Понятие новой экономики и ее характеристика (факторы). Признаки новой экономики, их характеристика и противоречивость.Понятие научно-технического прогресса и научно-техническая революция.
Проблема бедности и ее границы. Понятие «порог бедности».
Одной из главных в мире является проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни.
Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода.
Выделяют два вида бедности.
1. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание.
Порог бедности (черта бедности) — нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов отдельного индивида, семьи за определенный период времени, обеспечивающий прожиточный минимум.
2. Относительная бедность определяется путем сравнения с общепринятым, считающимся «нормальным» в данном обществе уровнем жизни.
Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:
· экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),
· социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),
· демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),
· социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий),
· образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),
· политические (военные конфликты, вынужденная миграция),
· регионально-географические (неравномерное развитие регионов).
Среди государственных мер по снижению бедности выделяют:
· создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения,
· поддержание макроэкономической стабильности,
· проведение антиинфляционной политики,
· установление минимального размера оплаты труда,
· разработка социальных программ и механизмов их реализации
Причины социального неравенства и методы (меры) их сглаживания.
Социальное неравенство— специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные границы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравным жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Формы социального неравенства:
· Биосоциальное
· Сексуальное (сексуальные меньшинства)
· Этническое
· Национальное
· Гендерное - половое
· Финансовое
· Политическое
· Правовое
Причинами социального неравенства являются:
· Различия в способностях - интеллектуальных дарованиях, физических данных и эстетических способностях.
· Различие в образовании
· Различия в профессиональной принадлежности
· Различия во владении собственностью
· Связи
· Удача, счастливый случай
В соответствии с концепцией социально неравенства выделяются следующие социальные классы:
1) верхний — экономическая, политическая и силовая элита;
2) верхний средний — средние и крупные предприниматели;
3) средний — мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные;
4) базовый — массовая интеллигенция, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса;
5) нижний — неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры;
6) «социальное дно» — бездомные, освобожденные из мест заключения
Для преодоления социального неравенства государство должно проводить политику выравнивания статусных характеристик. Различия в доходах сглаживаются экономическими методами, т.е. с помощью перераспределения доходов в форме налогов, кредитов, субсидии и выплат. Образовательное неравенство можно сгладить можно либо понизив необходимый образовательный уровень, что непрактично, либо поднимая всеобщий уровень знаний. Биосоциальное неравенство преодолеть очень непросто, поскольку интеллектуальные физические способности у всех разные от природы.
Социальные компенсаторы.
Социальные компенсаторы – совокупность форм, мер и методов выравнивая социального неравенства. Большинство таких компенсаторов закреплены законодательно.
Виды социальных компенсаторов :
1. Пенсии – это регулярные денежные выплаты,получаемые гражданами из общественных фондов потребления в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Также известен такой вид как пенсия по потере кормильца.
2. Пособия – регулярная денежная выплата, одна из форм государственного содержания граждан. (выплаты по больничным листам, пособие по уходу за ребенком, пособие по беременности и родам, пособия детям военнослужащих, пособия по безработице и т.д.)
3. Система льгот на оплату жилищно-моммунальных услуг, топлива, транспорта, медицинского обслуживания ветеранам войны и труда, малообеспеченных пенсионеров и т.д.
4. Система специализированных учреждений социального характера ( детские дома, социальные приюты, дома престарелых, дома для душевнобольных и инвалидов)
5. Комплекс мер для работы с людьми с ограниченными возможностями (школы, предоставления рабочих месте)
6. Фонды и прочие благотворительные организации.
Понятие новой экономики и ее характеристика (факторы). Признаки новой экономики, их характеристика и противоречивость.Понятие научно-технического прогресса и научно-техническая революция.
Новая экономика - совокупность нескольких высокоэффективных подотраслей экономики, ориентированных на использование интеллектуальной составляющей общественного развития и базирующихся на передовых информационных технологиях, интернет-решениях: консалтинг, инновации, образование, интернет-трейдинг и др. Понятие активно используется с конца 1990-х гг.
Термин «новая экономика» появился после того, как начал появляться Интернет-бизнес.
Основными предпосылками и факторами появления новой экономики являются новейшие достижения науки в области техники и высоких технологий, организация и управление материальным производством в его органической взаимосвязи с социальной сферой и природной средой. Важное значение имеет также финансовый фактор. Стоимость товаров в условиях новой экономики формируется не только посредством использования традиционных факторов производства, но и в значительной степени таких ресурсов, как новые и новейшие технологии, а также с использованием, так называемого, невесомого богатства, «неосязаемых активов», «незримого капитала».
Новой экономике, как новому порядку социально-хозяйственных отношений, присущи следующие характеристики:
1. Динамика. Быстрые изменения на рынке происходят постоянно (все новые игроки, более совершенные технологии, продукты, и т.д., вытесняют старые), и их темп только ускоряется. Австрийский экономист Й. Шумпетер назвал данное явление «созидательным разрушением».
2. Инновации. Постоянно новые деловые подходы и методы управления, новые разработки и гибкость становятся важнейшим атрибутами успешного бизнеса.
3. «Массовая кастомизация» (Индивидуализация). Массовое производство качественно развивается – она сливается со специализацией на потребности каждого отдельного потребителя.Информация, характеризующая индивидуальные качества потенциального клиента, становится самостоятельным товаром, причем не самым дешевым.
4. Наука. Ученые, конструкторы и дизайнеры, а также креативные и гибкие предприниматели становятся господствующими фигурами экономической системы, где научные разработки являются двигателем остальных отраслей. Появляется необходимость в постоянном обновлении знаний работниками.
5. Сетевая экономика. Резко снижается значение расстояния между экономическими агентами (например, между заводом по добыче, заводом по переработке, рынком сбыта и центральным офисом), по крайне мере с точки зрения управления. При этом растет значение децентрализации, которая так необходима для гибкого и специализированного ведения бизнеса. Эффективное применение информационно-коммуникационных технологий становится жизненной необходимостью для конкурентоспособности, как отдельных предприятий, так и страны в целом.
6. Снижение ценности вещества. Обработка информации становится более эффективной, чем манипуляции с материальными ресурсами. Существенна тенденция к тому, что стоимость хозяйствующего субъекта будет все меньше определяться «осязаемыми» ценностями – машинами, зданиями, сооружениями и т. д., и все больше «неосязаемыми» – квалификацией (компетенциями) персонала, креативными идеями, стратегическим сочетанием ключевых ресурсов при обработке информации.
7. Сжатие пространства. Ранее географический фактор являлся определяющим в конкурентной борьбе, теперь он утратил былую значимость, поскольку в глобальной экономике, а тем более в условиях растущего интернет-пространства, растет число взаимодействующих бизнес-субъектов,которые могут находиться на других континентах за тысячи километров, но действовать в режиме реального времени. В течение последних трех лет, например, компания Amazon.com продала два миллиона своих книг покупателям из 160 стран мира из своего офиса в США.
8. Интеллектуализация производства. Именно «новая экономика» делает человека (не компьютер, не Интернет – как многие ошибочно полагают), его сознание главным движущим фактором. Только в условиях «новой экономики» яркие идеи, постановка новых задач, нетрадиционные алгоритмы их реализации приносят колоссальные доходы. Именно человеческий интеллект лежит в основе новых технологий и бизнес-моделей. Люди, способные генерировать креативные идеи, стали исключительно ценным капиталом. Трансформируются и методы управления таким персоналом.
9. Новый рост. В условиях «новой экономики» продукт или услуга продвигается на рынок практически моментально. Соответственно, основной задачей маркетинга становится ускоренное продвижение информации. Получив первую позитивную реакцию рынка, тот, кто первым произведет инвестиции в продвигаемый товар или услугу, имеет большую вероятность получить прибыль, имеющую характер геометрической прогрессии. То есть «новая экономика» предусматривает качественно иную природу роста.
10. Совмещение рыночных стадий. Традиционная экономика предполагала некоторую последовательность стадий, предшествовавших собственно купле-продаже. В условиях «новой экономики» стадии рекламы, маркетинга, поиска клиента, оформления заказа, его оплаты и собственно процесса купли-продажи часто совмещаются.
Появление новой экономики неразрывно связано с развитием научно-технического прогресса.Научно-технический прогресс (НТП) - это процесс взаимосвязанного, прогрессивного развития науки и техники, обусловленный нуждами материального производства, ростом и усложнением потребностей общества.Научно-технический прогресссопровождается множеством факторов, влияющих в той или иной степени на общественное развитие. Совокупность этих факторов обусловила две формы научно-технического прогресса: эволюционную и революционную.
Эволюционная форма научно-технического, прогресса представляет собой сравнительно медленное совершенствование традиционных научно-технических основ производства. Речь идет не о скорости, а о темпах роста производства: они могут быть низкими при революционной форме и высокими при эволюционной.
В настоящее время преобладает революционная форма, обеспечивающая более высокий эффект, крупные масштабы и ускоренные темпы воспроизводства. Эта форма научно-технического прогресса воплощается в научно-технической революции, или НТР.
Научно-техническая революция - это коренные преобразования в системе научного знания и в технике, совокупность взаимосвязанных переворотов в различных отраслях материального производства, основанных на переходе на новые научно-технические принципы.
Научно-техническая революция проходит следующие три этапа в соответствии с изменениями, совершающимися в материальном производстве:
- научный, подготовительный этап;
- этап перестройки технической и отраслевой структуры национального хозяйства;
- этап крупного автоматизированного машинного производства.
Первая научно-техническая революция произошла в конце 18 - начале 19 века с изобретением парового двигателя. Отсюда она и получила свое название «век пара».
Вторая научно-техническая революция приходится на конец 19-начало 20 веков и связана с изобретением электричества.( «век электричества»).
А третья научно-техническая революция началась во второй половине 20 века и продолжается до наших дней. Она связана с приходом в жизнь человека информационных технологий, поэтому и называется «век информации».
27. Уровень жизни: определение и показатели.
Понятие «уровень жизни» населения характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей.
Уровень жизни населения – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными продуктами, продуктами питания, жилищем и т. п.).
Выделяют «минимальный уровень потребления», «рациональный уровень потребления» и «физиологический уровень потребления».
1. «Рациональный уровень потребления» определяется исходя из удовлетворения разумных потребностей человека. Входящий в него набор товаров и услуг обеспечивает полное и гармоничное физиологическое и социальное развитие индивида.
2. «Минимальный уровень потребления» рассчитывается исходя из минимального уровня потребностей. Его величина определяется набором товаров и услуг неквалифицированного работника и его иждивенцев. Для этого берутся наиболее низкие цены и не учитываются предметы роскоши, алкогольные напитки и деликатесы.
3. «Физиологический уровень потребления» – это уровень, ниже которого человек не может существовать физически. С ним связано понятие «уровень бедности». Это доля населения, которая получает доход ниже установленного правительством официального уровня, граничащего с бедностью. Оценки уровня качества жизни изменяются во времени и в пространстве: тот уровень, который 30–40 лет назад считался высоким, сегодня может быть отнесен к «черте бедности», а тот уровень, который считается высоким для одних стран, неприемлем для других, и т. д.
Одним из первых оценку уровня жизни осуществил немецкий статистик Эрнст Энгель (1821–1896), установивший зависимость доли потребления продуктов питания от уровня доходов семьи.
Закон Энгеля– это закономерность, в соответствии с которой при увеличении дохода потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости – в меньшей степени, чем увеличивается доход. Таким образом, рост дохода приводит к снижению доли расходов потребителя на товары первой необходимости (например, основные продукты питания) и к увеличению доли расходов потребителей на предметы роскоши (например, видеокамеры, автомобили). Вывод из закона Энгеля: при прочих равных условиях доля дохода, расходуемая на пищу, является показателем уровня благосостояния данной группы населения.
Для оценки уровня жизни используются количественные и качественные показатели. К ним относятся: рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продовольственных товаров; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные цены; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека.
Для международного сопоставления уровня жизни в разных странах используется производство национального дохода и валового внутреннего продукта на душу населения.