Проблемы российской финансовой (бюджетной) политики
В России переход от одной модели регулирования экономики к другой потребовал изменения финансово-кредитной и денежной политики.
Прежний механизм предельно централизованной мобилизации и расходования денежных средств в условиях перехода ; к рынку оказался несостоятельным.
Преобразование собственности изменило состав налогоплательщиков. Раньше основными налогоплательщиками выступали предприятия, и, соответственно, основными формами налогов являлись налоги с государственных предприятий и налог с оборота. Налоги с населения составляли незначительную часть доходов государственного бюджета.
В условиях преобразований государственный бюджет формируется за счет налоговых поступлений не только от юридических, но, в значительной мере, и физических лиц. Достаточно большой удельный вес занимает подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи за использование природных ресурсов.
Изменилась структура расходов государственного бюджета. Как и в развитых странах, обнаруживается тенденция к сокращению расходов на оборону, государственное управление, вместе с тем актуализируется ситуация с финансированием социального сектора экономики.
В условиях развала экономических связей обострилась проблема неплатежей. Сама собираемость налогов оказалась проблематичной. При непродуманной налоговой политике (налоги поглощали практически весь получаемый доход) многие предприятия ушли "в тень". Это усугубило сложность их сбора.
Вполне понятно, и это отмечалось ранее, что политика доходов и политика расходов государственного бюджета взаимосвязаны. При отсутствии поступлений нет средств для финансирования необходимых мероприятий — на развитие научно-технического прогресса, в социальную сферу и т. д.
Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является взаимодействие федерального и региональных бюджетов.
В 90-е гг. в результате трансформаций бюджетной системы произошел переход от дифференцированной ставки отчислений региональных бюджетов в федеральный бюджет к системе «расщепления» федеральных налогов, что сделало поступления в федеральный бюджет более предсказуемыми.
Вместе с тем налоговые реформы посткризисного периода привели к снижению уровня фискальной автономии муниципалитетов. Доля местных финансов в консолидированном бюджете регионов заметно снизилась.
В настоящее время определенные надежды возлагаются на перераспределение доходов от высокообеспеченных регионов к менее обеспеченным. Вместе с тем существует мнение, что стремление укрепить выравнивающий механизм налоговой системы за счет варьирования нормативов распределения налогов между бюджетами различных уровней трудно реализуемо на практике.
Итак, важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам национальной экономики финансово-кредитной и денежной политики, направленной на развитие национального производства, отвечающей интересам государства и населения, позволяющей занять достойное место в мире.
Основные термины и понятия
Государственный бюджет — централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. Балансирует денежные доходы и расходы государства.
Государственный долг — сумма задолженности государства по кредитным операциям, являющаяся результатом заимствований при дефиците государственного бюджета. Может быть внутренним и внешним.
Дискреционная фискальная политикаозначает сознательное манипулирование правительством расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля инфляции.
Недискреционная фискальная политика,или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов, ориентируется на механизм, без участия государства устраняющий неблагоприятные проявления делового цикла.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политикаимеет целью преодоление циклических спадов, экономический рост.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика— ограничение циклических подъемов экономики.
Финансовая система— совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов, управляющих движением денежных средств, необходимых для жизнедеятельности национальной экономики.
Контрольные вопросы
1.Раскройте содержание понятий "финансовая система" и "финансовые отношения".
2.Охарактеризуйте первичные, вторичные финансы.
3.Раскройте содержание финансовой политики (стимулирующей, сдерживающей, дискреционной, недискреционной).
4.Проанализируйте содержание налоговой политики, ставок налогообложения.
5.Определите сущность государственного бюджета, его роль в экономике.
6.Охарактеризуйте доходы и расходы государственного бюджета.
7.Как вы понимаете проблему государственного долга?
8.Определите, какие направления экономической политики являются составляющими бюджетно-финансовой политики:
а) налоговая политика:
б) процентная политика;
в) антимонопольная политика;
г) социальная политика;
д) природоохранная политика.
9. Определите доходные и расходные статьи государственного бюджета и тенденции их современной динамики в странах Запада и в России.
10. Объясните, почему повышение налоговых ставок от 0 до 50% ведет к росту поступлений в доходную часть государственного бюджета, а их дальнейший рост повлечет сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет (основываясь на графике Лаффера).
Пол Самуэльсон:
• Ни одна нация не может избежать проведения фискальной политики. При важной роли правительств в современной экономике почти невозможно определить "нейтральную фискальную политику". Еще труднее привести разумные доводы в пользу предпочтения подобной политики по сравнению с активной фискальной программой, стремящейся предотвратить инфляцию или дефляцию". Рассмотрите это заявление критически.
• С начала 70-х до середины 90-х годов XIX в. депрессии были глубокими и продолжительными, бумы — кратковременными и относительно анемичными, уровень цен понижался. Какая долговременная фискальная политика должна была бы проводиться в эту четверть века? Дадите ли Вы тот же самый ответ по отношению к последующим 20 годам перед Первой мировой войной — периоду, который характеризовался ростом цен и сравнительным процветанием?
• Перечислите различные виды налогов в порядке их прогрессивности. Каково значение каждого из них на разных ступенях управления государством: а) федеральное управление; б) штатов; в) муниципалитетов.
• Перечислите различные виды расходов штатов и муниципалитетов в порядке их количественного значения.
• Как, по Вашему мнению, должны распределяться различные государственные функции между тремя ступенями власти? Что Вы можете сказать о доходах и субсидиях, предоставляемых федеральным правительством штатам и штатами — муниципалитетам?
• Следует ли облагать налогами жителя штата Массачусетс, чтобы оказать помощь жителю штата Арканзас? Или чтобы оказать помощь жителям штатов Вермонт, Массачусетс, Нью-Мексико?
• Поскольку люди, и выплачивая налог, не изменяют своей привычке курить и поскольку бедные также курят, налог на сигареты ничем не отличается от налога на хлеб. Согласны ли вы с этим? Как вы полагаете, что должно быть сделано в этом отношении, если это утверждение справедливо?
• Когда люди начали отказываться от представления, что государственный бюджет должен быть сбалансированным в пределах каждого года или месяца, они вначале полагали, что он должен быть сбалансированным в пределах экономического цикла — с активным сальдо в период бума, точно равным дефициту периода депрессии. Теперь ясно, что только в силу случайного стечения обстоятельств число лет процветания по своей интенсивности могло бы быть точно уравновешено числом лет депрессии.
ПолХейне:
• Основными средствами манипулирования совокупным спросом, которые доступны федеральному правительству, является фискальная и денежная политика. Фискальная политика направлена на то, чтобы смягчить колебания совокупного спроса с помощью бюджетного дефицита или избытка. Денежная политика преследует ту же цель, но через изменения резервов коммерческих банков и норм резервирования.
• Во время депрессии 30-х годов рост государственных расходов часто сопровождался обещаниями (угрозами?) будущего увеличения налогов с целью уменьшить бюджетный дефицит. Как Вы думаете, повлияла ли эта политика на инвестиционные расходы? Как действует на инвестиционные решения перспектива роста налогов?
• Если сокращение налогов стимулирует совокупный спрос, то не стимулирует ли оно также и совокупное предложение? Как повлияет на кривые предложения различных благ уменьшение налогов с населения и корпораций?