Приоритетное развитие человеческого

Потенциала

Основным источником инноваций и факторов, способству­ющим их восприятию и распространению, является человек. Уровень инновационного развития экономики зависит от того, насколько эффективны воспроизводство и использование чело­веческого капитала.

Человеческий капитал — это мера здоровья, знаний, про­фессионального опыта, мотивов, навыков, способностей, эконо­мически значимой информации, накопленных пожизненными инвестициями в человека, позволяющих не только удовлетво-

ю Подробно эти вопросы рассматриваются в 8.2.2.6 «Социальная политика государства».

т Там же, а также в 3.2.2 «Демографический и трудовой потенциалы».

рять текущие потребности, но и развиваться до достижения предельного индивидуального социально-экономического и об­щественного эффекта, проявляющегося в экономическом рос­те, социальной стабильности.

Термин «человеческий капитал» широко используется в эко­номической теории и практике наряду с понятиями «человече­ский фактор», который выступает как синоним фактора труда в традиционном перечне факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательство), и «человеческий потенциал», который применяется ООН для расчета ИРЧП в целях сравне­ния уровней развития человеческих ресурсов отдельных стран мира.

Понятие «человеческий капитал» употребляется в контек­сте привлечения инвестиционной составляющей в развитие данной экономической категории. Инвестиции в человеческий капитал — это ресурсы, формирующие и накапливающие но­вые знания, информацию и опыт в процессе подготовки и функ­ционирования рабочей силы. Иными словами, инвестиции — это издержки производства человеческого капитала, а сам чело­веческий капитал во всех его компонентах — результат процес­са своего формирования и накопления.

Существует множество подходов, количественных оценок, методов и методик измерения экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал. Концепция человеческого капитала позволяет теоретически определить совокупную фак­торную производительность — общий измеритель эффектив­ности. Однако на практике произвести подобные подсчеты до­статочно сложно: необходимы обширная база статистических данных и построение объемной экономико-статистической мо­дели, которой в стране пока нет. В настоящее время в програм­мных и прогнозных разработках для оценки человеческого ка­питала используются методики ООН по ИРЧП и устойчивому развитию, где приоритетное место отводится социальным це­лям: качеству и продолжительности жизни населения, защите и улучшению среды обитания людей, социальным гарантиям и социальной справедливости, сохранению и умножению куль­турных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны.

Беларусь в своей социально-экономической политике исхо­дит из преемственности целей и приоритетов, которые сформу­лированы и хорошо зарекомендовали себя на протяжении пос­ледних 15 лет, а также новых подходов, определенных решени­ями Четвертого всебелорусского народного собрания. Поэтому в качестве приоритета в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы определено развитие человеческого потенциала, включая повышение уров­ня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продол­жительности жизни, укрепление здоровья граждан и повы­шение качества образования. Реализация данного приоритета потребует:

• формирования условий для роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и каче­ства образования граждан;

• модернизации организационно-экономических механиз­мов и институтов, создания благоприятных условий для реа­лизации предпринимательской инициативы субъектов хозяй­ствования;

• построения эффективной инновационной системы;

• совершенствования структуры экономики на основе пер­воочередного развития ресурсосберегающих, наукоемких и вы­сокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;

• активизации инвестиционных процессов и стимулирова­ния притока в страну прямых иностранных инвестиций;

• развития интеграционных связей, в первую очередь в рам­ках Таможенного союза, Единого экономического простран­ства, СНГ;

• повышения эффективности внешнеэкономической дея­тельности и обеспечения сбалансированности экономики, вы­хода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 г.;

• обеспечения энергетической безопасности страны.

7.2. Институциональные преобразования и развитие институтов рынка

Стратегической целью институциональных преобразований в Республике Беларусь является создание системы институтов, необходимых для становления и развития социально ориенти­рованной рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения природной среды.

Институциональные преобразования предполагают:

• изменение отношений собственности и организационно- экономической структуры экономики;

• изменение роли различного типа хозяйствующих субъ­ектов;

• создание необходимых условий и форм привлечения ка­питала;

• усиление управленческих и регулирующих функций в но­вых социально-экономических отношениях и др.

Институциональная структура национальной экономики сочетает общие механизмы регулирования рынка и специфи­ческие инструменты, различающиеся в зависимости от особен­ностей и фаз развития экономической системы. В нынешней экономической ситуации предстоит серьезно перестроить ин­ституциональную структуру, выбрать оптимальные инструмен­ты стимулирования инвестиционной и инновационной актив­ности, запустить механизмы трансформации сбережений в ин­вестиции, найти эффективные формы интеграции частных и общественных интересов. Следует отметить наличие множества альтернатив, поэтому выбор определяется, с одной стороны, системой целей экономической политики, с другой — налич­ным организационно-квалификационным потенциалом систе­мы государственного регулирования.

Ключевая цель институциональных преобразований состоит в создании основополагающей системно полной совокупности институтов, необходимых для устойчивого функционирования экономики рыночного типа. Наряду с этим стоит задача форми­рования хозяйственного механизма, который обеспечил бы пе­рераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств в производственно-технологические системы сов­ременного и нового технологических укладов, концентрацию ресурсов в точках их роста, модернизацию экономики, повыше­ние ее эффективности и конкурентоспособности на базе совре­менных технологий. Решению этой задачи должны быть подчи­нены наряду с мерами по приватизации госпредприятий также регулирование внешней торговли, финансовая и денежно-кре­дитная политика.

Комплекс институциональных мер по формированию пра­вового пространства страны включает два направления: 1) лик­видацию разбалансированности отдельных элементов системы законодательства, обновление устаревших правовых актов, их согласование с международными нормами в области социаль­но-экономических и экологических отношений; 2) создание ин­ституционально-правового пространства для развития рыноч­ных отношений, становления конкурентной среды, поддержки предпринимательства и т.д. По мере формирования правового сознания и неформальных институтов рыночного типа целесо­образно постепенно сокращать нормы административного регу­лирования экономики.

Серьезную проблему для полнокровного функционирования институтов рынка представляет институциональный вакуум: прежние формальные (государственная собственность, центра­лизованное планирование, уравнительное распределение, ад­министративное установление цен и др.) и неформальные ин­ституты разрушены, а институционализация новых отношений оказалась кропотливым процессом, требующим постоянного вмешательства государства. Несомненно, с отказом от социа­листической идеологии автоматически не исчезли, а продолжа­ют существовать психологические, этические и другие барьеры в принятии рыночной логики и формировании рыночной реак­ции на соответствующие сигналы. Как свидетельствует опыт стран с транзитивными экономиками, в условиях отсутствия многих институтов рыночного типа, а также несовершенной рыночной инфраструктуры отдельные секторы экономики раз­виваются неравномерно, создавая тем самым серьезные диспро­порции в экономике.

Для построения эффективной экономической системы не­обходимо сформировать новые институты, адекватные совре­менному уровню развития с учетом тенденций глобализации, ориентации на новейшие технологии и постиндустриальное об­щество, а также законодательно зафиксировать полезные для государства и общества сложившиеся и действующие институ­ты, внося в них необходимые коррективы и придавая им норма­тивную определенность.

Начало институциональных реформ в странах с переходной экономикой было связано с трансформацией института соб­ственности. Становление частной собственности, служащей базисом для утверждения рыночных отношений при формиро­вании социального рыночного хозяйства, сопровождается и до­полняется адекватными процессами, происходящими во всех других составляющих рынка. Однако создание института част­ной собственности при отсутствии сопутствующих ему рыноч­ных институтов и поддерживающей инфраструктуры обрека­ет экономическую реформу на затяжной и неблагоприятный характер.

Следовательно, благоприятные институциональные усло­вия предполагают, прежде всего, неприкосновенность прав соб­ственности и эффективность механизмов, обеспечивающих пе­реход прав на имущество, т.е. внедрение действенных рычагов защиты прав собственности, повышение роли малого и среднего предпринимательства, способствующего формированию кон­курентной среды и инновационному развитию. Институты ин­новационного и инвестиционного развития являются основой становления рыночной инфраструктуры, обеспечивающей и поддерживающей финансовые рынки, функционирование ко­торых в свою очередь требует наличия институтов кредитова­ния, надзора, страхования и др.

Институциональная теория определяет «рынок» как сово­купность институтов по организации совместной экономиче­ской деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг, основанного на таких базовых принципах, как частная собственность, добровольное и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независи­мых экономических субъектов, конкуренция.

Совокупность институтов (рис. 7.2) образует целостную сис­тему, или институциональную среду. «Рыночность» институ­тов определяется соответствием их характера основным прин ципам рыночной экономики:

• свободы хозяйственной деятельности;

• всеобщности рыночных отношений;

• плюрализма и равноправия форм собственности;

• саморегулирования хозяйственной деятельности;

• свободного ценообразования;

• самофинансирования и экономической ответственности;

• гармоничного сочетания государства и рынка.

Степень, в которой реализуются данные принципы, указы­вает на уровень зрелости как формальных (правовые нормы, законы и нормативные акты, «писаные правила» организации, учреждения), так и неформальных (моральные нормы, тради­ции, обычаи, общественное мнение и др.) рыночных институ­тов. Согласно Д. Норту, развитой рынок представляет собой систему «институциональных ограничений», в рамках которой утверждаются рыночные ценности, институциональное про­странство деятельности хозяйственных агентов.

Для того, чтобы охарактеризовать конкретное состояние рынка, необходимо рассмотреть его в единстве с процессами производства, распределения, обмена и потребления, общест­венного разделения труда, найма рабочей силы, с характерис­тиками видов и прав собственности и экономического обособле­ния, с учетом риска хозяйственной деятельности, соотношения


   
   
СО 00
Приоритетное развитие человеческого - student2.ru Рис. 7.2. Институциональная среда


спроса и предложения, цен, а также рыночной инфраструкту­ры, т.е. совокупности учреждений государственного, частного и общественного секторов, обеспечивающей функционирова­ние экономики на рыночных принципах и ценностях, реализу­ющей их организационно-институциональное оформление (уч­реждения, биржи, ассоциации и др.).

Важнейшими рынками, где функционируют реальные ры­ночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства, денежный, валютный, фондовый, то­варные. Все рынки находятся в тесной взаимосвязи в рамках процесса воспроизводства. Эти взаимодействия учитываются в полной макроэкономической модели, определяющей объемы производства и занятость, процентные ставки, заработную пла­ту и цены. Взаимодействие, например, рынка товаров и рынка труда осуществляется через связи между выпуском продукции и занятостью, между заработной платой и ценами. Взаимосвязь рынков товаров и капитала обусловлена, с одной стороны, влия­нием процентных ставок на решения о расходах, с другой — воздействием доходов и цен на процентные ставки. Колебания валютных курсов — чаще всего результат перемен на рынке ка­питала, который тесно связан с валютным рынком.

Функционирование рынка, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, в известной степени регу­лируются как государственными органами, так и собственно рыночными механизмами. В частности, роль государства про­является в применении антимонопольного законодательства, препятствующего суперконцентрации финансового и производ­ственного капиталов. В качестве рыночных механизмов, огра­ничивающих возможность привлечения необоснованно боль­ших объемов финансирования, следует назвать взаимозависи­мость структур капитала и финансового риска, а также эффект резервного заемного потенциала предприятия.

Рынок факторов производства (рынок ресурсов) выполня­ет системообразующую функцию в рыночной экономике. Фак­торы производства представляют собой используемые в про­изводственном процессе материальные блага и услуги ресурсов экономики. Обычно их делят на четыре группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Данные факторы непосредственно воздействуют на производство и экономиче­ский рост. Их рассматривают также как факторы предложе­ния. Иногда, в зависимости от цели анализа, к ним относят тех­нологию, информацию и экологию.

В соответствии с классификацией факторов производства выделяют четыре основных вида доходов (земельную ренту, заработную плату, процент, предпринимательский доход или прибыль), которые называются платой за услуги этих факто­ров. В условиях рыночной экономики все факторы производ­ства покупаются и продаются, и рынок имеет дело с ценой каждого из них, или доходом от него. Но поскольку речь идет об оплате услуг, предоставляемых фактором, а не о факторе как таковом, то заработная плата рассматривается как плата за ус­луги рабочей силы, процент — плата за «услуги» капитала, рента — за «услуги» земли, прибыль — за предприниматель­ские услуги.

Рынок факторов производства как один из сегментов рыноч­ной экономики функционирует по законам спроса и предложе­ния, но при этом нужно иметь в виду, что спрос на факторы — это не первичный (как на рынке конечных товаров и услуг), а вторичный спрос, поскольку предприниматель приобретает их не для удовлетворения личных потребностей, а для производ­ства конечной продукции, приносящей прибыль. Следователь­но, общий объем потребности бизнеса в факторах производства определяет совокупный спрос на них.

Рынок труда является ключевым элементом перехода к ры­ночной системе хозяйствования. Его можно определить как многомерную, многоуровневую систему рыночных институтов, организаций и учреждений госсектора, бизнес-сообщества и об­щественных объединений (типа профсоюзов и др.), решающих всю совокупность проблем воспроизводства рабочей силы и ис­пользования труда и выполняющих многочисленные функции как на микро-, так и на макроуровне. Это, прежде всего, усло­вия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, объемы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалифи­кации и переквалификации работников и т.д.

Для эффективного функционирования рынков рабочей си­лы в условиях свободы предпринимательства требуется соот­ветствующая экономическая инфраструктура. До момента ее создания важнейшие функции их регулирования остаются за государством. Разграничение сфер влияния рынка и государ­ства во многом является центральным звеном экономических реформ в социально-трудовых отношениях. Фундаментальная проблема поиска оптимального сочетания прямых и косвенных методов регулирования рынка труда в переходных экономиках решается по-разному, наибольший опыт в этой области накоп­лен в высокоразвитых странах.

Совершенно новым явлением для переходного периода ста­ло появление безработицы — чрезвычайно сложного по своей экономической, социальной, политической природе феномена рыночной экономики. Определенный уровень безработицы — неизбежное свойство свободного рынка. Очень высокий ее уро­вень ведет к экономическим потерям, социальному напряже­нию из-за ухудшения благосостояния людей. Поэтому полити­ка государства в социально-трудовой сфере в переходный пери­од не может быть направлена, как это было в эпоху социализма, на предотвращение данного явления. Задача состоит в удержа­нии безработицы на экономически эффективном и политически приемлемом уровне.

С 1995 г. в Беларуси начался этап укрепления и создания сильных государственных институтов при одновременном пе­реходе к эволюционной модели либерализации экономики, пос­ледовательному созданию институтов свободного рынка как не­обходимому условию либерализации в сфере оплаты труда и за­нятости.

За прошедшие годы проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости. Созданы конституци­онные гарантии и законодательное обеспечение рыночных ре­форм. В Основном законе страны гарантируются, во-первых, право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных пот­ребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41); во-вторых, на справедливое вознаграждение за эконо­мические результаты труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением (ст. 42). В развитие по­ложений Конституции в республике приняты Гражданский и Трудовой кодексы, установлены основные формы заработной платы и стимулирования труда, включая трехуровневую та­рифную систему и т.д. Важным регулирующим документом яв­ляется Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнитель­ской дисциплины», в котором определен порядок контрактной формы найма.

На рынке труда республики в 2010 г. было достигнуто отно­сительное равновесие: уровень безработицы находился в соци­ально допустимых пределах, увеличилась средняя заработная плата, сократилась доля малообеспеченных граждан. В резуль­тате принятых мер по улучшению деловой среды и условий раз­вития частного сектора возросли число вакансий (на 1 января 2011 г. оно составило 48,8 тыс., что на 41,4 % больше по сравне­нию с 2009 г.) и, соответственно, объемы трудоустройства на созданные рабочие места (трудоустроено 181,8 тыс. чел., или на 8,2 % больше, чем в 2009 г.). При этом в Минске вакансий было в 4,9 раза больше, чем безработных, в Минской области — в 1,3, в Брестской и Могилевской областях — в 1,2 раза. В связи с этим напряженность на рынке труда снизилась до 0,6 % безра­ботных на вакансию (в I кв. 2010 г. — 1,0 %).

В целом ситуация на рынке труда остается стабильной, уро­вень безработицы удерживается в социально допустимых пре­делах (на 1 мая 2011 г. — 0,7 % численности экономически ак­тивного населения), однако сохраняется дисбаланс между спро­сом и предложением рабочей силы. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии — около 78 % общего ко­личества вакансий. За последние годы значительно возросло число лиц, получивших высшее образование, при одновремен­ном сокращении числа подготовленных по рабочим професси­ям в учреждениях профессионально-технического образования. В результате увеличился разрыв между объемом и структурой подготовленных кадров и реальной потребностью в них органи­заций. Актуальной остается проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение. Сложно решаются воп­росы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РБ, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе.

Анализ конъюнктуры рынка труда показывает, что, с одной стороны, существует избыток кадров, а с другой — дефицит квалифицированных работников. Для многих организаций ха­рактерны превышение фактической численности работников над экономически обоснованной, низкий уровень оплаты тру­да, высокая текучесть кадров, отсутствие программ повышения квалификации и развития персонала. Особенно сложная ситуа­ция складывается на тех региональных рынках, где подавля­ющая часть трудовых ресурсов занята на одном—двух градооб­разующих предприятиях.

Государственное регулирование занятости населения пред­ставляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распределения и использования рабо­чей силы посредством нормативно-правовых, экономических и административных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. Проводимые в стране преобразования, ориентирован­ные на обеспечение устойчивого развития экономики и рост уровня жизни населения, требуют создания адекватных орга- низационно-правовых условий для перехода к активной поли­тике на рынке труда.

Перспективным является формирование в рамках СНГ, стран ЕЭП общего рынка труда. Речь идет о системе согласован­ных мер по воспроизводству, обмену и совместному использова­нию рабочей силы. Приоритетами политики на нем должны стать: обеспечение свободы передвижения граждан, признание их профессионально-квалификационного статуса и подтверж­дающих его документов, разработка специальных программ создания и сохранения рабочих мест, включая организацию об­щественных работ.

Рынок капитала — это рынок финансового капитала (преж­де всего, кредитный рынок), т.е. финансовых средств, предназ­наченных для приобретения оборудования, зданий и сооруже­ний. Так, капитал в виде средств производства физически не может переливаться из одних отраслей в другие, однако без это­го рыночная экономика функционировать не в состоянии. Про­тиворечие между необходимостью свободного перехода капита­ла из одних отраслей производства в другие и закрепленностью производственного капитала в определенной натуральной (фи­зической) форме разрешается в движении денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Трансформацию денежного капита­ла в ссудный обеспечивает кредит. С его помощью свободные денежные капиталы и доходы субъектов хозяйствования, сек­тора домашних хозяйств и государства аккумулируются, пре­вращаясь в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование. Таким образом, кредит в рыночной экономике необходим прежде всего как эластичный механизм перехода капитала из одних отраслей в другие и управления нормой прибыли.

Перемещение финансовых потоков между кредиторами и заемщиками, собственниками и их фирмами образует движе­ние капитала в системе финансовых рынков. Как показывает развитие мировой экономики, доминирующее место в этой сис­теме занимают рынки капитала, условная классификация ко­торых представлена на рис. 7.3.

Взаимодействуя со всеми финансовыми рынками (валют­ным, денежным, золота) рынок капитала участвует в органи­зованной (или неформальной) системе торговли финансовыми

Приоритетное развитие человеческого - student2.ru Рис. 7.3. Классификация рынков капитала в системе финансовых рынков

активами и инструментами, в обмене деньгами и их эквивален­тами, предоставлении кредита и мобилизации капитала. Соб­ственно рынок капитала делится на рынок ценных бумаг и ры­нок ссудного капитала.

Кроме того, выделяют следующие формы потоков капитала, в том числе международных: по функциональному назначе­нию — ссудный капитал (в виде кредита) и предприниматель­ский капитал (в виде инвестиций); по принадлежности — част­ный и государственный капитал; по целевому назначению — частные и государственные, прямые и портфельные инвести­ции; по срокам движения — кратко-, средне- и долгосрочный капитал.

Рынок ссудного капитала — это рынок среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) ссуд, опосреду­ющий соединение предложения средне- и долгосрочных денеж­ных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для целей финансирования (инвестиции). Часто его называют рынком капитала. Он охва­тывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (облигации, векселя и др.).

Рынок ценных бумаг — часть рынка капитала, где осуще­ствляются эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них. Ценные бумаги представляют собой краткосрочный капи­тал, т.е. мобилизуемый на краткосрочный период с целью по­крытия дополнительного спроса на денежные средства. Соот­ветственно, сделки по краткосрочным ценным бумагам с низ­ким уровнем риска осуществляются на рынке краткосрочного ссудного капитала, или денежном. Последний охватывает все финансовые организации, занимающиеся покупкой, продажей и передачей краткосрочных (до 1 года) кредитных обязательств и векселей, а также международный дилерский рынок кратко­срочных финансовых обязательств, выпускаемых государством, фирмами и финансовыми организациями. Денежный рынок обычно включает несколько сегментов, наиболее важным из них сегодня является так называемый межбанковский рынок, или рынок межбанковских депозитов. Основными ценными бумагами денежного рынка являются казначейские векселя, коммерческие бумаги, банковские акцепты и свободно обраща­ющиеся депозитные сертификаты.

Как уже отмечалось выше, капитал может выступать в де­нежной, производственной и товарной формах. Именно рынок ценных бумаг (фондовый рынок) позволяет ускорить его пере­ход от денежной к производственной форме. Фондовый рынок выполняет две функции: первая заключается в обеспечении гибкого межотраслевого перераспределения капитала и моби­лизации денег населения с тем, чтобы направить их на развитие тех отраслей, где может быть обеспечена более высокая эконо­мическая эффективность производства конкурентоспособной продукции и оказания услуг; вторая предполагает мобилиза­цию временно свободных денежных средств на удовлетворение нужд государства, других организационных структур.

Рынок ценных бумаг, в свою очередь, делится на (см. рис. 7.3):

• первичный, обслуживающий выпуск (эмиссию) и первич­ное размещение ценных бумаг. Именно здесь компании получа­ют необходимые финансовые ресурсы путем продажи своих ценных бумаг;

• вторичный, предназначенный для обращения ранее вы­пущенных ценных бумаг. Компании не получают здесь финан­совых ресурсов непосредственно, однако этот рынок исключи­тельно важен, поскольку дает возможность инвесторам при не­обходимости возвратить денежные средства, вложенные в цен­ные бумаги, а также получить доход от операций с ними;

• биржевой, т.е. рынок ценных бумаг, осуществляемый фондовыми биржами, которые сами определяют порядок учас­тия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников;

• внебиржевой, предназначенный для обращения ценных бумаг, не получивших допуска на фондовые биржи (не прошед­ших листинг). Этот рынок занимает значительную часть фондо­вого рынка;

• енотовый, на котором обмен активов на денежные сред­ства осуществляется непосредственно во время сделки;

• срочный, где ведется торговля срочными контрактами, предусматривающими поставку базисных активов в будущем. Срочный рынок в зависимости от вида предлагаемых на нем финансовых инструментов в свою очередь делится на несколько сегментов (форвардный, фьючерсный, опционный рынки и ры­нок свопов).

Инвестиции составляют воспроизводственную основу рынка капитала, поскольку экономика любой страны постоянно тре­бует определенного объема привлекаемых ресурсов (все виды имущественных, финансовых и интеллектуальных ценностей или активов). В данном случае речь идет о предприниматель­ском капитале, который в отличие от ссудного не передается другому предпринимателю (инвестору) во временное пользова­ние с целью получения процента. Предпринимательский — это капитал, вложенный в различные предприятия путем прямых или портфельных инвестиций с целью получения прибыли и прав на управление предприятием (акционерным обществом, товариществом).

Таким образом, на рынке капитала аккумулируются и обра­щаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях ры­ночной экономики, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности. С точки зре­ния экономики в целом, — это рынок, на котором промышлен­ность и торговля, государство и местные органы власти мобили­зуют долгосрочный капитал. Деньги поступают от частных ин­весторов, страховых компаний, пенсионных фондов и банков и, как правило, перераспределяются эмиссионными домами (фи­нансовое учреждение, обычно торговый (коммерческий) банк, которое специализируется на размещении ценных бумаг част­ных компаний на фондовой бирже) и коммерческими банками.

Фондовые биржи, являясь частью рынка капитала, форми­руют на нем рынок акций и облигаций, которые будучи выпу­щенными и представляют собой капитал. Именно наличие и развитость рынков капитала отличают промышленно развитые страны от развивающихся и стран с переходной экономикой, где возможности мобилизации промышленного и торгового ка­питалов либо отсутствуют, либо весьма ограничены.

Становление рынка капитала в Беларуси началось в 1990 г. с принятием Закона «О Национальном банке Республики Бела­русь» и предусматривает формирование национальной финан­сово-кредитной системы, межбанковского, валютного и фондо­вого рынков. Общее регулирование рынка капитала и так назы­ваемый «разумный надзор» реализуются также путем приня­тия законодательных актов о деятельности банков и эмиссии ценных бумаг. Через Национальный банк, Министерство фи­нансов РБ и другие учреждения государство устанавливает де­тальные правила эмиссии и вторичного оборота, разрешает применение новых инструментов и операций, выдает лицензии на участие в тех или иных сделках, санкционирует открытие бирж и иных рынков, устанавливает формы отчетности и опе­рационные стандарты.

Регулирование рынка ссудного капитала (ослабление огра­ничений и запретов) связано со стремлением государства воз­действовать на макроэкономические процессы, поддерживать конкурентоспособность национальной кредитной системы, сти­мулировать развитие конкуренции, привести национальную практику в соответствие с международной. Функционирование данного рынка базируется на специальном институциональном механизме. Технико-организационную основу составляют На­циональный банк, коммерческие банки, брокеры и другие уч­реждения, являющиеся посредниками в движении ссудного капитала. В настоящее время институциональный механизм включает также биржи, расчетные центры, электронные опера­ционные системы и др.

Важнейшая проблема на современном этапе развития рынка капитала заключается в отставании его потенциала, объема и динамики от темпов роста белорусской экономики, от потреб­ности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения в реальный сектор. Для создания усло­вий экономического роста рыночные инструменты должны не столько обслуживать преимущественно спекулятивные сделки, сколько обеспечивать трансформацию сбережений в инвести­ции, осуществляя при этом свою основную макроэкономиче­скую функцию, что позволит создать в стране эффективную ин­вестиционно-инновационную модель развития.

Реформирование системы внешней торговли в связи с пере­ходом Беларуси к рыночной экономике обусловило отказ от го­сударственной валютной монополии, существовавшей в быв­шем СССР и создание валютного рынка.

Валютный рынок — это система экономических и органи­зационных отношений, возникающих между домашними хо­зяйствами, фирмами, коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах; это рынок, посредством которого реализуются крат­косрочные кредитные операции с валютой; официальный или неофициальный центр, где осуществляются операции по куп­ле-продаже иностранных валют; валютная биржа. Рассмотрим архитектуру и инфраструктуру валютного рынка и перечень ос­новных операций.

Институциональными участниками валютного рынка вы­ступают коммерческие и центральные банки, валютные биржи, брокерские агентства, международные корпорации (субъекта­ми валютного рынка являются и экспортеры, и импортеры). Коммерческие банки не только диверсифицируют свои портфе­ли за счет иностранных активов, но и осуществляют валютные сделки от лица фирм, выходящих на внешние рынки в качестве экспортеров и импортеров. К услугам банков и небанковских финансовых институтов обращаются и индивидуальные участ­ники валютного рынка: туристы, путешествующие за предела­ми своей страны; лица, получающие денежные переводы от родственников, проживающих за границей; частные инвесто­ры, вкладывающие капитал в иностранную экономику и др.

Основные сегменты валютного рынка — биржевые торги (на валютных биржах), внебиржевой (межбанковский) рынок, рынок наличных валют, международные финансовые центры.

Как показывает мировой опыт, подавляющая часть денеж­ных активов, реализуемых на валютных рынках, имеет вид депозита до востребования в крупнейших банках, осуществля­ющих торговлю друг с другом. Лишь незначительная часть рынка приходится на обмен наличных денег. Именно на меж­банковском валютном рынке определяются основные котиров­ки валютных курсов.

Валютный рынок прежде всего обеспечивает валютно-кре- дитное и расчетное обслуживание экспортно-импортных опера­ций, а также валютных операций, связанных с инвестировани­ем капитала за пределы национальной экономики. Наряду с выполнением функций обслуживания международного оборота товаров, услуг и капиталов, формирования валютного курса под влиянием спроса и предложения валютный рынок предо­ставляет возможности хеджирования, т.е. страхования валют­ных рисков, а также защиты от приложения спекулятивных капиталов.

Республика Беларусь приступила к формированию валют­ного рынка в 1992 г. Процесс демонтажа старых командно-ад­министративных и построение новых рыночных структур в де­нежно-кредитной и валютной сферах начался с создания основ­ных законодательных и нормативных актов, регулирующих валютные операции в стране. Впервые Национальный банк РБ ввел понятия внутреннего валютног

Наши рекомендации