Необходимость гос вмешательства в экономику

Р не во всех ситуациях наилучшим образом решает проблемы общества. В нек.случаях р терпит фиаско. Распределение доходов через Р приводит к соц.неравенству в обществе. Р не даёт средств к существованию нетрудоспособным людям (пенсионерам, инвалидам и т.д.), тем, у кого нет земли и капитала. Р не обеспечивает полной занятости, а значит, в условиях рыночной экономики существует безработица. Рыночный механизм часто не может справиться с экономическими кризисами и инфляцией. Кроме того, если нужны серьёзные структурные преобразования, рыночный механизм не справляется. Он не может заставить производителя заботиться об экологии, а наоборот поощряет хищническое отношение к природе. Рын.механизм не даёт средств для развития фундаментальной науки, строительства и содержания музеев, библиотек. Охрана правопорядка не является одним из приоритетов рыночной экономики. Часто на рынках реализуются товары удовлетворяющие неразумным потребностям человека. Рын.механизм в процессе своего развития обладает склонностью к вырождению. На смену совершенной конкуренции приходит несовершенная конкуренция. Вышеперечисленные недостатки делают необходимым вмешательство государства. Органы гос.управления могут ослабить или предотвратить нежелательные последствия рыночного саморегулирования. Государство может, например, уравнять доходы людей путём перераспределения доходов, может перераспределить ресурсы между отраслями, ввести субсидии или взять на себя финансирование отдельных сфер, взять на себя заботу о малоимущих и нетрудоспособных гражданах. Государство может осуществлять контроль над различными монополистическими структурами и крупными рыночными предприятиями. Выделяют 5 экономических ф-ций гос-ва: создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики ;защита конкуренции ;перераспределение дохода и богатства ;корректирование распределения расходов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики.Формы госрегулирования ( методы и инструменты): законодательная (конституция, законодательные акты.) Административная ( административно- экономические: нац.программа экономического развития, гос.цены; организационно-административные: приказы, запреты, разрешения, указания, инструкции ). Социально-экономическая ( бюджетно-налоговые: госбюджет, налоги, госрасходы; денежно-кредитные: норма процента, учётная ставка; валютные: валютный курс ; внешнеторговые :таможенные тарифы) 52 понятие финансов

Финансы—совокупность эк. отношений, связанные с формированием, распределением и использованием денжн. средств. Ф-ции финансов:

-распределительная(с помощью финансовых отношений распределяется и перераспределяется национальный продукт и национальный доход);

-контрольная(контроль различных финансовых служб и органов своевременных отчислений денег и контроль их использования);

-регулирующая(инструменты финансовой политики используются, чтобы повлиять на состояние экономики в целом);

Потоки денег и ценных бумаг образуют финансовый центр. Перемешиваются финансов. потоки через финансов. рынки. Финансовые организации, формирующие денежные потоки—финансов. сис-мы:

-финансы дом. хоз-в;-экон.отнош,связан.с формир.,распред.и использ.р-сов дом.хо-в.= это факторные доходы,кред.ср-ва,трансферн.доходы.

-финансы негос.(частных) предприятий;-с-ма экон.отнош,связан.с формир,распр,использ.ден.доходов и фондов ден.ср-в, с целью обеспеч.процесса произ-ва и пол.прибыли.

-гос. финансы:-особая сфера экон.отношений,связан с распр,перераспр,потребл части нац.продукта в целях образовании ден.фондов,необходимых го-ву для осуществления его ф-ций.

-госбюджет(формирует денежные фонды, находящиеся в распоряжении правительства);

-внебюджетные фонды(формируются за счёт спец. целевых отчислений юридич. и физич. лиц. И используются для определённых целей: пенсионные фонды и др.);

-гос. кредит(механизм привлечения свободных денежных средств на основе возвратимости и рлотности для финансирования госрасходов. Путём выпуска ценных бумаг.);

Финансы предприятий формируются за счёт части денежных доходов, оставшихся после оплаты налогов и платы в бюджетную сис-му, за счёт субсидий из бюджета: зарплаты, поощрения.

Финансы дом. хоз-в—формирование доходов и расходов семьи, оплата труда, пособий, сбережений, покупка товаров, коммунальные платежи.ФИН-КР с-ма РБ включает бюдж,банк с-му,+ фин.ср-ва внебюдж.фондов,предприятий,учреждений,граждан. Финансовый аппарат- сов-ть всех институтов и организац.структур,осущ.управл.финансами. В РБ ЭТО органы общего(нац.собрание рб и совет министров. Их ф-ции = формир.фин.пол-ки,утвержд.фин.законодательства,осущ.общ.контроля) ,оперативного( мин-во фин-сов,нац.банк,мин.-во по налогам и сборам) и отраслевого управления(фин.управления.фин.отделы министерств,ведомств,предприятий.учреждений).



Наши рекомендации