Необходимость и возможности вмешательства государства в рыночную экономику
Современное экономическое развитие невозможно представить без активной роли государства. В макроэкономическом кругообороте доходов и продуктов правительство выполняет важные функции относительно субъектов рынка (рис. 1).
Рис. 1. Кругооборот доходов и продуктов
1 – поступление налогов в бюджет от домашних хозяйств;
2 – поступление налогов в бюджет от предпринимателей;
3 – социальные трансферты, поступающие домашним хозяйствам из бюджета;
4 – правительственные субсидии бизнесу;
5 – покупка ресурсов для государственных нужд;
6 – покупка конечных продуктов для государственных нужд;
7 – государственные займы при дефиците бюджета либо сбережения при профиците
Как следует из схемы, правительство аккумулирует средства в бюджете за счет налоговых поступлений и использует их для выполнения государственных функций и оказания социальной поддержки населению, помощи бизнесу. Из схемы следует, что активность правительственных органов в экономической сфере характеризуется, прежде всего, размером государственного бюджета, направлениями его расходования.
В государственном бюджете России аккумулируется около 35%ВВП. Бюджетные средства расходуются как на общегосударственные нужды, так и на экономические цели: поддержку отраслей, развитие научно-технического прогресса, капитальные вложения в материально-техническую базу и пр. На социальные нужды расходуется около 23% консолидированного бюджета страны (включая внебюджетные фонды)
Причины, обусловливающие необходимость вмешательства государства в экономику связаны с механизмом макроэкономического развития. Восстановление макроэкономического равновесия при определенных условиях должно обеспечиваться за счет вмешательства государства поскольку рыночные регуляторы не позволяют решить проблемы при значительных отклонениях ВВП от оптимального уровня.
Макроэкономическая нестабильность проявляется также через определенные постоянно существующие процессы (цикличность экономического развития, инфляция, наличие безработицы). Эти процессы, с одной стороны, проявляются в виде отклонения ВВП от оптимального уровня, а с другой – это отклонение усиливают. Поэтому макроэкономическое равновесие следует считать частным случаем экономического развития. Постоянное действие сил, нарушающих это равновесие, делает необходимым участие государства в обеспечении сбалансированности экономики.
Помимо указанных обстоятельств, основные причины, способствующие активизации роли государства в экономическом развитии, можно свести к следующему:
Рис. 2. Причины вмешательства правительства в экономику
1. Провалы рынка. Рыночная экономика не позволяет в отдельных случаях удовлетворить потребности вследствие отсутствия достаточных экономических стимулов (например, низкого уровня доходов). Вследствие низкой платежеспособности покупателей на рынке продается недостаточный объем продукции. Цены не удовлетворяют производителя. Для решения данной проблемы сдвиг кривой предложения возможен за счет субсидий предпринимателям.
2. Потребность в общественных товарах. Государство призвано обеспечить удовлетворение общественных потребностей, плата за которые экономически нецелесообразна. Например, невозможна коммерциализация деятельности пожарной команды. Население, нуждающееся в неотложной помощи при травмах, наводнениях, иных чрезвычайных ситуациях, не в состоянии заплатить за оказанные услуги по спасению. Государство обеспечивает доступ к общественным товарам
3. Конкуренция, ее последствия. Государство поддерживает сложившиеся экономические отношения и рынок как основную форму связи между экономическими агентами в современном мире, а также главный механизм рынка – конкуренцию. Вместе с тем правительство осознает, что отрицательными результатами конкурентной борьбы являются банкротство предприятий, их поглощения, монополизация экономики. Данные отрицательные последствия конкурентной борьбы требуют контроля и регулирования со стороны органов власти. В интересах государства также поддержание конкурентоспособности отечественного производства на мировом рынке.
4. Отрицательные внешние эффекты. Поддерживая рыночную форму связей, государство должно учитывать и регулировать внешние эффекты деятельности фирм, например, загрязнение окружающей среды. Устанавливая пределы вредных выбросов, взимая плату с фирм за загрязнение окружающей среды, ограничивая объемы вредного производства, государство в определенной степени смягчает негативные воздействия экономики на другие сферы жизнедеятельности общества.
5. Поддержание ресурсов в работоспособном состоянии. Для поддержания целостности общественной системы государство должно обеспечить сбалансированное развитие всех подсистем общества, не допуская гипертрофии или угасания какой-либо из них. Ввиду того, что бизнес оплачивает ресурсы, непосредственно участвующие в производственном процессе, возникает проблема расходов на этапах создания этих ресурсов (разведка полезных ископаемых, научно-технические исследования, расходы на обучение кадров и пр.). Подобные расходы берет на себя государство, взимающее налоги с предпринимателей.
6. Дифференциация доходов населения. Государство призвано решать задачу определения и поддержания конкретной степени дифференциации доходов в обществе, поскольку она оказывает существенное влияние как на мотивацию труда, так и на социальный климат в обществе.
Эффективность государственного вмешательства в экономику связана с его возможностями.
Возможности вмешательства органов власти в экономику определяются имеющимися ресурсами. Это ресурсы, которыми обладает правительство:
1. Финансовые ресурсы. Это бюджетные средства, находящиеся в распоряжении правительства. Важность финансовых ресурсов определяется тем, что в условиях рыночной экономики в экономическом кругообороте правительство становится покупателем товаров и услуг. Участие правительства в покупках на рынке товаров и ресурсов является важнейшим стимулирующим фактором макроэкономического развития.
2. Правовые ресурсы. В государстве существует и функционирует правовая система, призванная определить основные правила поведения для субъектов (физических и юридических лиц). Задача органов власти – сохранение и развитие правовой системы как системы разработки, принятия, исполнения и контроля за исполнением законодательных актов. Правовая система используется в разных направлениях, в том числе для принятия законов, определяющих экономический порядок (правила поведения для предпринимателей, налогоплательщиков, работодателей и работников, получателей социальных пособий и пр.).
3. Административные ресурсы. Правительство для реализации принимаемых решений создает административные образования (компетентные органы), обеспечивающие исполнение государственных функций, в том числе в экономической сфере. Это могут быть органы социальной защиты, службы занятости, налоговые органы и пр. Задача правительства – определение полномочий этих органов, наделение их ресурсами (в том числе финансовыми) для выполнения поставленных задач. Функции органов власти реализуются через деятельность государственных служащих.
4. Информационные ресурсы. Для принятия взвешенного и продуманного решения важно обладать информацией о реальном состоянии дел. Для сбора информации государство вынуждено понести определенные расходы (сбор и изучение документации, проведение обследований, содержание статистических служб и пр.).
Итак, результативность деятельности органов власти во многом определяется тем, каково количество и качество ресурсов для вмешательства в экономику.