из российской действительности.

2. В экономических исследованиях различные авторы дают следующие определения региона:

 регион – это квазигосударство или подсистема государства в национальной экономике;

 регион – это квазикорпорация, крупный субъект различных видов собственности и видов деятельности;

 регион – это рынок, имеющий определенные территориальные границы;

 регион – это своеобразная общность людей.

Как влияют указанные подходы на процессы планирования и

прогнозирования регионального развития?

3. Какие модели регионального развития разрабатываются и применяются представителями указанных выше подходов для анализа социально-экономического положения региона и разработки планов развития регионов?

4. Кто, что и с помощью какого инструментария планирует и прогнозирует в регионе? Как процессы прогнозирования и планирования на региональном и межрегиональном уровнях связаны с аналогичными процессами на государственном и частнохозяйственном уровнях? Как все указанные процессы влияют на процессы планирования и прогнозирования на семейном уровне в России и развитых странах?

5. Что дает регионам развитие программно-целевого планирования на государственном уровне? Может ли этот метод планирования использоваться региональным уровнем управления? Если ответ положительный, то объясните, что для этого необходимо; если отрицательный – то аргументируйте свою точку зрения.

6. Приведите сравнительный анализ уровней развития двух-трех регионов, включая и тот, в котором Вы живете (работаете), наглядно демонстрируя различия в планировании и прогнозировании их развития на различных уровнях принятия решений (государственном, частно-хозяйственном и семейном).

Практическое занятие 2. Прогнозирование и планирование внешнеэкономических связей.

Вопросы для проверки освоения компетенций:

1. Основная цель государственного прогнозирования и планирования в сфере внешнеэкономических отношений – защита национальной экономики, национальных производителей и потребителей. Можно ли по структуре совокупного потребительского спроса сказать, что в современной России эта цель достигается?

2. Почему, по Вашему мнению, в России, начавшей одновременно с Китаем развивать свободные экономические зоны (СЭЗ), не достигнут положительный эффект от их создания на фоне блестящего развития СЭЗ в Китае?

СБОРНИК ЗАДАЧ

Раздел 3. Прогнозирование и планирование социального развития общества.

Задачи для проверки освоения компетенций:

Задача 1.В базисном периоде численность населения – 10 млн. человек, рождаемость – 15 человек и смертность – 18 человек на 1000 населения. В дальнейшем предполагается ежегодное увеличение рождаемости на 1 % и снижение смертности – на 2,1 %. Определите численность населения на конец 3-летнего прогнозного периода с учетом коэффициентов рождаемости и смертности.

Задача 2.Трудовые ресурсы в базисном периоде – 6054 тыс. чел., в том числе трудоспособное население в трудоспособном возрасте 95,3 %, работающие лица старше трудоспособного возраста и подростки до 16 лет – 4,7 %. В прогнозном периоде численность трудоспособное население в трудоспособном возрасте увеличится на 1 %, численность работающих лиц старше трудоспособного возраста и подростков до 16 лет снизится на 4 %. Определите трудовые ресурсы и их изменение в прогнозном периоде.

Задача 3.За первое полугодие работающими отработано 150 тыс. чел.-дней, целодневные простои составили 4 тыс. чел.-дней, число неявок по различным причинам – 55 тыс. чел.-дней. В этом полугодии календарный фонд рабочего времени составил 183 дня. Составьте прогноз среднесписочной численности работников.

Задача 4.На следующий год правительство страны планирует следующие показатели по состоянию трудовых ресурсов: все население страны составит – 10 млн. чел.; дети до 16 лет – 1,6 млн. чел.; люди, находящиеся в психиатрических больницах – 20 тыс. чел.; люди, находящиеся в исправительных учреждениях – 400 тыс. чел.; количество безработных предположительно составит – 70 тыс. чел.; 110 тыс. чел выбыло из состава рабочей силы. Определите численность рабочей силы и официальный уровень безработицы.

Задача 5.Разработайте прогнозный сводный баланс трудовых ресурсов, определите количество безработных и уровень безработицы по исходным данным таблицы 3.1.

Таблица 3.1

Показатели   Единицы измерения Базисный период   Прогнозный период  
Трудовые ресурсы в том числе: тыс. чел.      
-трудоспособное население в трудоспособном возрасте тыс. чел.      
-работающие лица старшего возраста и подростки до 16 лет тыс. чел.      
Занятые в народном хозяйстве тыс. чел.      
Занятые в домашнем хозяйстве тыс. чел.      
Учащиеся 16 лет и старше, обучающиеся с отрывом от производства тыс. чел.      
Темпы роста объема производства продукции и услуг в народном хозяйстве %      
Темпы роста производительности труда %      

Задача 6.В базисном периоде объем реализации бытовых услуг составил 352 млрд. руб., численность населения – 9,8 млн. чел. Наблюдается существенная зависимость объема реализации бытовых услуг от денежных доходов населения и тарифов на услуги. В прогнозном периоде численность населения сократится на 5 %, денежные доходы возрастут на 55 %, тарифы на бытовые услуги увеличатся на 40 %. Определите объем реализации бытовых услуг в прогнозном периоде.

Задача 7.Определите степень обеспеченности населения жильем и необходимый размер ввода в эксплуатацию жилой площади в прогнозном периоде на основе данных таблицы 3.2

Таблица 3.2

Показатели   Базисный период Прогнозный период
Жилищный фонд на начало периода, млн. м2 139,8    
Выбытие жилого фонда, %    
Численность населения, млн. чел.      
Сокращение численности населения   2,2  
Норма жилой площади, м2 /чел.      

Задача 8.В базисном периоде численность населения равна 9,8 млн. чел., было госпитализировано 0,7 % населения, количество оборотов больничной койки в год составляло 18. Как изменится потребность в коечном фонде в прогнозном периоде, если численность населения уменьшится на 2 %, процент госпитализации возрастет до 0,9 %, количество оборотов больничной койки в год сократится на 3 %?

Задача 9.В базисном периоде выручка за организацию въездного туризма составила 30 млн. дол., численность туристов, посетивших страну – 250 тыс. чел. Как изменится выручка туристского комплекса в прогнозном периоде, если стоимость туристической путевки снизится на 9 %, численность туристов увеличится на 15 %?

Наши рекомендации