Направления государственного регулирования экономики
Государственное регулирование необходимо для решения важнейших проблем, обеспечивающих устойчивое развитие национальной экономики.
Прежде всего, государство должно обеспечить правовую основу рынка.
Субъекты рыночной экономики должны быть защищены законодательно. Видный английский социолог Карл Поппер отмечал: "...промышленное общество, основанное на рыночных отношениях... немыслимо без правовой системы, власти закона"1.
В качестве первостепенного должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в ее неприкосновенности, не будет проявлять активности и инициативы.
Важное значение имеет антимонопольное законодательство, ограничивающее произвол монополий, направленное против недобросовестного соперничества.
Совершенно необходима многоплановая законодательная база по защите прав потребителей на различных видах рынков, ограждающая их от недобросовестного бизнеса.
Важным направлением государственной политики является производство общественных товаров. К ним относятся: расходы на средства вооружения, содержание правоохранительных' органов, государственного аппарата, социальные нужды и т. д. Они служат интересам общества в целом, поэтому издержки на их производство берет на себя государство.
Вместе с тем в условиях значительности управленческих расходов, утяжеления за их счет издержек производства товаров, государство решает проблему минимизации трансакционных издержек. Проблема их сокращения чрезвычайно важна, является одной из приоритетных при принятии конкретных экономических решений.
Активное развитие научно-технического прогресса обусловило значительность побочных эффектов, связанных с загрязнением окружающей природной среды, ухудшением экологии и т. д. Это обусловило необходимость законодательных актов, направленных на осуществление контроля за отрицательными внешними эффектами. В настоящее время наряду с экономическими, административными и иными санкциями за загрязнение окружающей природной среды предпринимаются попытки создания рыночных механизмов в форме купли-продажи лицензий на право "выброса" вредных отходов, направленных на усиление контроля за характеризуемыми процессами, их возможную минимизацию.
Наряду с этим предприятия, деятельность которых связана с положительными эффектами — в сфере здравоохранения, образования и т. д., поощряются с помощью субсидий, поскольку от их деятельности выигрывает общество в целом.
Таким образом, с помощью экономических рычагов осуществляется перераспределение доходов и ресурсов.
Важным объектом государственного регулирования являются макроэкономические колебания, нарушающие пропорциональное развитие макроэкономики, требующие стабилизации экономического развития.
Методы регулирования
В меру необходимости государство "исправляет" несовершенства рыночного механизма.
1 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 8.
Различают два основных метода государственного регулирования экономики: прямого и косвенного регулирования.
Прямое регулирование осуществляется по отношению к предприятиям, находящимся в государственной собственности, которая, как правило, формируется двумя путями:
1) путем национализации или выкупа собственности;
2) путем создания собственных или долевых предприятий новейших отраслей экономики, порождаемых НТР.
К методам прямого регулирования можно отнести государственные заказы, устанавливаемые с победителями на конкурсной основе.
К реализации наиболее актуальных проблем фирмы привлекаются, как правило, на конкурсной основе. С победителями заключаются соглашения в форме государственных заказов. Характеризуемая деятельность получила наибольшее распространение в США.
В современных развитых странах существует более или менее значительный государственный сектор. Как правило, это отрасли естественных монополий - угольная промышленность, электроэнергетика, железнодорожный, воздушный транспорт, авиация, космонавтика и т. д., т. е. отрасли, имеющие важное стратегическое значение, высокую инвестиционную стоимость. Наряду с этим государство имеет долевую собственность в различных структурах.
Независимо от доли государственной собственности во многих странах обнаруживается тенденция роста доли государственных расходов в ВВП. В конце XIX в. эта доля в среднем составляла 8,3%, а в таких странах, как США, равнялась 4%, во Франции - 12,6%.
Значительный рост государственных расходов наблюдался в 20-30-е гг. XX в. В 20-е гг. средний показатель по развитым странам составил 15,4%, в 30-е - 27,9%.
В начале 80-х гг. доля государственных расходов в ВВП составила 42,6%. Причем ни в одной стране она не опустилась ниже 30%. В 1993 г. доля государственных расходов в ВВП США равнялась 38,7%, Японии - 34,9%, ФРГ - 50,8%, Франции - 54,2%, Англии - 54,8%. В 1994 г. средний показатель по развитым странам составил 47,2%.
Государство превратилось в мощный фактор экономического роста, стало залогом стабильности и устойчивости всего общественного развития.
К методам прямого государственного регулирования относится законодательство.
Определенное развитие получило прогнозирование национальных экономик в зависимости от страновой специфики, ее приоритетов, ориентированное как на конкретные сроки, так и конкретные проблемы социально-экономического развития.
Исследователи выделяют три варианта прогнозов:
• оптимистический — ориентированный на развитие позитивных процессов, достижение высоких показателей, максимально возможных результатов;
• пессимистический — ориентированный на развитие негативных процессов, сформированный на базе "минимизированных" показателей;
• базовый - ориентированный на реалистические тенденции и показатели, как правило, принимается за основу.
Планирование в наибольшей мере характерно для обособленных подразделений. При этом механизмы планирования сориентированы, как правило, на ряд периодов: краткосрочный - на один год, среднесрочный - на три-пять лет, долгосрочный - на 10-20 летит, д.
Некоторые страны проявляют тенденцию к планированию экономического развития в национальном масштабе.
Косвенное регулирование осуществляется главным образом с помощью денежно-кредитной и финансовой политики.
При этом денежно-кредитная политика регулирует денежную массу в обращении, финансовая — манипулирует денежными средствами, поступлениями в форме налогов.
Направлениями макроэкономического регулирования могут выступать:
• инвестиционная политика;
• политика занятости;
• экспортная политика;
• ценовая политика и др.
При этом благодаря перераспределению доходов и расходов, регулированию денежных потоков можно решать актуальные с точки зрения национальной экономики проблемы.
Рассмотрим важнейшие модели государственного регулирования.
Кейнсианская модель