Фискальная политика и состояние государственного бюджета. Концептуальные подходы к бюджету.
Любые меры фискального воздействия предполагают влияние на сайдах государственного бюджета. Состояние государственного бюджета определяется следующим: 1)Если доходы=расходам ,то бюджет сбалансирован 2)Если доходы больше расходов, то профицитный. 3)Если расходы больше доходов, то дефицит.
1)D(T)=P(G)
2)D(T)>P(G)
3)D(T)<P(G)
В случае если правительство изменит величину государственных расходов, при постоянном фискальном давлении(есть налоговая ставка f),то происходит изменение объемов национального производства, что в свою очередь приводит к изменению налогового поступления бюджета.
Сальдо бюджета неравно изменению величины государственных расходов.
Сальдо бюджета изменится на величину меньшую, чем дельта G
1)Если правительство изменит величину налогов, при постоянном фискальном давлении
MT=1-
Уменьшение налогов стимулирует производителей к увеличению объемов национального производства. Это в свою очередь увеличивает доходы и поток налогового поступления в бюджет. Это меняет сальдо бюджета на величину меньшую, чем дельта T
С точки зрения влияния мультипликатора на величину национального производства простой расходный мультипликатор сильнее налогового. С точки зрения влияния на сальдо государственного бюджета, сильнее налоговый мультипликатор.
Правительство также может изменить t(ставка налогообложения)
Например, снижение налоговой ставки приводит к потере доходной части бюджета, кроме того создаются стимулы для увеличения производства, что в свою очередь увеличивает налоговое поступление в бюджет. Здесь также действует мультипликатор и он будет
MTB=1-
Любое фискальное воздействие предполагает не только изменение сальдо государственного бюджета, но и изменение объемов национального производства, поэтому правительство одновременно рассматривает 2 проблемы:1)Достижение уровня полной занятости 2)Сбалансированность бюджета
В теории выделяют несколько концептуальных подходов сбалансированного бюджета 1)Концепция ежегодного сбалансирования бюджета(неоклассическая концепция финансов)2)Кейнсианская концепция балансирования бюджета на циклической основе 3)Концепция «функциональных финансов»
Концептуальные подходы к сбалансированию бюджета1)Концепция ежегодного балансирования бюджета 2)Концепция балансирования государственного бюджета на циклической основе 3)Концепция «функциональных финансов»
Практика показывает, что проведение фискальной политики приводит как правило к дефициту бюджета. При этом эффективность фискальной политики во многом зависит от того как фиксируется дефицит государственного бюджета.
Основными способами финансирования бюджета является:1)Эмиссия 2)Осуществление государственных займов( у других государств, у населения)
Внутренние займы( у населения) 1)Не ведет к инфляции (т.к. денежная масса не меняется) 2)Быстрый способ(т.к. население охотно покупает ценные бумаги).
Внешние займы: 1)Возможность получения крупной суммы
.
Причины возникновения государственного долга:1)Хронический дефицит государственного бюджета 2)Превышение ростов темпа государственных расходов над государственными доходами 3)Дискриционная фискальная политика 4)Привлечение не иностранных государств с целью поддержания валюты
Последствия государственного долга: 1)Сокращение объемов национального потребления 2)Вытеснение частного капитала и ограничение дальнейшего развития экономики 3) Увеличение налогов для обслуживания государственного бюджета 4)Перераспределение доходов в пользу собственников государственных облигаций
Существует другая точка зрения по поводу проведения фискальных мер .
Эти неоклассические концепции «экономика предложения» Неоклассики считали, что более активной силой влияющей на уровень инфляции и безработицы является производство и создание для производителей льготных условий.
Кейнс: ФП-AE
Y
Неокл: ФП-AS-Y
В соответствии с этим действенным фактором на совокупное предложение будет снижение налогов(разумная система налогообложения ) при этом используются достижения Лаффера, который вывел зависимость между уровнем налогообложения и налоговыми поступлениями в бюджет. Он считал. что по мере роста налоговая ставка(t) поступления в бюджет увеличиваются и достигают максимума, а затем падают ,не смотря на рост налоговой ставки.
Падение налоговых доходов связано с тем. что высокие процентные ставки сдерживают экономическую активность, а следовательно снижают налоговую базу. Кроме того, часть производителей уходит « тень», скрывая свои доходы.
Налоговые стимулы могут оказать свое стимулирующее воздействие на экономику лишь в долгосрочном периоде. И это во многом зависит от чувствительности экономики к изменению налоговой ставки.
1)Кейнс
2)Неок
В 60-е годы 20 века формируется новый взгляд на фискальную политику. Целевым ориентиром становятся долгосрочные цели, и в частности достижение уровня полной занятости и ликвидации разрыва ВВП. Для оценки долгосрочных фискальных мер используют понятие " бюджетный излишек или бюджетный дефицит при полной занятости»
Бюджетный излишек (дефицит) при полной занятости показывает состояние государственного бюджета в условиях полной занятости ресурсов. Такой бюджет называется также структурным.
Возможно 2 состояния структурного бюджета:1)Структурный излишек 2)Структурный дефицит
Чтобы выяснить на сколько спад или подъем в экономике оказали воздействие на состояние бюджета используют понятие циклического бюджета(циклический излишек или циклический дефицит»
Дельта B цикл.= Дельта B факт-B структур.
Дельта B+структурный излишек
Дельта B-структурный дефицит
Дельта B цикл.-состояние бюджета при спаде или подъеме экономики.
В случае если изменится величина государственных расходов или налогов. То изменится и сам бюджет при полной занятости.