Проблемы российской финансовой (бюджетной) политики

В России переход от одной модели регулирования экономики к другой потребовал изменения финансово-кредитной и денежной политики.

Прежний механизм предельно централизованной мобилизации и расходования денежных средств в условиях перехода ; к рынку оказался несостоятельным.

Преобразование собственности изменило состав налогопла­тельщиков. Раньше основными налогоплательщиками выступа­ли предприятия, и, соответственно, основными формами налогов являлись налоги с государственных предприятий и налог с оборота. Налоги с населения составляли незначительную часть доходов государственного бюджета.

В условиях преобразований государственный бюджет фор­мируется за счет налоговых поступлений не только от юриди­ческих, но, в значительной мере, и физических лиц. Достаточно большой удельный вес занимает подоходный налог, налог на до­бавленную стоимость, акцизы, платежи за использование при­родных ресурсов.

Изменилась структура расходов государственного бюдже­та. Как и в развитых странах, обнаруживается тенденция к со­кращению расходов на оборону, государственное управление, вместе с тем актуализируется ситуация с финансированием социального сектора экономики.

В условиях развала экономических связей обострилась про­блема неплатежей. Сама собираемость налогов оказалась про­блематичной. При непродуманной налоговой политике (налоги поглощали практически весь получаемый доход) многие пред­приятия ушли "в тень". Это усугубило сложность их сбора.

Вполне понятно, и это отмечалось ранее, что политика доходов и политика расходов государственного бюджета вза­имосвязаны. При отсутствии поступлений нет средств для фи­нансирования необходимых мероприятий — на развитие науч­но-технического прогресса, в социальную сферу и т. д.

Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является взаимо­действие федерального и региональных бюджетов.

В 90-е гг. в результате трансформаций бюджетной систе­мы произошел переход от дифференцированной ставки отчис­лений региональных бюджетов в федеральный бюджет к сис­теме «расщепления» федеральных налогов, что сделало поступ­ления в федеральный бюджет более предсказуемыми.

Вместе с тем налоговые реформы посткризисного периода привели к снижению уровня фискальной автономии муниципа­литетов. Доля местных финансов в консолидированном бюдже­те регионов заметно снизилась.

В настоящее время определенные надежды возлагаются на перераспределение доходов от высокообеспеченных регионов к менее обеспеченным. Вместе с тем существует мнение, что стремление укрепить выравнивающий механизм налоговой си­стемы за счет варьирования нормативов распределения нало­гов между бюджетами различных уровней трудно реализуемо на практике.

Итак, важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам нацио­нальной экономики финансово-кредитной и денежной полити­ки, направленной на развитие национального производства, отвечающей интересам государства и населения, позволяю­щей занять достойное место в мире.

Основные термины и понятия

Государственный бюджет — централизованный фонд де­нежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. Балансирует денежные доходы и расходы государства.

Государственный долг — сумма задолженности государ­ства по кредитным операциям, являющаяся результатом заим­ствований при дефиците государственного бюджета. Может быть внутренним и внешним.

Дискреционная фискальная политикаозначает сознатель­ное манипулирование правительством расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля инфляции.

Недискреционная фискальная политика,или политика ав­томатических (встроенных) стабилизаторов, ориентирует­ся на механизм, без участия государства устраняющий небла­гоприятные проявления делового цикла.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политикаимеет целью преодоление циклических спадов, экономический рост.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика— ограни­чение циклических подъемов экономики.

Финансовая система— совокупность финансовых отноше­ний и регулирующих их институтов, управляющих движением денежных средств, необходимых для жизнедеятельности наци­ональной экономики.

Контрольные вопросы

1.Раскройте содержание понятий "финансовая система" и "финансовые отношения".

2.Охарактеризуйте первичные, вторичные финансы.

3.Раскройте содержание финансовой политики (стимули­рующей, сдерживающей, дискреционной, недискреционной).

4.Проанализируйте содержание налоговой политики, ста­вок налогообложения.

5.Определите сущность государственного бюджета, его роль в экономике.

6.Охарактеризуйте доходы и расходы государственного бюджета.

7.Как вы понимаете проблему государственного долга?

8.Определите, какие направления экономической полити­ки являются составляющими бюджетно-финансовой политики:

а) налоговая политика:

б) процентная политика;

в) антимонопольная политика;

г) социальная политика;

д) природоохранная политика.

9. Определите доходные и расходные статьи государственного бюджета и тенденции их современной динамики в странах Запада и в России.

10. Объясните, почему повышение налоговых ставок от 0 до 50% ведет к росту поступлений в доходную часть государствен­ного бюджета, а их дальнейший рост повлечет сокращение на­логовых поступлений в государственный бюджет (основываясь на графике Лаффера).

Пол Самуэльсон:

• Ни одна нация не может избежать проведения фискальной политики. При важной роли правительств в современной эконо­мике почти невозможно определить "нейтральную фискальную политику". Еще труднее привести разумные доводы в пользу предпочтения подобной политики по сравнению с активной фис­кальной программой, стремящейся предотвратить инфляцию или дефляцию". Рассмотрите это заявление критически.

• С начала 70-х до середины 90-х годов XIX в. депрессии были глубокими и продолжительными, бумы — кратковременными и относительно анемичными, уровень цен понижался. Какая дол­говременная фискальная политика должна была бы проводиться в эту четверть века? Дадите ли Вы тот же самый ответ по отно­шению к последующим 20 годам перед Первой мировой войной — периоду, который характеризовался ростом цен и сравнительным процветанием?

• Перечислите различные виды налогов в порядке их про­грессивности. Каково значение каждого из них на разных ступе­нях управления государством: а) федеральное управление; б) штатов; в) муниципалитетов.

• Перечислите различные виды расходов штатов и муници­палитетов в порядке их количественного значения.

• Как, по Вашему мнению, должны распределяться различные государственные функции между тремя ступенями власти? Что Вы можете сказать о доходах и субсидиях, предоставляемых федераль­ным правительством штатам и штатами — муниципалитетам?

• Следует ли облагать налогами жителя штата Массачусетс, чтобы оказать помощь жителю штата Арканзас? Или чтобы ока­зать помощь жителям штатов Вермонт, Массачусетс, Нью-Мек­сико?

• Поскольку люди, и выплачивая налог, не изменяют своей привычке курить и поскольку бедные также курят, налог на си­гареты ничем не отличается от налога на хлеб. Согласны ли вы с этим? Как вы полагаете, что должно быть сделано в этом отноше­нии, если это утверждение справедливо?

• Когда люди начали отказываться от представления, что го­сударственный бюджет должен быть сбалансированным в преде­лах каждого года или месяца, они вначале полагали, что он должен быть сбалансированным в пределах экономического цикла — с ак­тивным сальдо в период бума, точно равным дефициту периода депрессии. Теперь ясно, что только в силу случайного стечения об­стоятельств число лет процветания по своей интенсивности могло бы быть точно уравновешено числом лет депрессии.

ПолХейне:

• Основными средствами манипулирования совокупным спросом, которые доступны федеральному правительству, явля­ется фискальная и денежная политика. Фискальная политика направлена на то, чтобы смягчить колебания совокупного спроса с помощью бюджетного дефицита или избытка. Денежная поли­тика преследует ту же цель, но через изменения резервов ком­мерческих банков и норм резервирования.

• Во время депрессии 30-х годов рост государственных рас­ходов часто сопровождался обещаниями (угрозами?) будущего увеличения налогов с целью уменьшить бюджетный дефицит. Как Вы думаете, повлияла ли эта политика на инвестиционные рас­ходы? Как действует на инвестиционные решения перспектива роста налогов?

• Если сокращение налогов стимулирует совокупный спрос, то не стимулирует ли оно также и совокупное предложение? Как повлияет на кривые предложения различных благ уменьшение налогов с населения и корпораций?

Наши рекомендации