Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику

МАКРОЭКОНОМИКА

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Государственное регулирование рыночной экономики

Выполнила:

Студентка Яренкова В. А.

Курс 2

Группа № СМЛС14-1Б-ЭК03

Преподаватель:

к. э. н., доцент Семёнова Т. В.

Смоленск 2015

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику…………………………….…………………………….…5

Глава 2. Функции, методы и главные направления государственного регулирования экономики……………………………………...………….……10

Глава 3. Подходы российского государства к макроэкономической политике (стратегия, тактика)…………………………………………………….….…….19

Заключение……………………………………………………………….…...….23

Список использованной литературы……………………………………..….…24

Разбор экономической ситуации……………………………………….………25

Введение

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.

Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государствен­ного регулирования экономики. Стали появляться новые исследования, которые носят уже более взвешенный характер. Они с достаточной долей критики, но в то же время и более реалистично оценивают роль государства в условиях советской системы, учитывая как негативные, так и позитивные её стороны, пытаются оп­ределить какую роль государство должно играть в условиях переходной эконо­мики.



Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет свои требования. Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

Данная курсовая работа раскрывает сущность государственного регулирования, его главные направления, методы и подходы. Эта тема является актуальной на сегодняшний день, так как жизнь общества все теснее переплетается с рыночной экономикой, но все мы прекрасно понимаем, что не существует идеальной во всех смыслах рыночной экономики, а значит необходимо понимать роль влияния государства на экономику.

Объектом изучения данной курсовой работы является вмешательство национального государства в рыночную экономику.

Цель работы - изучить понятие государственного регулирования рыночной экономики, его сущность, методы и главные направления государственного регулирования, необходимость вмешательства государства, а также проанализировать подходы и стратегии российского государства в макроэкономической политике.

Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику

Государство – это форма существования и организации общества, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления.

Государственное регулирование экономики – процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Рыночная экономика – сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Существенное влияние на экономические процессы оказывают спрос и предложение. Под их влиянием происходят изменения в производстве, они определяют цену на товар и влияют на потребление. Также важное место в рыночной экономике принадлежит конкуренции. Она способствует рациональному распределению ресурсов в обществе и их более эффективному использованию. Таким образом, рыночный механизм выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике и в поступательном её развитии.

Главным образом можно выделить несколько аспектов, полноценное существование которых невозможно без вмешательства государства:

Ø Социальная защита населения;

Ø Регулировка внешних эффектов, связанных с загрязнением окружающей среды;

Ø Общественные блага;

Ø Антимонопольная политика.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Механизм рынка не решает всех вопросов рыночного хозяйства, структура которого имеет тенденцию к усложнению.

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики.

К слову о конкуренции, существуют области, в которых механизм свободной конкуренции не срабатывает и проявляются "провалы рынка" и требуется вмешательство государства.

В связи с этим, рынок по своей внутренней природе не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Рыночное распределение отражает только реальный вклад каждого владельца факторов производства в общественный продукт, что характеризуется значительным неравенством. Однако то, что справедливо с рыночной, экономической точки зрения, не всегда приемлемо с точки зрения социальной.

Надо сказать, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Выше уже говорилось о мобильности всех видов ресурсов, включая трудовые, как об одной из существенных черт рыночной экономики. Такая мобильность предполагает периодическое возникновение, прирост или сокращение разных видов безработицы: «технологической» (из-за свёртывания устаревших производств), «структурной» (из-за перестройки структуры экономики), «региональной» (из-за неравномерности развития разных регионов), «скрытой» (из-за разорения части фермеров).

От механизма рынка не приходится ждать и соблюдения других социально-экономических прав человека, в частности права на доход и права на труд (для тех, кто может работать). Также общество в целом понимает необходимость поддержки престарелых, многодетных, одиноких матерей, инвалидов. Понятно, что решить проблему перераспределением только через рынок, путем регулирования цен невозможно, для этого нужны коллективные усилия общества, которые организует правительство.

Таким образом, рыночный механизм не распространяется на тех, кто еще не работает (дети), и тех, кто уже не работает (старики, инвалиды);

· рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто хочет и может работать;

· стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы.

Роль государства в этой сфере отношений сводится вовсе не к тому, чтобы любой ценой обеспечить «полную занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.

Существует ещё одна проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).

Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.

Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.

«Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это – «рынок покупателя», в котором производитель утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета к потребителю, (то есть, от продавца к покупателю), то нам станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической истории общества только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.

Избавляя общество от дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы. Сюда прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Общественные блага – это неконкурентные товары и услуги, доступные каждому. К таким благам относятся: регулирование дорожного движения, услуги в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и многие другие. Несмотря на то, что они бесплатны для потребителя, они не бесплатны для общества и связаны с издержками, которые не способен нести рынок. Поэтому становится совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

Нужно заметить, что рынок также не способен противостоять монополизации экономики, ограничивающей свободу рыночной конкуренции. Монополисты для извлечения монопольных сверх прибылей диктуют цены, что вызывает необходимость регулирования государством цен (на сырьё, услуги связи, транспорт, электроэнергию и т. д.).

Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией, и многое другое.

Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.

Неслучайно неотъемлемым свойством рыночной системы является её многосекторность, т.е. разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах.

Наши рекомендации