Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации.

Предприятие обычно разрабатывает не одну-единственную цену, а систему ценовых модификаций в зависимости от различных рыночных условий. Эта система цен учитывает особенности качественных характеристик товара, модификаций продукта и различия ассортимента, а также внешние факторы реализации, такие, как географические отличия издержек и спроса, интенсивность спроса на отдельных сегментах рынка, сезонность и др. Используются различные виды модификации цен: система скидок и надбавок, ценовая дискриминация, ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту продукции и др.

Модификация цен через систему скидок используется для стимулирования действий покупателя, например, приобретения, более крупных партий, заключения договоров в период спада продаж и т.д. В этом случае используются разные системы скидок: сконто, оптовые, функциональные, сезонные и др.

Сконто-это скидки или снижение цены товара, стимулирующие оплату за товар наличными, в виде аванса или предоплаты, а также до срока.

Функциональные, или торговые скидки предоставляются тем фирмам или агентам, которые входят в сбытовую сеть предприятия-производителя, обеспечивают хранение, учет товарных потоков и реализацию продукции. Обычно используются равные скидки для всех агентов и фирм, с которыми предприятие сотрудничает на постоянной основе.

Сезонные скидки используются для стимулирования продаж в несезонное время, т.е. когда падает основной спрос на товар. Для того чтобы поддержать производство на стабильном уровне, предприятие-производитель может предоставлять послесезонные или предсезонные скидки.

Модификация цен для стимулирования сбыта зависит от целей фирмы, особенностей товара и других факторов. Например, могут устанавливаться специальные цены во время проведения каких-либо мероприятий, например, сезонных распродаж, где снижаются цены на все товары сезонного потребления, выставок или презентаций, когда цены могут быть выше обычных, и т.д. Для стимулирования сбыта могут использоваться премии или компенсации потребителю, купившему товар в розничной торговле и пославшему соответствующий купон на предприятие-производитель; специальные процентные ставки при продаже товаров в кредит; гарантийные условия и договоры о техническом обслуживании и т.д.

Модификация цен по географическому принципу связана с транспортировкой продукции, региональными особенностями спроса и предложения, уровнем доходов населения и другими факторами. В соответствии с этим могут применяться единые или зональные цены; с учетом затрат на доставку и страхование грузов на основе практики внешнеэкономической деятельности используется цена ФОБ, или система франкирования (франко-склад поставщика, франко-вагон, франко-граница и т.д.).

О ценовой дискриминации принято говорить в том случае, когда предприятие предлагает одинаковые продукты или услуги по двум и более различным ценам. Ценовая дискриминация проявляется в различных формах в зависимости от потребительского сегмента, форм продукта и его применения, имиджа предприятия, времени продажи и т.д.

Ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту товаров используется в том случае, когда предприятие производит не отдельные продукты, а целые серии или линии. Предприятие определяет, какие ценовые ступени необходимо ввести по каждой отдельной модификации продукции. При этом помимо различия в издержках необходимо учесть и цены на продукцию конкурентов, а также покупательную способность и ценовую эластичность спроса.

Модификация цен возможна только в пределах верхней и нижней границ установленной цены.

Цены товаров, конечно, могут варьироваться и от географического положения, от позиционирования, могут осуществляться какие-то временные снижения цен, в ходе акций или распродаж. Наконец, ценовая дискриминация может наблюдаться и в связанных продажах.

Например, каждый покупатель нового компьютера Macintosh получает в довесок большое количество стороннего программного обеспечения (не от Apple) бесплатно. Среди этих программ игры, приложение для создания комиксов, органайзер и так далее. Зачем это производителям? Так как они получают огромную базу пользователей, солидная часть которых заплатит за обновление программы . Примеры ценовой дискриминации третьей степени многочисленны и разнообразны. Приведем некоторые из них. Входная плата в музеи и кинотеатры, тарифы на проезд в городском транспорте могут предусматривать скидки (вплоть до нулевого уровня) для пенсионеров, детей, военнослужащих, студентов. Цены на непродовольственные товары сезонного спроса (одежду, обувь) могут быть в конце сезона ниже, чем в начале. Тарифы на авиаперелеты могут быть дифференцированы по дням недели (в рабочие дни ниже, чем в нерабочие). Плата за подписку на специальные журналы для индивидуальных подписчиков может быть ниже, чем для библиотек, учреждений и организаций, а индивидуальные подписчики могут, кроме того, быть дифференцированы по их профессиональному статусу (например, профессора и студенты, члены профессиональных обществ и пр.). Низкоконкурентная на внешних рынках продукция может между тем продаваться там по конкурентным ценам, гораздо более низким, чем на отечественном рынке, где продавцы обладают определенной монопольной властью. В России гостиничные тарифы для иностранцев значительно выше, чем для россиян.

Советское государство нередко устанавливало разные цены для государственных и кооперативных предприятий, для города и села, для производственного и личного потребления. Правда, убежденное в своей правоте и могуществе, оно не всегда могло предотвратить перепродажу товаров (арбитраж покупателей) с более дешевого на более дорогой рынок, которая составляла основной блок, так называемой экономической преступности. И сейчас, после либерализации экономики, проблема ограничения реэкспорта автомашин российского производства заставляет правительство устанавливать на них высокие ввозные пошлины, чтобы ограничить масштабы перепродажи, изъять извлекаемую из нее прибыль.

Вопросы для самоподготовки.

1.Раскройте понятие географической ценовой дискриминации.

2.Назовите основные проблемы географической ценовой дискриминации.

3. С чем связана модификация цен по географическому принципу?

4. В каких формах проявляется ценовая дискриминация?

Задачи и ситуации.

1. Фирма – монополист продает товар на мировом и внутреннем рынках. Цена мирового рынка 4 долл. за штуку. Спрос на внутреннем рынке на товар фирмы описывается формулой Qd = 10 – 2P.

Определите цену, по которой фирма продает товар на внутреннем рынке.

2. К ценовым барьерам относится:

а) дополнительное инвестирование;

б) применение запретительных цен;

в) дифференциация продукции;

г) вертикальная интеграция.

Тема 19. Пространственное ценообразование и эффективность.

Ценовой дискриминацией называется практика установления продавцами разных цен для разных покупателей или групп покупателей на однородное благо ; при этом различия в ценах не связаны с издержками производства и доставки блага на рынок .

На практике мы ежедневно сталкиваемся с ценовой дискриминацией. Это все­возможные льготы для некоторых категорий граждан: транспортные, оплата жи­лья, посещение зрелищных учреждений и многое другое.

Для осуществления эффективной ценовой дискриминации необходимы три условия:

Во-первых, покупатели или группы покупателей должны быть сегментирова­ны (взаимно разделены): необходима идентификация и разделение двух или не­скольких покупателей или рынков, для того чтобы предотвратить практику пере­продаж дешевых благ между покупателями.

· 1 В реальной жизни поведение монополиста отнюдь не ограничивается только этими стратегиями: жизнь гораздо многообразнее. Для пытливых студентов предлагаем ознакомиться с такими стратегиями монополистического ценообразования, как «пространственная ценовая дискриминация» (См.: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 2. СПб., 1999. С. 119123); «комплектование» и «реклама» (См.: Пин дайкР. С, РубипфельдД. Л. Микроэкономика. М., 2000. С. 450465).

· 2 Discriminatio (лат.) — обособление, различение; dis crimino (лат.) — разделять, рассекать.

Вовторых, покупатели должны демонстрировать различную индивидуальную ценовую эластичность спроса на благо при данном уровне цен.

Втретъих, на рынке должна отсутствовать ценовая конкуренция со стороны фирмсоперников, с тем чтобы исключить изменение установленного монополи­ей уровня цен.

Факторы сегментации покупателей:

· Пространственные (продажа в городе и деревне, разных районах города и т. п.).

· Временные (разные цены на одно благо в зависимости от времени суток и се­зона).

· Доходы потребителей (услуги врачей, юристов и т. п. для разных соци­альных групп).

· Объем потребляемого блага (минимальная партия и т. п.).

· Социальный статус потребителя (учащиеся, пенсионеры, военнослужа­щие и т. п.).

Важным методом ценовой дискриминации по группам потребителей.

– разграничение рынковявляется назначение разных цен для покупателей на внешнем и внутреннем рынке. Как правило, на мировом рынке конкуренция гораздо выше, нежели на внутреннем. В ряде случаев можно считать, что фирма-экспортер не обладает возможностью влиять на цену мирового рынка - следовательно, эластичность спроса на ее продукцию на внутреннем рынке стремится к бесконечности.

Обладающие монопольной властью экспортеры должны назначать на внутреннем рынке цены, превышающие цену мирового рынка. Причем чем выше концентрация на внутреннем рынке и ниже конкуренция между продавцами, тем ниже эластичность остаточного спроса на товар на внутреннем рынке, тем выше назначаемая фирмами цена на внутреннем рынке по сравнению с мировой ценой товара.

Подтверждением нашего вывода служит динамика цен на многих российских рынках экспортных товаров. Приведем данные о соотношении экспортных цен и цен поставок покупателям на внутреннем рынке для одного из важных экспортных продуктов России - синтетического каучука.

Вопросы для самоподготовки.

1. Какие условия необходимы для осуществления эффективной ценовой дискриминации?

2. Назовите факторы сегментации покупателей.

3. В чем суть пространственного ценообразования?

4. Укажите метод ценовой дискриминации по группам потребителей.

5. Какие цены должны назначать обладающие монопольной властью экспортеры внутреннем рынке.

Задачи и ситуации.

1. Что из нижеперечисленного не приведет к сдвигу кривой спроса на пиво:

1. рост цен на воблу;

2. рост цен на солод;

3. снижение цен на вино;

4. рост доходов любителей пива;

5. запрет на рекламу пива в средствах массовой информации.

2. Кривая спроса на авиабилеты показывает:

1. количество билетов, которое готова продать авиакомпания

2. но каждой цене;

3. количество людей, нуждающихся в услугах авиакомпании;

4. качество услуги, которого требуют пассажиры, покупая би­леты;

5. количество билетов, которое будет куплено по каждой цене;

6. нет правильного ответа.

3. Цена на обувь может возрасти из-за:

1. внедрения новых станков, снижающих себестоимость од­ной пары обуви;

2. увеличения капиталовложений производителей;

3. уменьшения спроса на обувь

4. уменьшения предложения обуви;

5. снижения цены на сырье.

4. В соответствии с законом спроса, если цена товара растет:

1. спрос тоже растет;

2. спрос падает;

3. величина спроса растет;

4. величина спроса падает;

5. верно 2) и 4).

Глоссарий

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru Тема 18.Особые проблемы географической ценовой дискриминации. - student2.ru

8.Карта обеспеченности студентов

учебной, учебно-методической литературой и иными библиотечно-информационными ресурсами

по дисциплине «Теория отраслевых рынков»

№ п/п Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов Количество экз. Количеств студентов, изучающих дисциплину
    Библиотека Кафедра  
Основная литература
Авдашева, С.Б., Розанова, Н.М. Теория организации отраслевых рынков.— М.: Магистр, 2013. В соответствии с приказом о зачислении
Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Коковин С.Г., Цыплаков А.А. Микроэкономический анализ несовершенных рынков, ч. I. — Новосибирск, 2012.  
Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2011. Т. 2.  
Зайцев Н. Экономика промышленного предприятия. Учебник. 6-е изд.,перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2010. – 414 с. -  
Кен Хитер. Экономика отраслей и фирм. М.: Финансы и статистика, 2011. – 480 с.  
Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. Учебник. – СПб.: Экономика, 2013. – 815 с.  
Дополнительная литература
Басовский Л.Е. . Экономика отрасли: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2012. – 145 с.  
Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. – М.: Инфра-М, 2012. – 442 с.  
Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие. М.: ДиС, 2012. – 240 с. (Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова)  
Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: учебное пособие / Е.Н. Киселева, О.Г. Буданова - М.: Вузовский учебник, 2013. – 192 с. -  
Иные библиотечно-информационные ресурсы
         
           

Модульная карта

дисциплина «Теория отраслевых рынков »

Наши рекомендации