Глобализация как фактор регионального развития национальной экономики

40. Современные тенденции регионального развития российской экономики.

В современных теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок (рыночный ареал), регион-социум.

Регион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах такие регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших центру (процессы децентрализации и федерализации).

Одна из главных функций региональной власти — регулирование экономики региона. Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений (например, в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия) обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики.

Регион как квазикорпорация — это крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В таком качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита торговой марки местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.).

Подход к региону как рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, груда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д. Исследования в рамках данного подхода иногда выделяют в особую дисциплину — региональное рынковедение.

Указанные три парадигмы в теории региона включают проблему соотношения рыночного саморегулирования, государственного регулирования и социального контроля.

Подход к региону как социуму (общности людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами. Данный подход шире экономического. Он включает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические, политические и другие аспекты жизни регионального социума, синтезу которых региональная наука с самого начала уделяла большое внимание.

В теории региональной экономики развиваются и другие специализированные подходы, например, регион рассматривается как подсистема информационного общества или как непосредственный участник интернационализации и глобализации экономики.

Эволюция теории региона отражает повышение роли нематериальных целей и факторов экономического развития, возможности междисциплинарных знаний и перехода регионов на модель устойчивого эколого-социо-экономического развития.

41. Понятие и классификация муниципальных образований.

Муниципа́льное образова́ние — населённая территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

  • сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[2]; соответствует сельсоветам советских времён и волостям досоветского периода и в ряде современных регионов, например, в районах Псковской области;
  • городское поселение — город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[2];
  • муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[2];
  • городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[2];
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[2].

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

Основные признаки муниципального образования приведены на рис. 1.4.1.

Населенная территория   Органы местного самоуправления
    i
    i  
  Муниципальное образование  
    ------------- 1--------------  
Местный бюджет   Устав   Муниципальная собственность
             

Рис. 1.4.1. Признаки муниципального образования

Порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муници­пальных образований, установления и изменения их границ определяется зако­нодательством субъектов РФ с учетом мнения населения.

42. Понятие муниципальной экономики и местного самоуправления. Предмет муниципальной экономики.

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Выделяют следующие принципы организации местного самоуправления:

  • местное самоуправление – управление собственными общинными делами, отличными от дел государства;
  • избираемость органов местного самоуправления членами общины;
  • разделение общинных дел на собственные дела и дела, перепорученные ей государством;
  • органы государства не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общин. Они должны только следить за тем, чтобы община при реализации собственных функций не выходила за пределы своей компетенции.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • Европейская хартия местного самоуправления,
  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
  • сход граждан
  • другие формы

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

  • правотворческая инициатива граждан
  • территориальное общественное самоуправление
  • публичные слушания
  • собрание граждан
  • конференция граждан (собрание делегатов)
  • опрос граждан
  • обращения граждан в органы местного самоуправления
  • наказы избирателей
  • другие формы

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

  • муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
    • сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
    • городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
  • городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Муниципальная экономика — это совокупность экономических ресурсов му$ ниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных по*\ требностей населения, и отношений по их использованию.

Неизмеримо большое значение имеют оказываемые населению услуги. Это услуги жизнеобеспечения (обслуживание жилья, снабжение водой, энергией и другие услуги инженерных систем, внешнее благоустройство территорий), транспортные услуги, обеспечение безопасности населения, услуги социально-культурной сферы. Это учреждения здравоохранения, санитарно-эпидемиологическая служба, воспитательные и образовательные учреждения всех видов, учреждения социальной помощи и страхования, культуры и искусства, физкультуры и спорта, научные учреждения. Эти виды деятельности играют важнейшую роль в сохранении и укреплении здоровья населения, повышении его образовательного и культурного уровня, создании благоприятных для всестороннего гармонического развития способностей людей.

В мировой практике выделяют несколько моделей муниципальной экономики.

Во-первых, коммунальная модель муниципальной экономики, главным элементом которой выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование.

Во-вторых, коммунально-рентная модель. Данная модель, по сравнению с предыдущей, отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории, в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты.

В-третьих, муниципально-рентная модель муниципальной экономики. Эта модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место влияния той или иной модели в различных странах различны. Содержание модели зависит от целого ряда факторов, главными из которых являются: объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством; наличие и характер основных ресурсов территории; наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и на муниципальных предприятиях; налогоспособность населения.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

  • средства самообложения граждан
  • доходы от местных налогов и сборов
  • доходы от региональных налогов и сборов
  • доходы от федеральных налогов и сборов
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
  • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
  • добровольные пожертвования
  • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
  • законные поступления.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

43. Муниципальная экономическая политика и условия ее проведения.

Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и процессами на территории — важнейший компо­нент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ре-, сурсов позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом' смысле можно сказать, что муниципальная экономика — это экономика оказа-. ния муниципальных услуг.

Муниципальная экономическая политика — система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчи­ненными по отношению к ним.

Экономические ресурсы — многогранное понятие, включающее в себя природ­ные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в эко­номической деятельности. В настоящей главе рассматриваются вопросы управ­ления имущественными и финансовыми ресурсами муниципального образования, которые, согласно Федеральному закону 2003 года, составляют экономическую основу местного самоуправления. Перечень этих ресурсов приведен на рис. 6.1.1.

Включение в состав экономических ресурсов муниципального образования имущества и финансовых средств немуниципальных хозяйствующих субъектов, используемых в интересах местного сообщества, означает, что объект управле­ния в муниципальной экономике определяется исходя не из формы собственности, а из выполняемых функций по жизнеобеспечению населения и социально-экономическому развитию муниципального образования. Из этого же вытекает и потребность муниципального образования в указанных экономических ресур­сах. Чем больше бюджетных услуг оказывают населению органы местного само­управления, тем больше имущества и финансов им требуется.

  Земля   Местные природные ресурсы   Муниципальное движимое и недвижимое имущество
  |                  
       
Финансовые ресурсы органов местного самоуправления   Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования  
 
             
  Имущество и финансовые ресурсы иных хозяйствующих субъектов (в той части, в какой эти ресурсы используются или могут быть использованы для оказания муниципальных услуг)  
                         

Рис. 6.1.1.Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

  • средства самообложения граждан
  • доходы от местных налогов и сборов
  • доходы от региональных налогов и сборов
  • доходы от федеральных налогов и сборов
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
  • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
  • добровольные пожертвования
  • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
  • законные поступления.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

Функции органов местного самоуправления по управлению экономическими ре­сурсами территории сводятся к их эффективному использованию и преобразованию в жизненные блага для населения. Основные из этих функций показаны на рис. 6.1.2.

Экономический анализ, планирование и прогнозирование   Управление муниципальным имуществом   Налоговое, ценовое, тарифное регулирование
             
           
Инве стиционная тельность   Экономические функции местного самоуправления   Внешнеэ» мическ деятельн юно-
дея     ость
                     
  Экономическое регулирование предпринимательской деятельности     Сводное финансовое планирование развития территории  
                         

Рис. 6.1.2. Экономические функции местного самоуправления

Можно выделить следующие основные на­правления управления экономикой муниципального образования:

Глобализация как фактор регионального развития национальной экономики - student2.ru Глобализация как фактор регионального развития национальной экономики - student2.ru управление муниципальным имуществом;

♦ финансовая политика — управление муниципальными финансами;

♦ промышленная политика — взаимодействие с немуниципальными хозяйс
вующими субъектами на территории муниципального образования;

♦ налоговая, тарифная, ценовая политика;

♦ инвестиционная политика;

♦ управление межмуниципальными и международными экономически!»
связями муниципальных образований и др.

Экономическая политика муниципального образования может изменяться в зависимости от многих факторов: географического положения, отраслевой структуры градообразующей сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий, научный, культурный центр и т. д.), социально-демографи­ческого состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части и т. п. Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации направлений и ме­тодов экономической политики муниципального образования является одним из важнейших условий его развития.

44. Правовые основы местного налогообложения.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов. Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

• налог на имущество предприятий;

• налог на недвижимость;

• дорожный налог;

• транспортный налог;

• налог с продаж;

• налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов

.13

составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 25%.

Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предприятий — примерно 9%, доходы от государственной собственности — 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества — 1,5%, поступления от целевых бюджетных фондов — 2,8%. Основные направления использования средств региональных бюджетов:

• обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

• проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

• обеспечение реализации региональных целевых программ;

• формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

• осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

• содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся введении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

• оказание финансовой помощи местным бюджетам;

• обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

• компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Следует отметить, что региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику — 43% расходов. Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства — более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства — 30%, здравоохранения — 33%, культуры и искусства — 34%. Через региональные бюджеты формируется значительная часть общественных фондов потребления:

- на народное образование и профессиональную подготовку кадров более 65% бюджетных средств;

- на здравоохранение более 80%;

- на социальное обеспечение – 90%;

- на ЖКХ – 100%.

Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) и регулируемых источников. Это означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, то есть полностью, в твердо фиксированной доле на постоянной (долговременной) основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.

Собственно бюджетные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

а) налог на имущество предприятий;

б) налог на недвижимость;

в) транспортный налог;

г) налог с продаж;

д) налог на игорный бизнес;

е) региональные лицензионные сборы.

Региональные доходы охватывают всю совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их доходов.

Региональные доходы включают отчисления из федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов, получаемых за счет федерального бюджета.

В доходах региональных бюджетов поступления от регулируемых источников более 75%, а собственных доходов менее 30%.

Региональные бюджеты расходуются на:

1) функционирование органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

2) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

3) проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

4) обеспечение реализации региональных целевых программ;

5) формирование государственной собственности субъектов РФ;

6) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

7) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

8) обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ;

9) оказание финансовой помощи местным бюджетам;

10) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.

11) компенсации дополнительных расходов.

Данные о составе и структуре расходов региональных бюджетов РФ говорят, что основное место в расходах (около 40%) занимают ассигнования на народное хозяйство – промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство.

Около 25% расходов - на социально-культурные мероприятия, образование, культуру, искусство и здравоохранение.

Расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют около 8 % бюджета.

45. Понятие муниципальной собственности, ее состав.

«Муниципальное образо­вание — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных об­щей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах ко­торой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления». Основные признаки муниципального образования приведены на рис. 1.4.1.

Населенная территория   Органы местного самоуправления
    i
    i  
  Муниципальное образование  
    ------------- 1--------------  
Местный бюджет   Устав   Муниципальная собственность
             

Рис. 1.4.1. Признаки муниципального образования

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — имущество, принадлежащее, не праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В соответствии с гражданским законодательством (ст. 215 ГК) и ст. 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к М.с. относятся средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли, право собственности на которые возникло по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 19 Земельного кодекса РФ), и другие природные ресурсы. Кроме того, в собственности территориальной общины могут находиться кооперированные средства населения определенной территории, построенные на эти средства сооружения детских, дворовых, спортивных площадок, жилой и нежилой фонд. В состав М.с. входят также муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Права собственника в отношении указанного имущества и управление М.с. осуществляют органы местного самоуправления.

Они же вправе передавать объекты муниципальной собственность во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке и др. В интересах населения органы местного самоуправления вправе устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования, определять порядок и условия приватизации М.с. Управляя М.с, органы местного самоуправления вправе: создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности; определять цели, условия и порядок их деятельности; учреждать специальные органы (фонды, комитеты по управлению имуществом и др.); осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, находящихся в М.с; назначать и увольнять руководителей таких предприятий; формировать муниципальный заказ, т.е. выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территории, ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг и др.; осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

(В.Ч.)

46. Муниципальное регулирование земельных отношений, природопользования и недропользования.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — имущество, принадлежащее, не праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В соответствии с гражданским законодательством (ст. 215 ГК) и ст. 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к М.с. относятся средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли, право собственности на которые возникло по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 19 Земельного кодекса РФ), и другие природные ресурсы.

Земля (далее будет идти речь о землях населенных пунктов) является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов. В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от ее использования (зе­мельный налог и арендная плата) не превышает 4-5% доходов местных бюд­жетов.

Феде­ральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», принятый в 2001 году, относит к муниципальной собственности:

♦ земли особо охраняемых природных территорий местного значения, водно­
го фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися
в муниципальной собственности;

♦ земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и иные зем­
ли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муни­
ципальной собственности;

♦ земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, на­
ходящееся в частной собственности, не приобретенные собственником иму­
щества в установленном порядке;

♦ земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерч^
ской организации, органу местного самоуправления, а также муниципа
ному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, друг
некоммерческой организации, которые созданы органами местного само
управления;

♦ земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр ме
стного значения.

Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправ-1 ления в области земельных отношений установление правил землепользования | и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализа-; цию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные пол­номочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участ­ков, находящихся в муниципальной собственности.

Законодательство устанавливает различные формы землепользования (рис. 6.2.1).

Глобализация как фактор регионального развития национальной экономики - student2.ru

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для му­ниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арен­додателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо. Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для му­ниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арен­додателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо. Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды, при условии уведомления собствен ка. Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендою теля в случаях использования земельного участка не по целевому назначен категории; использования земельного участка, которое приводит к существенна му ухудшению экологической обстановки; изъятия земельного участка для ниципальных нужд и т. п.

Право пожизненного наследуемого владения участком Земельным кодекс РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для участков, предоставление гражданам на момент вступления кодекса в силу. Граждане, имеющие земелы участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобр сти их в собственность.

Ограничителем права собственности на землю является существующая в©| всем мире система публичных и частных сервитутов. Публичный сервитут уста-1 навливается для обеспечения общественных интересов, в том числе интересов! населения, проживающего на данной территории. Могут устанавливаться слей дующие публичные сервитута: прохода или проезда через земельный участок;! использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных,! электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры;! размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения') дренажных работ; временного пользования земельным участком для производст­ва изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа1 к прибрежной полосе и т. п.

В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) на основании! договора земельные участки могут предоставляться работникам организаций от­дельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышлен­ность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и нацио- i| нальные парки).

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе ^ изымать земельные участки для муниципальных нужд (например, для строи­тельства дорог или размещения объектов муниципального значения при отсут­ствии других экономически целесообразных вариантов возможного размещения этих объектов).

Использование земли в РФ является платным и регулируется Федеральным за­коном «О плате за землю». Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно Федеральному закону 2003 года, из прочих природных ресурсов в му~ ниципальной собственности могут находиться обособленные водные объек и леса, расположенные в границах населенных пунктов. Органы местного само-1 управления, в соответствии с федеральными и региональными законами, полу-J чают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ре-! сурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Система оплаты за пользование водой из закрытых водоемов, находящихся в му- [ ниципальной собственности, законом не установлена.

В соответствии с Федеральным законом «О недрах» порядок предоставления недр в пользование для создания объектов местного значения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ. К таким объектам относятся: ,

♦ линии коммуникаций для водоснабжения, канализации, энергоснабжения,
связи и другие объекты, предназначенные для жизнеобеспечения населен­
ных пунктов и предприятий местного значения;

♦ транспортные сооружения местного значения — путепроводы, подземные
переходы и т. д.;

♦ подземные сооружения глубиной до 5 м — погреба, подвалы и другие виды
хранилищ, используемые гражданами для своих нужд (хранение продуктов
питания, личного имущества, продукции сельского хозяйства и т. д.), но не
предназначенные для использования в производственных и технологиче­
ских целях.

Обязательными требованиями к условиям недропользования являются: ком­пенсация негативного воздействия объекта на условия водопользования, эколо­гические условия, защита инженерных сооружений, невозможность использова­ния земель в пределах зоны влияния объекта, создание санитарно-защитных зон и организация санитарного контроля в случаях, когда строительство и эксплуатация объекта могут привести к негативным изменениям санитарной обстановки на окружающей территории. Размеры платежей за пользование недрами опреде­ляются федеральными законами. Органы местного самоуправления обязаны обес­печить защиту прав населения в процессе эксплуатации природных ресурсов.

47. Промышленная политика муниципалитета, основные инструменты.

Глобализация как фактор регионального развития национальной экономики - student2.ru На территории муниципального образования функционирует множество нему­ниципальных хозяйствующих субъектов, которые имеют свои цели и задачи и заинтересованы в использовании ресурсов территории. Со своей стороны, му­ниципальная власть заинтересована в развитии хозяйственной деятельности на своей территории и должна создавать для этого благоприятную институцио­нальную среду (известный тезис — «власть, благожелательная к предпринимате­лям»). Федеральный закон 2003 года не возлагает на органы местного само­управления каких-либо полномочий в данной сфере, однако наличие взаимных интересов муниципальной власти и немуниципальных хозяйствующих субъектов создает объективную основу для их взаимодействия. В рыночных услов! такое взаимодействие возможно лишь при условии баланса интересов и бизнеса, их совместных, скоординированных действий по экономическс и социальному развитию территории. Так может формироваться муниципалы промышленная политика — система целей, поставленных органами местного i моуправления совместно с немуниципальными хозяйствующими субъекта и механизмов их реализации. Она направлена на повышение вклада немун» пальных хозяйствующих субъектов в социально-экономическое развитие ципального образования.

Основные принципы муниципальной промышленной политики представлен на рис. 6.5.1.

Согласно Федеральному закону 1995 года, органы местного самоуправления'; координируют участие предприятий в комплексном социально-экономическом, развитии территорий, объединяют на добровольной основе средства предпри­ятий для финансирования программ развития. Взаимоотношения органов мест-, ного самоуправления с предприятиями, которые не являются муниципальной собственностью, строятся на основе договоров. Муниципальная власть не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, за ис­ключением случаев, предусмотренных законодательством.

Предприятия, действующие на территории муниципального образования, различаются по формам собственности и организационно-правовым формам, сферам деятельности, значимости для жизни муниципального образования, объемам производства, численности работающих и т. п. Для целей и задач муни­ципальной промышленной политики наиболее существенно разделение на круп­ные (как правило, градообразующие) и малые и средние предприятия, действую­щие в основном в градообслуживающей и социальной сфере. Для крупных предприятий цели и задачи состоят в максимальном использовании их потен­циала для социально-экономического развития территории. По отношению к предприятиям малого бизнеса приоритетной задачей является их поддержка и создание конкурентной среды в оказании муниципальных услуг.

Глобализация как фактор регионального развития национальной экономики - student2.ru Муниципальная власть может оказывать содействие! в восстановлении работоспособности градообразующих предприятий и их рест-| руктуризации с учетом местных нужд и стратегических целей развития му-1 ниципального образования. Возможные направления этой работы показаны | в табл. 6.5.1

Стратегическая задача всех уровней публичной власти, включая местную, Ц состоит в поддержке социально ответственного крупного бизнеса, внедрении на предприятиях принципов социального партнерства, активного участия в со­циальном обустройстве тех территорий, где они работают, строгом соблюдении природоохранного законодательства, формировании нравственной культуры предпринимательской деятельности. Отражением этих тенденций является пуб­лично-частное партнерство, разновидностью которого является мунщипалъ-но -частное партнерство. Под ним понимается совместное участие муниципаль­ной власти и бизнеса в решении проблем социально-экономического развития муниципального образования.

Для координации действий по поддержке малого бизнеса во многих горол разрабатываются и реализуются муниципальные программы поддержки малого| предпринимательства.

Типовая программа поддержки малого и среднего бизнеса исходит из следую* | щих основных направлений и принципов:

♦ формирование нормативно-правовой основы, включая льготное налогооб-;
ложение (налоговый кредит), упрощение процедуры регистрации и лицен-j
зирования;

♦ привлечение субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе
к участию в городских программах местного развития и реализации муни­
ципальных заказов;

♦ предоставление на конкурсной основе помещений для размещения произ­
водства товаров и оказания услуг с предоставлением льгот по арендной
плате;

♦ обеспечение информационных, консалтинговых услуг, помогающих субъек­
там малого предпринимательства получать необходимые сведения и кон­
сультации о конкурентах, законах, положении на рынке;

♦ обеспечение начального профессионального образовательного уровня для
начинающих предпринимателей (менеджмент, бизнес-планирование и т. п.);

♦ оказание финансовой помощи начинающим предпринимателям, произво­
дителям товаров, работ, услуг за счет создаваемого в рамках Программы
фонда поддержки малого предпринимательства;

- организация семинаров, встреч, конференций по проблемам малого биз­неса, выставок-ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства и т. п.

Муниципальная власть может проводить эффективную промышленную полити­ку только совместно с самими промышленными и финансовыми структурами территории: союзами промышленников и предпринимателей, торгово-промыш­ленными палатами, организациями по поддержке бизнеса, банковскими союзами и т. п. Эти структуры являются местными сообществами, представляющими со­бой второй сектор общества (см. раздел 3.4) и заинтересованными в эффектив­ном взаимодействии с муниципальной властью. Во многих городах при главах муниципальных образований созданы постоянно действующие консультативные советы из представителей промышленного и финансового секторов. Они прини­мают согласованные решения по вопросам промышленной политики, оформля­ют взаимные обязательства власти и бизнеса. В ряде местных администраций созданы структурные подразделения, занимающиеся вопросами взаимодействия с промышленными предприятиями.

Наши рекомендации