Предпринимательство как важнейший фактор эффективного развития национальной экономики

Предпринимательство играет важную роль в повышении конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнитель­ным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса — основы стабильности в государстве и обще­стве. Обеспечение благоприятных условий функционирования предпринимательской среды выдвинуто в разряд важнейших национальных приоритетов.

По данным национальных статистических органов, в боль­шинстве развитых стран малые и средние предприятия являют­ся доминирующим сегментом экономики: они производят поч­ти половину объема выпускаемой продукции, а их вклад в ВВП достигает 70 %. По сравнению с крупным бизнесом малое и среднее предпринимательство (МСП) имеет ряд преимуществ, в числе которых мобильность, гибкая реакция на трансформа­цию и перепады рынка, изменения потребительских предпоч­тений, насыщение рынка востребованными товарами и услуга­ми, быстрая окупаемость затрат и, как итог, — активизация структурной перестройки экономики, преодоление отраслевого и территориального монополизма.

В Гражданском кодексе РБ предпринимательство харак­теризуется как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответ­ственность и направленная на систематическое получение при­были от пользования имуществом, продажи вещей, произве­денных, переработанных или приобретенных ими для прода­жи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначены для реализации другим ли­цам и не используются для собственного потребления.

Предпринимательство может быть как частным, так и госу­дарственным, может осуществляться как в индивидуальной, так в коллективной форме.

Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в соб­ственности, хозяйственном ведении или оперативном управ­лении обособленное имущество, несет самостоятельную ответ­ственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неиму­щественные права, исполнять обязанности, быть истцом и от­ветчиком в суде. Основной организационной формой данного юридического лица является предприятие — либо полностью государственное, либо со значительной долей государственного участия (в капитале и управлении).

Для транзитивной экономики характерно многообразие форм собственности с сохранением значительной доли государ­ственной. Реформирование экономики, реструктуризация отно­шений собственности требуют достаточно длительного периода времени. Поэтому государственный сектор (хотя и постепенно уменьшающийся) сохраняется во всех странах. В государствен­ной собственности находятся отрасли, продукция которых удо­влетворяет стратегические потребности всего общества (энерге­тика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, про­дукция и услуги которых необходимы для совместного обще­ственного потребления, но экономически неэффективны для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.).

Повышение эффективности работы государственных пред­приятий в рыночных условиях требует совершенствования систем управления. С этой целью целесообразно разделение управленческих и хозяйственных функций посредством преоб­разования концернов (объединений) в ассоциации, союзы, фи­нансово-промышленные и иные хозяйственные группы, а так­же другие интегрированные структуры. «Государственность» предприятий, входящих в указанные объединения, состоит в том, что государство владеет пакетом их акций. Собственно го­сударственные предприятия (казенные) функционируют в фор­ме республиканских унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

Эффективность государственного предпринимательства в со­временных условиях зависит от:

• технического обновления предприятий, их перехода на наукоемкие технологии, освоения новых образцов продукции, имеющих спрос на внутреннем и внешних рынках;

• снижения издержек производства и расходов на управ­ление;

• усиления ответственности руководителей унитарных пред­приятий за эффективное использование закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества;

• обеспечения государственных инвестиционных проектов по обновлению и расширению производства.

Разновидностью государственного предпринимательства яв­ляется также предоставление концессий — сдача в коммерче­скую аренду принадлежащих государству природных и произ­водственных ресурсов.

Вместе с тем переход к рыночной экономике связан с неук­лонным увеличением негосударственной формы собственности и развитием частного предпринимательства.

Частное предпринимательство представляет собой эко­номическую систему, где хозяйственной деятельностью зани­маются независимые физические лица (отдельные граждане) или их коллективы (предприятия, фирмы) при минимальном вмешательстве государства. В странах с развитой рыночной экономикой существует три формы его организации:

• единоличное владение — индивидуальное частное пред­приятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающие весь доход (за вычетом расходов и налогов) и несущие весь риск за свою деятельность;

• партнерство — возникает в случае, когда в целях веде­ния бизнеса объединяются ресурсы и предпринимательские на­выки двух или более лиц;

• корпорация (акционерное общество) — доминирующая форма предпринимательства, для которой характерны центра­лизованное управление, длительный срок существования, огра­ничение ответственности акционеров в соответствии с долей их капиталовложений.

Современное частное предпринимательство представлено хозяйственными товариществами (полные и коммандитные), хозяйственными обществами (с ограниченной и дополнитель­ной ответственностью, акционерные общества открытого и зак­рытого типа), холдинговыми компаниями.

В Республике Беларусь частное предпринимательство пред­ставлено главным образом малым бизнесом.

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, приносящая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему зако­нодательству малое предпринимательство выступает в двух фор­мах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

К субъектам малого предпринимательства — юридическим лицам относятся предприятия и организации со среднесписоч­ной численностью работников:

• в промышленности и на транспорте — до 100 человек;

• в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек;

• в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;

• в других отраслях производственной сферы, в обществен­ном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле — до 30 человек;

• в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 че­ловек.

Субъекты малого предпринимательства образуют развет­вленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управлен­ческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изме­няющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают но­вые виды продукции и заполняют ниши, не представляющие интереса для крупного бизнеса.

Развитие малого бизнеса способствует формированию широ­кого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечива­ющих свое благосостояние и достойный уровень жизни, а так­же позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности.

С середины 1990-х гг. в стране последовательно осуществля­ются меры по поддержке малого бизнеса: приняты законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства»; реализуются еже­годные программы государственной поддержки и соответству­ющие региональные программы; правительством разработана Концепция государственной поддержки и развития малого пред­принимательства в Республике Беларусь на 2002—2005 годы; созданы Совет по развитию предпринимательства при Прези­денте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия поподдержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь. Сложилась определенная инфраструкту­ра поддержки: фонды финансовой поддержки предпринимате­лей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы ма­лого предпринимательства, инновационные центры, общества взаимного кредитования.

Вместе с тем государственные меры поддержки малого биз­неса осуществляются недостаточно последовательно. Органы управления на местах не всегда заинтересованы в его развитии, хотя субъекты малого бизнеса обеспечивают занятость населе­ния, производят продукцию и оказывают услуги в основном для местного потребления, содействуя социально-экономиче­скому развитию конкретных городских поселений и сельских районов.

В целом становление малого предпринимательства в Бела­руси сопряжено с рядом проблем: нестабильное законодатель­ство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов мало­го бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения; сложность проведения процедуры серти­фикации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др. Для субъектов негосударственной формы собственности по- прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие.

Для активизации малого бизнеса следует устранить факто­ры, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. В связи с этим необ­ходимы:

• совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития предпринимательства;

• повышение эффективности системы государственной под­держки;

• упрощение налогообложения и процедуры получения кре­дитов;

• упорядочение системы государственной регистрации и лицензирования видов деятельности;

• дальнейшее развитие инфраструктуры предприниматель­ства, в том числе на региональном уровне (центры поддержки предпринимательства, технопарки, инкубаторы, инновацион­ные центры, венчурные фонды и др.), при финансовом участии государства;

• создание льготных условий для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а так­же к научно-техническим разработкам и технологиям;

• расширение возможностей эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в производственной деятельности субъектов ма­лого предпринимательства;

• стимулирование развития малого бизнеса в сельской мест­ности и малых городских поселениях.

Улучшение условий предпринимательской деятельности в республике не только способствовало увеличению числа субъ­
ектов малого бизнеса, но также наметило структурные измене­ния в этом секторе экономики. Во-первых, наблюдаются суще­ственные подвижки в его организационно-правовой структуре: на фоне высоких темпов роста количества малых предприятий наблюдается замедление темпов роста числа индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, в последние годы темпы роста малого бизнеса в регионах значительно выше, чем в Минске и областных центрах, т.е. имеет место тенденция его региона­лизации.

В общем количестве субъектов малого предприниматель­ства — юридических лиц свыше 95 % составляют организа­ции частной формы собственности (рис. 7.5).

Предпринимательство как важнейший фактор эффективного развития национальной экономики - student2.ru

Иностранная 3,2 %
Государственная 1,7%
Рис. 7.5. Распределение субъектов малого предпринимательства — юридических лиц по формам собственности в Республике Беларусь в 2010 г., % к общему количеству87
Частная 95,1 %

 


На протяжении последних нескольких лет отраслевая струк­тура микро- и малых организаций практически не меняется. По итогам 2010 г., в торговле и общественном питании занято 40,9 %, в промышленности — 19,9, строительстве — 10,7, на транспорте — 8,1, в сельском хозяйстве — 3,3, в остальных отраслях — 17,1 % субъектов малого предпринимательства — юридических лиц.

Большая часть субъектов малого предпринимательства (37 %) сконцентрирована в Минске; 16 — в Минской, 10,8 — Брестской, 9,7 — Гомельской, 9,5 — Витебской, 8,6 — Гроднен­ской, 8,4 — Могилевской области. Об их деловой активности в регионах свидетельствуют данные табл. 7.1.

По объему внешнеторговых операций субъектов малого пред­принимательства по республике лидирующие позиции занима­ет город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 67,4 %, импорта — 73,2 %.

"'Составлено по данным Министерства экономики РБ.

Таблица 7.1. Показатели деловой активности субъектов малого предпринимательства — юридических лиц в регионах Республики Беларусь88
Регион Количество субъектов малого предприни­мательства — юридических лиц на 1000 чел. постоянного населения в трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении)
Республики Беларусь 18,2
Область: Брестская 13.9
Витебская 13,5
Гомельская 11,8
Гродненская 14,0
Минская 19,3
Могилевская 13,4
г. Минск 32,8

В то же время следует признать, что произошедшие коли­чественные изменения в секторе малого предпринимательства не обеспечили пока адекватного повышения его роли в эконо­мике страны. На долю малых предприятий в 2010 г. приходи­лось лишь 12,4 % ВВП, 12,5 % выпуска товаров и услуг, 28 % выручки от реализации, 28,2 % розничного товарооборота (табл. 7.2).

Таблица 7.2. Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях Республики Беларусь, %89
Показатель Годы
Валовой внутренний продукт — всего 8,8 10,5 11,2 11.4 12,4
Выпуск товаров и услуг 8,1 10,6 11,3 12.0 12,5
Объем производства продукции (работ, услуг) 7,3 7,7 8,3 9,2 9,5
Инвестиции в основной капитал 7,1 20,0 21,1 23,9 27.2

™ По данным Министерства экономики РБ.

"«Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск. 2011. С. 28 44, 556 574.



Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) 22,8 27,4 28,2 28,3 28.0
Розничный товарооборот, вклю­чая общественное питание 10,2 22,0 27,8 29,5 28.2
Внешнеторговый оборот 23,9 30.2 30,6 30.5 33.7

Очевидно, что имеющая место динамика никак не коррес­пондирует со стремительными темпами роста не только заре­гистрированных, но и фактически работающих субъектов ма­лого бизнеса. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в использовании потенциала частной деятельности имеются значительные резервы. Поэтому актуальными задачами в раз­витии предпринимательства являются трансформация количе­ственной динамики данного сектора в качественный рост, по­вышение его роли и значения в реализации приоритетных нап­равлений социально-экономического развития страны.

За последние годы приняты несколько законодательных ак­тов в поддержку предпринимательства. Основными из них яв­ляются Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предприниматель­ства», в которых предусмотрены финансовая, имущественная, информационная и иные (например, содействие внешнеторго­вой деятельности субъектов малого и среднего предпринима­тельства) формы поддержки МСП. В развитие положений наз­ванных документов принято постановление Правительства от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего пред­принимательства». В нем утверждены положения о центрах поддержки предпринимательства, об инкубаторах малого пред­принимательства, об учреждениях финансовой поддержки пред­принимателей, об обществах взаимного кредитования субъек­тов МСП.

Важно отметить, что разработка правового обеспечения в данной сфере осуществляется в соответствии с республикан­ской, отраслевыми и региональными программами. В частнос­ти, Государственной программой поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010—2012 го­ды предусматривается решение ряда важнейших задач, в чис­ле которых: создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых и средних предприятий; преодоление ад­министративных барьеров на пути развития предпринима­тельства; внедрение прогрессивных финансовых технологий его поддержки; создание рабочих мест; обеспечение импортоза- мещения, адресной методической, информационной, консуль­тационной, учебно-образовательной и юридической поддержки субъектов малого и среднего бизнеса через соответствующие инфраструктуры.

Общие подходы к регулированию ведения бизнеса закрепле­ны в Директиве Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Предприняты серьезные шаги по либерализации действующей системы ценообразования в стране. В целях перехода к рыноч­ным механизмам в ценообразовании сокращен перечень това­ров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется госу­дарственное регулирование цен (тарифов), а также определены органы государственного управления, уполномоченные их ре­гулировать. Упрощены процедуры в области ценообразования для субъектов предпринимательской деятельности, в частности отменены следующие нормы: право правительства устанавли­вать предельные индексы изменения цен; обязательная реги­страция цен (тарифов) субъектами предпринимательской дея­тельности; требование об обязательном составлении экономи­ческих расчетов под уровень применяемых цен (тарифов), за ис­ключением регулируемых.

Таким образом, можно говорить о том, что к настоящему времени в республике в целом сформирована система законо­дательных мер поддержки предпринимательства.

Ряд мероприятий касается совершенствования концепции господдержки предпринимательства. Прежде всего ставится задача построения такой системы финансирования МСП, кото­рая будет стимулировать предпринимательскую деятельность. Речь идет о создании экономических стимулов, побуждающих субъекты предпринимательской деятельности, частные пред­приятия, общественные объединения, различные предприни­мательские союзы и гарантийные фонды к участию в развитии бизнес-среды. Кроме того, для решения проблемы финансового обеспечения бизнеса, особенно на стартовом этапе, которая является одной из ключевых, намечается изменение действу­ющих подходов к формированию и распределению государ­ственных ресурсов на эти цели.

К приоритетным направлениям развития предприниматель­ства отнесены производственная деятельность в промышлен­ности, научно-инновационная деятельность, внедрение новых технологий, экспорт товаров и услуг, развитие импортозаме­щающих производств. Активизация инвестиционной деятель­ности предполагает широкое применение нетрадиционных фи­нансовых источников инвестиций, основанных на залоге не­движимости, эффективных механизмов привлечения средств населения, коммерческих банков, частных зарубежных и оте­чественных инвесторов. Рост негосударственного сектора пре­дусматривается как за счет создания новых предприятий, раз­государствления и приватизации государственных предприя­тий в процессе их реструктуризации, так и путем более эффек­тивного использования предпринимательскими структурами по сравнению с госсектором производственного потенциала.

Следующим этапом деятельности государства по поддержке МСП станут практическая реализация заложенных в законода­тельстве норм, а также дальнейшая поступательная либерали­зация экономики и условий ведения бизнеса в целом. Одним из таких условий является упрощение вхождения субъектов пред­принимательства на рынок, что в свою очередь требует введе­ния электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе через создание веб-портала Единого государственного регистра юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей Республи­ки Беларусь (ЕГР).

Активно ведется поиск новых форм сотрудничества государ­ства и бизнеса, которое существует и сейчас. Однако необходи­мы правовая база для передачи части государственно значимых функций частному партнеру и предоставлении ему возможно­стей для расширения границ вложения своих инвестиций. Таким образом, государственно частное партнерство (ГЧП) представляет собой механизм взаимодействия государства и частных субъектов хозяйствования, обеспечивающий реализа­цию различных проектов в сферах, представляющих особый интерес для общества и традиционно контролируемых государ­ством. Цели такого взаимодействия носят комплексный харак­тер и направлены на улучшение качества товаров, работ и ус­луг, привлечение средств для финансирования дорогостоящих проектов.

Анализ законодательства развитых государств свидетель­ствует о том, что ГЧП может быть реализовано посредством как договорных (договор концессии), так и институциональных форм (имеется в виду создание структур, которые не всегда яв­ляются юридическими лицами, для выполнения конкретных проектов). При этом сотрудничество государства и частного сек­тора также осуществляется по разным моделям в зависимости от инвестиционных обязательств сторон и прав собственности.

Стратегия развития МПС направлена на создание емкого сектора альтернативной экономики и конкурентной среды и яв­ляется составной частью проводимой государственной анти­монопольной политики. Первоочередная задача последней зак­лючается в демонополизации производства товаров народного потребления и формировании конкурентной среды на потреби­тельском рынке путем предложения продукции соревнующих­ся между собой отечественных производителей и устранения существующей монополии госторговли на городских продо­вольственных и вещевых рынках, а также «монополии на кон­куренцию» со стороны зарубежных импортеров.

Целью государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь являет­ся формирование условий для его устойчивого планомерного развития, обеспечивающих:

• повышение темпов роста МСП, активизацию производ­ственной, инновационной и инвестиционной деятельности и, как следствие, повышение эффективности национальной эко­номики;

• рост социальной эффективности в результате вовлечения в предпринимательскую деятельность широких слоев населе­ния, создания новых рабочих мест, в том числе для незащищен­ных членов общества, увеличения доходов, в частности путем вовлечения безработных в собственный бизнес;

• усиление роли МСП в качестве конкурента предприяти­ям-монополистам путем ликвидации необоснованных препят­ствий для предпринимательских структур при создании новых предприятий;

• разработка в регионах, малых и средних городах, где пре­обладают отрасли легкой и пищевой промышленности, специ­альных программ поддержки МСП, содержащих меры защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифици­рованной продукции, поступающей из-за рубежа;

• смена целевых ориентиров в отраслевом разрезе, преду­сматривающая по мере снижения инфляционного фона, прове­дения структурных экономических преобразований реализа­цию предпосылок к росту производственной активности малых предприятий, перетеканию капитала, накопленного в сфере торговли, в развитие производственного потенциала, освоению ресурсосберегающих и наукоемких технологий, созданию бла­гоприятного климата для стратегических инвестиций. Гаран­том осуществления таких проектов станет стабильность право­вого и налогового режимов, не допускающая ухудшения перво­начально установленных условий инвестирования.

Выполнению перечисленных условий будут способствовать:

• принятие решения об обязательном обеспечении свобод­ного доступа предпринимательских структур к необходимым сырьевым ресурсам и источникам информации, а также воз­можности приобретать их на равных условиях с государствен­ным сектором экономики;

• поддержание льготного режима налогообложения субъек­тов малого и среднего бизнеса (в течение одного года с момента организации — для предпринимательских фирм, занимающих­ся торговой деятельностью; трех лет — для организаций сферы производства);

• увеличение объемов достоверной, оперативной и общедос­тупной статистической информации о состоянии экономики в целом;

• разработка и внедрение льготных условий аренды поме­щений для предпринимателей малого и среднего бизнеса, сти­мулирование за счет снижения налогов заинтересованности ба- лансосодержателей в эффективном использовании помещений под аренду;

• упрощение бухгалтерского учета, налоговой и статисти­ческой отчетности, в том числе путем расширения применения электронного документооборота;

• упрощение процедур лицензирования, гигиенической ре­гистрации и сертификации товаров (работ и услуг), а также процедур, связанных с возможностью использования субъекта­ми предпринимательства необходимой для ведения бизнеса ин­фраструктуры (электро-, водо-, газоснабжения и коммуника­ции связи);

• развитие лизинговых компаний и венчурных фондов, микрокредитование, создание системы гарантирования кре­дитов;

• совершенствование контрольно-надзорной деятельности путем усиления предупредительной функции, обеспечения со­размерности административных взысканий совершенным на­рушениям, разделения проверяемых субъектов хозяйствования на группы риска по экономическим критериям. (Для прибыль­но работающих организаций, не использующих государствен­ную поддержку и добросовестно исполняющих обязательства перед государственным бюджетом, количество проверок, осу­ществляемых контролирующими органами, будет ограниче­но — не более одной в течение пяти лет.)

Проведение государством структурированной и обоснован­ной политики поддержки МСП создаст необходимые условия для реализации частной инициативы, повышения предприни­мательской активности граждан, интенсивного развития мало­го и среднего бизнеса, вклад которого в ВВП в 2015 г. составит не менее 30 %.

Несомненно, раскрепощение деловой инициативы и твор­ческого потенциала граждан будет способствовать формирова­нию развитой конкурентной среды, внедрению новых произ­водственных и управленческих технологий, развитию иннова­ционной деятельности, созданию рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступле­ний в бюджет государства, повышению благосостояния и каче­ства жизни населения.

Наши рекомендации