Роль и принципы поведения менеджеров при проведении исследований социально-экономических и политических процессов.
От деятельности менеджеров зависит результативность работы предприятия, доверие потребителей и его собственный авторитет. Менеджеру исследовательского типа, как лидеру, необходимо обладать соответствующими свойствами. Наличие этих свойств должно обеспечивать выполнение требований и ожиданий потребителей, достижение целей и эффективность управления. Для этого менеджеру приходится выполнять многие роли, включая: информационную; управленческую, куда входит и исследовательская, обеспечивающая постоянное совершенствование всех элементов управляемой и управляющей подсистем; согласующую; представительскую.
Принципы:
1)Честность и справедливость, требующие взаимовыгодное и взаимоприемлемое формирование цены и условий для объективного проведения исследовательских работ; прозрачности проводимых исследований для заказчика; наличия и реализации приемлемого механизма разрешения появляющихся разногласий между исполнителями-исследователями и заказчиком;
2)ответственность, обеспечивающая все виды реальной индивидуальной и коллективной ответственности как заказчиков за соблюдение и предоставление необходимых условий, так и исследователей — за исследовательскую деятельность в области управления;
3)добросовестность, требующая от исследователей выполнения исследовательских работ оперативно, в срок и необходимого уровня качества;
4)полнота информации о заказчике, обеспечивающая наличие у исследователей информации о заказчике в требуемом объеме, который позволял бы делать объективные выводы и разрабатывать эффективные рекомендации по практическому использованию результатов исследований;
5)достаточность информации для заказчиков и контролирующих органов, позволяющая подтверждать точность, достоверность, объективность, величины рисков и рациональность проведенных затрат на исследовательские и внедренческие работы;
6)соответствие изучаемому объекту и следование исследователей принципам исследовательского кодекса (соответствовать требованиям нацеленности на перспективу, иметь высокий уровень интеллекта, знаний, профессиональный и жизненного опыт, независимость суждений и т.д.
При ведении бесед, опросов и т.п. целесообразно соблюдать общеизвестные в менеджменте правила:
Проявлять уважение к собеседнику и себе; быть точным и пунктуальным; проявлять общую культуру и здравый смысл; видеть в собеседнике — участнике исследования равноправного коллегу; дорожить доверием собеседника; быть интересным собеседнику и стараться понравиться ему.
При ведении беседы в ходе личных встреч менеджер может использовать ряд правил: уклониться от спора — единственный способ одержать верх в нем;проявлять уважение к мнению собеседника, не говорить ему, что он не прав;признавать свою неправоту быстро и решительно; придерживаться дружелюбного тона;давать возможность большую часть времени говорить собеседнику;пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему;стараться искренне смотреть на вещи с точки зрения собеседника;драматизировать свои идеи, подавать их эффектно; указывать на ошибки других не прямо, а косвенно; говорить сначала о своих ошибках, а затем об ошибках других; давать другим спасти свой престиж; быть «чистосердечным в своей оценке и щедрым на похвалу»;создавать другим хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать; делать так, чтобы то, на что вы побуждаете других, казалось бы нетрудным;стараться, чтобы другие были рады сделать то, что вы предлагаете.
уметь ставить себя на место партнера:проявлять особое уважение и внимание к женщине.
Безусловно, все эти правила следует использовать в зависимости от ситуации, но всегда они должны реализовываться сердечно, искренне, с соблюдением нравственных ценностей, правил приличия, чувства меры и такта. В любом случае менеджер при выполнении функций управления в совокупности с исследовательскими подходами должен среди своих сотрудников быть лидером.
11. Основные требования к менеджерам-исследователям социально-экономических и политических процессов.
Менеджеры исследовательского типа в подавляющем большинстве случаев, должны соответствовать следующим основным требованиям:
профессиональной компетентности в области исследования СУ; креативности (умение решать творческие задачи); научной интуиции; заинтересованности в объективных результатах исследовательской работы; деловитости (оперативность, собранность, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, коммуникативность , независимость суждений, мотивированность действий); психологической устойчивости; объективности; нонконформизма.
В соответствии с этими требованиями менеджер исследовательского типа должен обладать необходимыми свойствами:
Целеустремленность, Профессиональная компетентность, Объективность, Настойчивость, Рациональность, Уверенность, Любопытство, любознательность, Экономность, Оперативность, Простота, Адаптивность, Сопереживание, Самооценка, Предвидение и научная интуиция, Доверие, Законопослушность, Добросовестность, Честность, Креативность , Деловитость, Заинтересованность
К другим свойствам, также необходимым менеджеру исследовательского типа, можно отнести:
способность проблемно и системно мыслить;авторитетность (соответствие ожидаемым результатам); аналитичность; антиномичность (умение воспринимать, принимать, понимать и использовать другие точки зрения отличные от собственных или даже противоположные им); безинерционность мышления; доброжелательность;
здравомыслие; имитационность (умение имитировать); инициативность (внутреннее стремление к новому); инновационность мышления; восприятие общечеловеческих ценностей; общий кругозор и эрудиция; оригинальность мышления и логичность;
научная корректность; научный кругозор; общий культурный уровень; открытость; интеллектуальный потенциал; латентность руководства; организованность; ответственность; терпимое и конструктивное отношение к критике; самокритичность;
порядочность; превентивность мышления; проблемность; пунктуальность и точность; трудолюбие и работоспособность; саморегуляция; сбалансированная компромиссность; системное и панорамное восприятие реальности; справедливость; уважительность к окружающим; уверенность в коллегах и своих людях; чувство долга; чуткость к людям; экспрезентность (умение делать правильные выводы при дефиците времени);этичность.
Кроме того, менеджер-исследователь должен обладать крепким здоровьем, которое необходимо для поддержания трудолюбия, работоспособности и интеллекта на должном уровне. Все это достигается соответствующим образом жизни (отсутствие вредных привычек, энергичность, способность преодолевать стрессы и кризисные ситуации, эффективное использование своего и чужого времени, умеренность и т.п.).