МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ

МИКРОЭКОНОМИКА

Учебно-методическое пособие

для студентов экономических специальностей

Под общей редакцией

доктора экономических наук, профессора А.Г. Семенова

Донецк – 2008

УДК 330.101.542.364 ББК У012.1р30

Авторы: Клишова Е.В., кандидат экономических наук, доцент

Правдивцев П.А., кандидат экономических наук, ст. преподаватель

Рецензенты: Дудник Е.В., кандидат экономических наук, доцент Алексеенко Н.В., кандидат экономических наук, доцент

Рекомендовано к печати ученым советом учетно-финансового факультета Донецкого национального университета

(протокол No 10 от 20.06.2008 г.)

Микроэкономика: учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей / Под общ. ред. А.Г. Семенова. – Донецк: Норд Компьютер, 2008. – 84 с.

Учебно-методическое пособие содержит задания для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, выполнение которых не только будет способствовать усвоению учебного материала по курсу микроэкономики, но позволит оценить полученные знания и навыки работы с литературой, возможности практического применения приобретённых знаний и умений.

Пособие предназначено для студентов экономических специальностей (уровень бакалавра).

УДК 330.101.542.364 ББК У012.1р30

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................. 6 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО, МОДУЛЬНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА.............................................................................................................. 7 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ.................8 МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ.............................................. 10

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ......................................................... 10 1.1. Контрольные вопросы.................................................................................................. 10 1.2. Основные понятия........................................................................................................ 10 1.3. Тестовые задания......................................................................................................... 10 1.4. Задания «верно/неверно».............................................................................................. 13 1.5. Задачи ........................................................................................................................... 13 1.6. Тематика рефератов ................................................................................................... 15

Тема 2. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ............................................ 15 2.1. Контрольные вопросы.................................................................................................. 15 2.2. Основные понятия........................................................................................................ 15 2.3. Тестовые задания......................................................................................................... 16 2.4. Задания «верно/неверно».............................................................................................. 18 2.5. Задачи ........................................................................................................................... 19 2.6. Тематика рефератов ................................................................................................... 20

Тема 3. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ........ 20 3.1. Контрольные вопросы.................................................................................................. 20 3.2. Основные понятия........................................................................................................ 21 3.3. Тестовые задания......................................................................................................... 21 3.4. Задания «верно/неверно».............................................................................................. 24 3.5. Задачи ........................................................................................................................... 24 3.6. Тематика рефератов ................................................................................................... 25

Тема 4. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ........................... 25 4.1. Контрольные вопросы.................................................................................................. 25 4.2. Основные понятия........................................................................................................ 25 4.3. Тестовые задания......................................................................................................... 26 4.4. Задания «верно/неверно».............................................................................................. 28 4.5. Задачи ........................................................................................................................... 29 4.6. Тематика рефератов ................................................................................................... 31

Тема 5. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ................................................................ 31 5.1. Контрольные вопросы.................................................................................................. 31 5.2. Основные понятия........................................................................................................ 31 5.3. Тестовые задания......................................................................................................... 31 5.4. Задания «верно/неверно».............................................................................................. 34 5.5. Задачи ........................................................................................................................... 35 5.6. Тематика рефератов ................................................................................................... 35

Тема 6. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ...................................... 36 6.1. Контрольные вопросы.................................................................................................. 36 6.2. Основные понятия........................................................................................................ 36 6.3. Тестовые задания......................................................................................................... 36 6.4. Задания «верно/неверно».............................................................................................. 39 6.5. Задачи ........................................................................................................................... 39 6.6. Тематика рефератов ................................................................................................... 41

Тема 7. ВАРИАЦИИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ОПТИМУМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ ................................................................................................. 41

7.1. Контрольные вопросы.................................................................................................. 41 7.2. Основные понятия........................................................................................................ 41

7.3. Тестовые задания......................................................................................................... 41 7.4. Задания «верно/неверно».............................................................................................. 44 7.5. Задачи ........................................................................................................................... 45 7.6. Тематика рефератов ................................................................................................... 46

Тема 8. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА ................................................................................ 46 8.1. Контрольные вопросы.................................................................................................. 46 8.2. Основные понятия........................................................................................................ 46 8.3. Тестовые задания......................................................................................................... 47 8.4. Задания «верно/неверно».............................................................................................. 49 8.5. Задачи ........................................................................................................................... 50 8.6. Тематика рефератов ................................................................................................... 51

МОДУЛЬ 2. ТЕОРИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ................................................................. 52 Тема 9. РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ .......................................................... 52 9.1. Контрольные вопросы.................................................................................................. 52 9.2. Основные понятия........................................................................................................ 52 9.3. Тестовые задания......................................................................................................... 52 9.4. Задания «верно/неверно».............................................................................................. 55 9.5. Задачи ........................................................................................................................... 55 9.6. Тематика рефератов ................................................................................................... 56 Тема 10. МОНОПОЛЬНЫЙ РЫНОК ..................................................................................... 57 10.1. Контрольные вопросы................................................................................................ 57 10.2. Основные понятия...................................................................................................... 57 10.3. Тестовые задания....................................................................................................... 57 10.4. Задания «верно/неверно»............................................................................................ 60 10.5. Задачи.......................................................................................................................... 60 10.6. Тематика рефератов ................................................................................................. 61 Тема 11. ОЛИГОПОЛИЯ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ........................ 61 11.1. Контрольные вопросы................................................................................................ 61 11.2. Основные понятия...................................................................................................... 61 11.3. Тестовые задания....................................................................................................... 61 11.4. Задания «верно/неверно»............................................................................................ 64 11.5. Задачи.......................................................................................................................... 65 11.6. Тематика рефератов ................................................................................................. 66 Тема 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ............................................................... 66 12.1. Контрольные вопросы................................................................................................ 66 12.2. Основные понятия...................................................................................................... 66 12.3. Тестовые задания....................................................................................................... 67 12.4. Задания «верно/неверно»............................................................................................ 70 12.5. Задачи.......................................................................................................................... 70 12.6. Тематика рефератов ................................................................................................. 71

Тема 13. ОБЩЕЕ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ................................................................................................................................................. 71 13.1. Контрольные вопросы................................................................................................ 71 13.2. Основные понятия...................................................................................................... 72 13.3. Тестовые задания....................................................................................................... 72 13.4. Задания «верно/неверно»............................................................................................ 75 13.5. Задачи.......................................................................................................................... 75 13.6. Тематика рефератов ................................................................................................. 76 Тема 14. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА ................ 76 14.1. Контрольные вопросы................................................................................................ 76 14.2. Основные понятия...................................................................................................... 77

14.3. Тестовые задания....................................................................................................... 77 14.4. Задания «верно/неверно»............................................................................................ 80 14.5. Задачи.......................................................................................................................... 80 14.6. Тематика рефератов ................................................................................................. 81

ЛИТЕРАТУРА..........................................................................................................................82 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ..................................................................................83

ВВЕДЕНИЕ

В курсе микроэкономики изучаются совокупности экономических отношений, возникающих в процессе функционирования взаимодействующих экономических субъектов в условиях определенной институциональной среды.

Изучение микроэкономики предполагает следующие умения студентов, приобретённые в ходе изучения политической экономии:

1 · знать и уметь анализировать, сопоставлять содержание основных категорий

1экономической теории;

2 · владеть инструментарием экономической теории и уметь применять его к анализу

2экономических явлений;

3 · знать специфику трансформационной экономики Украины и уметь осуществлять

3сравнительный анализ её особенностей и особенностей экономических систем других стран.

3Цель курса – усвоение студентами способов и методов анализа поведения хозяйствующих субъектов в условиях изменяющейся институциональной среды. В

ходе изучения микроэкономики рассматривается механизм принятия индивидуальных решений потребителями и производителями в экономической системе. Особое внимание уделяется изучению природы и функций рынков факторов производства, роли государства в повышении эффективности функционирования экономики и уровня социальной справедливости. Усвоение содержания курса микроэкономики составляет необходимую предпосылку изучения как последующих дисциплин блока экономической теории: макроэкономики, международной экономики, истории экономики и экономической мысли; так и блока специальных дисциплин.

Задачи курса:

1 · изучение методологических основ микроэкономических исследований, методов и конкретных приемов анализа предмета микроэкономики;

2 · приобретение умений сбора и анализа фактического материала, использование инструментов микроэкономического анализа;

3 · приобретение навыков анализа предпринимательской деятельности субъектов, умения сопоставлять варианты решения проблем, возникающих в ходе экономических деятельности субъектов, принимать рациональные решения в конкретных хозяйственных ситуациях.

3График учебного процесса:

4 § лекции – 36 часов;

5 § семинарские занятия – 36 часов;

6 § самостоятельная работа студентов – 108 часов;

7 § модульные контроли – 2;

8 § форма итогового контроля – экзамен;

9 § общее число кредитов на изучение дисциплины – 5;

§ число учебных часов – 180.

Организация учебного процесса и методы обучения:

1 ü лекции: информационно – аналитические с привлечением проблемных вопросов и созданием проблемных ситуаций;

2 ü семинарские занятия: используются методы опроса, дискуссий, мозговых атак, работа с тестовыми заданиями, решение задач и анализ хода решения, анализ конкретных хозяйственных ситуаций.

2Организация самостоятельной работы студента:

3 Ø составление конспекта по каждой теме модуля;

4 Ø подготовка к семинарским занятиям (согласно планам семинаров и литературе к

4ним);

5 Ø формирование глоссария по каждой теме;

6 Ø работа с тестами и заданиями «верно - неверно»;

7 Ø решение задач, письменное обоснование, объяснение хода решения;

7Организация индивидуальной работы студентапредполагает написание рефератов по темам курса объёмом не менее 10 страниц.

7ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО, МОДУЛЬНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА

7Объектом оценивания знаний студентов является программный материал дисциплины, степень и качество усвоения которого проверяется соответственно во время текущего и итогового контроля по 100-балльной шкале.

7Задачей текущего контроля является проверка понимания и усвоения определенного материала, выработанных навыков, проведения расчетных работ, умений самостоятельно работать с текстами, способности осмыслить содержание темы или раздела, умения устно или письменно представить определенный материал.

7Текущий контроль знаний студентов включает в себя следующие формы:

8. 1) оценивание устных ответов студентов,которые представляют собой ответы на контрольные вопросы по темам (не менее 2 ответов для каждого студента в каждом модуле). Каждый ответ на контрольный вопрос оценивается в пределах 1,5

8.балла:

8.§ 1,5 балла соответствует оценке «отлично»; § 1 балл – оценке «хорошо»;

8.§ 0,5 балла – оценке «удовлетворительно»;

8.§ 0 баллов – оценке «неудовлетворительно»;

9. 2) письменная работа,которая включает следующие задания по каждой теме:

1 · подбор к указанным понятиям соответствующих определений (0,1 балла за

1каждый правильный ответ);

2 · решение тестовых заданий (0,3 балла за каждый правильный ответ);

1 · задания «верно/неверно» (0,2 балла за каждый правильный ответ);

2 · решение задач (0,4 балла за правильное решение задачи).

2Задачей модульного контроля является систематизация знаний студентов по итогам соответствующего модуля. Модульный контроль проводится по методике накопления баллов по результатам текущего контроля знаний.

2Задачей итогового контроля является проверка понимания студентом программного материала, логики взаимосвязи отдельных разделов, способности творческого использования накопленных знаний, умения разрешения поставленной теоретической проблемы и анализа конкретных хозяйственных ситуаций, проведения необходимых расчётов и построения графиков.

2К итоговому контролю относится экзамен по дисциплине.

2Экзамен проводится в устной форме. В состав экзаменационного билета входит два теоретических вопроса (по 20 баллов за всестороннее и полное раскрытие вопроса) и задача (10 баллов за правильное использование необходимых формул и обоснование хода решения, выполнение соответствующих расчётов).

2Общая итоговая оценка по дисциплине складывается по методике накопления баллов по результатам модульного контроля знаний и за выполнение требований, которые выносятся на итоговый контроль (таблица 1).

2Таблица 1

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru     Текущий контроль (мах 50 баллов)     МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru   МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru     Итоговый контроль (мах 50 баллов) МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru       МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru     МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru    
  Модуль 1     МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru   Модуль 2      
    Письменная работа       Письменная работа     МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru  
      МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru       МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru     МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru     МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru   МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru       МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru  
  МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru     3,2   МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru     3,2   3,6 3,2 3,2 3,6 МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru   МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Академические успехи студента регистрируются с обязательным переводом оценок национальной и рейтинговой шкалы в шкалу ECTS. Интервальная шкала оценок представлена в таблице 2.

Контрольные вопросы

Основные понятия Тестовые задания

Верно-неверно Задачи

Сумма баллов за первый модуль Контрольные вопросы

Основные понятия Тестовые задания

Верно-неверно Задачи

Сумма баллов за второй модуль

Количество баллов по результатам текущего контроля

Экзамен

Общее количество баллов

Таблица 2

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

Оценка согласно шкале ECTS

Рейтинговый показатель

Оценка согласно национальной шкале

Критерии оценивания

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

Отлично– выдающийся ответ с незначительным количеством ошибок

5 (отлично)

A

90-100

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

Очень хорошо– выше среднего стандарта, но с несколькими распространенными ошибками

81-89

B

4 (хорошо)

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

Хорошо– в целом хорошо, но с заметными ошибками

C

70-80

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

Удовлетворительно– достойно, но со значительными ошибками

60-69

D

3 (удовлетворительно)

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

Достаточно– соответствует минимальным требованиям

E

50-59

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

Неудовлетворительно– необходимо доучить с возможностью повторной сдачи

30-49

FX

2 (неудовлетворительно)

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

Неудовлетворительно– необходимая значительная дальнейшая работа с обязательным повторным изучением курса

F

0-29

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ

1.1. Контрольные вопросы

1. Предмет микроэкономической теории.

2. Кривая производственных возможностей и альтернативные издержки.

3. Этапы эволюции микроэкономики как науки.

4. Функции микроэкономики.

5. Микросистема и ее основные характеристики.

6. Механизм взаимодействия субъектов в микросистеме.

7. Методология микроэкономики.

7.1.2. Основные понятия

8. Микроэкономика

9. Макроэкономика

10. Кривая производственных возможностей

11. Альтернативные издержки

12. Микроэкономическая система

13. Экономические ресурсы

14. Редкость (ограниченность)

15. Экономическая модель

16. Предельный анализ

17. Функциональный анализ

18. Метод статики

19. Метод динамики

20. Позитивный анализ

21. Нормативный анализ

21.1.3. Тестовые задания

1. Предметом микроэкономики является:

а) поведение экономики в целом;

б) поведение индивидуальных хозяйственных субъектов в разных рыночных

структурах;

в) поведение потребителей на рынках товаров и услуг; г) поведение фирм на рынках товаров и ресурсов.

2. Что из перечисленного ниже изучает микроэкономика:

а) производство в масштабах всей экономики; б) численность занятых в хозяйстве;

в) общий уровень цен в экономике;

г) производство сахара и динамику его цены.

3. К микроэкономическим относится проблема взаимосвязи:

а) инфляции и безработицы;

б) цены и объема спроса на товар;

в) дохода и сбережений;

г) процентной ставки и спроса на деньги.

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

4. К проблемам, которые изучаются в микроэкономике, не относятся:

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченность производственных ресурсов; в) максимальное удовлетворение потребностей; г) редкость благ.

5. Принцип рациональности поведения означает, что:

а) каждый экономический субъект бережно тратит деньги;

б) каждый человек делает выбор, максимизируя собственную выгоду;

в) каждый субъект должен действовать согласно существующим правилам,

которые отображают оптимальный вариант выбора;

г) все люди действую одинаково, оказавшись в одинаковых условиях.

1. Какая из приведенных характеристик наиболее тесно связана с понятием «экономические ресурсы»?

1.а) бесплатные;

1.б) редкие;

1.в) разнообразные;

1.г) неограниченные.

2. Полное использование всех ресурсов на кривой производственных возможностей показывает любая:

а) точка, лежащая вне кривой производственных возможностей;

б) точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей;

в) точка, лежащая на кривой производственных возможностей;

г) точка, лежащая на кривой производственных возможностей, в которой

достигается наиболее полное удовлетворение потребностей членов общества.

8. Страна, в экономике которой задействованы все ресурсы, производит два товара – автомобили и самолеты. Правительство страны желает увеличить производство автомобилей. В этих условиях ему можно посоветовать:

а) уменьшить производство самолетов;

б) увеличить производство самолетов;

в) ни при каких условиях не увеличивать производство автомобилей; г) издать постановление об увеличении производства автомобилей.

9. Какие из приведенных ниже понятий можно непосредственно проиллюстрировать с помощью построения кривой производственных возможностей:

а) спрос и предложение;

б) ограниченность производственных ресурсов, эффективный выбор, альтернативная стоимость;

в) самый лучший способ удовлетворения потребностей при имеющихся ресурсах;

г) правильные ответы б) и в).

10.Повышение производительности труда может не сопровождаться сдвигом кривой производственных возможностей, если:

а) растет количество используемого капитала;

б) происходят структурные сдвиги от трудоемких к капиталоемким технологиям; в) уменьшается количество работников;

г) сокращается заработная плата.

11. Альтернативные издержки измеряются:

а) индексом потребительских цен;

б) ценой товара, который покупается;

в) количеством одного блага, от которого необходимо отказаться ради получения

дополнительной единицы другого блага;

г) количеством ресурсов, необходимых для производства данного товара.

12.В экономике, которая производит стиральные машины и одежду, усовершенствование технологии производства стиральных машин может привести к:

а) увеличению производства стиральных машин;

б) уменьшению производства одежды, поскольку ресурсы будут нацелены на производство большего количества машин;

в) увеличение производства одежды, если рынок не будет требовать большего количества стиральных машин;

г) правильные ответы а) и в).

13.Если экономика движется вдоль выпуклой кривой производственных возможностей сверху вниз, то:

а) альтернативные издержки уменьшаются;

б) альтернативные издержки увеличиваются;

в) альтернативные издержки не меняются;

г) движение по кривой не связано с альтернативными издержками.

14. Микроэкономика, как самостоятельный раздел экономической науки, появилась:

а) в конце ХХ века; б) в конце ХІХ века; в) в XVI веке;

г) в XVII веке.

15. Основными субъектами микроэкономического анализа являются:

а) предприятия и банки;

б) наемные работники и предприниматели; в) потребитель и фирма;

г) рынки товаров и ресурсов.

16.Установите, в какой из следующих ниже троек экономических ресурсов представлены примеры только факторов производства:

а) счет в банке, хозяин магазина, сера;

б) банкир, нефть, трактор;

в) геолог, станок, деньги;

г) облигации, уголь, бригадир.

17. К специфическим методам микроэкономических исследований относят:

а) наблюдение и статистический анализ;

б) предельный анализ и экономическое моделирование; в) экономическое моделирование и эксперимент;

г) отбор фактов и научное абстрагирование.

18. Экономическое моделирование предусматривает, что исследователи:

а) применяют предположения, которые упрощают ситуацию; б) стремятся учесть всю имеющуюся информацию;

в) должны использовать математические методы;

г) будут дублировать реальный мир.

19.Качество экономической модели определяется главным образом тем, насколько:

а) точным есть прогноз, составленный на ее основе;

б) много реалистических предпосылок в ней содержится; в) легко ее проверить;

г) много уравнений она содержит.

20. Позитивная экономика изучает:

а) что есть;

б) что должно быть;

в) положительные тенденции в экономическом развитии; г) оценочные суждения.

1.4. Задания «верно/неверно»

1. Микроэкономика изучает поведение индивидуальных экономических субъектов в разных рыночных структурах.

2. Если неоклассики изучают преимущественно микроэкономические проблемы, то кейнсианцы – макроэкономические.

3. Принцип рациональности означает, что при принятии ответственных решений человек всегда старается максимизировать свой денежный доход.

4. Кривая производственных возможностей показывает максимальные количества благ, которые можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами.

5. При движении вдоль кривой производственных возможностей альтернативные издержки производства одного из двух благ (товаров) всегда тем выше, чем больше объем его производства.

6. Неполное использование ресурсов в графической интерпретации означает, что производство располагается влево от кривой производственных возможностей.

7. Правительство может сделать альтернативные издержки общества на товар нулевыми, приняв закон об установлении нулевой цены товара.

8. Основными методами микроэкономических исследований является предельный анализ и экономическое моделирование.

9. Модель является абстракцией реального явления.

10.Нормативный анализ отвечает на вопрос «что должно быть», а не констатирует

«что есть».

1.5. Задачи

Задача 1.

В группе по результатам психологического тестирования обнаружено 10 Лидеров, 10 Организаторов, 1 Работник, 1 Мыслитель. Ко Дню студента группа должна приготовить 15 бумажных корабликов и придумать к ним 15 названий. Известно, что:

1 § Работник сделает кораблик за 1 мин и придумает название за 5 мин;

2 § Мыслитель сделает кораблик за 10 мин и придумает название за 1 мин;

3 § Лидер сделает кораблик за 5 мин и придумает название за 10 мин;

4 § Организатор сделает кораблик за 10 мин и придумает название за 5 мин.

4Определите:

1) сколько времени потребуется группе, чтобы подготовиться ко Дню студента;

2) сколько максимально корабликов с названиями можно изготовить за 60 мин.

Задача 2.

В отрасли производятся компьютеры и принтеры. В таблице представлены эффективные варианты изменения структуры производства:

Задание:

1. 1) изобразите графически кривую производственных возможностей отрасли;

2. 2) рассчитайте альтернативные издержки производства одного дополнительного

2.компьютера в разных вариантах изменения структуры производства;

3. 3) объясните, как меняются альтернативные издержки в меру расширения

3.производства принтеров.

Задача 3.

3.Робинзон и Пятница оказываются на необитаемом острове. Их основные

занятия – сбор кокосовых орехов и ловля рыбы. Робинзон может за 1 час собрать 10 кокосовых орехов или поймать 2 рыбы. Пятница может за тот же час поймать 10 рыб или собрать 30 орехов. Как нужно распределить обязанности между Робинзоном и Пятницей, чтоб сбор кокосов и ловля рыбы осуществлялись эффективно? Сколько рыбы будет поймано и сколько кокосов собрано, если Робинзон и Пятница будут работать каждый 3 часа в день?

Задача 4.

В одной латиноамериканской стране все население занято в сельском хозяйстве, занимаясь выращиванием либо бананов, либо кофе. Затраты труда на производство 1 т бананов равны затратам на производство 1 кг кофе и составляют 1 чел./год.

Задание:

1. 1) нарисуйте кривую производственных возможностей этой страны, если ее

1.население равно 1 млн. чел.;

2. 2) укажите точку на кривой производственных возможностей, показывающую

2.структуру производства в этой стране, если ее жители в рабочие дни работают на

2.банановых плантациях, а по выходным собирают кофе;

3. 3) в мировой экономике соотношение цен таково, что цена 1 кг кофе равна цене 5 т

3.бананов. Какой будет кривая торговых возможностей страны? На производстве

3.какого товара ей выгоднее специализироваться?

4. 4) пусть потребление бананов в стране является стабильным, оно равно его

4.производству в условиях закрытой экономики и не зависит от участия страны в мировом хозяйстве. Покажите на кривой торговых возможностей, каким количеством бананов и кофе будут располагать жители этой страны при рациональном ведении хозяйства.

Задача 5.

4.Пусть Василий затрачивает 1 ч на производство табуретки и 2 ч на

производство стола, а Иван – 2 ч на производство табуретки и 1 ч на производство стола. Определите:

1) как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru     Варианты       А         МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru     Б     МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru   МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru   В   МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru   Г       МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru     Д     МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru   Е   МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru     Ж МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru
  Принтеры, шт.
    МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru Компьютеры, шт.       МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru       МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru     МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru       МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru   МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ - student2.ru

течение 8 ч;

1. 2) как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит

1.технологию Ивана в производстве столов;

2. 3) каковы альтернативные издержки производства первого и последнего стола,

2.изготовленного суммарными усилиями по технологии Ивана.

2.1.6. Тематика рефератов

3. Рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов.

4. Микроэкономика как составляющая экономической теории.

5. Практические аспекты применения микроэкономического анализа.

6. Предельный анализ в микроэкономике.

7. Возможности и ограничения микроэкономической теории.

7.Тема 2. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

7.2.1. Контрольные вопросы

8. Спрос как характеристика рынка покупателей. Функция спроса.

9. Неценовые детерминанты спроса.

10. Предложение как характеристика рынка продавцов. Функция предложения.

11. Неценовые детерминанты предложения.

12. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие и равновесная цена.

13. Выигрыш потребителя и выигрыш производителя.

14. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде.

15. Государственные налоги и субсидии, их последствия для рыночного равновесия.

16. Точечная эластичность и дуговая эластичность.

17. Практическое значение теории эластичности.

9. Экономическая сущность эластичности. 10. Эластичность спроса по цене и по доходу. 11. Эластичность предложения по цене.

12. Перекрестная эластичность спроса по цене.

2.2. Основные понятия

1. Спрос

2. Предложение

3. Закон спроса

4. Закон предложения

5. Рыночное равновесие

6. Равновесная цена

7. Равновесный объем

8. Нормальные товары

9. Низкокачественные товары

10. Нейтральные товары

11. Товары-субституты

12. Товары-комплементы

13. Излишек потребителя

14. Излишек производителя

15. Устойчивость равновесия

16. Эластичность

17. Эластичность спроса по цене

18. Точечная эластичность спроса

19. Дуговая эластичность спроса

20. Эластичность спроса по доходу

21. Перекрестная эластичность спроса по цене 22. Эластичность предложения по цене

2.3. Тестовые задания

1. Изменение какого фактора не приводит к сдвигу кривой спроса?

а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) размера или распределения национального дохода; в) цены товара;

г) численности или возраста потребителей.

2. Если изменение количества товара, которое желают и могут купить потребители, вызвано неценовым фактором, произойдут изменения:

а) в спросе на товар, что сдвинет кривую спроса;

б) в спросе на товар, но кривая спроса не сдвинется;

в) в объеме спроса на товар, кривая спроса не сдвинется;

г) в объеме спроса на товар, кривая спроса сдвинется.

3. Что может вызвать уменьшение спроса на товар Х:

а) уменьшение доходов потребителей;

б) уменьшение цен на товары-субституты товара Х; в) ожидание роста цены на товар Х;

г) снижение предложения товара Х.

4. Повышение цены бензина сдвигает кривую спроса на автомобильные шины:

а) влево, поскольку бензин и шины являются товарами-заменителями;

б) влево, поскольку бензин и шины являются товарами-комплементами;

в) вправо, поскольку бензин и шины являются товарами-комплементами;

г) вправо, поскольку повышение цены на бензин уменьшает покупательную

способность потребителей.

5. Какое из следующих событий могло вызвать сдвиг кривой спроса на стиральный порошок вправо?

а) снижение цен на сырье для производства стирального порошка;

б) уменьшение доходов потребителей;

в) снижение цен товаров-заменителей;

г) широкая реклама стирального порошка.

6. Товар считается низкокачественным, если спрос на него:

а) увеличивается с повышением цены товара-заменителя; б) уменьшается с ростом доходов потребителей;

в) увеличивается с ростом доходов потребителей;

г) сокращается с повышением цены товара-комплемента.

7. Товары-субституты – это пары товаров, для которых:

а) повышение цены одного вызывает рост спроса на другой;

б) повышение цены одного вызывает сокращение спроса на другой; в) спрос растет с ростом доходов потребителей;

г) повышение цены одного не вызывает изменение спроса на другой.

8. На рыночное предложение непосредственно не влияют:

а) цены ресурсов;

б) число фирм;

в) доходы потребителей;

г) изменение технологии производства.

9. Совершенствование технологии производства товара сдвигает:

а) кривую спроса на него вверх и вправо; б) кривую спроса на него вниз и влево;

в) кривую его предложения вниз и вправо; г) кривую предложения вверх и влево.

10. Рынок товара находится в состоянии равновесия, если:

а) объем спроса на товар равен объему его предложения;

б) на рынке не существует ни излишка, ни дефицита товара;

в) при определенной цене планы потребителей купить, совпадают с планами

производителей продать; г) все ответы правильные.

11. К повышению равновесной цены товара может привести:

а) увеличение спроса на товар;

б) уменьшение спроса на товар;

в) увеличение предложения товара;

г) одновременное и одинаковое увеличение спроса и предложения.

12. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

а) появляется излишек товаров;

б) возникает дефицит товаров;

в) формируется рынок покупателя; г) падает цена ресурсов.

13. Установление государством цены на уровне, выше равновесной, вызывает:

а) появление устойчивого излишка товара; б) уменьшение предложения;

в) появление дефицита товара;

г) увеличение спроса.

14.Если на рынке определенного товара одновременно вырастут спрос и предложение, то:

а) равновесная цена и равновесный объем увеличатся;

б) равновесная цена и равновесный объем не изменятся;

в) равновесная цена увеличится, а влияние на равновесный объем невозможно определить;

г) равновесный объем увеличится, а влияние на равновесную цену невозможно определить.

15. Вследствие установления налога на производителей:

а) цена спроса превысит цену предложения на величину налога;

б) равновесная цена вырастет, но продавцы получат за товар ту же величину,

которую заплатят покупатели;

в) равновесная цена снизится, но продавцы получат за товар ту же величину,

которую заплатят покупатели;

г) цена предложения превысит цену спроса на величину налога.

16. Неэластичный спрос означает, что:

а) рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса менее, чем на 1%; б) рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса более, чем на 1%; в) любое изменение цены не приводит к изменению общей выручки;

г) рост цены на 1% не влияет на величину спроса.

17. Ценовая эластичность спроса будет выше:

а) на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши;

б) в тех случаях, когда потребители используют данный товар с наибольшей

пользой для себя;

в) чем больше альтернативные затраты производства товаров; г) чем меньше необходимым есть товар потребителю.

18.В случае, если, несмотря на изменение цены товара, общая выручка не изменяется, коэффициент ценовой эластичности:

а) больше 1;

б) меньше 1;

в) равняется 1;

г) равняется 0.

19. Предположим, что предложение товара Х абсолютно неэластично. Если спрос на этот товар возрастет, то равновесная цена:

а) уменьшится, равновесный объем возрастет;

б) и равновесный объем уменьшится;

в) увеличится, а равновесный объем уменьшится;

г) увеличится, а равновесный объем останется неизменным.

20. Товар можно отнести к недоброкачественным, если:

а) эластичность его спроса по доходам равняется -0,5; б) ценовая эластичность его спроса равняется 1,3;

в) перекрестная эластичность его спроса равняется -0,7; г) эластичность его спроса по доходам равняется 1,3.

2.4. Задания «верно/неверно»

1. Увеличение объема спрос означает смещение кривой спроса вправо.

2. Рост доходов потребителей вызывает увеличение спроса на все товары.

3. Изменение потребительских предпочтений приводит к движению спроса вдоль его

3.кривой, а рост доходов – к ее сдвигу.

4. Если (при прочих равных условиях) спрос на товар растет в результате роста

4.потребительских доходов, то этот товар относится к категории «нормальных

4.товаров».

5. Сдвиг кривой предложения вправо означает, что производители предлагают

5.большее количество продукта при каждом уровне цен.

6. Рост спроса, который сопровождается расширением предложения, приводит к

6.увеличению равновесного объема производства, но не к росту равновесной цены.

7. Любое изменение цен на ресурсы приведет к сдвигу точки равновесия спроса и

7.предложения вверх или вниз по кривой спросу.

8. Частичное равновесие – это состояние рынка определенного товара, при котором

8.объем спроса на товар совпадает с объемом его предложения.

9. Объем выручки изменяется в зависимости от величины коэффициента ценовой

9.эластичности реализуемого товара.

10.Положительное значение коэффициента перекрестной эластичности двух товаров

означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми.

2.5. Задачи

Задача 1.

Начертите график спроса и предложения курятины по следующим данным:

Задание:

1. 1) определитеценуравновесияиравновесныйобъемпродукции;

2. 2) начертите новые графики спроса и предложения, которые отображали бы такие

2.события:

1 · повышение цен на свинину и говядину;

2 · повышение налога на доходы физических лиц;

3 · рост цен на комбикорма;

4 · выведена новая порода куриц, которые быстро растут;

3. 3) допустим, что правительство фиксирует цену на курятину на уровне 2 грн. за кг. Какие последствия будет иметь установление такой цены? Покажите их графически.

Задача 2.

3.Из печати вышло новое учебное пособие по микроэкономике. Спрос на

пособие задан уравнением: QD=6-P, а предложение описывается уравнением: QS=P-2.

Задание:

1. 1) определите равновесную цену и равновесный объем пособий. Представьте

1.графическую иллюстрацию;

2. 2) допустим, что правительство вводит налог, который выплачивается продавцом в

2.размере 2 грн. с одного пособия. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Какие изменения произойдут на графике?

Задача 3.

2.Функция спроса на товар задается уравнением: QD=4750-350P, а функция

предложения: QS=1600+100P.

Задание:

1. 1) постройте графики спроса и предложения, определите равновесную цену и объем

1.производства;

2. 2) что произойдет, если на данный товар правительством будет установлено

2.фиксированную цену 9 грн.;

3. 3) сравните совокупный доход продавца при двух значениях цены.

Задача 4.

3.В таблице представлен объем спроса на мороженое при разных ценах.

Наши рекомендации