Сущность, функции и основные формы денег
Современные представления о сущности и функциях денег
Сущность денег
Деньги являются одним из величайших изобретений человечества, они имеют длительную историю развития и оказывают огромное влияние на рыночную экономику. Рассматривая поведение основных субъектов экономики, мы будем постоянно сталкиваться со стоимостными, денежными показателями, использовать их как обобщенный критерий рациональности действий предприятий и домохозяйств. Поэтому исключительно важно предварительно составить представление о природе денег.
В повседневной жизни с деньгами имеют дело все, и на бытовом уровне каждый человек знает, что это такое. Тем не менее для экономической науки они все еще содержат тайны. Многие поколения ученых экономистов пытались и пытаются раскрыть сущность «знакомых незнакомцев». Однако однозначно признаваемого всеми экономистами определения сущности денег нет до сих пор.
Наиболее распространенным среди современных экономистов является функциональный подход к сущности денег. Для него характерно отношение к деньгам как к определенному инструменту, стихийно выработанному (или, точнее, отобранному среди многих альтернатив) рыночной экономикой для решения проблем товарного обращения. В качестве денег в экономике смогли удержаться только те платежные инструменты, которые оказались способными наилучшим образом выполнять диктуемые рынком функции. Таким образом, сущность денег определяется выполняемыми ими функциями. Деньгами может быть все, что признается людьми за деньги и выполняет их функции.
Популярность функциональному подходу придает огромное разнообразие разновидностей денег ¾ от звериных шкур до бумажных денег, от золотых монет до записей в бухгалтерских книгах. Фактически единственное, что объединяет предметы со столь разной физической и экономической природой, ¾ это их способность выполнять функции денег. Позволим себе привести аналогию из другой сферы: сварка, склейка, клепка, гвоздевое и болтовое соединение, использование магнитных полей и т. п. также являются очень разными физико-химическими процессами. Но человек отобрал и включил в свой технический арсенал их все, поскольку они способны выполнять функцию соединения предметов. Схожий процесс отбора, вероятно, сделал деньгами все, что способно выполнять функции денег.
Основные функции денег
Подавляющее большинство экономистов выделяют следующие три функции денег:
1) средство обращения;
2) мера стоимости (масштаб цен, счетные деньги);
3) средство накопления (сбережения, образования сокровищ).
В марксистской теории денег в дополнение к рассмотренным выделяются еще две функции:
4) средство платежа;
5) мировые деньги.
Принципиальных противоречий по этому поводу у экономистов разных школ нет, просто в других теориях денег обе эти функции рассматриваются как производные от трех основных функций.
Формы денег
Для последующего анализа большое значение имеет также выделение двух основных форм денег: полноценных и символических, или неполноценных денег.
Полноценными деньгами называют деньги, стоимость товарного тела которых соответствует их номиналу, т. е. той стоимости, которая на них обозначена. Наиболее распространенным примером полноценных денег являются золотые монеты.
Символическими (неполноценными) деньгами являются деньги, стоимость товарного тела которых ниже их номинала. Примерами неполноценных денег могут служить бумажные деньги, неразменные на золото.
Рассмотрим подробнее каждую из функций денег.
Функция средства обращения
Содержание функции
Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг. Процесс купли-продажи выражается в одновременном и разнонаправленном движении экономических благ и денег. Покупатель платит деньги и становится собственником товара (услуги). Продавец, наоборот, отдает свой товар и получает деньги. Благодаря этому он сам становится способным приобрести другие товары. Цепочка сделок может продолжаться неограниченно долго.
При этом деньги, перемещаясь из рук в руки, делают возможным переход прав собственности на товар от одного лица к другому. Напротив, отсутствие денег или нежелание их тратить способны прервать нормальный процесс обращения товаров. С этим печальным фактом знакомы практически все российские предприниматели: неплатежи партнеров лишают их возможности приобретать товары.