Неоклассическая теория экономического роста.
Ее появление означало необходимость и для неоклассической традиции обращения к вопросам изменений, роста, т.к. обращения к макроанализу. Но в отличие отнеокейнсианства доказывала возможность роста при рыночном саморегулировании. Первые неоклассические модели роста появились на рубеже 50-60-х гг. – модель Р.Солоу (1956) и модель Дж.Муда (1960 ). В основу была взята модель Кобба-Дугласа, одна из предпосылок которой – неизменная интенсивность и эффективность использования труда и капитала – это справедливо для условий экстенсивного роста. Но технической прогресс П пол. ХХ в. делает ее ограниченной – в неоклас.модель в качестве главного фактора был введен технический прогресс – вся совокупность количественных и качественных изменений факторов экономического роста в отличие от их чисто количественного увеличения – в этом одна из особенностей модели. Другая – доказательство возможности устойчивого динамического равновесия. Роль государства в этой модели – косвенная стабилизирующая. Оно должно проводить такую кредитно-денежную политику, которая обеспечивает устойчивость относительных цен. Практическая ценность модели 6 используется в качестве инструмента экономического прогнозирования и анализа эффективности производства.
Теория рациональных ожиданий.
Экономическая теория предложения.
Неоавстрийская школа.
На 50-60-е годы приходится возрождение неоавстрийской школы. Главными представителями этой школы являются Ф.Хайек и Л.Мизес. Как и австрийская школа Х1Х в. неоавстрийцы относятся к субъективистским направлениям в экономической теории. Но их субъективизм несколько иного плана. Они считают, что экономические явления не могут быть выражены в объективных понятиях, терминах, т.к. собственные установки и мотивы исследователя-экономиста включены в предмет изучения, что не может не сказаться на выводах и результатах исследования. Поэтому экономические знания отражают субъективные представления людей и больше ничего. Особенности методологии неоавстрийцев:
- в анализ включаются не только собственно экономические проблемы, но и социальные, политические, этические аспекты жизни общества. Экономика рассматривается как неотъемлемая часть социально-экономической системы. Экономическим явлениям присущи черты, складывающиеся в условиях свободной конкуренции: индивидуализм хозяйствующих субъектов, субъективность их оценок, конкурентная природа субъектов, их представления об экономической свободе. Но при этом собственно экономическое содержание указанных явлений остается в тени;
- резко критикуется статический подход неоклассиков, основанный на равновесных моделях совершенной конкуренции, за то, что он лишен динамики и слабо стыкуется с реальными процессами экономического развития, на основе этого отрицается возможность математизации экономической наука, т.к. экономические знания не имеют объективной основы в силу того, что исследователь включен в предмет исследования;
- неоавстрийцы стоят на позициях индивидуализма и субъективизма и все их исследования имеют микроэкономическую направленность, они отрицают макроэкономику как таковую, т.к. считают, что нет никаких экономических зависимостей в рамках макросистемы;
- в основе экономической концепции неоавстрийцев лежит учение о спонтанном рыночном порядке.
Основное содержание учения о спонтанном характере рыночного порядка (создано Ф.Хайеком). Рыночная экономика возникла и развивается в результате деятельности людей, но это не означает, что ею можно управлять. У экономики есть своя логика развития: экономическая динамика – результат деятельности людей, но в этой деятельности люди руководствуются своими знаниями, привычками, обычаями. По большей части это неявное знание и поэтому оно не может быть отделено от человека и формализовано в какой-то теории. Такой характер знаний о рыночном процессе полностью исключает возможность вмешательства, регулирования рынка (фактически, человек не знает рынка, как можно регулировать то, чего не знаешь?).
Рынок это своеобразный информационный механизм, который через систему цен, изменение соотношения спроса и предложения, рекламу и т.п. систематически передает информацию о том, что, где, когда и как производить, покупать и продавать и таким образом он сам обеспечивает координацию участников рынка. Это сложный механизм, он обеспечивает получение фрагментарного, а не системного знания об экономике. Ф.Хайек писал, что если бы это было не ток, то рынок с присущей ему конкуренцией был бы не нужен. С этой задачей распределения справилась бы и система планового распределения производственных ресурсов из единого центра. Реально же только рынок с присущей ему конкуренцией в состоянии выявить, распространить и эффективно использовать ранее неизвестные данные о потребностях, ресурсах, технологиях.
Человек усваивает эту информацию, но в форме неявного, отрывочного знания, поэтому любое вмешательство в функционирование механизма рынка способно его подорвать. Любая политика невозможна, т.к. она не в состоянии учесть и использовать тот массив знаний, который необходим для ее успешной реализации. Это касается и денежной политики. Стабильность денежной системы может быть достигнута на путях ее либерализации – Хайек в решении этого вопроса предлагал даже отменить правительственную монополию на эмиссию денег и заменить ее конкуренцией частных эмитентов. Такая конкуренция отвечала бы рыночной природе денег и была бы способна не допустить инфляцию и экономические спады.
Другим важнейшим представителем неавстрийской школы является Л.Мизес. По определению Селигмена, Мизес является защитником экономического либерализма в крайних формах. Его работы развеяли на западе иллюзии начала ХХ в. относительно возможности более рационального, чем капитализм общества. В них главная роль отводится праксеологии – учении о человеческом поведении, о принципах человеческого выбора. Мизес считал, что категории праксиологии вечны и неизменны, они представляют собой априорные истины, на основе которых с помощью дедуктивного метода может быть выстроена вся экономическая теория. То есть логическая стройность и последовательность может обеспечить подлинно научный результат. А другие методы науки – эмпирический, исторический – только затрудняют логическое исследование.
Общие особенности неавстрийцев – резкая оппозиция любым формам государственного вмешательства и отрицание макроэкономического регулирования – длительное время рассматривались как пережитки laisserfaire и старомодный либерализм. Однако с 80-90-х годов эти взгляды получили официальное признание в отстаивании принципов «свободного предпринимательства», признаны были концепция «спонтанного рыночного хозяйства», идея «очищения рынка от воздействия государства». Они легли в основу новейших концепций неоконсерватизма.