Спрос и предложение на денежном рынке.

Денежный рынок, как и любой другой, предполагает наличие объекта продаж, цены, спроса и предложения.

Денежный рынокпредставляет собой систему отношений между банковской системой, создающей деньги, и субъектами экономики, предъявляющими на них спрос.

Товаром на денежном рынке выступают сами денежные средства. Ценой является банковский процент.

В целом эмиссия денежных средств обусловливается двумя взаимозависимыми показателями: количеством уже имеющихся денежных средств в обращении (предложением денег) и необходимых денежных средств – спросом на деньги со стороны разных агентов денежных отношений.

Спрос на деньги, или спрос на ликвидность - Спрос и предложение на денежном рынке. - student2.ru(от англ. money demand) – это общая потребность рынка в денежных средствах. Он определяется желанием экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств, которое фирмы и население намерены держать у себя в данный момент времени, т.е. спрос на деньги – это всегда спрос на блага, которые можно на них купить.

Спрос на деньги вытекает из двух функций денег – быть средством обращения (обмена) и средством сбережения (накопления богатства).

Различают номинальный спрос на деньги, который изменяется вслед за повышением цен на товары и услуги, и реальный спрос на деньги, рассчитанный с учетом покупательной способности денег. Реальный спрос на деньги определяется по формуле:

Мd / P,

где:

Мd– номинальный спрос на деньги;

Р – средний уровень цен.

В экономической теории существуют три различные теоретические концепции спроса на деньги:

1) классическая количественная теория спроса на деньги;

2) кейнсианская теория спроса на деньги;

3) монетаристская теория спроса на деньги.

Классическая количественная теория спроса на деньги основана на трех постулатах:

1) причинности (цены зависят от массы денег);

2) пропорциональности (цены изменяются пропорционально количеству денег);

3) универсальности (изменение количества денег одинаково влияет на цены всех товаров).

В количественной теории рассматривается потребность в деньгах только для осуществления текущих платежей между моментами получения дохода. Спрос на деньги для сделок описывается количественным уравнением обменаамериканского экономиста, виднейшего представителя неоклассической школы Ирвинга Фишера (1867–1947):

MV = PY ,

где:

М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Р – уровень цен;

Y – объем выпуска.

Из этого уравнения величина спроса на деньги (MD) равна:

MD = PY/V

и зависит от следующих факторов:

• абсолютного уровня цен (прямая зависимость);

• уровня реального объема производства (прямая зависимость);

• скорости обращения денег (обратная зависимость).

Согласно классической теории, реальный ВВП (Y как физический объем производства) изменяется медленно, и только при изменении числа вовлекаемых в экономику факторов производства – в долгосрочном периоде – достигнет потенциального уровня. Поэтому изменение предложения денег вызовет в долгосрочном периоде лишь изменение уровня цен и не окажет влияния на реальные величины производства и занятости. Свойство денег не оказывать влияние на реальные показатели экономики получило название нейтральность денег.

Классики, исходя из этого, сделали вывод, получивший название классической дихотомии – представление национальной экономики в виде двух обособленных друг от друга секторов: реального и денежного. В реальном секторе происходит движение реальных потоков товаров и услуг, а в денежном секторе совершается обращение денег, которое только обслуживает движение потоков товаров и услуг, не оказывая на них непосредственного влияния. Таким образом, изменение денежной массы в стране не имеет значения для реального сектора экономики и влияет лишь на номинальные показатели.

В рамках количественной теории денег было сформулировано два мотива спроса на деньги. Первый мотив состоит в том, что люди и фирмы нуждаются в деньгах как в средстве платежа, т.е. в удобном инструменте обслуживания сделок (при покупке товаров, услуг, факторов производства). Потребность в деньгах для этих целей называется спросом на деньги со стороны сделок, или операционным спросом.

Количество денег, необходимых для заключения сделок, зависит:

· от объема товарной массы, находящейся на рынке;

· уровня цен, по которым продаются товары и услуги;

· совокупного (национального) дохода;

· скорости обращения денег.

Однако главным фактором спроса на деньги выступает уровень дохода, поэтому операционный спрос на деньги является функцией совокупного (национального) дохода Y:

Md = f (Y).

Второй мотив спроса на деньгиполучил название спроса по мотиву предосторожности. Он возникает потому, что людям приходится сталкиваться с непредвиденными платежами, а для этого у них должен быть некоторый запас денег. Объем этого запаса зависит от объема непредвиденных расходов, который также прямо пропорционален национальному доходу Y:

Md = f (Y).

Кейнсианская теория спроса на деньгиполучила название теории предпочтения ликвидности.Дж. М. Кейнс рассматривал деньги как один из видов богатства. Желание фирм и населения хранить часть своего богатства в виде денег зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Исходя из этого выделяют три мотива хранения богатства в виде денег:

• Трансакционный мотив– (в классической теории – спрос на деньги для сделок) – спрос для осуществления запланированных покупок и платежей.

Графически спрос может быть проиллюстрирован линией, параллельной оси ОY. Он зависит от уровня доходов и не зависит от ставки процента (рис. 29а).

• Мотив предосторожности– спрос на деньги в виде наличности для обеспечения возможности осуществления расходов в будущем, на случай непредвиденных платежей. Он находится в зависимости от уровня дохода и зависит от ставки процента, т. к. эти деньги могли бы быть использованы для покупки активов, приносящих процент.

• Спекулятивный спрос– спрос на деньги как на имущество, связанный с желанием сохранить и преумножить богатство. Его можно хранить в разных видах: наличных денег, облигаций, акций и пр. Наличные деньги, в отличие от других активов, не приносят дохода. Их полезность состоит в абсолютной ликвидности

Таким образом, спрос на деньги со стороны активов зависит от уровня процентной ставки i, и эта зависимость обратная (рис. 29б) : при понижении процентной ставки спекулятивный спрос на деньги возрастает, а при повышении – сокращается:

Md = f (i).

Если процентная ставка является достаточно высокой, экономические субъекты увеличивают долю активов, приносящих доход в виде процента. Если она снижается, люди пересматривают свои решения, отдавая предпочтение более ликвидному активу – деньгам.

Спрос и предложение на денежном рынке. - student2.ru

Рис. 29. Трансакционный (а) и спекулятивный (б) спрос на деньги

Общий спрос на деньгиявляется функцией дохода и процентной ставки и может быть представлен как сумма спроса на деньги для совершения сделок и спроса на деньги со стороны активов. Кривая общего спроса на деньги параллельна кривой спекулятивного спроса и сдвинута вправо на величину трансакционного спроса.

Монетаристы считают, что деньги, находящиеся в обращении, являются определяющим фактором в макроэкономической теории, практике и политике. Государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП. В этом случае предложение денег будет соответствовать спросу на них, а значит, уровень цен в экономике будет стабильным.

Монетаристы восприняли идею Кейнса о том, что экономические субъекты держат часть активов в денежной форме с целью сохранения своего имущества, но отвергли идею спекулятивного мотива. Они считали, что при наличии множества активов, приносящих доход, хранить деньги с целью спекуляции на ценных бумагах нерационально. Субъекты, согласно общей теории оптимизации имущества (активов) экономических субъектов, предъявляют спрос на деньги, когда формируют «портфель» финансовых активов разной степени доходности и рисков в целях обеспечения желаемого уровня доходности.

Спрос на деньги, с точки зрения современных монетаристов, является функцией следующих параметров:

Md = f (Y, W, ia, ib, id, πe),

где Y – номинальный текущий доход; W – накопленное богатство; ia – процент дохода по акциям; ib – процентная ставка по облигациям; id – процентная ставка по депозитам; πe – ожидаемый уровень (темп) инфляции.

С ростом инфляции спрос на деньги уменьшается, так как индивид предпочтет приобретение реальных активов (драгоценности, антиквариат и т.д.).

На денежном рынке процентная ставка выступает как альтернативная стоимость денег и характеризует упущенный доход, связанный с хранением сбережений в денежной форме. В функции спроса на деньги используется номинальная процентная ставка, которая отражает банковский процент. Реальная процентная ставка отражает реальную покупательную способность дохода, полученного в виде процента.

Связь номинальной и реальной процентных ставок описывается уравнением И.Фишера:

i = r + πe,

где i – номинальная ставка процента; r – реальная ставка процента; πe – ожидаемый темп инфляции.

Уравнение Фишера показывает, что номинальная процентная ставка может изменяться по двум причинам: вследствие изменения реальной ставки и темпа инфляции. Между объемом денежной массы и номинальной процентной ставкой существует связь – рост денежной массы вызывает рост инфляции, а последняя приводит к увеличению номинальной процентной ставки. Эту связи инфляции и номинальной процентной ставки называют эффектом И.Фишера.

Под предложением денег MS (от англ. money supply) понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Предложение денег во всех странах регулируется Центральным банком (ЦБ) и коммерческими банками (КБ). Предложение денег включает в себя наличные деньги С и депозиты D:

MS = C + D.

Наличность (банкноты и монеты) создает ЦБ страны. Наличность, покинувшая ЦБ и поступившая в экономику, распределяется в дальнейшем по двум направлениям:

1) одна часть оседает в кассах домохозяйств и фирм;

2) другая часть поступает в КБ в виде депозитов.

Деньги, поступившие в коммерческие банки, могут использоваться ими для предоставления кредита, и тогда количество денег в экономике возрастает. При возвращении кредита объем денежной массы на руках хозяйствующих субъектов уменьшается. Таким образом, коммерческие банки могут как создавать, так и уничтожать (сокращать) денежную массу.

Коммерческие банки, в отличие от Центрального банка, возможности увеличения денег у которого теоретически безграничны, имеют пределы кредитования. Открывая у себя счета, они должны иметь в виду то, что вкладчики в любое время могут потребовать свои деньги в объеме вклада (депозита). Поэтому для поддержания ликвидности всегда необходимы резервы наличных денег. Такие резервы создаются в виде обязательных беспроцентных вкладов коммерческих банков в Центробанке. Их размер устанавливается Центробанком в виде процента от депозитов rr коммерческих банков (данный процент получил название нормы резервирования депозитов): для вкладов до востребования – более высокий норматив, для срочных вкладов – более низкий.

Таким образом, ЦБ создает не только наличность, но и обязательные резервы. Наличность С и обязательные резервы R образуют так называемые базовые деньги, или денежную базу (МВ):

MB = C + R.

Оставшиеся в распоряжении коммерческих банков (после формирования обязательных резервов) средства получили название избыточных резервов, на основе которых КБ создают кредитные деньги. Этот процесс означает депозитно-чековую эмиссию или поступление денег в оборот в результате выдачи кредитов коммерческим банкам.

Кредитная мультипликация – процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков (см. тему 11).

Наши рекомендации