Тема 11. Рынок совершенной конкуренции

Цели:

1. ознакомить студентов с основными понятиями по теме, отобразить основные свойства рыночных структур;

2. сформировать у студентов мировоззрение по вопросам отношения к рынку совершенной конкуренции;

3. пробудить интерес к предмету и к данной теме в частности, стимулировать студентов к изучению дополнительной литературы по данной теме.

Ключевые слова:рыночная структура, совершенная конкуренция, график спроса на продукт конкурентной фирмы, кривая предложения конкурентной фирмы, цена в условиях совершенной конкуренции, точка закрытия фирмы

Вопросы:

1. Классификация рыночных структур.

2. Понятие конкуренции. Совершенная конкуренция.

3. Спрос на продукт конкурентного продавца.

4. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде: два подхода.

Вопрос 1. Классификация рыночных структур

Рыночная структура — набор технологических, рыночных и институциональных факторов, влияющих на поведение фирм.

Технологические факторы — эффект масштаба, вертикаль­ная интеграция.

Рыночные факторы — отраслевые барьеры, дифференциация продукции, политика государства.

Институциональные факторы — организация и управление фирмой.

Виды рыночных структур определяются з зависимости от глав­ных субъектов рынка — покупателей (psoneo — от греч.) и про­давцов (poleo — от греч.) и количества субъектов (mono — один субъект; oligos — несколько; poly — много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур.

Матрица рыночных структур

Покупатели, продавцы Много =poly= Несколько =oligos= Один =топо=
много =poly= 1. Двухсторонняя полиполия (совер­шенная конкуренция) 2. Олигопсония 3. Монопсония
несколько =oligos= 4. Олигополия 5. Двухсторонняя олигополия 6. Олигополия, огра­ниченная монопсонией
один = топо= 7. Монополия 8. Монополия, ограни­ченная олигопсонией 9. Двухсторонняя монополия

В микроэкономической теории исследуют следующие 4 типа рыночных структур:

1) совершенная (чистая) конкуренция;

2) монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

В теории строения рынков исследуют следующие основные факторы, определяющие рыночную структуру:

♦ количество фирм в отрасли и их размеры;

♦ количество покупателей;

♦ тип производимой фирмами продукции (однотипная (стандартная) или дифференцированная);

♦ возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм;

♦ тип конкуренции (ценовая или неценовая);

♦ информированность продавцов и покупателей относительно изменения факторов спроса и предложения.

Свойства рыночных структур

Признаки Совершенная конкуренция Монополисти­ческая конку­ренция Олигополия Монополия
Количество фирм Очень много Много Несколько Одна
Свобода входа Не ограничена Почти не огра­ничена Ограничена Очень ограни­чена или ис­ключена
Свойства продукции Однородная (полностью стандартизиро­ванная) Дифференциро­ванная Дифференциро­ванная или од­нородная Уникальная
Кривая спроса и его эластич­ность Горизонталь­ная, абсолютная эластичность Отрицательный наклон, но спрос весьма эластичен Отрицательный наклон, спрос менее эласти­чен, но эластич­ность определя­ется реакцией соперников Отрицательный наклон, спрос не эла­стичен
Контроль фир­мы за ценой Отсутствует Некоторый Как правило, больший, чем при монополи­стической кон­куренции Значительный
Примеры Рынки одно­родных благ в Интернете (с оговорками) Производство одежды, обуви Производство легковых автомобилей Транспортиров­ка газа по тру­бопроводам

Вопрос 2. Понятие конкуренции. Совершенная конкуренция

Конкуренция – процесс соперничества между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, распределения, обмена и потребления продуктов с целью максимизации полезности (для потребителей) или прибыли (для производителей).

Рыночную структуру совершенной конкуренцииопределя­ют 6 основных характеристик:

1. Множество фирм и их незначительные размеры в отрасли (фирмы являются «ценополучателями»).

2. Множество покупателей.

3. Однотипная (стандартизированная) продукция.

4. Легкие условия для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.

5. Отсутствие ценовой конкуренции между продавцами.

6. Полная информированность всех участников рынка относительно изменения цен и свойств товаров.

Наши рекомендации