Особенности монополистической конкуренции

Модель, как видно уже из названия, совмещает два аспекта: монополистический и конкурентный.

Характеристика конкурентной составляющей - разделение рынка на множество фирм. Как следствие, каждая фирма обладает небольшой долей рынка, соответственно ограниченным контролем над рыночной ценой, по этим причинам исключается олигополистическая взаимосвязь. Таким образом, ни одна из фирм не находится в существенной зависимости от действий других, реакцию конкурентов при проведении ценовой политики можно не учитывать. Проникновение новых фирм на рынок существенно не ограничено (свобода входа и выхода), хотя могут быть некоторые финансовые барьеры, связанные с необходимостью создания продукта, отличающегося от конкурентов, и продвижения его на рынок.

Как монополист, монополистически конкурирующая фирма является "ценоискателем", сталкивающимся с убывающей кривой спроса. Почему? Один из основных признаков - дифференциация продукта, т.е. наличие разновидностей какого-либо продукта. Формы дифференциации могут быть различны:

- качество (функциональные особенности, материалы, дизайн...);

- размещения (доступность для покупателей);

- методы стимулирования сбыта (торговые знаки и марки, реклама, сопровождающие услуги...).

Фирма является монопольным производителем своей марки товара. Размер монопольной власти, которым обладает фирма, зависит от успеха в дифференциации своего продукта по сравнению с продуктами других фирм. Кривая спроса убывает, т.е. продукт каждой фирмы несколько отличается от товаров, производимых ее конкурентами. Поэтому каждая фирма может, по крайней мере, незначительно поднять цены, не потеряв при этом своих покупателей (учитывая их потребительские предпочтения).

Структурные и поведенческие аспекты конкурентности рынка монополистической конкуренции: - коэффициент концентрации 4-х фирм менее 40%, доли рынка постоянно меняются, цены колеблются, низкие барьеры входа и выхода, тайные соглашения незначительны, уровень дохода средний. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.

К особенностям поведения фирмы-монополистического конкурента, можно отнести то, что компании не заинтересованы в значительном увеличении цены. Обострение конкуренции может привести к потере части прибыли и доли на рынке. Иными словами, сами рыночные условия постоянно толкают к разработке и внедрению нововведений и препятствуют резкому росту цен.

Можно проиллюстрировать графически принятие решений фирмой в рамках монополистической конкуренции (рис.29(а), рис.29(б)).

Создав «свой» (новый) товар и продвинув его на рынок, фирма может получать некоторый период времени небольшую сверхприбыль. Учитывая простые условия входа в отрасль, можно ожидать появление конкурентов, копирующих нововведения или усовершенствовавших свою продукцию. В результате доля на рынке фирмы-новатора сокращается, и в долгосрочной перспективе она не получает монопольной прибыли, хотя цена остается выше предельных издержек.

       
    Особенности монополистической конкуренции - student2.ru
 
  Особенности монополистической конкуренции - student2.ru
Особенности монополистической конкуренции - student2.ru

Рис. 29(а). Равновесии фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде

Особенности монополистической конкуренции - student2.ru

Рис.29(б). Равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде

Наши рекомендации