Кардинализм исходит из предположения, что потребитель дает абсолютную оценку полезности каждого экономического блага в неких психологических единицах.
Следовательно, обобщенная функция полезности выглядит следующим образом:
ТU = f(x) + f(y) + f(z) + ... + f(n),
где ТU - суммарная полезность; х, у, z, .... n – товары.
Другие исследователи поведения потребителя предложили иной подход. Они подчеркивали, что кардинализм имеет ряд недостатков, состоящих, например, в том, что предположение об абсолютной оценке полезности каждого экономического блага означает, что потребитель вынужден решать практически неразрешимую математическую задачу – оценить все возможные сочетания разнообразных благ. Обобщенная функция полезности игнорирует взаимосвязь между экономическими благами и взаимозависимость междуих полезностями, которая может носить комплиментарный или субституционный характер.
Сторонников нового подхода назвали ординалистами.
Ординализм исходит из того, что потребителю не нужно оценивать полезность каждой отдельно взятой единицы блага в абсолютных числах.
Более вероятно и вполне достаточно того, что потребители знают, какие наборы благ приносят большее и какие меньшее удовлетворение. Предпочитая большие полезности меньшим, потребители оценивают их не абсолютными, а порядковыми числами. С учетом взаимозаменяемости и взаимодополняемости экономических благ обобщенная функция полезности у ординалистов выглядит так:
ТU=f(x,y, z, .... n).
Ординалисты использовали иной, чем кардиналисты, математический и понятийный аппарат, но пришли к тем же выводам, вывели такое же условие равновесия потребителя, что и кардиналисты.
Вывод, который был сделан на основе простейших моделей потребления, следующий: потребитель достигает максимального удовлетворения потребностей тогда, когда последние приращения экономических благ в потреблении имеют одинаковую полезность, или, другими словами, потребитель должен определить такое сочетание экономических благ, предельные полезности которых равны. Это условие равновесия можно записать так: MU1 = MU2 = MU3.
Следует отметить, что в простейших моделях рассматривалось только одно условие, ограничивающее потребление – ограниченность экономических благ. В условиях рынка основными ограничителями потребительского выбора выступают цены товаров и доход потребителя.
В связи с этим значение имеет уже не только сама по себе полезность товара, но и ее соотношение с ценой данного товара. Такое соотношение называют взвешенной предельной полезностью.
& Посмотрим, как влияет взвешенная предельная полезность на условия максимизации полезности. Допустим, студент Робинзонов имеет недельный доход 4,5 дол. и тратит его всего на два товара – бананы и шоколад:
предельная полезность 1 кг бананов MU1 | предельная полезность 1 плитки шоколада MU2 |
На основании этих данных можно сказать, что, не будь рынка, бананы бы потреблялись в первую очередь, поскольку их предельная полезность выше. Однако рыночные цены могут внести коррективы в потребление. Допустим, что бананы стоят
1 дол. (P1), а шоколад – 0,5 дол. (P2). Тогда взвешенные предельные полезности будут выглядеть следующим образом:
MU1/Р1 | MU2/Р2 |
Взвешенная предельная полезность шоколада оказалась у первой единицы выше, чем у бананов. Поэтому первые полдоллара недельного дохода будут потрачены на шоколад, а следующий доллар – на бананы (условно считаем, что первая потребность более значимая). Дальнейшее распределение дохода будет определяться согласно величине взвешенной полезности. В результате окажется, что максимизация полезности будет достигнута при потреблении 3 кг бананов и трех шоколадок. Недельный доход распадается на 0,5 + 1,0+0,5+ 1,0+ 1,0+0,5 = 4,5 (дол.).
Условием максимизации полезности является равенство взвешенных предельных полезностей (в нашем примере они равны восьми): MU1/P1= MU2/Р2, где в качестве весов выступает цена товара Р.
Это второй закон Госсена, который отражает правило распределения дохода между разными благами. Потребитель стремится распределить свой доход таким образом, чтобы не оставалось потребностей удовлетворяющих больше или меньше, чем другие. Это значит, что он приобретает такой набор товаров, который позволяет ему выровнять интенсивность удовлетворения потребностей.
Если взвешенные предельные полезности не равны, например, MU1/P1> MU2/P2, следовательно, потребитель должен изменить количество обоих товаров в потреблении. В данном случае он должен увеличить количество первого товара и уменьшить второго, тогда предельные полезности этих товаров сблизятся.
Правило максимизации полезности и равновесия потребителя можно сформулировать так: потребитель будет изменять набор потребляемых благ до тех пор, пока уровень полезности, получаемый от расходования последней денежной единицы, не станет равным по всем покупаемым товарам.
Условием максимизации полезности (равновесия потребителя) алгебраически выражается следующим образом:
MU1/P1=MU2/P2=MUn/Pn
где MUn – предельная полезность блага, Pn – соответствующая цена.
Немецкий статистик XIX в. Э. Энгель анализировал зависимость структуры потребления от уровня доходов семьи. Он обратил внимание на следующую зависимость: по мере роста дохода удельный вес товаров для отдыха, предметов роскоши растет.