Цели и инструменты государственного регулирования
Определение правительством множества целей называется целевой функцией государства. Количество целей определяет размерность целевой функции. Как правило, в странах с рыночной экономикой такими целями являются достижение определенных темпов роста ВВП, полной занятости, стабильного уровня цен и др.
По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть:
· Взаимоисключаемыми: снижение налогов и увеличение социальных выплат.
· Взаимодополняемыми: рост ВВП и умеренные темпы инфляции;
· Нейтральные: снижение уровня безработицы до определенных пределов не оказывает влияния на ставки номинальной заработной платы.
Для реализации целей в области макроэкономической стабилизации государство использует два основных инструмента регулирования – кредитно – денежную и налогово – бюджетную политику.
Еще одна серьезная проблема, с которой сталкивается государство в процессе стабилизации экономики – лаги регулирования.
Они возникают тогда, когда между принятием решения правительством и результатом, т.е. эффектом от принятия решения, проходит определенное время (лаг). Важнейшие лаги регулирования.
Лаг распознавания: время, требуемое для осознания самой проблемы регулирования чего – либо. Здесь важны компетентность правительства, обратная связь с населением и экспертами.
Лаг решения: время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Даже после того как правительство получило данные о спаде в экономике, требуется время, для того чтобы выработать конкретные решения для его преодоления и провести определенные законы.
Лаг воздействия: время, в течение которого цель государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного инструмента макроэкономической политики.
Современное рыночное хозяйство регулируется государством экономическими и административными методами. К экономическим относятся кредитно – денежная и налогово – бюджетная политика. Административные меры регулирования: контроль над монопольными рынками, штрафные санкции, разработка стандартов в области экологии и контроль их соблюдения, установление минимума и максимума для различных цен.
Финансовая система. Содержание и функции финансов
Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, предприятием, учреждениями, физическими лицами, между государствами по поводу использования фондов денежных средств. Финансы проявляются как денежные отношения. Однако их суть в отношениях между экономическими субъектами, которые складываются при распределении совокупного общественного продукта и национального дохода. В ходе распределения формируются фонды денежных средств каждого из экономических субъектов.
Сущность финансов проявляется в их функциях:
1. распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами;
2. контрольная функция, – когда через финансовые ресурсы и фонды можно систематически контролировать складывающиеся в общества экономические пропорции;
3. стимулирующая функция финансов проявляется в мотивировании налоговыми ставками, льготами. Изменяя условия налогообложения, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, технического прогресса и т.п.;
4. фискальная функция связана с налогообложением, когда часть доходов предприятий, граждан изымается в распоряжение государства.
Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства, которая складывается из централизованных финансов. Это государственные денежные фонды, необходимые государству децентрализованные финансы фирм и предприятий различных форм собственности и финансы домохозяйств – это личные финансы лиц, которые совместно проживают или совместно ведут хозяйство.
Характерными чертами современных финансов являются:
1. Денежная форма в отличие от натуральных отношений. В докапиталистических формах государственные доходы имели преимущественно натуральных характер.
2. Распределительный характер отношений, т.е. здесь нет эквивалентного обмена
3. Распределение совокупного общественного продукта и национального дохода происходит через реальные денежные фонды, например в отличие от ценового распределения.
Содержание финансовых отношений раскрывается через понятия: бюджет, доходы, расходы, налоги, платежи, сборы, долги.