Бюджет ЕС и проблемы бюджетной политики

Наличие у ЕС собственного бюджета указывает на то, что он имеет некоторые черты, присущие федеративному государству. ЕС обладает собственными ресурсами и постоянно финансирует крупные проекты. Правда, масштабы финансовой деятельности ЕС минимальны по сравнению с бюджетными ассигнованиями государств. Бюджет ЕС составляет немногим более 1% совокупного валового национального дохода (ВНД) 27 государств-членов, тогда как в европейских странах через бюджет обычно перераспределяется 25-40% ВНД. Среднегодовые отчисления в бюджет ЕС в расчете на каждого жителя ЕС равны примерно 240 евро.

Ø Бюджет отражает все статьи доходов и расходов (если запланированные расходы больше доходов, то все статьи расходов сокращаются в равной пропорции);

Ø Доходы должны покрывать расходы;

Ø У ЕС нет инструментов восполнения гипотетического дефицита.

Бюджет ЕС формируется за счет нескольких видов источников:

1) Таможенных пошлин на импортируемую извне продукцию, установленных в рамках общего таможенного тарифа ЕС (в бюджет ЕС идет 75% от собранного на внешних границах; 25% остается в государствах для покрытия расходов на содержание таможен);

2) Налогов на импорт сельскохозяйственной продукции из третьих стран;

3) Отчислений государств-членов от собираемого налога на добавленную стоимость (с 2007 г. – 0,3%);

4) Отчислений государств-членов, устанавливаемых пропорционально размеру их ВНП и введенных с 1988 г.;

5) Прочих поступлений, в том числе защитных и компенсационных пошлин, санкций, процентов, налогов с заработной платы чиновников институтов ЕС.

В течение последних 15 лет значение отчислений от ВНП постоянно росло. В 2008 г. – 67% доходов. Еще 15% - таможенные сборы, 15% - отчисления от НДС, прочие доходы – 1%.

Расходы ЕС:

1) Почти половина бюджета расходуется на проведение общей с/х политики (2008 г. – 43%).

2) Из средств общего бюджета финансируются и другие направления политики ЕС, но в меньших размерах. По 6% на научно-техническую политику, внешнюю политику, содержание институтов ЕС. 2% - на развитие транспортных и энергосетей.

Расходная часть бюджета поделена между целевыми фондами и программами. 5 структурных фондов:

Ø Европейский с/х фонд гарантий и Европейский фонд развития села – учреждены в 2005 г.

Ø Европейский фонд регионального развития (с 1975 г.) и Европейский социальный фонд (с 1960 г.) оказывают помощь отстающим регионам ЕС и нуждающимся социальным группам.

Ø Фонд содействия рыболовству (с 1994 г.) – создан для повышения конкурентоспособности предприятий, связанных с рыболовным промыслом в прибрежных районах.

Ø Фонд сплочения (с 1993 г.) финансирует проекты в области защиты окружающей среды и развития трансъевропейских сетей в отстающих государствах-членах, чей уровень ВВП на душу населения не достигает 90% от среднего по ЕС (Испания, Португалия, Греция + 12 стран из 2004-2007).

Ø Фонд солидарности (с 2003 г.) для оказания быстрой помощи районам, пострадавшим от природных и техногенных катастроф.

Ø Европейский фонд выравнивания в условиях глобализации (с 2007 г.) – средства выделяются гражданам ЕС в форме прибавки к зарплате или пособий на период переквалификации и поиска работы.

Также целевые финансовые программы – важный инструмент деятельности ЕС. Например, программы «Марко Поло» и «Трансъевропейские сети» направлены на развитие транспортных сетей, программа «Лайф» - мероприятия в сфере охраны окружающей среды.

В 1988 г. была принята первая многолетняя финансовая программа, существует 2 бюджетных плана – среднесрочный и ежегодный.

Процедура принятия годового бюджета:

Все институты, кроме ЕЦБ, до 1 июля подают в Комиссию предварительную смету своих расходов на будущий финансовый год. Комиссия сводит все предложения и на их основе готовит проект бюджета, который состоит из 2 частей: расходной и доходной. Документ представляется на рассмотрение Европейского парламента и Совета не позднее 1 сентября. Совет определяет свою позицию в отношении проекта и докладывает о ней Европарламенту. К 1 октября Европарламент должен располагать полной информацией о мнении Совета о бюджетном плане Евросоюза на следующий год. Далее в течение 42 дней Европарламент рассматривает проект бюджета. Документ считается принятым, если Парламент одобрил проект или не принял в установленный срок никакого решения. Если парламентарии вносят поправки, немедленно созывается примирительная комиссия. На подготовку нового текста Комиссии отводится 21 день. Представленный Комиссией проект должен быть утвержден Европарламентом и Советом в течение 14 дней.

Многолетние финансовые программы:

Многолетние финансовые программы устанавливают потолок расходования средств как для всего бюджета, так и для его основных статей. Годовые бюджеты должны соответствовать многолетним финансовым программам.

Сейчас действует 4-ая финансовая программа, которая рассчитана на 7 лет: с 2007 по 2013:

Ø Дальнейшее увеличение доли отчислений от ВНП в структуре доходов ЕС.

Ø В расходной части увеличиваются ассигнования на реализацию Лиссабонской стратегии.

Проблемы бюджетной политики: Финансовую деятельность ЕС часто критикуют за инерционность, ограниченный масштаб и слабое соответствие приоритетным задачам европейской интеграции. В целом проблемы финансовой политики ЕС можно свести к 2 наиболее крупным.

1) Проблема структуры бюджета. Она восходит к начальному периоду развития европейской интеграции, когда политические позиции Франции были особенно сильны, а Германии – слабы из-за недавней войны. Именно Франция, имевшая обширный и недостаточно эффективный аграрный сектор, настояла на том, чтобы появившиеся в 1970 г. у Сообщества собственные ресурсы шли в основном на поддержку с/х. В 1973 г. в ЕЭС вступила Великобритания, чей аграрный сектор был невелик и достаточно рентабелен. Число стран, заинтересованных в модернизации промышленных производств возросло, но структура общего бюджета не менялась. Проведенная в конце 1980-х гг. финансовая реформа увеличила расходы на развитие относительно слабых регионов и стран ЕС. Доля с/х расходов в бюджете ЕС сократилась, но их фактическая величина не только не уменьшилась, а продолжала расти, пусть и все медленнее. В 1995 г. затраты на все направления внутренней политики ЕС (кроме с/х и региональной) составляли лишь 6% расходной части бюджета. Недостаток средств, направляемых в науку и другие области, от которых напрямую зависят конкурентоспособность европейской промышленности, экономический рост и создание новых рабочих мест, стал особенно очевиден после принятия в 2000 г. Лиссабонской стратегии. Ее цель – обеспечение экономической и социальной устойчивости ЕС в условиях глобализации.

2) Вторая проблема связана с тем, что одни государства ЕС являются нетто-вкладчиками в общий бюджет, а другие нетто-получателями. Значительные чистые взносы традиционно делают Германия, Нидерланды, Великобритания, Швеция и Бельгия. Причем они не всегда опережают нетто-получателей по уровню благосостояния. Первый конфликт разразился в 1980-е г., когда Великобритания сочла свой чистый взнос в бюджет ЕС неоправданно большим. Правительство Маргарет Тэтчер добилось для себя исключения: с тех пор часть взносов в общий бюджет ЕС возвращается в страну в виде так называемой британской скидки. В начале 90-х гг. похожая проблема возникла у Германии. Объединение страны потребовало значительных финансовых затрат, ведь в связи с присоединением относительно бедных восточных земель средний уровень жизни в Германии заметно снизился. Вместе с тем страна продолжала оставаться главным нетто-вкладчиком в бюджет ЕС. Эта ситуация сохранилась и до настоящего времени. Признаки неравенства сохраняются и среди стран-реципиентов, крупнейшими из которых являются Испания, Греция, Португалия и Ирландия. В 1980-е и 1990-е гг. Ирландия и Греция получали из бюджета ЕС ассигнования в размере 4-6% их ВНП. В преддверии вступления в ЕС большой группы стран ЦВЕ они настояли на том, чтобы помощь новичкам не привела к сокращению их собственных поступлений. В итоге сейчас Польша получает средств из бюджета ЕС вдвое меньше, чем равная ей по населению Испания. При этом ВВП на душу населения в Польше вдвое ниже, чем в Испании. В 2007 г. Греции с населением 10 млн. чел. было выделено 8,5 млн. евро, а такой же по населению Венгрии – 2,5 млн. евро.

Наши рекомендации