Обработка отобранного материала
Кафедра экономики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ФАКУЛЬТЕТА
Минск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Общие требования к курсовой работе | … 4 | |
2. | Выбор темы | ... 5 | |
3. | Составление библиографии | ... 5 | |
4. | Разработка плана | ... 6 | |
5. | Обработка отобранного материала | ... 7 | |
6. | Структура и содержание курсовой работы | ... 7 | |
7. | Требования к оформлению курсовой работы | ... 9 | |
7.1. | Общие требования | ... 9 | |
7.2. | Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов | ...10 | |
7.3. | Иллюстрации | ...11 | |
7.4. | Таблицы | ...11 | |
7.5. | Перечисления и примечания | ...13 | |
7.6. | Формулы и уравнения | ...13 | |
7.7. | Сокращения | ...14 | |
7.8. | Ссылки | ...14 | |
7.9. | Список использованных источников | ...15 | |
7.10. | Приложения | ...15 | |
Приложение 1. Образец титульного листа для студентов ЗО. | ...16 | ||
Приложение 2. Образец титульного листа для студентов ДО. | ...17 | ||
Приложение 3. Образец оформления содержания курсовой работы | ...18 | ||
Приложение 4. Примеры библиографического описания различных видов произведений печати. | ...19 | ||
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Курсовая работа является одной из важнейших форм учебного процесса, она направлена преимущественно на практическую подготовку и выполняется в соответствии с учебными планами.
Цель курсовой работы: а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания; б) овладеть навыками самостоятельной работы; в) выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать; г) выработать умение публичной защиты; д) подготовиться к более сложной задаче - выполнению дипломн0ой работы.
Тематика курсовых работ должна отвечать учебным задачам теоретического курса, быть увязана с практическими задачами народного хозяйства и науки, быть реальной. Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер и в то же время должна опираться на новейшие достижения науки в своей сфере.
Темы курсовых работ и графики их выполнения разрабатывают и утверждают кафедры, ведущие те дисциплины, по которым учебными планами предусмотрены курсовые работы.
Требования, предъявляемые к курсовой работе, можно объединить в три группы: требования к структуре; требования к содержанию (основной части); требования к оформлению.
Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя - руководителя работы. Руководство начинается с выдачи задания и продолжается в форме консультаций. Студент во время консультаций уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, структуру работы, сроки выполнения ее этапов, определяет необходимую литературу и другие материалы, а также устраняет недостатки в работе, на которые указывает руководитель.
Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий (организаций, учреждений), где они работают или проходят практику. Студенты дневного обучения могут использовать материалы, собранные в период практики.
Выполненная студентом курсовая работа проверяется в срок до 10 дней преподавателем — руководителем работы, который дает письменное заключение по работе — рецензию.
При оценке работы учитываются: содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и экономический). Одновременно рецензент отмечает ее положительные стороны и недостатки, а в случае надобности указывает, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом, может ли работа быть допущена к защите.
Работа вместе с рецензией выдается студенту для ознакомления и возможного исправления. Если же курсовая работа по заключению рецензента является неудовлетворительной и подлежит переработке, то после исправления она представляется на повторное рецензирование с обязательным представлением первой рецензии.
Защита работы производится на заседании специальной комиссии, состоящей из двух — трех человек, один из которых — руководитель курсовой работы, состав комиссии утверждается кафедрой за 10—15 дней до защиты. Курсовая работа должна быть защищена до начала экзаменационной сессии. На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы. Работа, выполненная студентом в научном кружке (обществе) и доложенная на его заседании, засчитывается как курсовая.
Объем курсовой работы — до 35—40 страниц рукописного текста или 25—30 страниц печатного текста, выполненного через 1,5 межстрочных интервала. Работу сшивают в папку-скоросшиватель или переплетают.
ВЫБОР ТЕМЫ
Каждый студент должен самостоятельно выбрать тему с учетом своей будущей профессии. Это даст возможность студенту углубить знания по своей будущей специальности. От правильного выбора темы в немалой степени зависит успех работы студента, поэтому на этот этап подготовки курсовой работы надо обратить особое внимание.
При выборе темы курсовой работы необходимо учитывать не только ее актуальность в научном и практическом плане, но и степень ее разработанности в опубликованной литературе.
К тому же следует учесть, что наличие большого количества литературы по теме, с одной стороны облегчает студенту работу над курсовой, а с другой стороны - это может помешать студенту проявить свою самостоятельность в исследовательской работе, если он творчески не осмыслит имеющуюся литературу.
СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ
Следующим важнейшим этапом в подготовке курсовой работы является составление библиографии. Существует традиционная схема поиска литературы в справочном аппарате библиотек, где представлены каталоги, картотеки и справочно-библиографические указатели.
Известно, что библиографические издания не всегда могут полностью удовлетворить исследователя. Новейшая литература не всегда отражена в них. В этом случае необходимо обратится к периодическим изданиям "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", "Летопись газетных статей".
При подборе литературе по теме курсовой работы лучше всего составлять библиографию в виде картотеки по типу библиотечного каталога, причем на каждую книгу, статью, сборник документов заполняется отдельная карточка. Составленную таким образом библиографию легко пополнять, делать соответствующие перестановки в карточках. Главным в таком методе работы является то, что студент имеет возможность ориентироваться в разнообразном библиографическом материале, систематизировать и дополнять его. Отсутствие таких небольших карточек значительно усложняет работу над курсовой.
Библиографию курсовой работы следует показать научному руководителю, который даст советы по ее совершенствованию.
РАЗРАБОТКА ПЛАНА
Разработка плана - очень важный и ответственный этап в написании курсовой работы. Ошибаются те студенты, которые оставляют составление плана на завершающий этап работы. При таком подходе работа ведется бессистемно, и в конечном итоге обрекает студента на неудачу. Усовершенствование плана может продолжаться во время работы над курсовой, отдельные вопросы плана могут уточняться, менять свою формулировку, но основное направление, содержание будущей работы должны быть отражены в заранее составленном плане.
План работы должен способствовать наиболее полному освещению важнейших вопросов темы, определять направления поиска решений поставленной задачи. Поскольку разработка плана - наиболее сложная задача, необходимо все время консультироваться с научным руководителем.
Составление плана должно включать два этапа: составление предварительного и окончательного варианта плана.
Предварительный вариант плана составляется обычно после утверждения темы и общего знакомства студента с основными литературными источниками. Естественно, он буден несовершенным. И, тем не менее, он имеет очень большое значение, так как без такого плана трудно целенаправленно работать над курсовой работой.
Окончательный вариант составляется в процессе совершенствования, корректировки предварительного плана по мере того, как студент овладевает основным материалом, относящимся к теме работы. Этот вариант плана утверждается научным руководителем и становится обязательным документом. Замена плана возможна только с разрешения научного руководителя.
План курсовой работы отражая ее структуру и содержание, включает:
· Введение.
· Название глав (2-3 главы, которые нумеруются).
· Заключение.
· Приложения (если есть).
· Список использованной литературы.
Каждая глава курсовой работы является составной ее частью, поэтому названия работы и ее глав не должны совпадать. Название работы и глав должны отвечать таким требованиям, как конкретность, выразительность, лаконичность.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы. Она должна иметь: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения (См. приложения 1-4).
Введение является обязательной частью курсовой работы. В нем раскрывается целесообразность разработки темы, определяется ее актуальность, цели, задачи исследования. Во введении дается краткая характеристика литературных источников, структура работы.
Характеризуя литературные источники по теме исследования, студент должен сделать их краткий обзор, а не только ограничиться перечислением.
При определении целей и задач исследований необходимо правильно их формулировать. Так, в качестве цели не следует указывать «сделать». Правильно будет использовать глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать», «выявить» и т.д.
Основную структурную частькурсовой работы составляют главы (разделы). Их должно быть не меньше двух (2-3). Каждая глава должна освещать отдельный вопрос раскрываемой темы. При написании глав необходимо добиваться сохранения логической связи между ними, последовательности перехода от одной главы к другой. Содержание глав должно соответствовать их названию, быть достаточно аргументированным. Это, однако, не означает, что они должны быть перегружены и фактическим и статистическим материалом. Следует приводить наиболее важные факты, умело их обобщая. Необходимо помнить, что курсовая работа выполняется по конкретной учебной дисциплине и должна учитывать актуальные проблемы экономической теории.
Важно, чтобы студент в своей работе выявил и изложил основные тенденции изучаемых процессов, подтвердил их наиболее типичными примерами или цифровыми данными. Однако не надо перегружать работу и цифровым материалом. Лучше всего обобщить статистические данные в таблицах, графиках, диаграммах и т.д., а в тексте давать анализ этих сводных материалов. Надо подчеркнуть, что статистический материал должен быть убедительным.
Убедительность нужна в употреблении цитат. Они не нужны для доказательства безусловных и достоверных истин, но в тех случаях, когда необходимо принципиально оспорить, подвергнуть критике какое-нибудь ошибочное положение или утверждение, когда потребуется опереться на чью-нибудь авторитетную мысль для подкрепления своей аргументации, они необходимы. Цитаты должны быть точными, по возможности краткими и соответствовать сущности исследуемого вопроса. Не надо употреблять несколько цитат подряд. Все цитаты должны быть оформлены ссылкой на источник.
При написании работы не надо избегать элементов полемики. Необходимо помнить, что в полемике рождается истина, она присуща настоящей науке. Главы нужно заканчивать краткими выводами. Выводы предыдущей части должны подводить к содержанию следующей, чтобы укрепить их связь между собой и обеспечить целостность курсовой работы и логическую последовательность ее изложения.
Необходимо избегать логических ошибок, например, когда одинаково называют курсовую работу и один из ее разделов.
Содержание работы следует иллюстрировать таблицами, графическим материалом (рисунками, схемами, графиками, диаграммами и т.п.).
Следует правильно понимать сущность метода теоретического анализа и не сводить всю курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух — трех источников. Чтобы работа не граничила с плагиатом, серьезные теоретические положения необходимо давать со ссылкой на источник. Причем это не должен быть учебник по данной дисциплине. Написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, нежели она раскрывается в учебной литературе.
Выполняя работу, не следует перегружать ее длинными цитатами из авторитетной теоретической публикации. Например, давая определение, надо своими словами пересказать, кто из ученых и в каких источниках дает определение (понятие) этого термина и обязательно сравнить разные точки зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказательные выводы в рассуждениях ученых.
В работах, носящих, в основном, теоретический характер, анализируя литературу по теме исследования, изучая и описывая опыт наблюдаемых событий (явлений), автор обязательно высказывает свое мнение и отношение к затрагиваемым сторонам проблемы.
Завершает курсовую работу заключение. Его главное назначение - подведение итогов всей работы. В нем, как правило, не приводятся ни новые фактические данные, ни новые теоретические положения, о которых не было разговора в основном тексте. Заключение обычно включает только общие выводы автора по рассмотренным основным проблемам и может указывать на дальнейшие перспективы развития изучаемого явления.
Очень важно, чтобы на все вопросы, которые были сформулированы студентом во введении, были даны ответы в заключении, ибо заключение показывает степень реализации целей и задач, поставленных во введении, научно-теоретическую и практическую ценность выполненной работы.
При написании курсовой работы студенту не надо забывать о стиле изложения. Язык экономического исследования должен быть точным, ясным, не допускающим двусмысленного толкования. Нельзя забывать, что необычные термины нужно брать в кавычки, непонятные - разъяснять в ссылках, а некоторые непонятные слова вообще не употреблять.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
7.1. Общие требования
Курсовые работы относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный текст (текст, разбитый на графы-таблицы, ведомости, спецификации и т.п.) и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики, чертежи, фотографии и т.п.).
Текстовые документы выполняют на белой бумаге формата А4 (210 х 297 мм), соблюдая следующие размеры полей: левое — 30 мм; правое — 10 мм, нижнее — 20 мм, верхнее — 15 мм, на одной стороне листа на белорусском или русском языках одним из следующих способов:
1. Рукописным. Писать следует черными, синими или фиолетовыми чернилами. Высота букв и цифр не менее 2,5 мм;
2. машинописным. Шрифт пишущей машинки должен быть четким, высотой не менее 2,5 мм, лента только черного цвета (полужирная), текст печатать через 1,5 межстрочных интервала;
3. С применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ (компьютерная технология подготовки документов). В этом случае на странице формата А 4 следует размещать 38—41 строку и 60—74 знака в строке.
Рекомендуемым типом шрифта, предназначенным для набора текстовых данных студенческой работы, является пропорциональный шрифт с засечками Times New Roman, размер которого 13pt или 14pt (пунктов). При подготовке текста с помощью компьютерных технологий предпочтение следует отдавать операционной системе Windows, используя при этом текстовый процессор Microsoft Word, версия 6.0 и выше.
Большое внимание должно уделяться шрифтовому оформлению машинописных текстов, выполняемых на компьютере. Шрифт — комплект литер с буквами того или иного алфавита и всеми относящимися к нему знаками и цифрами. Компьютерный шрифт, как и всякий типографский шрифт, характеризуется рядом параметров, таких как: а) гарнитура (тип) шрифта; б) размер шрифта (кегль) — задает высоту символов, измеряемых в пунктах; в) ширина символа; г) эффекты (цвет, подчеркивание и спецэффекты); д) интервал -расстояние между символами.
Гарнитуры в целом можно подразделить на четыре большие категории: a) Serif (Сериф — шрифт с засечками). Наиболее популярны гарнитуры Times, Bookman; б) Sans serif (Сане сериф — шрифт без засечек); в) Script (Скрипт -имитация рукописного текста); г) гарнитуры типа «Pi», разрабатываемые для специальных применений.
Размер шрифта (кегль), его высота задается в пунктах. Пункт — единица, принятая в полиграфии. Обозначается буквами pt. I pt = 1/72" = 0,352 мм. Кроме пункта, используется питч (pitch) - - количество символов, которое может быть напечатано на отрезке в один дюйм (25,4 мм). Обозначается буквой р. Интервал — величина, равная 1/6 дюйма или 12 pt. Размер шрифта на принтере в пунктах определяет высоту от верхнего края самого высокого символа до нижнего края самого низкого. Высота шрифта механической пишущей машинки близка к кеглю размером 12 pt.
Иллюстрации
Для наглядности, доходчивости и уменьшения физического объема сплошного текста в работе следует использовать таблицы и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики, чертежи, карты, фотографии и т.п.).
Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.
Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы, например: Рис. 1, Рис. 2. Допускается нумерация в пределах раздела. Номер рисунка в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой, например: Рис. 2.4 (четвертый рисунок второго раздела).
Иллюстрации должны иметь подрисуночный текст, состоящий из слова «Рис.», порядкового номера рисунка и тематического наименования рисунка, например: Рис.3. Динамика трудозатрат.
Схема — это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов. Обозначение схем и общие требования к их выполнению установлены ГОСТ 2.701-84. Правила выполнения схем алгоритмов и программ автоматизированным способом и от руки установлены стандартом ГОСТ 2.708-81.
Диаграмма — это графическое изображение, наглядно показывающее функциональную зависимость двух и более переменных величин; способ наглядного представления информации, заданной в виде таблиц чисел. Основные правила выполнения диаграмм установлены в рекомендациях Р 50-77-88.
Выбор типа диаграммы зависит от тех задач, для решения которых предназначена диаграмма. Она должна быть достаточно простой и наглядной. Наилучшим средством создания диаграмм является табличный процессор Microsoft Excel. Данный табличный процессор предлагает 14 различных стандартных типов диаграмм.
Таблицы
Таблица является методом унифицированного текста, и такой текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, наглядностью, позволяет строго классифицировать, кодировать информацию, легко суммировать аналогичные данные.
Пример построения таблицы приведен на рис. 1.
Нумерационный заголовок | Тематический заголовок | ||||
Таблица 3. Трудоемкость структур производства сельскохозяйственных товаров | |||||
Головка | Сельскохозяйственные товары | Прямые затраты труда, тыс. чел.-ч. на 1 млрд. продукции*) | В среднем за 1999-2002 гг. | заголовок граф | |
структура, % | тыс. чел.-ч. на 100 млрд. продукции | подзаго-ловок граф | |||
Зерно | 4,96 | 11,55 | 57,3 | горизонтальные ряды | |
Картофель | 6,33 | 21,57 | 136,5 | ||
Сахарная свекла | 18,25 | 1,30 | 23,7 | ||
Овощи | 7,50 | 2,71 | 20,3 | ||
Льноволокно | 15,15 | 0,25 | 3,8 | ||
Мясо всех видов (в живом виде) | 7,29 | 37,35 | 272,3 | ||
Молоко | 18,68 | 19,84 | 370,6 | ||
Яйца | 4,20 | 5,43 | 22,8 | ||
Итого | - | 100,000 | 907,3 |
Боковик Графы
*) В среднем за 1986—1999 гг.
Примечание. Литературный источник: [2, с.37, таблица 2] или (собственная разработка), если таблица составлена самостоятельно.
Рис. 1. Пример оформления таблицы
Таблицу помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Слово "таблица" и ее номер размещают слева в одной строчке с названием таблицы.
Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах всей работы, например: Таблица 1 или в пределах раздела, например: Таблица 2.3. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют. На все таблицы должны быть приведены ссылки, при этом следует писать слово «таблица» с указанием ее номера, например: в соответствии с таблицей 3.2.
Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Графу "Номер по порядку" (№ п/п) в таблицу включать не допускается.
Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
Располагают таблицы на странице обычно вертикально. Помещенные на отдельной странице таблицы могут быть расположены горизонтально, причем головка таблицы должна размещаться в левой части страницы. Как правило, таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями.
Перечисления и примечания
Перечисления при необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений — строчную букву (арабскую цифру), после которой ставится скобка.
Например: а)........; б)..........
Примечания — это сравнительно краткие дополнения к основному тексту или пояснения небольших фрагментов его, носящие характер справки. В зависимости от места расположения примечания делятся на внутритекстовые и подстрочные.
Примечания размещают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым относятся.
Внутритекстовые примечания располагают внутри текста, который они поясняют. Начинают его словом «Примечание», которое печатают с прописной буквы с абзаца в разрядку. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится точка. Одно примечание не нумеруют, например:
Примечание.
Формулы и уравнения
Формулы следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках: например: .... в формуле (5).
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (5.2).
Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения необходимо оставлять не менее одной свободной строки. В качестве символов физических величин в формуле следует применять обозначения, установленные соответствующими нормативными документами. Пояснение символов и числовых коэффициентов, если они не пояснены ранее, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где" (без двоеточия).
Например: Статистической характеристикой, используемой при контроле качества продукции, является размах, определяемый по формуле
R ~ Хтю. ~ ^min> (2.3)
где Хтах — максимальное значение контролируемого параметра в выборке;
Xmin — минимальное значение контролируемого параметра в выборке.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.
Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак "х".
Порядок изложения математических уравнений, такой же, как и формул.
Сокращения
В работе допускаются общепринятые сокращения и аббревиатуры, установленные правилами орфографии и соответствующими нормативными документами, например: с. — страница; г. — год; гг. — годы; мин. — минимальный; макс. — максимальный; абс. — абсолютный; отн. — относительный; т.е. — то есть; т.д. — так далее; т.п. — тому подобное; др. - другие; пр. — прочее; см. — смотри; номин. — номинальный; наим. — наименьший; наиб. — наибольший; млн — миллион; млрд — миллиард; тыс. — тысяча; канд. — кандидат; доц. — доцент; проф. — профессор; д-р — доктор; экз. — экземпляр; прим. — примечание; п. — пункт; разд. — раздел; сб. — сборник; вып. — выпускник; изд. — издание; б.г. — без года; сост. — составитель; Мн„ СПб. — Минск, Санкт — Петербург.
Принятые в курсовых работах малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины, повторяющиеся в работах более трех раз, должны быть представлены в виде отдельного перечня (списка).
Ссылки
Ссылка — это словесное или цифровое указание внутри работы, адресующее читателя к другой работе (библиографическая ссылка) или фрагменту текста (внутритекстовая ссылка).
Библиографическую ссылку в тексте на литературный источник осуществляют путем приведения номера по библиографическому списку источников или номера подстрочной сноски.
Номер источника по списку необходимо указывать сразу после упоминания в тексте, проставляя в квадратных скобках (в косых — в случае машинописного оформления) порядковый номер, под которым ссылка значится в библиографическом списке.
Обязательно при использовании в работе заимствованных из литературных источников цитат, иллюстраций и таблиц указывать наряду с порядковым номером источника номера страниц, иллюстраций и таблиц. Например: [2, с.21, таблица 5], где 2 — номер источника в списке, 21 — номер страницы, 5 — номер таблицы.
Если таблицы и иллюстрации составлены (разработаны) автором работы самостоятельно, то следует отметить, например: Примечание. Литературный источник: собственная разработка.
Подстрочные сноски — это текст пояснительного или справочного характера (библиографическая ссылка), который печатают с абзаца в конце страницы, где они обозначены, и отделяют от текста короткой (15 печатных знаков) тонкой горизонтальной линией с левой стороны, например:
Фальцовка — операция сгибания, складывания запечатанного листа в тетрадь.
2)Кузнецова А.Н., Вагенгейм Р.Л. Машинопись. М.: Высш. шк., 1997.
Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, по которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.
Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой либо без нее и помещают на уровне верхнего обреза шрифта, например: ... табулятор пишущей машинки...1)
Нумерация сносок отдельная для каждой страницы. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками: *), **), ***). При выполнении сноски звездочками применение более четырех звездочек не допускается.
Перенос сноски с данной страницы на следующую не допускается.
Приложения
Приложения оформляют как продолжение работы на ее последующих страницах или в виде отдельной части (книги), располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» (прописными буквами) и его номера, под которым приводят заголовок, записываемый симметрично тексту с прописной буквы.
Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно, например: "ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2" и т.д.
При оформлении приложений отдельной частью на титульном листе под названием работы печатают прописными буквами слово «ПРИЛОЖЕНИЯ».
Таблицы, иллюстрации и формулы, помещаемые в приложении, нумеруют в пределах каждого приложения, например: Рис. П.2.4 (четвертый рисунок второго приложения); Таблица II.1.2 (вторая таблица первого приложения).
Приложение 1
Образец оформления титульного листа для студентов ЗО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине "Экономическая теория"
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине "Экономическая теория"
Кафедра экономики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ФАКУЛЬТЕТА
Минск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Общие требования к курсовой работе | … 4 | |
2. | Выбор темы | ... 5 | |
3. | Составление библиографии | ... 5 | |
4. | Разработка плана | ... 6 | |
5. | Обработка отобранного материала | ... 7 | |
6. | Структура и содержание курсовой работы | ... 7 | |
7. | Требования к оформлению курсовой работы | ... 9 | |
7.1. | Общие требования | ... 9 | |
7.2. | Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов | ...10 | |
7.3. | Иллюстрации | ...11 | |
7.4. | Таблицы | ...11 | |
7.5. | Перечисления и примечания | ...13 | |
7.6. | Формулы и уравнения | ...13 | |
7.7. | Сокращения | ...14 | |
7.8. | Ссылки | ...14 | |
7.9. | Список использованных источников | ...15 | |
7.10. | Приложения | ...15 | |
Приложение 1. Образец титульного листа для студентов ЗО. | ...16 | ||
Приложение 2. Образец титульного листа для студентов ДО. | ...17 | ||
Приложение 3. Образец оформления содержания курсовой работы | ...18 | ||
Приложение 4. Примеры библиографического описания различных видов произведений печати. | ...19 | ||
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Курсовая работа является одной из важнейших форм учебного процесса, она направлена преимущественно на практическую подготовку и выполняется в соответствии с учебными планами.
Цель курсовой работы: а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания; б) овладеть навыками самостоятельной работы; в) выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать; г) выработать умение публичной защиты; д) подготовиться к более сложной задаче - выполнению дипломн0ой работы.
Тематика курсовых работ должна отвечать учебным задачам теоретического курса, быть увязана с практическими задачами народного хозяйства и науки, быть реальной. Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер и в то же время должна опираться на новейшие достижения науки в своей сфере.
Темы курсовых работ и графики их выполнения разрабатывают и утверждают кафедры, ведущие те дисциплины, по которым учебными планами предусмотрены курсовые работы.
Требования, предъявляемые к курсовой работе, можно объединить в три группы: требования к структуре; требования к содержанию (основной части); требования к оформлению.
Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя - руководителя работы. Руководство начинается с выдачи задания и продолжается в форме консультаций. Студент во время консультаций уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, структуру работы, сроки выполнения ее этапов, определяет необходимую литературу и другие материалы, а также устраняет недостатки в работе, на которые указывает руководитель.
Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий (организаций, учреждений), где они работают или проходят практику. Студенты дневного обучения могут использовать материалы, собранные в период практики.
Выполненная студентом курсовая работа проверяется в срок до 10 дней преподавателем — руководителем работы, который дает письменное заключение по работе — рецензию.
При оценке работы учитываются: содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и экономический). Одновременно рецензент отмечает ее положительные стороны и недостатки, а в случае надобности указывает, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом, может ли работа быть допущена к защите.
Работа вместе с рецензией выдается студенту для ознакомления и возможного исправления. Если же курсовая работа по заключению рецензента является неудовлетворительной и подлежит переработке, то после исправления она представляется на повторное рецензирование с обязательным представлением первой рецензии.
Защита работы производится на заседании специальной комиссии, состоящей из двух — трех человек, один из которых — руководитель курсовой работы, состав комиссии утверждается кафедрой за 10—15 дней до защиты. Курсовая работа должна быть защищена до начала экзаменационной сессии. На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы. Работа, выполненная студентом в научном кру