Тема 11. Рынок совершенной конкуренции
Цели:
1. ознакомить студентов с основными понятиями по теме, отобразить основные свойства рыночных структур;
2. сформировать у студентов мировоззрение по вопросам отношения к рынку совершенной конкуренции;
3. пробудить интерес к предмету и к данной теме в частности, стимулировать студентов к изучению дополнительной литературы по данной теме.
Ключевые слова:рыночная структура, совершенная конкуренция, график спроса на продукт конкурентной фирмы, кривая предложения конкурентной фирмы, цена в условиях совершенной конкуренции, точка закрытия фирмы
Вопросы:
1. Классификация рыночных структур.
2. Понятие конкуренции. Совершенная конкуренция.
3. Спрос на продукт конкурентного продавца.
4. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде: два подхода.
Вопрос 1. Классификация рыночных структур
Рыночная структура — набор технологических, рыночных и институциональных факторов, влияющих на поведение фирм.
Технологические факторы — эффект масштаба, вертикальная интеграция.
Рыночные факторы — отраслевые барьеры, дифференциация продукции, политика государства.
Институциональные факторы — организация и управление фирмой.
Виды рыночных структур определяются з зависимости от главных субъектов рынка — покупателей (psoneo — от греч.) и продавцов (poleo — от греч.) и количества субъектов (mono — один субъект; oligos — несколько; poly — много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур.
Матрица рыночных структур
Покупатели, продавцы | Много =poly= | Несколько =oligos= | Один =топо= |
много =poly= | 1. Двухсторонняя полиполия (совершенная конкуренция) | 2. Олигопсония | 3. Монопсония |
несколько =oligos= | 4. Олигополия | 5. Двухсторонняя олигополия | 6. Олигополия, ограниченная монопсонией |
один = топо= | 7. Монополия | 8. Монополия, ограниченная олигопсонией | 9. Двухсторонняя монополия |
В микроэкономической теории исследуют следующие 4 типа рыночных структур:
1) совершенная (чистая) конкуренция;
2) монополия;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.
В теории строения рынков исследуют следующие основные факторы, определяющие рыночную структуру:
♦ количество фирм в отрасли и их размеры;
♦ количество покупателей;
♦ тип производимой фирмами продукции (однотипная (стандартная) или дифференцированная);
♦ возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм;
♦ тип конкуренции (ценовая или неценовая);
♦ информированность продавцов и покупателей относительно изменения факторов спроса и предложения.
Свойства рыночных структур
Признаки | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия |
Количество фирм | Очень много | Много | Несколько | Одна |
Свобода входа | Не ограничена | Почти не ограничена | Ограничена | Очень ограничена или исключена |
Свойства продукции | Однородная (полностью стандартизированная) | Дифференцированная | Дифференцированная или однородная | Уникальная |
Кривая спроса и его эластичность | Горизонтальная, абсолютная эластичность | Отрицательный наклон, но спрос весьма эластичен | Отрицательный наклон, спрос менее эластичен, но эластичность определяется реакцией соперников | Отрицательный наклон, спрос не эластичен |
Контроль фирмы за ценой | Отсутствует | Некоторый | Как правило, больший, чем при монополистической конкуренции | Значительный |
Примеры | Рынки однородных благ в Интернете (с оговорками) | Производство одежды, обуви | Производство легковых автомобилей | Транспортировка газа по трубопроводам |
Вопрос 2. Понятие конкуренции. Совершенная конкуренция
Конкуренция – процесс соперничества между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, распределения, обмена и потребления продуктов с целью максимизации полезности (для потребителей) или прибыли (для производителей).
Рыночную структуру совершенной конкуренцииопределяют 6 основных характеристик:
1. Множество фирм и их незначительные размеры в отрасли (фирмы являются «ценополучателями»).
2. Множество покупателей.
3. Однотипная (стандартизированная) продукция.
4. Легкие условия для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
5. Отсутствие ценовой конкуренции между продавцами.
6. Полная информированность всех участников рынка относительно изменения цен и свойств товаров.