Предпринимательство как важнейший фактор эффективного развития национальной экономики
Предпринимательство играет важную роль в повышении конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнительным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса — основы стабильности в государстве и обществе. Обеспечение благоприятных условий функционирования предпринимательской среды выдвинуто в разряд важнейших национальных приоритетов.
По данным национальных статистических органов, в большинстве развитых стран малые и средние предприятия являются доминирующим сегментом экономики: они производят почти половину объема выпускаемой продукции, а их вклад в ВВП достигает 70 %. По сравнению с крупным бизнесом малое и среднее предпринимательство (МСП) имеет ряд преимуществ, в числе которых мобильность, гибкая реакция на трансформацию и перепады рынка, изменения потребительских предпочтений, насыщение рынка востребованными товарами и услугами, быстрая окупаемость затрат и, как итог, — активизация структурной перестройки экономики, преодоление отраслевого и территориального монополизма.
В Гражданском кодексе РБ предпринимательство характеризуется как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных ими для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначены для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Предпринимательство может быть как частным, так и государственным, может осуществляться как в индивидуальной, так в коллективной форме.
Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Основной организационной формой данного юридического лица является предприятие — либо полностью государственное, либо со значительной долей государственного участия (в капитале и управлении).
Для транзитивной экономики характерно многообразие форм собственности с сохранением значительной доли государственной. Реформирование экономики, реструктуризация отношений собственности требуют достаточно длительного периода времени. Поэтому государственный сектор (хотя и постепенно уменьшающийся) сохраняется во всех странах. В государственной собственности находятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления, но экономически неэффективны для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.).
Повышение эффективности работы государственных предприятий в рыночных условиях требует совершенствования систем управления. С этой целью целесообразно разделение управленческих и хозяйственных функций посредством преобразования концернов (объединений) в ассоциации, союзы, финансово-промышленные и иные хозяйственные группы, а также другие интегрированные структуры. «Государственность» предприятий, входящих в указанные объединения, состоит в том, что государство владеет пакетом их акций. Собственно государственные предприятия (казенные) функционируют в форме республиканских унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.
Эффективность государственного предпринимательства в современных условиях зависит от:
• технического обновления предприятий, их перехода на наукоемкие технологии, освоения новых образцов продукции, имеющих спрос на внутреннем и внешних рынках;
• снижения издержек производства и расходов на управление;
• усиления ответственности руководителей унитарных предприятий за эффективное использование закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества;
• обеспечения государственных инвестиционных проектов по обновлению и расширению производства.
Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий — сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.
Вместе с тем переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением негосударственной формы собственности и развитием частного предпринимательства.
Частное предпринимательство представляет собой экономическую систему, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица (отдельные граждане) или их коллективы (предприятия, фирмы) при минимальном вмешательстве государства. В странах с развитой рыночной экономикой существует три формы его организации:
• единоличное владение — индивидуальное частное предприятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающие весь доход (за вычетом расходов и налогов) и несущие весь риск за свою деятельность;
• партнерство — возникает в случае, когда в целях ведения бизнеса объединяются ресурсы и предпринимательские навыки двух или более лиц;
• корпорация (акционерное общество) — доминирующая форма предпринимательства, для которой характерны централизованное управление, длительный срок существования, ограничение ответственности акционеров в соответствии с долей их капиталовложений.
Современное частное предпринимательство представлено хозяйственными товариществами (полные и коммандитные), хозяйственными обществами (с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа), холдинговыми компаниями.
В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.
Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, приносящая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство выступает в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.
К субъектам малого предпринимательства — юридическим лицам относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:
• в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
• в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек;
• в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
• в других отраслях производственной сферы, в общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле — до 30 человек;
• в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.
Субъекты малого предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не представляющие интереса для крупного бизнеса.
Развитие малого бизнеса способствует формированию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни, а также позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности.
С середины 1990-х гг. в стране последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса: приняты законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства»; реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы; правительством разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002—2005 годы; созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия поподдержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь. Сложилась определенная инфраструктура поддержки: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры, общества взаимного кредитования.
Вместе с тем государственные меры поддержки малого бизнеса осуществляются недостаточно последовательно. Органы управления на местах не всегда заинтересованы в его развитии, хотя субъекты малого бизнеса обеспечивают занятость населения, производят продукцию и оказывают услуги в основном для местного потребления, содействуя социально-экономическому развитию конкретных городских поселений и сельских районов.
В целом становление малого предпринимательства в Беларуси сопряжено с рядом проблем: нестабильное законодательство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов малого бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения; сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др. Для субъектов негосударственной формы собственности по- прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие.
Для активизации малого бизнеса следует устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. В связи с этим необходимы:
• совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития предпринимательства;
• повышение эффективности системы государственной поддержки;
• упрощение налогообложения и процедуры получения кредитов;
• упорядочение системы государственной регистрации и лицензирования видов деятельности;
• дальнейшее развитие инфраструктуры предпринимательства, в том числе на региональном уровне (центры поддержки предпринимательства, технопарки, инкубаторы, инновационные центры, венчурные фонды и др.), при финансовом участии государства;
• создание льготных условий для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
• расширение возможностей эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в производственной деятельности субъектов малого предпринимательства;
• стимулирование развития малого бизнеса в сельской местности и малых городских поселениях.
Улучшение условий предпринимательской деятельности в республике не только способствовало увеличению числа субъ
ектов малого бизнеса, но также наметило структурные изменения в этом секторе экономики. Во-первых, наблюдаются существенные подвижки в его организационно-правовой структуре: на фоне высоких темпов роста количества малых предприятий наблюдается замедление темпов роста числа индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, в последние годы темпы роста малого бизнеса в регионах значительно выше, чем в Минске и областных центрах, т.е. имеет место тенденция его регионализации.
В общем количестве субъектов малого предпринимательства — юридических лиц свыше 95 % составляют организации частной формы собственности (рис. 7.5).
Иностранная 3,2 % |
Государственная 1,7% |
Рис. 7.5. Распределение субъектов малого предпринимательства — юридических лиц по формам собственности в Республике Беларусь в 2010 г., % к общему количеству87 |
Частная 95,1 % |
На протяжении последних нескольких лет отраслевая структура микро- и малых организаций практически не меняется. По итогам 2010 г., в торговле и общественном питании занято 40,9 %, в промышленности — 19,9, строительстве — 10,7, на транспорте — 8,1, в сельском хозяйстве — 3,3, в остальных отраслях — 17,1 % субъектов малого предпринимательства — юридических лиц.
Большая часть субъектов малого предпринимательства (37 %) сконцентрирована в Минске; 16 — в Минской, 10,8 — Брестской, 9,7 — Гомельской, 9,5 — Витебской, 8,6 — Гродненской, 8,4 — Могилевской области. Об их деловой активности в регионах свидетельствуют данные табл. 7.1.
По объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 67,4 %, импорта — 73,2 %.
"'Составлено по данным Министерства экономики РБ.
Таблица 7.1. Показатели деловой активности субъектов малого предпринимательства — юридических лиц в регионах Республики Беларусь88
|
В то же время следует признать, что произошедшие количественные изменения в секторе малого предпринимательства не обеспечили пока адекватного повышения его роли в экономике страны. На долю малых предприятий в 2010 г. приходилось лишь 12,4 % ВВП, 12,5 % выпуска товаров и услуг, 28 % выручки от реализации, 28,2 % розничного товарооборота (табл. 7.2).
Таблица 7.2. Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях Республики Беларусь, %89
™ По данным Министерства экономики РБ. "«Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск. 2011. С. 28 44, 556 574. |
Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) | 22,8 | 27,4 | 28,2 | 28,3 | 28.0 |
Розничный товарооборот, включая общественное питание | 10,2 | 22,0 | 27,8 | 29,5 | 28.2 |
Внешнеторговый оборот | 23,9 | 30.2 | 30,6 | 30.5 | 33.7 |
Очевидно, что имеющая место динамика никак не корреспондирует со стремительными темпами роста не только зарегистрированных, но и фактически работающих субъектов малого бизнеса. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в использовании потенциала частной деятельности имеются значительные резервы. Поэтому актуальными задачами в развитии предпринимательства являются трансформация количественной динамики данного сектора в качественный рост, повышение его роли и значения в реализации приоритетных направлений социально-экономического развития страны.
За последние годы приняты несколько законодательных актов в поддержку предпринимательства. Основными из них являются Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства», в которых предусмотрены финансовая, имущественная, информационная и иные (например, содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства) формы поддержки МСП. В развитие положений названных документов принято постановление Правительства от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства». В нем утверждены положения о центрах поддержки предпринимательства, об инкубаторах малого предпринимательства, об учреждениях финансовой поддержки предпринимателей, об обществах взаимного кредитования субъектов МСП.
Важно отметить, что разработка правового обеспечения в данной сфере осуществляется в соответствии с республиканской, отраслевыми и региональными программами. В частности, Государственной программой поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010—2012 годы предусматривается решение ряда важнейших задач, в числе которых: создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых и средних предприятий; преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства; внедрение прогрессивных финансовых технологий его поддержки; создание рабочих мест; обеспечение импортоза- мещения, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки субъектов малого и среднего бизнеса через соответствующие инфраструктуры.
Общие подходы к регулированию ведения бизнеса закреплены в Директиве Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Предприняты серьезные шаги по либерализации действующей системы ценообразования в стране. В целях перехода к рыночным механизмам в ценообразовании сокращен перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), а также определены органы государственного управления, уполномоченные их регулировать. Упрощены процедуры в области ценообразования для субъектов предпринимательской деятельности, в частности отменены следующие нормы: право правительства устанавливать предельные индексы изменения цен; обязательная регистрация цен (тарифов) субъектами предпринимательской деятельности; требование об обязательном составлении экономических расчетов под уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых.
Таким образом, можно говорить о том, что к настоящему времени в республике в целом сформирована система законодательных мер поддержки предпринимательства.
Ряд мероприятий касается совершенствования концепции господдержки предпринимательства. Прежде всего ставится задача построения такой системы финансирования МСП, которая будет стимулировать предпринимательскую деятельность. Речь идет о создании экономических стимулов, побуждающих субъекты предпринимательской деятельности, частные предприятия, общественные объединения, различные предпринимательские союзы и гарантийные фонды к участию в развитии бизнес-среды. Кроме того, для решения проблемы финансового обеспечения бизнеса, особенно на стартовом этапе, которая является одной из ключевых, намечается изменение действующих подходов к формированию и распределению государственных ресурсов на эти цели.
К приоритетным направлениям развития предпринимательства отнесены производственная деятельность в промышленности, научно-инновационная деятельность, внедрение новых технологий, экспорт товаров и услуг, развитие импортозамещающих производств. Активизация инвестиционной деятельности предполагает широкое применение нетрадиционных финансовых источников инвестиций, основанных на залоге недвижимости, эффективных механизмов привлечения средств населения, коммерческих банков, частных зарубежных и отечественных инвесторов. Рост негосударственного сектора предусматривается как за счет создания новых предприятий, разгосударствления и приватизации государственных предприятий в процессе их реструктуризации, так и путем более эффективного использования предпринимательскими структурами по сравнению с госсектором производственного потенциала.
Следующим этапом деятельности государства по поддержке МСП станут практическая реализация заложенных в законодательстве норм, а также дальнейшая поступательная либерализация экономики и условий ведения бизнеса в целом. Одним из таких условий является упрощение вхождения субъектов предпринимательства на рынок, что в свою очередь требует введения электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе через создание веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь (ЕГР).
Активно ведется поиск новых форм сотрудничества государства и бизнеса, которое существует и сейчас. Однако необходимы правовая база для передачи части государственно значимых функций частному партнеру и предоставлении ему возможностей для расширения границ вложения своих инвестиций. Таким образом, государственно частное партнерство (ГЧП) представляет собой механизм взаимодействия государства и частных субъектов хозяйствования, обеспечивающий реализацию различных проектов в сферах, представляющих особый интерес для общества и традиционно контролируемых государством. Цели такого взаимодействия носят комплексный характер и направлены на улучшение качества товаров, работ и услуг, привлечение средств для финансирования дорогостоящих проектов.
Анализ законодательства развитых государств свидетельствует о том, что ГЧП может быть реализовано посредством как договорных (договор концессии), так и институциональных форм (имеется в виду создание структур, которые не всегда являются юридическими лицами, для выполнения конкретных проектов). При этом сотрудничество государства и частного сектора также осуществляется по разным моделям в зависимости от инвестиционных обязательств сторон и прав собственности.
Стратегия развития МПС направлена на создание емкого сектора альтернативной экономики и конкурентной среды и является составной частью проводимой государственной антимонопольной политики. Первоочередная задача последней заключается в демонополизации производства товаров народного потребления и формировании конкурентной среды на потребительском рынке путем предложения продукции соревнующихся между собой отечественных производителей и устранения существующей монополии госторговли на городских продовольственных и вещевых рынках, а также «монополии на конкуренцию» со стороны зарубежных импортеров.
Целью государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь является формирование условий для его устойчивого планомерного развития, обеспечивающих:
• повышение темпов роста МСП, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности и, как следствие, повышение эффективности национальной экономики;
• рост социальной эффективности в результате вовлечения в предпринимательскую деятельность широких слоев населения, создания новых рабочих мест, в том числе для незащищенных членов общества, увеличения доходов, в частности путем вовлечения безработных в собственный бизнес;
• усиление роли МСП в качестве конкурента предприятиям-монополистам путем ликвидации необоснованных препятствий для предпринимательских структур при создании новых предприятий;
• разработка в регионах, малых и средних городах, где преобладают отрасли легкой и пищевой промышленности, специальных программ поддержки МСП, содержащих меры защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, поступающей из-за рубежа;
• смена целевых ориентиров в отраслевом разрезе, предусматривающая по мере снижения инфляционного фона, проведения структурных экономических преобразований реализацию предпосылок к росту производственной активности малых предприятий, перетеканию капитала, накопленного в сфере торговли, в развитие производственного потенциала, освоению ресурсосберегающих и наукоемких технологий, созданию благоприятного климата для стратегических инвестиций. Гарантом осуществления таких проектов станет стабильность правового и налогового режимов, не допускающая ухудшения первоначально установленных условий инвестирования.
Выполнению перечисленных условий будут способствовать:
• принятие решения об обязательном обеспечении свободного доступа предпринимательских структур к необходимым сырьевым ресурсам и источникам информации, а также возможности приобретать их на равных условиях с государственным сектором экономики;
• поддержание льготного режима налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса (в течение одного года с момента организации — для предпринимательских фирм, занимающихся торговой деятельностью; трех лет — для организаций сферы производства);
• увеличение объемов достоверной, оперативной и общедоступной статистической информации о состоянии экономики в целом;
• разработка и внедрение льготных условий аренды помещений для предпринимателей малого и среднего бизнеса, стимулирование за счет снижения налогов заинтересованности ба- лансосодержателей в эффективном использовании помещений под аренду;
• упрощение бухгалтерского учета, налоговой и статистической отчетности, в том числе путем расширения применения электронного документооборота;
• упрощение процедур лицензирования, гигиенической регистрации и сертификации товаров (работ и услуг), а также процедур, связанных с возможностью использования субъектами предпринимательства необходимой для ведения бизнеса инфраструктуры (электро-, водо-, газоснабжения и коммуникации связи);
• развитие лизинговых компаний и венчурных фондов, микрокредитование, создание системы гарантирования кредитов;
• совершенствование контрольно-надзорной деятельности путем усиления предупредительной функции, обеспечения соразмерности административных взысканий совершенным нарушениям, разделения проверяемых субъектов хозяйствования на группы риска по экономическим критериям. (Для прибыльно работающих организаций, не использующих государственную поддержку и добросовестно исполняющих обязательства перед государственным бюджетом, количество проверок, осуществляемых контролирующими органами, будет ограничено — не более одной в течение пяти лет.)
Проведение государством структурированной и обоснованной политики поддержки МСП создаст необходимые условия для реализации частной инициативы, повышения предпринимательской активности граждан, интенсивного развития малого и среднего бизнеса, вклад которого в ВВП в 2015 г. составит не менее 30 %.
Несомненно, раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан будет способствовать формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни населения.