Сущность и классификация потребностей

В круговом движении, исследованном в параграфе 1.1, не представлена основа, определяющая цель и мотивы производ­ства.

В реальной действительности в качестве мотива производ­ственной деятельности выступают потребности людей.

Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом.

Человеческие потребности весьма многообразны — мате­риальные, духовные, индивидуальные, коллективные, обще­ственные и т. д.

Большое многообразие потребностей можно классифици­ровать по различным критериям:

• потребности в средствах существования, удовлетворя­ющие жизненно важные нужды — в еде, одежде, жилье и т. д.;

• потребности в социально-культурных средст­вах — образование, культура, досуг и т. д.;

• потребности в средствах деятельности — средства труда, предметы труда;

• потребности в удовлетворении социально-престижных благ — туризме, покупке предметов роскоши и т. д.

Во второй половине XX в. получила резонанс разработан­ная американским психологом Абрахамом Маслоу модель иерархии потребностей, по имени автора получившая название модели иерархии потребностей по Маслоу.

Абрахам Гарольд Маслоу—американский психолог, харак­теризуемую "модель" представил в 1954 г. В 1999 г. переведены на русский язык его основные работы "Мотивация и личность" и вошедшая в золотой фонд мировой психологии "Новые рубе­жи человеческой природы".

"Модель" может быть использована для определения уров­ней потребностей. Более основательно исследуется социолога­ми, психологами, маркетологами, ориентирующими деятель­ность на спрос. Включает пять уровней (рис. 1.3).

В основании пирамиды лежат наиболее важные для под­держания жизнедеятельности человека материальные по­требности. Это достаточно универсальные потребности, ха­рактерные для каждого человека, хотя и выступающие в

Сущность и классификация потребностей - student2.ru

Рис. 1.3. Модель иерархии потребностей по Маслоу

различном качестве, зависящем от толщины кошелька поку­пателя.

Потребности в самоутверждении - более высокого уровня. Как правило требуют значительных затрат на получение обра­зования, формирование статуса и т. д. Более индивидуализиро­ваны и трудно достижимы.

По существующим оценкам, в современном мире более 3/4 населения находятся на уровне удовлетворения исключитель­но физиологических потребностей, которые удовлетворяются не полностью. И только около 1/4 населения планеты имеют воз­можность удовлетворения других, более высокого уровня по­требностей.

Экономические или материальные потребности людей под­разделяются на три группы:

• потребности в продовольственных товарах;

• потребности в промышленных изделиях (одежда, обувь);

• потребности в высококачественных товарах и услугах длительного пользования.

Немецкий экономист Энгель (XIX в.) установил закономер­ную связь, чем выше качество жизни людей, тем ниже их пла­тежеспособный спрос на продовольственные товары. Внача­ле возрастает спрос на промышленные товары широкого по­требления, а в дальнейшем существенно расширяются покуп­ки высококачественных товаров и услуг длительного пользо­вания.

Представленная зависимость подтверждается и данными сегодняшней практики. В развитых странах на продукты пита­ния приходится около 10% расходов, иногда чуть большая доля, в противовес расходы на оплату услуг— коммунальные услуги, индивидуальный транспорт и т. д. — там находятся на первом месте, составляют важнейшую статью расходов. В частности, в 1999 г. в США расходы на продукты питания составили 8,7%, на одежду и обувь — 5%, на оплату коммунальных услуг, мебель, оборудование — 20,6%, транспорт — 12,0%, медицинское обслу­живание — 15,9%, отдых, культуру, образование — 16,7%, про­чие— 21,1%.

Вместе с тем в России в 1999 г. доля расходов на продукты питания в потребительских расходах населения составила 38,7%, на одежду и обувь — 11,4%, на оплату коммунальных услуг, ме­бель, оборудование — 10,3%, транспорт — 11,3%, медицинское обслуживание — 7,4%, отдых, культуру, образование — 9,6%, прочие —11,3%1.

При более низком уровне доходов структура потребления тяготеет в сторону увеличения затрат на покупку жизненно важных предметов потребления.

Исследование зависимости между динамикой доходов и спросом на жизненно важные потребительские продукты при­писывают английскому экономисту Р. Гиффену (1837-1910), ко­торый вывел ее, наблюдая, как бедные рабочие семьи расширя­ют потребление картофеля несмотря на его подорожание, выз­ванное неурожаем картофеля в Ирландии в середине XIX в.

Согласно законам рынка следовало предположить, что в связи с ростом цен и снижением платежеспособности населе­ния спрос на картофель сократится. Однако произошло обрат­ное — спрос на него вырос.

Дело в том, что картофель является основной едой в бед­няцких семьях. Другую пищу они позволяют себе редко. Поэто­му в случае роста цен на картофель бедная семья исключает из своего рациона дорогие продукты вообще, вынуждена отказать­ся от покупки мяса, молока и других продуктов, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как карто­фель. По имени автора исследование получило название "па­радокса" или "эффекта Гиффена".

В условиях экономической динамики — подъемов или спа­дов производства происходит трансформация конкретных потребностей с одних на другие потребительские товары, на­пример, в период спада увеличивается спрос на потребитель­ские товары, необходимые для жизнедеятельности людей, в период подъема - особенно быстро формируются новые потреб­ности, стимулирующие поступательное развитие экономики.

Многообразные потребности людей качественно различны, следовательно, количественно несоизмеримы. В этих условиях их общим мерилом с помощью денег выступает покупательский спрос.

Покупательский спрос — выраженная в деньгах плате­жеспособная потребность.

С помощью денег можно достаточно точно исследовать ко­личественную взаимосвязь между платежеспособными потреб­ностями и производственными возможностями, направленны­ми на удовлетворение покупательского спроса.

Наши рекомендации