Сущность и классификация потребностей
В круговом движении, исследованном в параграфе 1.1, не представлена основа, определяющая цель и мотивы производства.
В реальной действительности в качестве мотива производственной деятельности выступают потребности людей.
Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом.
Человеческие потребности весьма многообразны — материальные, духовные, индивидуальные, коллективные, общественные и т. д.
Большое многообразие потребностей можно классифицировать по различным критериям:
• потребности в средствах существования, удовлетворяющие жизненно важные нужды — в еде, одежде, жилье и т. д.;
• потребности в социально-культурных средствах — образование, культура, досуг и т. д.;
• потребности в средствах деятельности — средства труда, предметы труда;
• потребности в удовлетворении социально-престижных благ — туризме, покупке предметов роскоши и т. д.
Во второй половине XX в. получила резонанс разработанная американским психологом Абрахамом Маслоу модель иерархии потребностей, по имени автора получившая название модели иерархии потребностей по Маслоу.
Абрахам Гарольд Маслоу—американский психолог, характеризуемую "модель" представил в 1954 г. В 1999 г. переведены на русский язык его основные работы "Мотивация и личность" и вошедшая в золотой фонд мировой психологии "Новые рубежи человеческой природы".
"Модель" может быть использована для определения уровней потребностей. Более основательно исследуется социологами, психологами, маркетологами, ориентирующими деятельность на спрос. Включает пять уровней (рис. 1.3).
В основании пирамиды лежат наиболее важные для поддержания жизнедеятельности человека материальные потребности. Это достаточно универсальные потребности, характерные для каждого человека, хотя и выступающие в
Рис. 1.3. Модель иерархии потребностей по Маслоу
различном качестве, зависящем от толщины кошелька покупателя.
Потребности в самоутверждении - более высокого уровня. Как правило требуют значительных затрат на получение образования, формирование статуса и т. д. Более индивидуализированы и трудно достижимы.
По существующим оценкам, в современном мире более 3/4 населения находятся на уровне удовлетворения исключительно физиологических потребностей, которые удовлетворяются не полностью. И только около 1/4 населения планеты имеют возможность удовлетворения других, более высокого уровня потребностей.
Экономические или материальные потребности людей подразделяются на три группы:
• потребности в продовольственных товарах;
• потребности в промышленных изделиях (одежда, обувь);
• потребности в высококачественных товарах и услугах длительного пользования.
Немецкий экономист Энгель (XIX в.) установил закономерную связь, чем выше качество жизни людей, тем ниже их платежеспособный спрос на продовольственные товары. Вначале возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а в дальнейшем существенно расширяются покупки высококачественных товаров и услуг длительного пользования.
Представленная зависимость подтверждается и данными сегодняшней практики. В развитых странах на продукты питания приходится около 10% расходов, иногда чуть большая доля, в противовес расходы на оплату услуг— коммунальные услуги, индивидуальный транспорт и т. д. — там находятся на первом месте, составляют важнейшую статью расходов. В частности, в 1999 г. в США расходы на продукты питания составили 8,7%, на одежду и обувь — 5%, на оплату коммунальных услуг, мебель, оборудование — 20,6%, транспорт — 12,0%, медицинское обслуживание — 15,9%, отдых, культуру, образование — 16,7%, прочие— 21,1%.
Вместе с тем в России в 1999 г. доля расходов на продукты питания в потребительских расходах населения составила 38,7%, на одежду и обувь — 11,4%, на оплату коммунальных услуг, мебель, оборудование — 10,3%, транспорт — 11,3%, медицинское обслуживание — 7,4%, отдых, культуру, образование — 9,6%, прочие —11,3%1.
При более низком уровне доходов структура потребления тяготеет в сторону увеличения затрат на покупку жизненно важных предметов потребления.
Исследование зависимости между динамикой доходов и спросом на жизненно важные потребительские продукты приписывают английскому экономисту Р. Гиффену (1837-1910), который вывел ее, наблюдая, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля несмотря на его подорожание, вызванное неурожаем картофеля в Ирландии в середине XIX в.
Согласно законам рынка следовало предположить, что в связи с ростом цен и снижением платежеспособности населения спрос на картофель сократится. Однако произошло обратное — спрос на него вырос.
Дело в том, что картофель является основной едой в бедняцких семьях. Другую пищу они позволяют себе редко. Поэтому в случае роста цен на картофель бедная семья исключает из своего рациона дорогие продукты вообще, вынуждена отказаться от покупки мяса, молока и других продуктов, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. По имени автора исследование получило название "парадокса" или "эффекта Гиффена".
В условиях экономической динамики — подъемов или спадов производства происходит трансформация конкретных потребностей с одних на другие потребительские товары, например, в период спада увеличивается спрос на потребительские товары, необходимые для жизнедеятельности людей, в период подъема - особенно быстро формируются новые потребности, стимулирующие поступательное развитие экономики.
Многообразные потребности людей качественно различны, следовательно, количественно несоизмеримы. В этих условиях их общим мерилом с помощью денег выступает покупательский спрос.
Покупательский спрос — выраженная в деньгах платежеспособная потребность.
С помощью денег можно достаточно точно исследовать количественную взаимосвязь между платежеспособными потребностями и производственными возможностями, направленными на удовлетворение покупательского спроса.