Недопроизводство, завышение цен, монопольные прибыли

Третья особенность ¾ высокая степень несовершенства рынка при монополии ¾ проявляется в том, что реализуются на этом рынке с особой силой типичные последствия несовершенной конкуренции:

1) сильное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем (QМ << Q0);

2) значительное завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренцией (PМ >> P0);

3) тенденция к постоянному получению экономической прибыли (PМ - ATCМ > 0).

Два первых пункта, по-видимому, не требуют особых комментариев. Полное отсутствие конкурентов на рынке позволяет монополисту столь резко ограничить предложение, что уровень цен поднимается до экономически обоснованного (с точки зрения монополиста) максимума. Напомним (см. модель Курно в 9.2), что и при олигополии, также отличающейся высокой степенью несовершенства рынка, этого сделать не удается. Даже единственный конкурент способен и заинтересован выбросить на рынок дополнительную (по сравнению с монополистическим уровнем QМ) продукцию, что вызывает некоторое снижение цен.

Третий же пункт нуждается в пояснении. График 10.2 относится к краткосрочному периоду. Появление экономической прибыли вполне может быть преходящим явлением. Мы уже видели, в частности, как приток новых фирм в отрасль разрушает экономические прибыли в долгосрочном периоде на рынках совершенной и монополистической конкуренции. Периодически прибыли пропадают и у олигополистов, особенно когда между ними начинаются конкурентные войны.

Иная ситуация существует при монополии. В силу непреодолимости барьеров для входа в отрасль здесь, помимо воли монополиста, никогда не создаются новые производственные мощности, т. е. в экономическом смысле краткосрочный период никогда не сменяется долгосрочным, если только это не обещает принести дополнительную прибыль монополисту. Поэтому однажды возникнув, экономическая прибыль присваивается монополистом на постоянной основе1.

Ценовая дискриминация

Своеобразным способом смягчения остроты недопроизводства без нарушения интересов монополиста является ценовая дискриминация. Присмотримся внимательно к треугольнику OМОМ на рис. 10.2. Его часто называют «мертвым грузом», поскольку он представляет собой объем производства, пропавшего как для потребителей, ... так и для монополиста. В самом деле, кривая предельных издержек МС проходит на этом участке ниже кривой спроса D. т. е. для каждой дополнительной единицы продукции, в интервале от QМ до Q0, в принципе нашелся бы потребитель, готовый заплатить больше, чем составили издержки ее производства.

Взглянем для примера на QD-ю единицу продукции. Издержки по производству именно этой одной единицы можно определить по кривой МС. По определению предельных издержек они составляют QDК, а кривая спроса показывает, что существуют потребители, готовые заплатить за нее QDD, т. е. заметно больше (на величину КD). Но монополист никогда не производит QD-ю единицу продукции, ограничивая выпуск количеством QМ. Другими словами, складывается парадоксальная ситуация одновременного нарушения и интересов производителя, и потребителя. Монополист отказывается производить продукцию, способную принести ему прибыль, а платежеспособным покупателям за собственные деньги не удается приобрести нужный им товар.

Причины, вызывающие этот парадокс, рассматривались в рамках изучения общих закономерностей несовершенной конкуренции (см. параграф 8.1). Монополист был бы рад продать саму по себе QD-ю единицу продукции по цене PD. Но чтобы реализовать весь объем выпущенной продукции (от нулевой до QD-й единицы), общий уровень цен на них пришлось бы снизить с оптимальной величины PМ до PD. А это уже сократило бы прибыль.

Нельзя ли все-таки продавать одну часть продукции по одной, а другую по иной цене? Скажем, первые QМ единиц продать по цене PМ, а единицы с QМ до QD ¾ по цене PD (на рис. 10.2 соответствующий участок выделен штриховкой)? То есть сделать так, чтобы те, кто может заплатить дороже, платили бы более высокую цену, а для других установить ее на пониженном уровне?

Ценовая дискриминация как раз и предполагает продажу одинаковых товаров и услуг разным покупателям по разным ценам.

Наши рекомендации