Тема 11 Общая характеристика научно-технического прогресса (2 ч.)

1. Научно-техническая революция как составная часть научно-технического прогресса.

2. Кризисы и глобальные проблемы современного развития в рамках научно-технического прогресса.

3. Смысл и цели научно-технического развития.

1. Научно-техническая революция берет начало в 40-50- е годы ХХ века. В это время получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов, освоение околоземного космического пространства. Сущность НТР заключается в фундаментальных открытиях, совершаемых как в сфере логико-математических, естественных наук, так и в сфере технических наук. На этой основе становится возможен быстрый прогресс в промышленном производстве, транспорте, сельском хозяйстве, в торговле, в инфраструктуре городов, малых населенных пунктов, в медицине, образовании и т.д. Таким образом, НТР является основой научно-технического прогресса.

Для современного этапа научно-технического прогресса характерна 4-х членная форма: наука — технология — техника — продукт. Технология уже не существует изолированно, как это было в традиционных системах производства, но существует как сумма или система технологий, в которых стержневую роль все в большей степени начинают играть информационные технологии (Информатизация общества). Такие современные технологии, как биотехнология, генная инженерия, космическая технология невозможны без общей высокой интеллектуализации техники и технологических процессов.

2. Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы данного типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине XX в. в связи с возникновением глобальных кризисов и глобальных проблем.

Первая из них – это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество впервые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог является "побочным эффектом" научно-технического прогресса, открывающего все новые возможности развития военной техники. Второй острой проблемой современности, становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Третья проблема – это антропологический кризис, кризис человека, который проявляется в разных сферах: это кризис идентичности человека; угроза разрушения его телесности, деформация психо-эмоциональной сферы, это проблема социализации человека в усложняющейся действительности, угроза атомизации личности, разрушение семьи, угроза биогенетической природе человека и др.

3. По-видимому, на рубеже двух тысячелетий по христианскому летосчислению, в 21 веке человечество должно осуществить радикальный поворот к каким-то новым формам цивилизационного прогресса. Выход состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности. Это возможно только в условиях сотрудничества, развития образования и коммуникаций, сближения культур и цивилизаций.

Основная литература

1. Горохов, В. Г. Техника и культура. Возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале ХХ столетия. М.: Логос, – 2010, 376 с.

2. Иванов, Б.И., Чешев, В.В. Становление и развитие технических наук. М. ,2010. 264 с.

3. Степин, В.С., Горохов В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники.– М., 2009.

4. Морозов, В.В., Николаенко, В.И. История инженерной деятельности: Курс лекций. – Харьков,– 2007. – 336 .

Дополнительная литература

1. Андреев, А.Л., Бутырин П.А., Горохов, В.Г. Социология техники: Учебное пособие. М., 2009.– 288 с.

2. Тоффлер, Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М., 2002. – 557 с.

3. Тоффлер, Э. Третья волна. М., 2010.

4. Энгельмейер, П.К. Теория творчества. – М.,2010.

5. Горохов В. Г. Петр Климентьевич Энгельмейер. – М., 1997.

6. Розин, В.М. Диалог технаря и гуманитария о кризисе техники и путях его преодоления // Философские науки.–2004, №9.– С. 104-110.

Темы самостоятельной работы

Цель самостоятельной работы магистранта – развить способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию. Это важно для формирования прочных навыков научно-исследовательской работы в целом.

Тема 6. История инженерного образования

1. Возникновение инженерного образования в 18 веке.

2. Становление классического инженерного образования в 19 в.

3. Дифференциация инженерного образования по специальностям и дисциплинам.

4. Многоуровневое инженерное образование.

5. Инженерное образование в рамках концепции «непрерывное образование».

6. Инженерное образование в рамках инновационного развития.

Наши рекомендации