Факторы и типы экономического роста
Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения его эффективности и качества.
Существуют прямые и косвенные факторы экономического роста. К прямым -увеличение экономических ресурсов, качества их использования. К косвенным - антимонопольная политика, регулирование цен на ресурсы, снижение налогового бремени, расширение возможности получения кредитов.
Типы экономического роста- экстенсивный , интенсивный, смешанный, инновационный
Глава 10. Макроэкономическое равновесие на рынке благ.
10.1. Совокупный спрос.
10.2. Совокупное предложение.
10.3. Макроэкономическое равновесие в модели AD -AS.
Совокупный спрос
Совокупный спрос (AD) - это количество произведенной продукции, на которую предъявляется покупательский спрос в национальной экономике.
Рисунок N.Кривая совокупного спроса
Кривая совокупного спроса (AD) показываетзависимость между уровнем цен в национальной экономике (Р) и совокупным спросом на товары и услуги (Y). Кривая совокупного спроса построена для заданного уровня богатства общества.
Нисходящий характер кривой совокупного спроса связывают с:
· эффектом богатства;
· эффектом процентной ставки;
· эффектом импортных закупок.
Основными составляющими совокупного спроса являются: потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт.
Рисунок O.Изменение совокупного спроса
Смещение кривой совокупного спроса может быть связано с изменением, по крайней мере, одной из его составляющих, как-то:
· изменение в потребительских расходах, которое может произойти по причинам:
a. изменения благосостояния потребителей вследствие изменения рыночной цены акций или реальной стоимости недвижимости и земли. Это - значимый фактор в национальных хозяйствах развитых стран, где значительная часть населения вкладывает свои сбережения в акции и недвижимость;
b. изменения ожиданий потребителей (инфляционных ожиданий или ожиданий увеличения доходов);
c. накапливаемой задолженности потребителей. Этот фактор, влияющий на изменение потребительского спроса, важен для тех государств, где активно используется кредитование потребителей. Если накопилась большая потребительская задолженность по кредитам, то потребители сокращают текущий спрос;
d. изменений в налогообложении индивидуальных доходов. Снижение налогов на доходы населения стимулирует потребительский спрос, а увеличение дает противоположный эффект.
· изменения в инвестиционных расходах в связи со следующими основаниями:
e. изменения процентных ставок по кредитам, которые происходят по не зависящим от изменения уровня цен причинам. Такие изменения могут быть связаны, например, со сжатием денежной массы в обращении;
f. ожиданием прибылей от вложений в производство. Хорошие перспективы бизнеса, к примеру, стимулируют инвестиционные расходы;
g. изменением налогообложения бизнеса. Снижение налогового бремени увеличивает прибыли и побуждает к инвестированию;
h. научно-техническим прогрессом. Научно-технические достижения и изобретения, которые могут дать заметный экономический эффект, побуждают частных предпринимателей закупать средства производства, необходимые для внедрения достижений в производство;
· изменения в государственных расходах. Они, как правило, связаны с переориентацией в государственной внутренней или внешней политике;
· изменения в чистом экспорте, происходящие в связи с:
i. изменениями в национальном продукте других стран, чаще - соседних. Рост национального продукта других стран обусловливает расширение возможностей экспорта нашей страны;
j. изменением курса национальной валюты: повышение курса определяет сужение возможностей экспорта, расширение импорта. Напротив, снижение курса национальной валюты делает экспорт более выгодным, а возможности импорта при этом сужаются.
Совокупное предложение
Совокупное предложение (AS)- это количество товаров и услуг, предлагаемых всеми национальными производителями.
По поводу характера зависимости существуют существенные расхождения во мнениях экономистов.
В учебнике Макконнелла и Брю “Экономикс” кривая предложения представлена как линия, состоящая из трех отрезков:
1) горизонтального (кейнсианского);
2) восходящего (промежуточного);
3) вертикального (классического).
Авторы не увязывают характер зависимости с фактором времени и считают, что при низких объемах производства занятость ресурсов низкая и увеличение предложения может быть получено без повышения цен на ресурсы. Это характеризует горизонтальный участок кривой предложения.
Если же все ресурсы заняты, то никакое повышение цен не приведет к увеличению объема производства. Участок кривой предложения, соответствующий полной занятости ресурсов, вертикален. На независимости совокупного предложения от уровня цен настаивали представители классической школы экономической теории (Д. Рикардо, Дж. Милль, А.Маршалл и др.).
При приближении к полной занятости рост производства связан с возникновением “узких мест”, дефицита некоторых видов ресурсов, что может вызвать повышение цен на ресурсы и общий рост цен. Это определяет восходящий характер промежуточного участка кривой совокупного предложения.
Рисунок P.Кривая совокупного предложения
Кроме цен, на характер предложения могут повлиять и другие факторы (детерминанты):
1. Изменение цен на ресурсы (в сторону их повышения или понижения).
2. Изменения в производительности труда, что чаще всего связано с влиянием научно-технического прогресса.
3. Налоги и субсидии, государственное регулирование экономики. В частности, снижение налогов и предоставление субсидий предпринимателям увеличивает совокупное предложение.
Эти факторы сдвигают кривую предложения влево (AS1 - при воздействии, увеличивающем предложение), или вправо (AS2 - при воздействии, снижающем предложение).
Рисунок Q. Изменение совокупного предложения
Общепризнанно, что характер предложения в решающей мере определяется временным интервалом анализа.
Большинство современных экономистов сходится на том, что в долгосрочном периоде справедливо мнение представителей классической школы экономической теории, которые полагали, что объем производства не зависит от уровня цен. Аргументом здесь выдвигается то, что в конечном счете, количество произведенной и предлагаемой продукции определяется затратами ресурсов, имеющимися в обществе, прежде всего, затратами труда и капитала, а также используемыми в экономике технологиями.
Объем национального производства, который определяется количеством имеющихся в обществе ресурсов, называется естественным уровнем производства, или уровнем производства при полной занятости (Y*).
Рисунок R.Долгосрочная кривая совокупного предложения.