Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики

Английский писатель Бернард Шоу в своё время не без оснований, по-моему, сказал: «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Действительно, предмет экономической теории – это вся совокупность отношений между участниками общественного производства при решении вопросов: что, как и для кого производить. Следовательно, экономическая теория тесно связана со многими другими науками, и прежде всего такими, как философия, психология, история, демография, статистика, математика, юриспруденция. А сама экономическая теория, как мы уже отмечали, выступает методологической основой для всего экономического образования.

Обычно в этом месте я привожу студентам невесёлый, но весьма поучительный пример из своей практики. Невесёлый, поскольку там плакала симпатичная девушка, студентка Ярославского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института, где я преподавал по совместительству в середине 1990-х годов. Из-за чего же она, бедненькая, плакала? Ведь сначала всё было очень даже весело: распределялись темы курсовых работ по экономической теории, девушка увидела тему о кредитно-денежной системе и политике, «вцепилась» в неё, не желая никому отдавать, и очень радовалась, что вожделенная тема досталась ей. Ещё бы: оказывается, у неё мама работала в коммерческом банке и обещала для любимой дочки профессиональные журналы, посвящённые внутрибанковскому менеджменту, и другую информацию подобного рода. Девушка складно-логично соединила полученное в необходимой последовательности и ожидала хорошей оценки за своё произведение. И вдруг сообщение безжалостного преподавателя о неудовлетворительной оценке, поскольку, хотя написано всё правильно, но не по экономической теории, а внутрибанковскому менеджменту.

Экономическая теория по указанной теме должна исследовать не что именно делать внутри банка (это ведь была бы «веточка, стебелёк, а не корень, из которого они произрастают), а, посмотрев на всю банковскую систему страны «сверху, со стороны», ответить на вопрос, почему, например, в западных странах до нынешнего кризиса коммерческие банки давали начинающим предпринимателям долгосрочные кредиты под процент, который был в два-три раза ниже, чем прибыль от бизнеса, для ведения которого и брали эти кредиты. А у нас, как известно, кредитная ситуация для малого и немалого бизнеса была другая. Но ничего такого мамочкины журналы и девушкина курсовая работа не описывали: их описания были в «стебельке», а надо было быть в «корне».

А ведь без корня не поймёшь и сути стебелька. Не случайно американский профессор, лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. А А.С. Пушкин, которому Николай I поручил продумать и предложить принципы образования элитной дворянской молодёжи, назвал экономическую теорию в числе обязательных для изучения наук.

Что же изучает экономическая теория, что является её предметом? Из истории экономики и экономических учений Вы уже знаете, что даже этот самый изначальный вопрос получает разные ответы в различных направлениях экономической науки. Прежде всего это относится к марксистской политической экономии и неоклассической концепции (экономикс). Например, марксистская политэкономия считает предметом экономической теории производственные отношения, то есть отношения между людьми по поводу производства и присвоения материальных благ. А экономикс, неоклассика предметом экономической теории считает не производство, а обмен товарами, анализ рыночного хозяйства.

Заметим в связи с этим, что в вузах Советского Союза изучалась марксистская политэкономия, а с 1992 года государственные стандарты РФ потребовали изучать экономикс. Но ведь изучать только как торговать и не изучать, откуда товар возьмётся, - это односторонняя крайность, противоречащая мировой практике.

Не случайно, как резонно отмечает журналист В.Костиков на страницах газеты «Аргументы и факты», «Кремль и Белый дом в своей стратегии продолжают либеральную политику, заложенную ещё правительством Е. Гайдара. Мало того: эта политика по ряду фундаментальных признаков более правая и более либеральная, чем экономическая политика ведущих европейских стран. В России уже многие годы сохраняется плоская шкала налогов (то есть богатые и бедные платят в казну одни и те же 13%). В либеральнейшей Англии, между тем, уже давно взимается 40%-ный налог на богатство, а их премьер Гордон Браун предлагает в условиях кризиса увеличить его до 50%. В России нет такого обременительного, как в Европе, налога на наследство. В модельных для наших правых США налог на наследство составляет до 77%, во Франции – до 60%. У нас фактически не контролируется вывоз денег за границу. Сквозь пальцы смотрят и на использование оффшорных (часто – криминальных) схем ухода от налогов. В России весьма мягкие, в отличие от США, законы, карающие за уклонение от налогов, и совсем смешная кара за строительство финансовых пирамид. Мэдоффу в США за его «схемку» влепили 150 лет заключения, а наши «мавродюшки» и «властилинушки» отделались лёгким испугом.

В условиях кризиса власти США и Европы резко ужесточили контроль за банками, требуют от банкиров раскрыть имена владельцев подозрительных счетов. Наша власть то ли не может, то ли не хочет добиваться подобной прозрачности. Смешно сказать, Центробанк России недавно признался, что не знает, кто является реальным владельцем многих банков. …

Ведь наш либеральный фундаментализм и порождённое им управляемое правосудие уже довели Россию до полного «черкизона». Если бы такой «cherkizon» обнаружился в городе Нью-Йорке, то можно быть уверенным – Барак Обама, не оглядываясь на либеральных критиков, в течение нескольких дней назвал бы американскому народу истинных хозяев и покровителей этой клоаки, привлёк бы их к суду, а нажитое преступным путём конфисковал в пользу казны. А у нас?

Можно биться об заклад, что дело затянется на годы. Признаки торможения уже налицо. Заметают исключительно мелких сошек: бесправных китайцев и вьетнамцев, проституток, мелких торговцев.

Слишком ли мы удивимся, если в результате из России вышлют сотню вьетнамцев, выявят десяток мелких барыг, лишат работы дюжину заслуженных проституток?.. А фамилии тех, кто в течение многих лет выстраивал преступные схемы, нелегально проводил товары через таможню, крышевал подпольных владельцев и уводил деньги в оффшоры, так и не будут названы. Ведь у них должности, фамилии, капиталы – мама не горюй! Где ты, русский Обама?»

Таким образом, такой учебно-теоретический вопрос, как предмет экономической науки, оборачивается при неправильном на него ответе серьёзными негативами на практике, существенным ухудшением социально-экономического положения населения страны.

Какие же методы исследования используются в экономической теории? Важнейший из них – это метод научной абстракции. Он заключается в отвлечении от случайного, временного и выявления типичного, закономерного. Таким образом формулируются научные категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов.

Экономическая теория применяет также методы индукции и дедукции. Индукция – это движение мысли от частных к общим умозаключениям. А дедукция – движение мысли от общих положений к частным.

С начала ХХ века швейцарский экономист Леон Вальрас ввёл в экономическую теорию метод экономико-математического моделирования. Он разработал модель экономического равновесия, которая основана на анализе спроса и предложения и содержит ряд систем уравнений. Они определяют прежде всего равновесие рынка производительных услуг и рынка предметов потребления.

Кроме того, экономическая теория применяет методы статистических наблюдений за объектом, графических исследований, экономических экспериментов, разработки гипотез и их проверки. Так, Ярославский областной комитет по статистике вот уже несколько десятилетий отслеживает все статьи доходов и расходов отобранных по репрезентативной выборке двухсот семей, чтобы на основе таких наблюдений сделать выводы о тенденциях в динамике доходов и расходов ярославцев в целом.

Метод графических исследований можно проиллюстрировать таким примером. Допустим, Вы изобразили на графике кривую спроса на продукт Вашей фирмы, где на вертикальной оси цена, а на горизонтальной – объём спроса. Если при цене 100 рублей за единицу продукта спрос равнялся 300 единиц, а при цене 300 рублей – 100 единиц, то сам график покажет соединением двух точек, что при цене 200 рублей объём спроса будет 200 единиц – здесь не нужно изменять цену в реальности, чтобы спрогнозировать спрос в средней точке, достаточно за столом немного поработать карандашом на листе бумаги.

Примером использования метода экономических экспериментов может служить такая ситуация. Положим, Вам, топ-менеджеру крупного завода, кто-то из экспертов предложил новую систему оплаты труда работников, утверждая, что её внедрение принесёт предприятию значительное увеличение прибыли за счёт более высокой производительности труда в результате такого стимулирования. Но Вы сомневаетесь, соглашаться ли, ведь в случае неудачи и ущерб при масштабах Вашего крупного предприятия будет немаленький. И в то же время упускать возникшую возможность, с ходу полностью отвергая предложенное, тоже не хочется. Тем более, что эксперты что-то там такое считали, аргументировали, что в случае успеха прибыли-то будут немаленькие. И вот Вы идёте на эксперимент: внедряете предложенное не в масштабах целого завода, а только для нескольких бригад. Убедившись затем, что в этих бригадах прирост производительности по сравнению с другими подразделениями, не участвующими в эксперименте, действительно получается значительным, Вы на втором этапе расширяете диапазон эксперимента, охватив им несколько уже не бригад, а крупных технологических цехов. И увидев, что и теперь новая система оплаты труда действует эффективно, переносите её уже на весь завод.

Метод разработки гипотез и их проверки заключается в том, что ещё до начала исследования учёный формулирует рабочую гипотезу, научное предположение о том, чем по его представлению должен будет закончиться его ещё не начатое исследование. Заметьте, это не какая-то странность, а наоборот, закономерность любой исследовательской деятельности. Когда-то К. Маркс в «Капитале» резонно заметил, что когда мы любуемся, как искусно пчёлы сооружают свои сотовые домики, то не должны забывать, что и самая «умная» пчела отличается от самого плохого архитектора тем, что она всё-таки строит эти домики по инстинкту, а вот архитектор прежде чем соорудить дом наяву, сначала «выстраивает» его в собственной голове.

Пример использования этого метода приведу из своей личной практики научной работы. Когда-то в советское время меня заинтересовали вопросы социалистического соревнования людей в процессе совместного труда, выявления наиболее действенных стимулов повышения его эффективности. Этому была посвящена и моя диссертация, после защиты которой мне была присвоена учёная степень кандидата экономических наук. Но вот ушло в ретроспективу советское время и актуальным в РФ стал другой путь экономической состязательности – конкуренция между фирмами за получение наивысшей прибыли. И, приступая к её изучению, я сформулировал рабочую гипотезу, из которой вытекало, что мои предложения правительству будут заключаться во всемерной поддержке конкуренции и ограничении монополий, в значительном повышении роли антимонопольных органов до придания им первостепенной значимости в системе правительственных органов.

Однако последующее исследование: изучение финансово-хозяйственной деятельности шестисот субъектов ярославского бизнеса, анализ соответствующих отечественных и зарубежных источников – опровергли первоначальную гипотезу. В США, где лучшее в мире антимонопольное законодательство, сами американцы им недовольны, отмечая, что зачастую вместо ограничения монополий происходит ущемление одних конкурентов по указке других, а в результате усиление мощи и влияния монополистов, число которых при этом несколько сокращается за счёт экономического уничтожения выбывающих руками государственных антимонопольных органов. А Западная Европа и Япония, несмотря на следование во многом в фарватере американского влияния, не стали слепо следовать канонам антимонопольной политики, резонно сочтя, что динамику современной экономике может обеспечивать прежде всего научно-технический прогресс, а его носителями при прочих равных условиях выступают не конкурентные субъекты, а очень крупные корпорации со специальными подразделениями по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. Но они-то как раз и являются сплошь и рядом монополистами. Так что оголтелая, примитивно-прямолинейная борьба с монополизмом может легко обратиться уничтожением экономики, её самых важных элементов.

Тем более специфика российской экономики 1990-2000-х годов выражалась господством монополизма до такой степени, что, как показало исследование, кроме монополизма тут практически ничего другого и не было. Так что какая-либо антимонопольная деятельность выступает на поверку профанацией, имитацией деятельности. В результате исследования, таким образом, оказалась опровергнутой первоначальная гипотеза (не спешите пришивать из-за этого мне отрицательные ярлыки: в науке отрицательный результат – тоже результат, причём имеющий положительное значение, поскольку показывает последующим исследователям, на что нужно опереться, «не изобретая велосипедов» и «не наступая на те же грабли».

Таковы основные методы исследования, которые использует экономическая теория.

В рамках экономикс выделяют такие два раздела, как микро- и макроэкономика. Чем же они отличаются друг от друга? Микроэкономика исследует экономические явления и процессы, связанные с деятельностью отдельной фирмы. А макроэкономика рассматривает экономику в масштабе всего государства как единое целое. Обычно сначала изучают микроэкономические темы и категории, поскольку на них в значительной мере базируются и основные положения макроэкономики.

Важнейшая составляющая микроэкономики – теория спроса и предложения. Спрос – это не просто желание купить, а платёжеспособнаяпотребностьпокупателя-потребителя. Рыночный спрос на товар А – это сумма величины спроса, предъявляемого каждым потребителем товара А при разных его ценах. Объём спроса может и не совпадать с реально купленным количеством товара (например, при дефиците).

На объём спроса на товар А влияет прежде всего такой фактор, как цена этого товара. Причём, как правило, здесь отражается обратная зависимость, то есть чем больше цена, тем меньше объём спроса. Это и есть закон спроса. На графике (где на вертикальной оси цена, а на горизонтальной – объём спрашиваемого товара) он отражается в виде кривой спроса, которая представляет собой ниспадающую линию, имеющую отрицательный наклон.

Здесь обратная зависимость цены товара А и объёма спроса на него вызвана следующими факторами. Во-первых, снижение цены товара А увеличивает число покупателей его. Во-вторых, такое снижение цены товара А расширяет покупательную способность потребителей. В-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы товара. Следовательно, покупатели в такой ситуации готовы приобретать дополнительную единицу товара А только по более низким ценам (представьте, например, себя как покупателя, когда Вам предлагают ещё одну куртку, а у Вас уже есть, положим, несколько подобных курток.

Кривая спроса отражает весь набор соотношений цены товара А и объёма спроса на него. А вот отдельная точка на этой кривой отражает не спрос в целом, а определённую величину спроса при соответствующей цене.

Из закона спроса бывают исключения. Например, парадокс Гиффена – по фамилии английского экономиста, который заметил, что во время голода в Ирландии в середине ХIХ века при росте цены на картофель увеличился объём спроса на него, поскольку сократилось потребление других, более качественных продуктов.

Но иногда ошибочно указывают как на исключение из закона спроса – на эффект Веблена (по фамилии американского экономиста, первым описавшим это явление), связанный с престижным спросом, то есть готовностью определённой части общества приобретать предметы роскоши даже при значительном повышении цен на них ради демонстрации принадлежности к разряду «избранных», «крутых».

Кроме цены товара А, на объём спроса на него влияют и следующие неценовые факторы:

1) средний доход домохозяйств,

2) вкусы потребителей, мода,

3) цены взаимосвязанных товаров – заменителей и взаимодополняющих,

4) распределение дохода между домохозяйствами,

5) количество покупателей,

6) инфляционные ожидания.

Как же проявляется влияние указанных факторов? Например, при увеличении среднего дохода домохозяйств потребители предъявят больше, чем раньше, спроса на товар А прикаждой цене. Таким образом, вся кривая спроса сместится вправо и вверх.

Подобный результат будет и в том случае, если товар А станет модным: изменение вкусов покупателей вызовет повышение спроса на него при каждойцене и опять-таки сдвиг всей кривой спроса вправо-вверх.

Аналогичная картина будет при росте цены на товар Б, заменителя товара А (например, сливочное масло – маргарин). Ведь тогда товар А станет относительно дешевле товара Б. Следовательно, покупатели захотят приобрести больше товара А при каждой цене. А увеличение спроса на товар А сдвинет всю кривую спроса вправо-вверх.

Другое дело – со взаимодополняющими товарами (например, автомобиль – бензин). Здесь, наоборот, снижение цены товара Б повлечёт увеличение объёма спроса на товар А. И в этом случае опять вся кривая спроса сдвинется вправо-вверх.

Наконец, инфляционные ожидания повышения цены на товар А, как и цен на все или большинство товаров, подстёгивают ажиотажный спрос. А это тоже сдвинет кривую спроса вправо-вверх. Таким образом, если при изменении цены товара А изменяется объём спроса и происходит смещение из одной точки в другую на той же самой кривой спроса, то при изменении неценовых факторов изменяется сам спрос и сдвигается вся кривая спроса, так как спрос здесь изменяется при каждойцене на товар А.

Если спрос является характеристикой потребления товаров и услуг, то предложение – характеристикой их производства. То есть предложение определяет количество товаров или услуг, которое будет произведено фирмами и представлено на продажу. Объём предложения товара А, как и объём спроса на него, может отличаться от реально проданного количества товара (например, при излишке товара).

На объём предложения товара А, как и на объём спроса на этот товар, тоже влияет несколько факторов. Частично тех же самых, а частично и других. В совокупность тех и других факторов входят следующие:

1) цена самого товара А,

2) цены ресурсов, используемых в производстве товара А,

3) уровень технологии,

4) цели фирмы,

5) величины налогов и субсидий,

6) цены на иные товары,

7) ожидания,

8) количество производителей товара.

Таким образом, в алгебраическом выражении объём предложения товара А оказывается функцией всех этих переменных.

При исследовании объёма производства товара А надо поочерёдно рассмотреть влияние на него каждого из факторов, при этом условно принимая остальные неизменными (условно, потому что в действительности они вовсе не являются неизменными).

Повышение цены товара А при прочих равных условиях приводит к возрастанию объёма предложения данного товара. В этом и заключается закон предложения. Здесь прямая зависимость, поскольку для производителя товара А его цена определяет выручку (произведение цены единицы товара А и количества проданных единиц), которую фирма получит в результате продажи указанного товара. Следовательно, именно повышение цены товара А подталкивает производителей расширять его производство.

Каждая точка на графике кривой предложения (на вертикальной оси снова цена товара А, а на горизонтальной – объём предложения его) отражает конкретное соотношение цены товара А и объёма предложения его. А вся кривая отражает полный набор возможных соотношений цены товара А и объёма предложения его при прочих равных условиях. Таким образом, кривая предложения выступает графическим отображением функции предложения. В отличие от кривой спроса, она имеет восходящий характер, положительный наклон, поскольку отражает прямо пропорциональную зависимость объёма предложения товара А от его цены. Здесь изменение объёма предложения товара А под влиянием изменений его цены выражается в перемещении из одной точки в другую на одной и той же кривой предложения.

А вот если изменяется какой-то неценовой фактор при фиксированной цене, то происходит сдвиг всей кривой предложения вправо-вниз или влево-вверх. Например, если вырастут цены на ресурсы для изготовления товара А, то есть фирме больше придётся платить за труд, землю, сырьё, энергоносители, - то меньше окажется прибыль фирмы-производителя, а значит, и желания предлагать товар А на продажу. Следовательно, кривая предложения сдвинется влево. И, наоборот, уменьшение цен на ресурсы стимулирует увеличение объёма предложения товара А. И кривая предложения теперь сдвинется вправо.

Аналогичное влияние окажет повышение уровня технологии производства товара А. Ведь технологические новшества, как правило, сокращают затраты на ресурсы, а значит, вызывают рост объёма предложения товара А.

Подобным образом влияет на объём предложения товара А и такой фактор, как цели фирм. Главная цель фирм – максимизация прибыли. А если, например, фирма поставила цель – не загрязнять окружающую среду при производстве товара А, то у неё вырастут дополнительные издержки на экологичную технологию, а значит, снизится прибыль. Следовательно, такая цель сократит объём предложения товара А и сдвинет всю кривую предложения влево.

Так же заметно на объём предложения влияют налоги и субсидии. Например, увеличение налогов сокращает объём предложения товара А, поскольку сокращается при этом прибыль фирм. И, наоборот, предоставление государством субсидий предпринимателям и фирмам вызывает увеличение объёма предложения товара А и сдвиг кривой предложения вправо.

Важный фактор, влияющий на объём предложения товара А, - цены на другие, особенно взаимосвязанные товары. Например, в 1970-е годы резко возросли мировые цены на нефть, а это вызвало увеличение предложения угля на мировом рынке.

Следующий фактор, который влияет на изменение объёма предложения товара А, - это инфляционные ожидания. В нормальной смешанной экономике с нормальным рыночным механизмом этот фактор вызывает рост объёма предложения товара А.

И наконец, такой фактор, как количество производителей товара А: чем их больше, тем больше и объём предложения товара А.

Установление равновесной цены конкурентного рынка происхо­дит под влиянием изменения как спроса, так и пред­ложения. Цена всегда представлена в денежном выражении и является своеобразным компромиссом покупателей и производите­лей товаров. Равновесная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое хотят приобрести покупатели, соответствует тому их количеству, которое произво­дители и продавцы предлагают на рынке. Ситуация равновесия спроса и предложения показана на расположенном ниже рисунке:

 
  Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики - student2.ru

Равновесная цена – это точ­ка пересечения кривых спроса и предложения (Е) (equilibrium point). Она соответ­ствует определенному уровню цены (Ре), отмеченной на оси ор­динат, по которой продается опре­деленное количество товаров (Qe), отмеченное на оси абсцисс. Как показано на рисунке, любой излишек товара на рынке (выше точки Е) оказывает «пони­жающее» давление на его равно­весную цену. И наоборот, наличие дефицита (ниже точки Е) будет оказывать «повышающее» давление на цену недостающего товара до тех пор, пока не установится равновесная цена.

Рыночное равновесие на любом конкурентном рынке может иметь место лишь относительно некоторого фиксированного момента вре­мени. В каждый после­дующий момент равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной цены. Однако данное равновесие всегда остает­ся таким состоянием конкурентного рынка, при котором Qd = Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение ры­ночные силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит, когда Qd > Qs, или излишек товарного предло­жения, когда Qd < Qs.

Важной категорией в теории спроса и предложения и в целом в микроэкономике выступаетэластичность спроса и предложения.

Эластичность – реакция спроса или предложения на изменение рыночной цены или дохода потребителя. В наиболее общем виде эластичность спроса по цене можно определить, как процентное изменение количества продаж товаров к процентному изме­нению его цены:

Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики - student2.ru ,

где EР – эластичность спроса по цене; dQd – процентное изменение спроса, %; dР – процентное изменение цены, %.

Этот показатель весьма важен для предпринимателя-продавца. Почему? Потому что главная цель бизнесмена – максимизация прибыли, то есть разности между выручкой и издержками на производство и реализацию товара. Торговая выручка определяется как произведение рыночной цены товаров на общее количество их продаж по этой цене. Естественно, что показатель торговой выручки напрямую зависит от степени эластичности спроса.

Например, если при однопроцентном снижении цены товара количество его продаж возрастает более чем на один процент, то имеет место эластичный спрос. А это позволяет увеличит товарооборот и торговую выручку. Если же однопроцентное снижение цены вызывает увеличение продаж также на один процент, то имеет место единичная эластичность спроса, ускоряющая товарооборот, но не приносящая роста торговой выручки. На практике может иметь место и неэластичный спрос, когда при однопроцентном снижении цены количество продаж не достигает даже однопроцентного увеличения. В таком случае и не ускоряется товарооборот, и вызывается снижение торговой выручки. И если, например, торговец поваренной солью захочет увеличить объём продаж, а значит, и выручку путём снижения цены, то его постигнет разочарование. А именно: покупатели, несмотря на снижение цены, не увеличат объёмы покупок. В чем же дело? Ведь продавец действовал с учётом закона спроса: меньше цена – больше объём спроса. Но он не учёл, что соль – товар неэластичного спроса по цене.

Итак, абзацем раньше Вы убедились, что продавцу-предпринимателю далеко не безразлична эластичность спроса по цене. Поэтому в экономике с рыночным механизмом сложилась практика, когда любая уважающая себя фирма производит расчёты коэффициента эластичности своего товара по цене и учитывает их результаты в своей практической деятельности. Но вот я провёл собеседования с руководителями и специалистами маркетинговых служб многих ярославских предприятий ещё до наступления сегодняшней экономической катастрофы и столкнулся с парадоксом по отношению к «азбуке» учебниковых аксиом о значимости показатели эластичности спроса по цене для предпринимателя. А именно: маркетологи предприятий, реализующих свою продукцию не только на отечественном, но и на зарубежных рынках подтвердили, что они действительно рассчитывают коэффициенты эластичности своей продукции, но только применительно к экспортным операциям. И ни один из них не делает таких расчётов применительно к операциям на внутреннем, российском рынке.

Почему? Ведь не объяснишь же такое игнорирование «учебниковой азбуки» маркетологами в случае внутренних операций просто ленью или некомпетентностью: для экспортных-то операций у этих же специалистов хватает и трудолюбия, и компетентности. А дело в том, что они «кожей чувствуют» ту истинную реальность, не совпадающую с пропагандистскими декларациями многих чиновников и журналистов, которая заключается в некотором наличии рынка и рыночного механизма на Западе и в полном их отсутствии у нас в России. А раз нет рыночного механизма, есть только диктат монополиста, то и незачем искусственно рассчитывать ненужный коэффициент эластичности спроса по цене.

Другой показатель эластичности, интересующий теорию спроса и предложения и в целом микроэкономическую теорию – это эластичность спроса по доходу. Он показывает реакцию потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен.

Следующее важное понятие указанной теории - перекрестная эластичность. Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой:

Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики - student2.ru ,

где EК – перекрестная эластичность; Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики - student2.ru – процентное изменение спроса на один товар, %; Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики - student2.ru – процентное изменение цены на другой товар, %.

Эластичность предложения измеряется как относительное изменение количества товаров и их цен. Эластичное предложение – это ситуация так называемого мгновенного равновесия, когда 1 %-ное увеличение цены товаров вызывает увеличение выпуска товаров более чем на 1 % под влиянием кратковременно возросшего спроса, а не производ­ственных причин. Единичная эластичность возникает, когда по­вышение цены на 1 % вызывает рост выпуска товаров также на 1 %. При неэластичном предложе­нии 1 % повышение цен вызывает рост выпуска менее чем на 1 %, показывая, что спрос уже приспособился к возросшей цене, которая сохранится на длительную перспективу, определяя масштабы капи­таловложений в производ­ство товаров данного вида.

Размеры, структура и динамика спроса потребителя исследуется теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме. Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т. е. возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.

Полезность - степень удовольствия (удовлетворения) от потребления товара. Полезность товара – понятие сугубо индивидуальное, которое зависит от многих факторов. Основные факторы, влияющие на потребительское поведение, показаны на схеме, представленной на следующем рисунке:

 
  Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики - student2.ru

Если вкусы потребителя постоянны, а функция потребления непрерывна, то любому бесконечно малому увеличению количества товара соответствует прирост общей полезности. Однако она возрастает все более медленными темпами из-за того, что предельная полезность данного товара (или добавочная стоимость), приносимая последней единицей имеет тенденцию к сокращению. Это закон убывающей предельной полезности.

Существуют два способа оценки полезности: кардиналистский и ординалистский. Кардиналистский Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики - student2.ru Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики - student2.ru Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики - student2.ru Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики - student2.ru Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики - student2.ru подход связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования условной единицы – ютили. Сторонники ординалистского подхода утверждают, что полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, т. е. описать поведение потребителя путем ранжирования.

Графическое изображение различных комбинаций двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя, называется кривой безразличия (U). Множество кривых безразличия одного потребителя образуют карту безразличия. При этом чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. В свою очередь линия бюджетного ограничения информирует о наиболее выгодном наборе продуктов для потребителя, уравнение которой можно записать следующим образом: I = P1 Q1 + P2 Q2, где I – доход потребителя; P1; P2 – цена товаров А и Б; Q1; Q2 – количество товаров А и Б.

Точка касания кривой безразличия с линией бюджетного ограничения показывает положение равновесия потребителя (оптимум потребителя) (См. на рисунке ниже). Оно достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны: MU1 : P1 = MU2 : P2.

 
  Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики - student2.ru

Потребительское равновесие

Влияние на потребительский выбор цен и дохода описывается с помощью эффектов дохода и замещения. Эффект дохода – увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен. Эффект замещения – реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.

Наряду с общими принципами выбора рационального потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него рыночного спроса, а также вкусов и предпочтений. Эти факторы обуславливают функциональный или нефункциональный характер спроса.

Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный качествами товара. Нефукциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром. Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного и индивидуального спроса, которые американский экономист Х. Лейбенстайн назвал эффектом присоединения к большинству (потребитель покупает то же, что и другие потребители), эффект сноба (стремление выделиться из толпы) и эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление).

Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории часто соотносят с нормальным и аномальным поведением потребителя. Нормальное поведение потребителя описывается законом спроса. Иными словами, при растущей цене на определенный продукт его потребление, как правило, будет уменьшаться. При падении цены потребитель будет покупать товары в большем количестве. Аномальное поведение потребителя означает то, что поведение потребителя непредсказуемо, он реагирует на процессы рынка совершенно иначе, чем большинство его субъектов.

На поведение потребителя влияет наличие неопределенности и риска. Неопределенность – ситуация, для которой характерен недостаток информации о вероятных будущих событиях. Риск – положение, варианты исхода которого известны, но неизвестно какой из них наступит точно.

А теперь, с учётом только что приведённых соображений, зададимся вопросом: как же модифицируется «поведение» спроса, его эластичность в условиях наступившей глобальной экономической катастрофы? Прежде всего надо отметить, что объём спроса, конечно, сокращается, потому что сокращаются доходы домохозяйств, растёт безработица. Это, разумеется, характерно и для западных стран, и для России. Однако по многим параметрам, связанным с действием закона спроса и динамикой его эластичности, обстановка в РФ оказывается специфической и, как правило, не в нашу пользу. Помните исход собеседований с маркетологами ярославских предприятий? На Западе рынка немного ещё было, а в России его нет совсем. Так какие тут могли быть особенности в модификации рассматриваемых явлений?

Надо заме

Наши рекомендации