Лабораторная работа №3. Анализ механизма реализации бюджетной и финансовой политики

Цель лабораторной работы №3:ознакомиться с существующими механизмами реализации бюджетной или финансовой политики.

Порядок выполнения работы

1. Изучить теоретическую часть.

2. Оформить лабораторную работу по соответствующей форме.

3. В отведенный срок выслать работу на проверку по электронной почте и пройти защиту.

Теоретическая часть

Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который включает:

1. Совокупность организационных форм финансовых отношений.

2. Порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

3. Методы финансового планирования.

4. Формы управления финансами и финансовой системой.

5. Финансовое законодательство.

Таким образом, финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами

Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

Бюджетный механизм – составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Реализация бюджетной политики, успешное ее внедрения в жизнь обеспечивается с помощью бюджетного механизма. Бюджетный механизм является динамичной частью бюджетной политики.

Формирование бюджетного механизма осуществляется государством в соответствии с бюджетной стратегии. Изменения отдельных элементов механизма происходят в связи с решением различных тактических задач, поэтому бюджетных механизм чувственно реагирует на все особенности состояния в экономике и социальной сфере. Согласно основным положениям бюджетной политики посредством бюджетного механизма осуществляются широкомасштабные распределение и перераспределение ВВП.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

1. финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методомтрадиционно формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);

2. метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне ϶ᴛᴏт метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 16—11 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;

3. налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод будет преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. При этом при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

4. страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В ϶ᴛᴏй ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Методы практического осуществления операций, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, кᴏᴛᴏᴩые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).

Финансовый механизм будет инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При ϶ᴛᴏм корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих норм финансового права, в кᴏᴛᴏᴩых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что перестройка финансового механизма в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими нормативно-правовыми документами.

Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

Учитывая зависимость от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование кᴏᴛᴏᴩых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов хозяйствования (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).

Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма могут быть использованы разнообразные критерии его дальнейшего деления. Вот к примеру, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.

Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. Учитывая зависимость от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, кᴏᴛᴏᴩые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

Практическая часть

1. Выявите, какие структурные подразделения и ответственные лица отвечают за реализацию финансовой/бюджетной политики. На сколько распределения зон ответственности соответствует финансовой/бюджетной политике.

2. Проведите анализ соответствия плана и факта реализации бюджета в общем виде. Наблюдаются ли какие изменения и тенденции? Какие были ключевые изменения?

3. Какие организационные формы финансовых отношений приняты в объекте исследования?

4. Каков порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств? Опишите сложившиеся проблемы и возможные варианты их разрешения.

5. Какие используются методы финансового планирования? Опишите их эффективность на данном этапе развития объекта исследования, а также на перспективу.

6. Какие формы управления финансами и финансовой системой используются? Опишите эти формы управления и дайте их характеристику.

7. Визуализируйте в виде схемы механизм реализации финансовой/бюджетной политики. Опишите действующий механизм реализации.

8. Сделайте вывод и обобщения.


Наши рекомендации