Виды учебной работы: заочное
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ВГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой ЭТ и МЭ
____________д.э.н., проф. Гоголева Т.Н.
подпись, расшифровка подписи
__.__.20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.2 Микроэкономика
Код и наименование дисциплины в соответствии с Учебным планом
1. Шифр и наименование направления подготовки/специальности:38.04.01 «Экономика»
2. Профиль подготовки/специализации:все программы направления «Экономика»
3. Квалификация (степень) выпускника:магистр
4. Форма образования:очная, заочная
5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:экономической теории и мировой экономики
6. Составители программы: к.э.н., доц. Матершева В.В.
7.Рекомендована:НМС экономического факультета ВГУ от 16.06.2016 г. протокол №6
8. Учебный год:2016/2017Семестр(-ы):1
9. Цели и задачи учебной дисциплины:
Цель курса – познакомить студентов с методами микроэкономического анализа, помочь студентам освоить микроэкономические модели, предлагаемые современной экономической наукой и показать, как теоретические модели могут быть использованы для объяснения реальных практических ситуаций и, прежде всего, в российской экономике
Задачи курса. Фундаментальное изучение микроэкономической теории как в аспекте ее новейших достижений и тенденций развития, так и с точки зрения сравнения достижений различных научных школ и традиций; обучение навыкам построения экономических моделей, формулирование выводов и рекомендаций, формирование у студентов навыков, умений и знаний, позволяющих им анализировать поведение потребителей, фирм, в рыночной экономике, в том числе в условиях неопределенности и риска; демонстрация возможности профессионального применения полученных знаний; совершенствование навыков самообучения студентов.
10. Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Курс «Микроэкономика» неотъемлемая составная часть цикла образовательной программы магистра экономики. Он базируется на положениях и инструментах базового курса микроэкономики, теории отраслевых рынков, экономики государственного сектора, экономики общественного выбора и институциональной экономики. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями этих дисциплин.
Одновременно курс создаёт теоретический фундамент для освоения таких важнейших разделов современной экономической науки как макроэкономическая теория, теория общественного выбора, теория государственного управления, теория благосостояния, теория информации и др., а также дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого специалиста.
11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
а) общекультурные (ОК):
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1)
- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
- Общепрофессиональные компетенции.
- (ОПК-3)
б) профессиональные (ПК):
- способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);
- способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);
- способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· как обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в области микроэкономического анализа, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;
· как готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микроуровне
· как анализировать основные концепции и модели микроэкономики и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов.
Уметь:
· использовать на практике полученные теоретические знания, обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в области микроэкономического анализа, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;
· абстрактно мыслить, осуществлять анализ, синтез, свободно ориентироваться в основных концепциях и направления современной экономической теории;
· анализировать основные концепции и модели микроэкономики и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов, самостоятельно формулировать гипотезы и моделировать вербальные ситуации.
Владеть:
· понятийным аппаратом и важнейшими терминами современной микроэкономической теории;
· методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;
· навыками поиска и использования информации по микроэкономической проблематике:
· навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии, построения моделей.
12. Структура и содержание учебной дисциплины:
12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом —5 ЗЕТ/180 часов.
Виды учебной работы: очное
Вид учебной работы | Трудоемкость (часы) | ||
Всего | В том числе в интерактивной форме | По семестрам | |
1 сем. | |||
Аудиторные занятия | |||
в том числе: лекции | |||
практические | |||
Самостоятельная работа | - | ||
Форма промежуточной аттестации: экзамен | - | ||
Итого: |
12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом —5 ЗЕТ/180 часов.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Направление/специальность 38.04.01 «Экономика»
Дисциплина: Б1.В.ОД.2 «Микроэкономика»
Профиль подготовки: все программы направления «Экономика»
Форма обучения: очная, заочная
Учебный год 2016/2017
Ответственный исполнитель
Зав. кафедрой ЭТиМЭ ________ д.э.н., проф. Гоголева Т.Н. __.__ 20__
Исполнители
Доц. Кафедры ЭТиМЭ, к.э.н., ________ Матершева В.В. __.__ 20__
согласовано
Куратор ООП ВПО
по направлению/специальности _______ д.э.н., проф. Гоголева Т.Н. __.__20__
Зав. отделом обслуживания ЗНБ ________ Воищева Е.В. __.__ 20__
РЕКОМЕНДОВАНА НМС экономического факультета ВГУ
протокол от 16.06.2016 г. № 6
Минобрнауки россии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ___________________________ __________ Т.Н.Гоголева подпись, расшифровка подписи __.__.20__ |
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Микроэкономика Б1.В.ОД.2
36.04.01 «Экономика»
(код и наименование направления подготовки)
Все программы направления
|
Квалификация (степень) выпускника
Паспорт
Фонда оценочных средств
по учебной дисциплине
Микроэкономика
1. В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
1.1. Знать:
- основные положения современного микроэкономического анализа; в том числе модели теории потребления, обмена, рыночных структур (ОК1)
- как использовать основные подходы микроэкономического анализа для саморазвития, самореализации, использования творческого потенциала (ОК3)
- основные условия принятия решений в теории потребления, теории обмена и теории рынков, способствующие принятию решений (ОПК3)
- как обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в области микроэкономического анализа; как выявлять перспективные направления исследований, составлять программу исследований.(ПК1);
-как готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микроуровне.(ПК8);
- как анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов в области микроэкономического анализа (ПК9).
1.2. Уметь: - совершенствовать и развивать свои способности к абстрактному мышлению, анализу и синтезу конкретных ситуаций на основе знаний микроэкономического анализа (ОК1);
- самостоятельно осваивать новые положения микроэкономического анализа; (ОК3);
-использовать знания, полученные в результате изучения основ микроэкономического анализа ( в теории потребления, теории обмена и теории рынков и т.д.), способствующие принятию решений (ОПК3);
-обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в области микроэкономического анализа; как выявлять перспективные направления исследований, составлять программу исследований.(ПК1);
- проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (планом реферативной работы, решать стандартные задачи, анализировать практические ситуации относительно принятия решений.(ПК8)
- анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов в области микроэкономического анализа (ПК9).
1.3.
Владеть:
- способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ОК1) ;
-умением представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде критического обзора литературы по направлению своего диссертационного исследования (ПК1)
2. Программа оценивания контролируемой компетенции:
Текущая аттестация | Контролируемые модули, разделы (темы) дисциплины и их наименование* | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства** |
Теория потребления Теория обмена | ОК 1,3 ОПК 3, ПК 1,8,9 | № 1,2,,5,6,7,8 | |
Модели рыночных структур | ОК 1,3 ОПК 3, ПК 1,8,9 | № 3,4,5,6,7,8 | |
Промежуточная аттестация | ОК 1,3 ОПК 3, ПК 1,8,9 | № 7 |
Минобрнауки россии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
Кафедра _ЭТиМЭ________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой __Гоголева Т.Н.
__________ __________
подпись, расшифровка подписи
__.__.20__
Направление подготовки / специальность 38.04.01 «Экономика»
Дисциплина: Микроэкономика Б1.В.ОД.2
Форма обучения: очное, заочное
Вид контроля: экзамен
Вид аттестации: текущая
Контрольно-измерительный материал №_1_
Вариант 1
Задание 1. Рассмотрите функции потребления и их виды. Приведите примеры конкретных ситуаций.
Задание 2. Объясните различия в подходах Хикса и Слуцкого к определению потребительского излишка. Какой подход, на Ваш взгляд, является более обоснованным. Почему? Ответ аргументируйте.
Вариант 2
Задание 1. Рассмотрите возможные варианты равновесия потребителей.
Задание 2. Проведите сравнительный анализ компенсированных и эквивалентных вариаций доходов для различных видов благ. Проиллюстрируйте примерами из российской действительности возможности использования данного анализа. Рассмотрите систему дотаций малообеспеченным слоям населения.
Минобрнауки россии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
Кафедра _ЭТиМЭ________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой __Гоголева Т.Н.
__________ __________
подпись, расшифровка подписи
__.__.20__
Направление подготовки / специальность 38.04.01 «Экономика»________________________
шифр, наименование
Дисциплина Микроэкономика Б1.В.ОД.2
Форма обучения очное, заочное_______________________________________________________
очное, очно-заочное, заочное
Вид контроля _экзамен ________________________________________________
экзамен, зачет;
Вид аттестации текущая
Тема. Теория обмена
Вариант 1.
1.Рассмотрите в «коробке Эджуорта» возможность «нащупывания» равновесия в ситуации наличия первоначального запаса, когда цена на благо Х растет. Объясните суть данного механизма.
2. Рассмотрите модель нахождения равновесия используя кривые предложения благ из первоначального запаса. Почему данный контракт представляется оптимальным? Приведите возможные иллюстрации из реальной действительности данной ситуации.
Вариант 2 .
1.Рассмотрите в «коробке Эджуорта» ситуацию «аукционист и процесс «нащупывания» равновесия в ситуации, когда цена на благо Х падает при условии фиксированного первоначального запаса. Объясните суть данного механизма.
2.Рассмотрите условие получения контрактной кривой.
Минобрнауки россии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
Кафедра _ЭТиМЭ________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой __Гоголева Т.Н.
__________ __________
подпись, расшифровка подписи
__.__.20__
Направление подготовки / специальность 38.04.01 «Экономика»________________________
шифр, наименование
Дисциплина Микроэкономика Б1.В.ОД.2
Форма обучения очное, заочное_______________________________________________________
очное, очно-заочное, заочное
Вид контроля _экзамен ________________________________________________
экзамен, зачет;
Вид аттестации текущая
Контрольно-измерительный материал №_3
Вариант 2
Задание 1. Рассмотрите количественные и ценовые модели олигополии и дайте их сравнительный анализ. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие функционирование данных моделей в реальной российской практике,
Задание 2. Изложите модели пространственной дифференциации продукции.
Рассмотрите конкретные ситуации.
Минобрнауки россии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
Кафедра _ЭТиМЭ________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой __Гоголева Т.Н.
__________ __________
подпись, расшифровка подписи
__.__.20__
Направление подготовки / специальность 38.04.01 «Экономика»________________________
шифр, наименование
Дисциплина Микроэкономика Б1.В.ОД.2 __________________
Форма обучения очное, заочное_______________________________________________________
очное, очно-заочное, заочное
Вид контроля _экзамен ________________________________________________
экзамен, зачет;
Вид аттестации текущая
Контрольно-измерительный материал №_4_
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
Кафедра _ЭТиМЭ________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой __Гоголева Т.Н.
__________ __________
подпись, расшифровка подписи
__.__.20__
Направление подготовки / специальность 36.04.01 «Экономика»________________________
шифр, наименование
Дисциплина Микроэкономика Б1.В.ОД.2
Форма обучения очное, заочное_______________________________________________________
очное, очно-заочное, заочное
Вид контроля _экзамен ________________________________________________
экзамен, зачет;
Вид аттестации текущая
Контрольно-измерительный материал №_5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
Кафедра _ЭТиМЭ________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой __Гоголева Т.Н.
__________ __________
подпись, расшифровка подписи
__.__.20__
Направление подготовки / специальность 36.04.01 «Экономика»________________________
шифр, наименование
Дисциплина Микроэкономика Б1.В.ОД.2 __________________
Форма обучения очное, заочное_______________________________________________________
очное, очно-заочное, заочное
Вид контроля экзамен ________________________________________________
экзамен, зачет;
Вид аттестации текущая
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
Кафедра _ЭТиМЭ________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой __Гоголева Т.Н.
__________ __________
подпись, расшифровка подписи
__.__.20__
Направление подготовки / специальность 3604.01 «Экономика»_
Дисциплина Микроэкономика Б1.В.ОД.2
Форма обучения очное, заочное_______________________________________________________
очное, очно-заочное, заочное
Вид контроля _экзамен ________________________________________________
экзамен, зачет;
Вид аттестации промежуточная
Контрольно-измерительный материал №_7_
Темы рефератов
по дисциплине Микроэкономика
1. Методологические подходы к изучению неопределенности и риска у Найта (Ф.Найт. Риск, неопределенность и прибыль», глава 8)
2. Теория контрактов как направление институционального анализа ( Кузьминов, Бендукидзе, Юдкевич «Курс институциональной экономики», глава 5).
3. Использование теории игр в анализе поведения участников финансовых рынков.
4. Использование теории отраслевых рынков при изучении структуры финансовых рынков (Шерер и Росс, «Структура отраслевых рынков», Авдашева, Розанова «Экономическая теория отраслевых рынков).
5. Современные модели олигополии.
6. Современные концепции теории игр.
7. Современные теории ценовой дискриминации.
8. Анализ рынка банковских услуг: какие модели поведения используются?
9. Анализ автомобильного рынка : какие модели поведения используются?
10. Модели пространственной дискриминации: примеры использования.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если реферат написан по рекомендованному плану, соблюдены правила оформления, сделана презентация;
- оценка «хорошо», если реферат написан по рекомендованному плану, есть недочеты в оформлении, сделанная презентация не полностью отражает содержание реферата;
- оценка «удовлетворительно», если реферат написан по рекомендованному плану, имеются серьезные нарушения правил оформления, сделанная презентация не полностью отражает содержание реферата;
- оценка «неудовлетворительно», если в реферате не отражены все рекомендованные вопросы плана, имеются серьезные нарушения правил оформления, сделанная презентация не полностью отражает содержание реферата.
Составитель ________________________Матершева В.В. (подпись)
__.__.20 г.
Минобрнауки россии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
Кафедра _ЭТиМЭ________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой __Гоголева Т.Н.
__________ __________
подпись, расшифровка подписи
__.__.20__
Направление подготовки / специальность 38.04.01 «Экономика»
Дисциплина Микроэкономика Б1.В.ОД.2
Форма обучения: очное, заочное
Вид контроля: экзамен
Вид аттестации: текущая
Вопросы на выбор правильного ответа
1. Потребитель тратит весь доход на товары X и Y. Цена товара X снизилась, а потребление товара Y при этом не изменилось. Можно утверждать, что:
а) потребление товара X не изменилось;
б) при снижении цены тов. X ни эффект замены, ни эффект дохода не оказывают влияния на потребление тов. Y;
в) действие эффекта замены при снижении цены товара X побуждает сокращать потребление товара Y, но эта тенденция полностью нейтрализуется влиянием эффекта дохода;
г) товар Х является товаром низшей категории; д) товар Y является товаром Гиффена.
2. Ценообразование по схеме двойного тарифа:
а) устанавливает плату за доступ к благу в размере потребительского излишка;
б) устанавливает плату за доступ к благу в размере предельных издержек;
в) верно а и б
г) все перечисленное неверно.
3. При прочих равных как соответствуют объемы производства в различных моделях олигополии:
а) выпуск фирмы в модели Курно выше, чем в модели Стакильберга
б) максимизирующий прибыль картель имеет выпуск меньший, чем в модели Стакильберга,
в) максимизирующий прибыль картель имеет выпуск больший, чем отраслевой выпуск в модели Курно
г) все верно
4. Распределение является эффективным по Парето, если:
а) не существует способа повысить благосостояние всех участников обмена;
б) или не существует способа повысить благосостояние одного без снижения благосостояния другого;
в) или все выгоды от обмена исчерпаны; г) все перечисленное верно
5. MRSXY не убывает в случае, когда X и Y:
а) совершенные субституты; б) совершенные комплементы; в) один из этих товаров — безразличное благо;
г) взаимоисключающие блага; д) все перечисленное верно.
6. Недискриминирующая монополия, продающая свою продукцию на нескольких рынках:
а) назначает цену исходя из равенства совокупной предельной выручки и предельных издержек
б) продает свою продукцию по одинаковой цене на всех рынках
в) получает прибыль большую, чем при ценовой дискриминации III степени
г) верно а и б д) верно все перечисленное
7. Дискриминирующая монополия, продающая свою продукцию на нескольких рынках:
а) назначает цену исходя из равенства совокупной предельной выручки и предельных издержек
б) продает свою продукцию по разным ценам
в) получает прибыль большую, чем при отсутствии ценовой дискриминации
г) верно все перечисленное
8. Фирма - лидер:
а) действует на кривой остаточного рыночного спроса
б) имеет значительные преимущества в издержках по сравнению с конкурентным окружением
в) назначает цену выше равновесной ( чем в условиях совершенной конкуренции)
д) все перечисленное верно.
9. В коробке Эджуорта достигнутое в процессе обмена равновесие характеризуется точкой, в которой предельные нормы замены двух благ для обоих субъектов одинаковы и равны соотношению цен: 1)Да 2)Нет
10. В модели монополистической конкуренции « линейный город» уровень цен зависит не только от издержек доставки 1)Да 2)Нет
Аналитические задания
1.В ящике Эджуорта продемонстрируйте ситуацию, при которой в процессе «нащупывания цен», рынок (аукционист) повышает цену на благо Х.
2. Посоветуйте антимонопольным органам, какую прибыль стоит оставить монополисту?. Приведите различные варианты и аргументы.
Вариант 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ВГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой ЭТ и МЭ
____________д.э.н., проф. Гоголева Т.Н.
подпись, расшифровка подписи
__.__.20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.2 Микроэкономика
Код и наименование дисциплины в соответствии с Учебным планом
1. Шифр и наименование направления подготовки/специальности:38.04.01 «Экономика»
2. Профиль подготовки/специализации:все программы направления «Экономика»
3. Квалификация (степень) выпускника:магистр
4. Форма образования:очная, заочная
5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:экономической теории и мировой экономики
6. Составители программы: к.э.н., доц. Матершева В.В.
7.Рекомендована:НМС экономического факультета ВГУ от 16.06.2016 г. протокол №6
8. Учебный год:2016/2017Семестр(-ы):1
9. Цели и задачи учебной дисциплины:
Цель курса – познакомить студентов с методами микроэкономического анализа, помочь студентам освоить микроэкономические модели, предлагаемые современной экономической наукой и показать, как теоретические модели могут быть использованы для объяснения реальных практических ситуаций и, прежде всего, в российской экономике
Задачи курса. Фундаментальное изучение микроэкономической теории как в аспекте ее новейших достижений и тенденций развития, так и с точки зрения сравнения достижений различных научных школ и традиций; обучение навыкам построения экономических моделей, формулирование выводов и рекомендаций, формирование у студентов навыков, умений и знаний, позволяющих им анализировать поведение потребителей, фирм, в рыночной экономике, в том числе в условиях неопределенности и риска; демонстрация возможности профессионального применения полученных знаний; совершенствование навыков самообучения студентов.
10. Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Курс «Микроэкономика» неотъемлемая составная часть цикла образовательной программы магистра экономики. Он базируется на положениях и инструментах базового курса микроэкономики, теории отраслевых рынков, экономики государственного сектора, экономики общественного выбора и институциональной экономики. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями этих дисциплин.
Одновременно курс создаёт теоретический фундамент для освоения таких важнейших разделов современной экономической науки как макроэкономическая теория, теория общественного выбора, теория государственного управления, теория благосостояния, теория информации и др., а также дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого специалиста.
11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
а) общекультурные (ОК):
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1)
- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
- Общепрофессиональные компетенции.
- (ОПК-3)
б) профессиональные (ПК):
- способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);
- способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);
- способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· как обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в области микроэкономического анализа, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;
· как готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микроуровне
· как анализировать основные концепции и модели микроэкономики и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов.
Уметь:
· использовать на практике полученные теоретические знания, обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в области микроэкономического анализа, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;
· абстрактно мыслить, осуществлять анализ, синтез, свободно ориентироваться в основных концепциях и направления современной экономической теории;
· анализировать основные концепции и модели микроэкономики и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов, самостоятельно формулировать гипотезы и моделировать вербальные ситуации.
Владеть:
· понятийным аппаратом и важнейшими терминами современной микроэкономической теории;
· методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;
· навыками поиска и использования информации по микроэкономической проблематике:
· навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии, построения моделей.
12. Структура и содержание учебной дисциплины:
12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом —5 ЗЕТ/180 часов.
Виды учебной работы: очное
Вид учебной работы | Трудоемкость (часы) | ||
Всего | В том числе в интерактивной форме | По семестрам | |
1 сем. | |||
Аудиторные занятия | |||
в том числе: лекции | |||
практические | |||
Самостоятельная работа | - | ||
Форма промежуточной аттестации: экзамен | - | ||
Итого: |
12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом —5 ЗЕТ/180 часов.
Виды учебной работы: заочное
Вид учебной работы | Трудоемкость (часы) | ||
Всего | В том числе в интерактивной форме | По семестрам | |
1 сем. | |||
Аудиторные занятия | |||
в том числе: лекции | |||
практические | |||
Самостоятельная работа | - | ||
Форма промежуточной аттестации: экзамен | - | ||
Итого: |
12.3 Содержание разделов дисциплины:
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
Предмет и методы микроэкономического анализа | Концепции и методы. Оптимизация. Структура оптимизационных задач и их решение | |
Теория поведения потребителей и рыночный спрос | Теории потребления. Полезность. Функция полезности, ее виды, их экономическая интерпретация и сравнение. Бюджетное ограничение. Выбор потребителя. Эффект замещения и дохода. Специальные вопросы выбора потребителя. Концепция выявленных предпочтений. Анализ влияния на благосостояние потребителя различных методов экономической политики. | |
Теория фирмы | Фирма. Природа фирмы. Современные проблемы теории фирмы. Производство. Производственная функция. Виды производственных функций. Функция прибыли. Альтернативные цели фирмы. Модели рыночного поведения фирм. | |
Рыночные структуры | Рынок совершенной конкуренции. Рыночное равновесие и эффективность. Монополия. Модели. Ценовая дискриминация. Монополия и эффективность. Варианты регулирования. Олигополия. Модели. Теории игр и рыночная стратегия фирмы. Эффективность олигополии. Дифференциация продукта и монополистическая конкуренция. Равновесие на рынке монополистической конкуренции. Модели. Альтернативные взгляды на рынок и его строение. | |
Рынки факторов производства | Спрос на факторы. Анализ предельной производительности и определение долей факторов. Монополия и монопсония на рынке факторов.. Профсоюзы на рынке труда. Специфика профсоюзов на рынке труда России. Государство как монопсонист. Двусторонняя монополия. Рынок капитала. Выбор оптимальной инвестиционной стратегии.. Теория человеческого капитала. | |
Общее равновесие и экономическая теория благосостояния. Теория контрактов | Общее и частичное равновесие. Обмен и эффективность распределения ресурсов. Эффективность производства. Эффективность конкурентных рынков (формализация условий общего равновесия). Анализ общего равновесия в условиях нарушения совершенной конкуренции, компенсация потерь эффективности, теория социальных критериев благосостояния и концепция квазиоптимума. Теория контрактов Теория благосостояния. Виды функций общественного благосостояния. Распределение богатства. Эффективность и справедливое распределение. | |
Фактор времени, неопределенность, риск | Выбор в условиях неопределенности. Обмен в условиях неопределенности. Страхование, справедливая цена страхования, спрос на страхование. Роль диверсификации. Модели. Рынки активов. Выбор портфеля. Корректировка различий между активами. Равновесие на рынке рисковых активов. | |
Экстерналии и общественные блага. Общественный выбор | Причины несостоятельности рынка. Внешние эффекты и эффективное распределение ресурсов. Права собственности. Свойства общественных благ и их типология. Спрос на общественные блага и их предложение. Проблема безбилетника.. Ценообразование на общественные блага. Проблемы государственного вмешательства. Специфика современной российской экономики | |
Эко |