Объективные основы и причины вмешательства государства в рыночную экономику. Функции государства

В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству. На протяжении всей истории своего существования государство выполняло определенные функции в сфере экономики. Вместе с тем отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития.
XVII − XVIII вв. период формирования рыночных отношений
  господствующий тогда меркантилизм признавал безусловную необходимость ГР для развития торговли и промышленности, проведения активного протекционизма для привлечения золота в страну  
конец XVIII − начало XIX вв. укрепление рыночных отношений: индивидуальное начало доминировать в экономике
  На смену меркантилизму пришли идеи экономического либерализма, отводившие государству крайне ограниченную роль в экономике − роль "ночного сторожа".
Наиболее полное обоснование принципов экономического либерализма дал А.Смит в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). По мнению А.Смита, рыночная система способна к саморегулированию (принцип "невидимой руки"), и всякое вмешательство государства должно быть исключено (реализация принципа "let it be" − "пусть все идет как идет"; "laissez faire,laissez passer ".  
30−70-е гг. XX в. "кейнсианская революция" кризис 1929−1933гг. показал, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование системы
  Дж.М.Кейнс в книге "Общая теория занятости, процента и денег"(1936) доказал необходимость активного государственного вмешательства в экономику путем создания "эффективного спроса". Практической реализацией идей Дж.Кейнса стала программа "Нового курса" Ф.Рузвельта. Основными инструментами ГРЭ в модели Дж. Кейнса являются: фискальная политика; дефицитное финансирование; монетарная политика (денежная эмиссия, политика "дорогих" и "дешевых" денег). Кейнсианские методы ГРЭ совокупного спроса AD применялись в большинстве развитых стран мира после второй мировой войны, способствуя значительному ослаблению циклических колебаний  
     
70 − 80-е гг. XX в. "кризис кейнсианства" и возрождение неоклассического направления
  создание финансовых условий для нормального функционирования рынка (косвенное регулирование) Общее ухудшение условий воспроизводства (структурные кризисы 1973−1975, 1980−1982 гг.), практика дефицитного финансирования (по сути инфляционного), появление стагфляции потребовали отказаться от кейнсианской модели ГРЭ. Новые практические рекомендации были выдвинуты сторонниками монетаризма, теории экономики предложения (ТЭП), теории рациональных ожиданий (ТРО) и направлены на восстановление принципов свободного предпринимательства и рыночного регулирования. Основные ориентиры: • контроль над денежной массой; • снижение налогов для стимулирования инвестиций; • сокращение госсектора и социальных программ; • частичная приватизация госсобственности. Эти идеи были положены в основу экономической политики большинства западных стран, наиболее последовательные варианты которой − "тэтчеризм" в Англии и "рейганомика" в США.
  Современная рыночная система представляет собой смешанную экономику, является синтезом 2х сил − рыночного механизма и государственного регулирования. В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало самые разнообразные формы. Прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: каждый элемент занимает вполне определенное место в социально-экономической системе, выполняет присущие только ему функции, находятся в неразрывном единстве друг с другом.  
Рынок форма организации экономической деятельности, основанная на трех обязательных принципах: • частная собственность; • добровольное экономическое взаимодействие самостоятельных и независимых друг от друга субъектов; • конкуренция
  Функции рынка     ценообразующая стихийное установление цен под влиянием соотношения спроса и предложения
регулирующая   стихийное установление воспроизводственных пропорций
стимулирующая содействие НТП, снижение затрат, повышение качества и постоянное расширение ассортимента товаров и услуг
посредническая установление связи между производством и потреблением
оздоровительная "выбраковывание" нерентабельных предприятий и производств
информационная • через систему экономических показателей рынок информирует о состоянии "здоровья" экономики; • изменение цен на товары и услуги указывает ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? производить, обеспечивая эффективное распределение ограниченных ресурсов
  Однако существуют сферы, находящиеся вне действия рыночного, конкурентного, механизма. В этих случаях говорят о "провалах" рынка.  
"Провалы" рынка ситуации, в которых рынок оказывается неспособным к эффективной координации экономической деятельности хозяйственных субъектов
• не стимулирует производство общественных благ товары и услуги, потребность в которых не имеет денежной оценки и не выражена через платежеспособный спрос
• неспособность устранить "внешние эффекты" внешние эффекты − это дополнительные выгоды или потери 3их лиц, не являющихся участниками рыночной сделки. Внешние эффекты нарушают рыночное равновесие, вызывая неэффективное распределение ресурсов
• неспособность соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов с точки зрения общества первичное (рыночное) распределение доходов является несправедливым, т.к. не гарантирует стандартный уровень благосостояния
• не решает проблемы организации денежного обращения
• неспособность рынка обеспечить полную занятость, стабильный уровень цен, противостоять монополизму, предотвратить циклические колебания
• отсутствие экономических механизмов сохранения невоспроизводимых ресурсов и защиты окружающей среды
• неспособность рынка самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки, техники и технологии, структурные преобразования общественного производства
• не решает региональные проблемы во всей их совокупности − экономические, демографические, социальные, экологические, а также неспособен реализовать национальные интересы в сфере МЭО
     
Государство как субъект экономических отношений совокупность организаций, наделенных право и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять ее результаты
Функции государства создание рамочных условий экономической деятельности административно-правовые функции
  компенсация "провалов" рынка экономические функции
       
Обеспечение сохранности самого рыночного механизма
создание правовой базы борьба с монополизмом
• защита прав собственности; • законодательное регулирование взаимоотношений субъектов рынка; • создание системы государственных органов по контролю за соблюдением законов • антимонопольное законодательство; • регулирование естественных монополий; • защита прав потребителей
Совокупность мер хозяйственного права и мер по поддержанию конкурентной среды образуют рамочные условия экономической деятельности, в пределах которых субъекты рынка свободны в принятии экономических решений.
Усиление функционирования рыночного механизма
• организация денежного обращения
• производство общественных благ оплачивается за счет налогов физических и юридических лиц
• компенсация потерь от внешних эффектов поощрение возникновения положительных внешних эффектов за счет субсидирования потребителей или производителей, что увеличивает объем потребления блага − образование, здравоохранение; для корректировки отрицательных внешних эффектов используются законодательные меры и специальные налоги
Это минимально необходимые границы регулирования реального рынка
• перераспределение доходов • стабилизация экономики • проведение структурной, региональной, внешнеэкономической политики
− устранение чрезмерного социального неравенства (прогрессивные налоги и трансферты); − определение прожиточного минимума; − индексация доходов; − установление гарантированного минимума оплаты труда − контроль уровня безработицы и инфляции; − стимулирование экономического роста; − антициклическое (антикризисное) регулирование
Это максимально допустимые границы государственного вмешательства в рыночную экономику
         
ВЫВОДЫ 1) выполняя административно−правовые и экономические функции, государство дополняет и корректирует рыночный механизм; 2) государственное вмешательство не должно перейти "критический порог", за которым возможно ослабление (или подмена) рыночного механизма и снижение эффективности
"конкуренция − везде, где возможно, регулирование − везде, где необходимо"

Формы и методы ГРЭ

Государственное регулирование система форм и методов государственного воздействия на процесс воспроизводства для сохранения и укрепления рыночной экономики
Материальная основа ГРЭ концентрация материальных и финансовых ресурсов в руках государства
  Масштабы ГРЭ находятся в прямой зависимости от доли НД, перераспределяемой через госбюджет, и размеров государственной собственности
Формы ГРЭ
по характеру воздействия
прямые косвенные
действия государства, непосредственно достигающие конкретную цель вмешательства. Решения субъектов хозяйства основаны на предписаниях государства, а не на самостоятельном выборе. Объективные основы и причины вмешательства государства в рыночную экономику. Функции государства - student2.ru Прямое государственное вмешательство "блокирует" рыночный механизм, нарушая естественный процесс его действия. создание определенных условий, опосредованно воздействующих на Объективные основы и причины вмешательства государства в рыночную экономику. Функции государства - student2.ru экономический интерес субъектов хозяйства, не ограничивая свободу выбора при принятии решений
Методы ГРЭ
• административно−правовые (меры запрета, разрешения, принуждения) используются для создания наиболее благоприятных правовых условий для частного сектора; • государственное предпринимательство (госсектор является одновременно и инструментом ГРЭ, и его объектом); • управление производственными предприятиями (микроуровень) • бюджетно−налоговая политика (изменение расходов и доходов и сальдо госбюджета); • монетарная политика (регулирование денежной массы); • амортизационная политика (воздействие на инвестиции); • экономическое программирование (индикативное планирование); • социальная политика; • внешнеэкономическая политика (воздействие на платежный баланс)
Краткосрочное ГРЭ • антициклическая политика • антиинфляционная политика
Дорлгосрочное ГРЭ экономическое программирование (индикативное планирование) представляет собой комплексное использование и координацию всех элементов ГРЭ с внутрифирменным планированием в рамках единой программы для решения долговрéменных стратегических задач
Впервые возникло в 1947 г. во Франции, затем − в странах Бенилюкса. В 50−60-е гг. стало использоваться в Великобритании, Швеции, Финляндии, Испании, Австрии, Италии, ФРГ, Японии (среднесрочное), странах Л.Америки, США и Канаде. Через экономическое программирование государство воздействует на 40−60 % общих инвестиций в экономику.
Этапы программирования
I. Составление прогнозов • краткосрочные 1− 2 года • среднесрочные до 5 лет • долгосрочные до 20 лет
  Основной метод − экстраполяция с последующей корректировкой полученных данных с учетом планов инвестиций предприятий частного сектора и государственных предприятий.

Наши рекомендации