Вопрос 6. Поведение в отношении цены и выпуска
Последствия всеобщей взаимосвязи олигополистов:
♦ нельзя точно оценить спрос;
♦ нельзя точно определить MR;
♦ нельзя определить Р* (равновесная цена) и Q* (равновесный
объем продаж).
Такая неопределенность рыночного поведения порождает множественность моделей олигополии, которые делятся на модели кооперативного (монопольное поведение) и некооперативного поведения (конкурентное поведение).
Q2 Ql Q0 Рис 27. Модель Курно |
Вслучае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска. Кооперативное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы.
Согласно модели Курно, на рынке — две фирмы (дуополия) X и Y, которые конкурируют между собой, производят однородную продукцию и самостоятельно принимают решения относительно цены и объема выпуска (некооперативное поведение). При этом учитываются не только издержки производства и спрос, но и предложение конкурента (рис. 27).
Если фирма Y начнет расширять продажи, то фирма X лишится части спроса, что вызовет смещение графика Dx влево. В результате изменяется объем производства (от Q0→ Q1→ Q2), максимизирующий прибыль фирмы X, и соответствующая ему цена. График объема производства фирмы X, в зависимости от объема производства фирмы Y, называется кривой реагирования фирмы X. Такой график можно построить и для фирмы Y.
Равновесие Курно — в точке А, где предположения фирм совпадают с их реальными действиями, a Qx и Qy — оптимальны (рис.).
Дуополия Курно — это модель, анализирующая поведение двух конкурирующих фирм при условии, что одна фирма, расширяя выпуск, частично вытесняет с рынка другую.
Qy Qy Рис. 28. Равновесие Курно |
Однако, если фирма X займет активную позицию и не допустит фирму Y на свой рынок, может начаться ценовая война. Ценовая война— цикл последовательных уменьшений цены с
целью вытеснения конкурента с олигопольного рынка. Она продолжается до тех пор, пока цена не снизится до минимального уровня (Р = АС = МС).
Модель «Ломаной кривой спроса»(рис.29).
Рис. 29. Ломаная кривая спроса при олигополии |
Модель объясняет негибкость цен. Форма кривой спроса олигополиста зависит от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если она повысит цену, так как конкуренты не будут повышать свои цены в ответ (D2). Если же фирма понизит свои цены, то спрос станет неэластичным, так как конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены (D1).
Результат — ломаная кривая спроса у фирмы (D2PD1).
Р — установленная цена. Если фирма повысит цену, то спрос уйдет к D2. Если фирма понизит цену, то спрос не изменится.
Кривая MR имеет вертикальный разрыв А-В. Из-за разрыва в величинах MR объем выпуска не будет оказывать воздействия на цену товара при изменении предельных издержек (МС).
Ценообразование на рынке олигополии.
А) Картельное соглашение.
Тайный сговор— форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей.
Картель— группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.
Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж.
При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены втайне от других. Это разрушает картель.
Препятствия для тайного сговора:
♦ Различия в спросе и издержках.
♦ Число фирм в отрасли.
♦ Внезапный спад деловой активности.
♦ Возможное вступление в отрасль других фирм.
♦ Мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по
принципу ценовой дискриминации.
Б) Лидерство в ценах.
Лидерство в ценах (молчаливый сговор) — это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли.
Тактика лидера при корректировке цен:
Корректировка цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках.
О надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ.
Ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.
В) Практика сдерживания цен.
Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.
Механизм такой практики — фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.
Г) Ценообразование по принципу «издержки плюс» (рис.30).
Рис.30. Ценообразование «издержки плюс»
Такое ценообразование означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свои средние переменные издержки (AVC) при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли.
Сначала рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка мощностей (на уровне 75-80%), чтобы иметь возможность амортизировать перепады конъюнктуры.
Наибольший удельный вес имеют, как правило, переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль (рис.).
Р = AVC(1+ k) = AVC + k х AVC,
где k — принятый процент надбавки.
Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спроса на товар: чем выше эластичность, тем обычно ниже процент надбавки.
Накидка должна быть достаточной, чтобы покрыть AFC и обеспечить нормальную прибыль.