Понятие денежного рынка. Измерение денежной массы. Денежно-кредитная система, её структура. Рынок ценных бумаг. Денежно-кредитная политика государства в смешанной системе

Денежный рынок – это такой рынок, где устанавливается равновесная ставка процента, то есть как бы «цена» денег, на основе взаимодействия спроса на деньги и их предложения. Важным понятием при этом выступает денежная масса, которую можно определить как совокупность платёжных средств, обращающихся в стране на данный момент.

Право эмиссии наличных денег имеет только Центральный банк страны. Но система коммерческих банков тоже формирует часть денежной массы. Каким образом? Например, создаёт так называемые кредитные деньги, то есть чеки, выписанные с текущего счёта, принимаются в качестве средства обращения. Они являются, по сути, долговыми обязательствами коммерческих банков.

Все коммерческие банки должны иметь установленные законом обязательные резервы. Норма обязательных резервов определяется как отношение между обязательными резервами коммерческого банка и его обязательствами по бессрочным вкладам. Кредитные ресурсы отдельного коммерческого банка определяются величиной его избыточных резервов, то есть разностью между фактическими и обязательными резервами. А вся система коммерческих банков способна предоставлять ссуды, превышающие её избыточные резервы, благодаря действию эффекта денежного мультипликатора.

Денежный мультипликатор – это величина, обратная норме обязательных резервов. То есть он выражает максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной величине резервной нормы. Следовательно, максимальное количество новых денег, которое может создать система коммерческих банков, равно произведению избыточных резервов и денежного мультипликатора. Таким образом, Центральный банк, манипулируя нормой обязательных резервов и используя эффект денежного мультипликатора, может либо расширять, либо сжимать денежную массу в зависимости от конкретных целей денежно-кредитной политики.

Для измерения объёма денежной массы используют денежные агрегаты. Что это такое? Это группировки ликвидных активов, которые могут выполнять основные функции денег (быть средством обращения, мерой стоимости, средством платежа, средством накопления, мировыми деньгами).

Первый денежный агрегат или параметр М1 включает наличные деньги и вклады по текущим счетам, с которых можно выписать чек. В современных развитых странах в докризисный период агрегат М1 был наиболее распространён. В нём деньги используются как средство обращения и средство платежа.

Другой агрегат – М2 – это денежный параметр, включающий наряду с М1 также и вклады на сберегательных счетах, срочные вклады, депозитные счета денежного рынка. То есть активы, которые нельзя перевести от одного лица к другому. Следовательно, в М2 деньги используются и как средство накопления в дополнение к функциям первого агрегата.

Следующий агрегат – М3 – это денежный параметр, включающий наряду с М2 срочные депозиты большого размера (обычно свыше 100 тыс. долларов) и соглашения об обратном выкупе с длительным сроком перепродажи.

Далее следует назвать агрегат L – денежный параметр, включающий наряду с М3 краткосрочные казначейские ценные бумаги. И, наконец, важно отметить агрегат D – денежный параметр, включающий все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты. Таковы денежные агрегаты, используемые для измерения объёма денежной массы.

Государство управляет развитием денежного рынка с помощью денежно-кредитной системы. Последняя в современных странах характеризуется разнообразием кредитно-финансовых учреждений. Их структуру можно условно разделить на три уровня: во-первых, центральный банк, во-вторых, коммерческие банки, и, в-третьих, специализированные кредитно-финансовые институты.

Основная задача центрального банка – проведение государственной политики в области кредита, денежного обращения, расчётов и валютных отношений. С этой целью центральный банк, во-первых, осуществляет эмиссию денег и организацию их обращения; во-вторых, аккумулирует и хранит кассовые резервы других кредитных учреждений; в-третьих, обеспечивает кредитование коммерческих банков; в-четвёртых, осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков. При осуществлении указанных функций центральный банк использует операции на открытом рынке, то есть продажу или покупку ценных бумаг, а также варьирование учётной ставки и нормы резервов, которые коммерческие банки обязаны держать на счетах в центральном банке.

Второй этаж структуры кредитно-денежной системы – коммерческие банки – непосредственно обслуживает фирмы и население. То есть коммерческие банки принимают и размещают денежные вклады, предоставляют кредиты, осуществляют расчёты по поручению клиентов.

Третье звено кредитно-денежной системы – специализированные кредитно-финансовые институты – занимаются кредитованием определённых сфер и отраслей хозяйственной деятельности. К таким институтам относятся, во-первых, инвестиционные банки; во-вторых, сберегательные учреждения; в-третьих, страховые компании; в-четвёртых, пенсионные фонды; в-пятых, инвестиционные компании. В чём же заключается специфика функций указанных институтов?

Инвестиционные банки, в отличие от коммерческих банков, не имеют права принимать депозиты. Они выпускают и размещают ценные бумаги, привлекают капитал путём продажи собственных акций или за счёт кредита коммерческих банков, а также используют свой капитал для долгосрочного кредитования различных отраслей.

Сберегательные учреждения аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование жилищного строительства. В западных странах в докризисный период были распространены следующие типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимосберегательные банки, доверительно-сберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации, кредитные кооперативы.

Страховые компании, во-первых, привлекают средства путём продажи страховых полисов, а во-вторых, финансируют крупнейшие корпорации промышленности, транспорта и торговли.

Пенсионные фонды, во-первых, привлекают средства путём выпуска долговых обязательств, которые обеспечивают клиентов после выхода на пенсию, а во-вторых, вкладывают накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства.

Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои акции и используют полученные средства для покупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства. Таковы специализированные кредитно-финансовые институты, имевшие распространение в развитых странах в докризисный период. Но, кроме национальных, существуют ещё и межгосударственные кредитные институты: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.

Важным аспектом кредитно-денежной системы выступает рынок ценных бумаг. Его можно определить как систему отношений между продавцами и покупателями ценных бумаг. Продаются ценные бумаги не по номинальной, а по курсовой стоимости. Курсовая цена, например, акции рассчитывается как отношение величины дивиденда на неё к банковскому проценту по вкладам, умноженное на 100%. Учредители акционерного общества присваивают учредительскую прибыль, то есть разность между суммой, полученной от продажи акций, и суммой, действительно вложенной в предприятие.

В развитых странах в докризисный период были распространены, во-первых, ценные бумаги правительства и, во-вторых, ценные бумаги корпораций. Правительство продаёт населению ценные бумаги, занимая таким образом деньги. Поэтому совокупность правительственных ценных бумаг, выпущенных в обращение, и составляет, как мы отмечали в предыдущей теме, внутренний государственный долг. Среди ценных бумаг правительства различают рыночные и нерыночные. Рыночные продаются населению, а затем обращаются на вторичном рынке. (Первичный рынок ценных бумаг – это продажа их эмитентами, то есть теми, кто их выпустил. А вторичный рынок – это продажа и покупка ценных бумаг дилерами и брокерами, то есть посредниками. При этом брокеры участвуют в сделках от имени клиента и за его счёт, а дилеры – от своего имени и за свой счёт. При этом и те, и другие являются членами фондовой биржи, которая регистрирует курсы ценных бумаг, сводит их продавцов и покупателей. Кроме того, правительственные ценные бумаги могут покупаться и продаваться частными лицами через коммерческие банки. Таким образом, вторичный рынок используется центральным банком для макроэкономического регулирования, реализации кредитно-денежной политики).

К рыночным ценным бумагам правительства относятся казначейские векселя и казначейские облигации. Их объединяют общим названием –казначейские ценные бумаги. Последние обычно составляли в США в докризисный период, например, три четверти внутреннего государственного долга. А оставшуюся четверть составляли нерыночные ценные бумаги. Последние продаются населению, но не могут обращаться на вторичном рынке. К ним относятся, например, сберегательные облигации.

Правительственные ценные бумаги в странах смешанной экономической системы облагаются налогом, да и проценты по ним сравнительно невелики. Но в докризисный период правительственные бумаги обладали здесь большой надёжностью, что и привлекало к ним покупателей. А динамика доходности правительственных ценных бумаг существенно влияла на соответствующую динамику других видов ценных бумаг, то есть прежде всего ценных бумаг корпораций. К последним относятся, во-первых, облигации корпораций и, во-вторых, акции корпораций.

Облигации корпораций имеют сроки погашения и фиксированные выплаты по процентам. Этими свойствами они схожи с казначейскими ценными бумагами. Но доходы по облигациям корпораций практически всегда выше, чем доходы по казначейским облигациям. Проценты по облигациям корпораций выплачиваются из их балансовой прибыли, то есть до выплаты налогов. В результате облагаемая налогом прибыль уменьшается. Это побуждает корпорации иметь больше облигаций, чем акций. Выпуск облигаций увеличивает заёмный капитал, но не число совладельцев корпорации.

Акции корпораций, как и облигации, выпускаются с целью привлечения капитала. При этом купившие акции не могут их предъявить корпорации для возврата денег, но могут продать их по рыночной цене. Среди акций различают обычные и привилегированные. Обычные акции дают владельцам право, во-первых, совладения имуществом корпорации, во-вторых, получения части дохода в соответствии с количеством акций, в-третьих, участия в принятии решений по управлению корпорацией, избрания в её руководство.

Дивиденды по обычным акциям выплачиваются из чистой прибыли корпораций. Размеры дивидендов зависят, во-первых, от величины чистой прибыли, а во-вторых, от её распределения на сберегаемую часть и распределяемую в виде дивидендов часть. Дивиденды по обычным акциям выплачиваются после выплаты процентов по привилегированным акциям. Если корпорация ликвидируется и производится раздел её имущества, то обычные акции обеспечиваются после привилегированных.

Привилегированные акции, в отличие от обычных, как и облигации, не дают права голоса, зато дают право на получение фиксированного дивиденда. Он исчисляется в виде процента к номинальной стоимости привилегированной акции и выплачивается из чистой прибыли перед выплатой дивидендов по обычным акциям. Причём он не зависит от распределения прибыли. Таковы основные характеристики рынка ценных бумаг в смешанной экономической системе.

Важное место в странах такой системы принадлежит денежно-кредитной политике государства. Она представляет собой совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита. Денежно-кредитная политика государства направлена на обеспечение устойчивого экономического роста путём воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность. Она проводится центральным банком, который осуществляет денежную эмиссию, облегчает или затрудняет выдачу кредитов коммерческими банками.

Какие же инструменты использует государство для осуществления кредитно-денежной политики? К основным таким инструментам можно отнести, во-первых, операции центрального банка на открытом рынке, во-вторых, дисконтную политику, в-третьих, изменение уровней резервов коммерческих банков через прямое указание их доли в балансах этих банков.

Первый из названных инструментов выражается в продаже или покупке центральным банком правительственных ценных бумаг на открытом денежном рынке. При продаже, выплачивая по этим бумагам заманчивый для покупателей процент, центральный банк выкачивает резервы у коммерческих банков. В результате коммерческие банки получают ценные бумаги, а центральный банк – деньги. Но поскольку сокращение резервов вызывает мультипликационное сокращение денег, то сокращается и предложение денег. Следовательно, процентная ставка возрастает.

А если, наоборот, правительство желает снизить процентную ставку, то оно через центральный банк начнёт скупать у коммерческих банков ценные правительственные бумаги. В результате увеличатся резервы коммерческих банков и мультипликационный эффект вызовет увеличение предложения денег. Таким образом, ставка процента будет падать.

Второй инструмент денежно-кредитной политики государства – дисконтная политика – состоит в том, что центральный банк непосредственно даёт ссуды коммерческим банкам. Например, в США Федеральная Резервная Система, а в Великобритании Банк Англии осуществляли эту операцию в докризисный период по традиции через 11 дисконтных домов. При этом центральный банк, назначая низкую ставку процента (она называется дисконтной ставкой), вправе ожидать к своим ссудам заинтересованное внимание коммерческих банков. Это приводит к увеличению резервов и, таким образом, к росту предложения денег.

Третий инструмент государственной кредитно-денежной политики – это изменение уровня резервов через прямое указание их доли в балансах коммерческих банков. При этом увеличение доли резервов приводит к сокращению предложения денег, а снижение доли резервов – к увеличению предложения денег. Таким образом, предложение денег передвигает точку равновесия на графике спроса и предложения, снижая или увеличивая процентную ставку.

Все три указанных инструмента в докризисный период позволяли странам смешанной системы осуществлять макроэкономическое регулирование. Отличалась ли кредитно-денежная политика РФ в этот период от зарубежной? Все почти 20 лет реформ президент, правительство и центральный банк РФ декларировали, что проводят ту же кредитно-денежную политику, что и страны смешанной системы. Однако в действительности макроэкономическая политика РФ, в том числе и кредитно-денежная, не была нацелена в этот период на стимулирование товаропроизводителя любой формы собственности. Однобокое увлечение монетарной моделью привело к перекачке капитала из производственного сектора в финансовый.

Российская система коммерческих банков занялась не кредитованием товаропроизводителя под низкий процент, как это делалось в западных странах, а, по сути, присвоением средств из госбюджета и неэквивалентными операциями с вкладчиками не в пользу последних. А при дефолте 1998 года значительная часть коммерческих банков разорилась, стала иждивенцем у бюджета. В ещё худшем варианте эта ситуация повторилась с развёртыванием кризиса 2008-2009 годов: правительство из госбюджета «подкормило» группу крупнейших коммерческих банков страны, а последние направили эти средства не на кредитование товаропроизводителя, а на выплату внешних долгов, возникших в годы «стабилизации».

Второе звено структуры кредитно-денежной системы – специализированные институты – так и не получило в РФ должного развития. Рынок ценных бумаг лишь начал было формироваться, но в результате дефолта 1998 года потерпел крах. Этому способствовала обманувшая клиентов пирамида ГКО, выстроенная в середине 1990-х годов тогдашними правительством В.С. Черномырдина и председателем правления Центрального банка РФ С.К. Дубининым. К концу докризисного периода в слаборазвитых странах доля капитализации рынка акций в номинальной стоимости ВВП достигла 40%, а в развитых – 90%. Это значит, что российский рынок ценных бумаг, чтобы достичь уровня слаборазвитых стран, должен был быть увеличен в 15 раз, а развитых – в 40 раз! Вместо этого начало кризиса 2008-2009 годов ознаменовалось самым сильным в мире обвалом фондового рынка – он сократился в пять раз!

В целом ни один из трёх рассмотренных инструментов кредитно-денежной системы, распространённых в докризисный период в западных странах и реформируемом Китае, в РФ сейчас практически не действует и не может действовать в принципе. Например, у нас, по сути, невозможны крупномасштабные операции на открытом денежном рынке, поскольку они значительно бы увеличили и без того огромный государственный долг. Низка в РФ и роль учётных ставок или ставок рефинансирования, так как эти ставки у нас всё ещё чрезмерно высоки, душат инвестиционную активность.

Коммерческие банки РФ совсем не предоставляют предпринимателям долгосрочных кредитов. А краткосрочные даются под высокий процент – выше, чем предполагаемая прибыль от реализации кредитов в бизнесе. Причём при получении кредита от предпринимателя требуют солидный залог. А это невыполнимо, особенно для начинающих предпринимателей. К тому же, по данным Центрального банка РФ, к началу 2010 года каждый пятый россиянин, взявший потребительский кредит, не смог расплатиться в срок, а в 2014 году общие долги населения превысили 11 триллионов рублей, что тоже способствует параличу отечественной кредитно-денежной системы.

Кроме того, из-за вялости кредитной политики коммерческих банков РФ у нас денежный мультипликатор в несколько раз ниже, чем в развитых странах Запада. Поэтому резервные требования в РФ не выполняют функции ограничителя денежного мультипликатора, как должно быть по научным рекомендациям и мировому опыту. В результате российские коммерческие банки депонируют избыточные резервы за границей, тогда как отечественная экономика остро нуждается в денежных средствах.

Дополнительная проблема кредитно-денежной политики РФ вызвана использованием у нас доллара США как средства сбережения. Ведь это по существу означает кредитование нами экономики США, а не РФ. Поэтому справедливо, по-моему, популярный экономист Михаил Хазин, президент консалтинговой компании «НЕОКОН», заявил, выступая ещё в апреле 2009 года на радио «Эхо Москвы», что «крах мировой долларовой системы неизбежен. Это, безусловно, реальность, сказал он, только не нужно считать, что он произойдет завтра. Это не акт, это процесс. Он начался уже довольно давно, мы книжку написали еще в 2003 году, она вышла – «Закат империи доллара». И вот этот процесс начался уже в конце 90-х годов и протянется еще какое-то время, но у нас на глазах. Если бы в начале 2000-х описать то, что происходит сегодня, люди бы не поверили. Во всяком случае, когда наша книжка вышла, на нас показывали пальцами и говорили: «маньяки», «антиамериканцы», «сумасшедшие», «инструкторы провинциального райкома партии». Ну, какую-то глупость говорили люди, чтобы сформулировать свое как бы принципиальное несогласие с тем, что такое может быть. Но вот оно у нас на глазах происходит».

Поэтому дедолларизация российской экономики выступает необходимым предварительным условием для оживления отечественной инвестиционной активности и достижения устойчивых темпов экономического роста. Решающим же условием для этого может быть только смена курса всей макроэкономической политики в сторону научных рекомендаций и уроков мирового опыта.

Наши рекомендации