Функция спроса и функция предложения. Рыночная цена
Спрос и предложение - основные категории рыночного хозяйства. Рассмотрим спрос и предложение на примере рынка потребительских товаров. Носителем спроса являются потребители, а носителем предложения - производители, фирмы. Спрос отдельного потребителя - это индивидуальный спрос, спрос всех потребителей - это рыночной спрос, который равен сумме спроса отдельных потребителей. Также различают предложение отдельной фирмы и рыночное предложение, или предложение всех фирм данной отрасли. В данной теме рассматриваются индивидуальный спрос и предложение. При этом спрос выступает как платёжеспособный спрос, когда потребитель может покрыть свой спрос деньгами, а предложение выступает как предложение товаров фирмы, предназначенных для продажи на рынке.
Спрос измеряется в количестве товара, который потребитель желает и может купить. Наспрос влияет множество факторов. Отметим главные из них:
- цена покупаемого товара;
- цена товара-заменителя;
- доходы потребителя;
- вкусы и предпочтения;
- инфляционные ожидания.
Обратим особое внимание на первый фактор - фактор цены покупаемого товара. Функциональную зависимость спроса от этого фактора можно выразить так
Q = f(p),
где Q – количество товара, на который предъявлен спрос, р - цена товара.
Ценовую функцию спроса можно изобразить графически с помощью системы координат, в которой осью ординат является цена (р), а осью абсцисс количество товаров (Q). На основе эмпирических данных можно установить, что зависимость спроса от цены носит обратный характер, т. е. при прочих равных условиях, чем ниже цена товара, тем больше товаров может купить потребитель, и наоборот. На рис.2.1.эта зависимость находит свое выражение в положении кривой (D), которая характеризует величину спроса (Q) в зависимости от цены (р).
P
(цена товара)
D1
D
D2
Q (количество товара)
Рис.2.1. Величина спроса и сдвиг кривой спроса
Кривая Dимеет отрицательный наклон. Чем ниже (выше) цена (Р), тем больше (меньше) величина спроса (Q). Правда, есть некоторые исключения. Они касаются так называемого престижного потребления, товара Гиффена и др.
На спрос влияют и другие факторы. Если цена покупаемого товара остается неизменной, то другие факторы влияют на сдвиг кривой спроса. Это значит,что на рис.2.1. кривая (D0) сдвинется соответственно вправо к (D1) или влево к (D2).Например, рассмотрим влияниеизменений цены товара-заменителя. Допустим, речь идёт о товарах-заменителях – пшенице и ржи. Цена 1 ц пшеницы остается неизменной, а цена 1 ц ржи изменяется. Предположим, сначала она повысилась. Произойдет сдвиг кривой спроса вправо к (D1), увеличится количество покупателей пшеницы, так как она будет относительно дешевле ржи. Наоборот, кривая спроса сдвинется влево к (D2), если цена 1ц ржи уменьшится, уменьшится количество покупателей пшеницы.
Предложение также как и спрос измеряется в количестве товара (Q), который фирма желает и может продать по данной цене (Р). На предложение оказывают влияние такие факторы: цена товара, производимого фирмой; цены ресурсов, затраченные на производство товара; природные факторы; технологии и др.
Так же как и в отношении спроса, особое внимание надо обратить на ценовую функцию предложения, которую можно записать следующим образом:
Q = f(p),
где (Q) - количество товара, предлагаемое фирмой при данной цене (Р). На рис.2.2. эта функция находит свое выражение в положении кривой (Sо), которая характеризует величину предложения при данной цене.
P
(ценатовара) S2
S0
S1
Рис. 2.2. Величина предложения и сдвиг кривой предложения
Кривая S имеет положительный наклон. Чем выше (ниже) цена товара, тем больше (меньше) величина предложения. Это отражает реальную ситуацию в работе фирмы. Действительно, фирма увеличивает предложение, если цена товара на рынке благоприятна; предложение уменьшается, если цена товара снижается. Вместе с тем надо отметить, что предложение имеет довольно существенное ограничение. Дело в том, что предложение зависит не только от цены товара, но и от издержек на его производство, о чем будет сказано позже. Что касается остальных факторов предложения, то они оказывают влияние на сдвиг кривой предложения. На рис.2.2. кривая (S0) при условии, что цена товара неизменная, сдвигается либо влево, либо вправо, занимая положение (S1) и (S2). Рассмотрим, например, как технологии влияют на предложение. До внедрения передовой технологиипредложение характеризовалось кривой (Sо). После ее внедрения выпуск продукции возрастает, значит, увеличивается предложение, а кривая предложения сдвигается вправо до (S1).
Цена – главный фактор, влияющий на спрос и предложение. Другие факторы оказывают свое воздействие в рамках отдельных сфер: либо в сфере спроса, либо в сфере предложения. Например, доходы потребителей в первую очередь воздействует на спрос, а технологии – на предложение. Если же говорить о ценетовара, то она является и фактором спроса, и фактором предложения, т.е. фактором, который определяет ведущее звено рыночных отношений – рыночную сделку, осуществляемую через куплю-продажу. Цена товара – это своего рода центр, в котором фокусируется спрос и предложение.
Цена товара выполняет три важные функции.
Первая функция - информационная. Цена товара - главная и наиболее полная рыночная информация. Книга цен, или прейскуранты, - самая необходимая книга для участников рынка. Из нее они узнают о положении дел на рынке.
Вторая функция – сигнальная. Цена товара, выступая, первоначально как информация к размышлению, затем дает сигналы к действию, к выбору и принятию решений.
Наконец, третья функция - функция согласования интересов участников рынка (потребителя и фирмы). Потребитель и фирма имеют различные мотивы поведения, каждый из них стремится получить свою экономическую выгоду. Вместе с тем они образуют единое целое, в котором происходит согласование их интересов. Нет потребителя, если отсутствует фирма, производящая товар, так же как нет и фирмы, если отсутствует потребитель. Следовательно, потребитель и фирма не могут существовать друг без друга.
Однако дело не только в этом, но и в том, что участники рынка получают выгоду, которая по своему характеру является взаимной, согласованной выгодой. Каждая сторона получает свою выгоду, если учтет интерес другой стороны.
Предположим, что действия участников рынка происходят другим образом - каждый стремится получить как можно большую выгоду без учета интересов других. Допустим, сначала это может сделать потребитель, он же носитель спроса. Потребитель установит свою цену, цену спроса. Он установит цену спроса на самом низком уровне, это как будто даст возможность купить ему больше товаров. Однако как поведет себя фирма? При низкой, бросовой цене фирме невыгодно производить товар, она даже может вообще прекратить их выпуск. В конечном итоге проиграет и потребитель. Такой же результат получится, если фирма имеет возможность установить свою цену - цену предложения. Она установит очень высокую цену предложения, что как будто должно дать большие доходы. Однако как поведет себя потребитель? Спрос его резко уменьшается, он может даже прекратить покупки. В конечном итоге проиграет и фирма.
На рынке, следовательно, должен происходить процесс уравновешивания интересов потребителя и фирмы, выгода потребителя должна уравновешиваться выгодой фирмы. Это достигается благодаря установлению равновесной цены или такой цены, которая удовлетворяет и потребителя, и фирму. Уровень равновесной цены определяется не условиями экстремальности, т.е. минимизацией или максимизацией цены, а условиями оптимизации, в которых цена согласует интересы и выгоды участников рынка. Рыночная система уравновешивается в своих частях, спрос и предложение стремятся друг к другу, что приводит к образованию равновесной цены. Такую цену называют рыночной ценой. Рыночная цена характеризуется тем, что спрос уравнивается с предложением, а цена спроса уравнивается с ценой предложения.
Проследим с помощью рис.2.3. процесс образования рыночной цены.
Р S
(цена
товара)
Р2
P* Е
Р1
D
|
Рис. 2.3. Рыночное равновесие и рыночная цена
Любая точка кривой спроса Dфиксирует цену спроса и соответствующее количество товара, на который предъявляется спрос. Легко убедиться в том, что чем ниже цена спроса, тем выгоднее потребителю, он может приобрести большее количество товара. Например, низкая цена р1, даст возможность потребителю увеличить спрос и покупки товаров до Q1. Однако такая цена невыгодна фирме, поэтому фирма ограничивает свое предложение до Q2. И потребитель, и фирма не получают тех выгод, которые они могли бы получить. Потребитель не получает товаров в том количестве, которое он мог бы приобрести, а фирма не получает тех доходов, которые она могла бы иметь, производя больше товаров. Такая ситуация, когда при цене р1 спрос превышает предложение (отрезок Q1 ,Q2)называется рыночным дефицитом.
Любая точка на кривой предложения S фиксирует цену предложения. Высокая цена (р2) выгодна фирме, она предложит рынку больше товаров (Q3)- однако эта же цена ограничивает спрос и, следовательно, продажи и доходы фирмы. Здесь также потребитель и фирма не получают всех тех выгод, которые могли бы получить. Такая ситуация, когда при цене р2 предложение превышает спрос (отрезок Q3,Q4), называется рыночным избытком.
И в первом, и во втором случае рыночная система стремится к равновесию или к такой цене товара, которая является оптимальной, т. е. наилучшим образом учитывает интересы и выгоды участников рынка. Точка Е на рис.2.3. определяет уровень рыночной цены р*, при которой спрос и предложение взаимно удовлетворяют друг друга (в т. Q* спрос и предложение равны друг другу). В первом случае уравновешивание достигается путем повышения цены спроса. Процесс идет до тех пор, пока цена спроса не сравняется с ценой предложения и не установится рыночная цена р*. Во втором случае уравновешивание достигается путем снижения цены предложения. Процесс идет до тех пор, пока цена предложения не сравняется с ценой спроса и не установится рыночная цена р*.
Рыночное равновесие может устанавливаться и другим путем. В условиях дефицита предложение расширяется, так как цена товара повышается. Расширение происходит до тех пор, пока предложение не удовлетворит спрос. Установится равновесное количество товара Q*, когда предложение равно спросу. При избытке, чтобы стимулировать продажи продавцы снижают цену, что приводит к сокращению производства и предложения до тех пор, пока предложение и спрос не уравняются.
Анализ, проведенный с помощью рис.2.3. подводит к очень важному выводу: рыночная цена образуется под воздействием и спроса и предложения. Полезно тут провести аналогию с ножницами. Ножницы режут бумагу как с помощью верхнего, так и нижнего лезвия.
На рис.2.3. представлено единственное значение рыночной цены равновесия, которое определяется точкой Е, она же определяет и единственное значение спроса и предложения, в котором спрос и предложение равны. В дальнейшем мы будем предлагать всегда это единственное значение рыночной цены.
До сих пор рыночное равновесие рассматривалось с учетом главного фактора - ценового. Но на рыночное равновесие, оказывают влияние и другие факторы, которые вызывают сдвиги кривых спроса и предложения. Покажем влияние некоторых из этих факторов на рис.2.4.
|
E
E2
Q*Q2 Q1 Q (количество товара)
Рис.2.4. Сдвиги кривых спроса и предложения и рыночная цена
Фактор инфляционных ожиданий обычно приводит к увеличению покупок и спроса потребителями. Кривая спроса D сдвигается вправо и вверх, устанавливается новое рыночное равновесие цены p1 и спроса Q1в точке E1.
Улучшение технологии приводит к сдвигу кривой предложения S вправо и вниз S1, устанавливается новое рыночное равновесие цены р2и предложения Q2в точке Е2.