Разновидности ценовой дискриминации

1. Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д — которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.

2. Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.

3. Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.

АНТИМООПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это — снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот — поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, к т.д.

Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти являетсяантимонопольное законодательство. Его цель — регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

55 саму проблему спроса Чемберлин ставит по новому. В отличие от неоклассической модели, где объем спроса и его эластичность выступают как нечто изначально данное, в модели Чемберлина они выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений. Здесь находит подтверждение тезис, что практически все наши потребности социальны, то есть порождены общественным мнением. В этой связи Чемберлин сделал вывод, что цены - не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности спроса по качеству.

Новый подход характеризует Чемберлина в вопросах цены и стоимости. Если в неоклассической модели не было вопроса регулирования цены заданного продукта, так как цены были заданы извне, и регулирования объема продукта при заданной цене, то модель Чемберлина подразумевает поиск оптимального объема производства и соответственно уровня цен, обеспечивающим фирме максимальную прибыль. Чемберлин допускает, что в условиях монополистической конкуренции фирма максимизирует прибыль при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность. Другими словами, в масштабе всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что потребители платят за товары дороже, выпуск товаров меньше потенциально возможного, и как следствие, имеет место недогрузка производственных мощностей и безработица. Можно ли тогда сказать, что предприниматели - монополисты несут ответственность за данное состояние экономики? Чемберлин отвечает на этот вопрос в целом отрицательно, считая, что монополисты несут ответственность лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества. Однако в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов публики и стремление к монополии объясняется склонностью к диф-

ференциации спроса, где сами различия во вкусах, желаниях и доходах покупателей указывают на потребность в разнообразии.

Объясняя ситуацию, возникающую в условиях монополии по дифференциации продукта, когда фирма производит объем продукции меньше потенциально возможного, Чемберлин указывает на то, что для сбыта дополнительной продукции фирме придется либо снизить цену, либо увеличить расходы по стимулированию продаж. Не случайно поэтому в свою теорию цены Чемберлин вводит понятие "издержки сбыта", которые он рассматривает как издержки приспособления спроса к продукту в отличие от традиционных издержек производства, рассматриваемых им как издержки приспособления продукта к спросу. Сам Чемберлин определяет различия между этими видами издержек следующим образом: "Издержки производства включают все расходы, необходимые для того, чтобы создать товар (или услугу), доставить его потребителю и вручить ему этот товар в состоянии, пригодном для удовлетворения потребностей. Издержки сбыта включают в себя все затраты, имеющие целью создать рынок или спрос на продукт. Издержки первого вида создают полезности, служащие удовлетворению запросов; издержки последнего вида создают и изменяют сами запросы". По его мнению, при увеличении объема выпуска продукции издержки производства сокращаются, но издержки сбыта дополнительной продукции растут. Это стало обоснованием утверждения об отсутствии в условиях монополии по дифференциации продукта избыточной прибыли, так как. в долговременном плане, по мнению Чемберлина, цена только покрывает полные издержки (суммарные издержки производства и сбыта).

56Смотреть 55

57На основании исследования долгосрочного равновесия можно сделать вывод о том, что условие оптимальности, характерное для модели чистой конкуренции, при монополистической конкуренции нарушается. Это объясняется следующи ми соображениями. Во-первых, так как цена превышает предельные издержки (Р > МС), потери благосостояния (заштрихованная зона на рис. 10.3) аналогичны модели чистой монополии; во-вторых, условие нулевой прибыли ведет к избыточной мощности, т. е. каждая фирма действует ниже минимального значения АТС. Избыточная мощность: условие, характеризующее долгосрочное равновесие в условиях монополистической конкуренции, при котором фирма действует при объ еме выпуска, меньшем оптимального, при котором мог бы быть достигнут минимум общих средних издержек. на средним издержкам, а каждая фирма получает нулевую экономическую при быль, несмотря на то что обладает монопольной властью. Рис. 10.4. Равновесие монополистически конкурентной фирмы в периодах: а) краткосрочном и б) долгосрочном Существование избыточной мощности подразумевает, что издержки на про изводство единицы товара при монополистической конкуренции выше, чем если бы продукт был однородным.

Означает ли избыток производственных мощностей «неэффективность» мо дели монополистической конкуренции?С одной стороны, монополистическая конкуренция ведет к экономическим потерям: некий совокупный объем выпуска может быть обеспечен при более низких затратах. Потери благосостояния, которые являются результатом того, что цены превы шают предельные издержки, идентифицировать непросто. Несмотря на потери «мертвого груза» (заштрихованный треугольник на рис. 10.3), Чемберлин выра жает убежденность в том, что монополистическая конкуренция является более совершенной рыночной структурой, чем чистая конкуренция. Наличие избытка мощности или потери эффективности — это та своеобразная плата, которую по требители несут за дифференциацию товаров и за ту доступность источников снабжения, которые обеспечиваетмонополистическая конкуренция. Предположим теперь, что производитель увеличил свой выпуск на одну еди ницу выше равновесного значения (рис. 10.5). Кривая dd сдвинется вниз: объем выпуска всех прочих производителей увеличился, а цены снизились. Таким обра зом, большее количество близких товаров-субститутов стало доступным покупа телям при более низких ценах.

Это снижение в цене может быть измерено при помощи заштрихованной площади L, Рис. 10.5. Эффекты благосостояния от увеличения выпуска, когда Р* > тс Результат снижения цены состоит из двух противоположных эффектов: по ложительный эффект, или выигрыш благосостояния (обозначен буквой G), и от рицательный эффект, или потери благосостояния (обозначен с помощью буквы L). Исходя из этого сделаем вывод, что увеличение выпуска экономически оправда но, в случае если G > L, т. е. до точки, при которой G = L. Если этот критерий справедлив, то эффективная цена всегда должна превышать предельные издерж ки и монополистическая конкуренция не может быть совместимой с экономиче ской эффективностью в условиях чистой конкуренции. В параграфе 10.5 представ лен алгебраический пример, в котором условие равновесия монополистической конкуренции рассмотрено более детально.

58олигополия. В реальной жизни типично монополис тическими отраслями являются автомобильная, металлургическая, алюминиевая, химическая и др. Принципиальное отличие олигополии от монополистической и чистой конку ренции заключается в том, что при олигополии в отрасли существует лишь несколь ко соперников, а потому каждая фирма обязана учитывать реакцию остальных уча стников на свои действия.

Действия любого олигополиста в отрасли оказывают непосредственное влияние на каждого из соперников, т. е. фирмы в отрасли явля ются взаимозависимыми. Рассмотрим олигополию как одну из четырех главных рыночных структур на основе структурных переменных, приведенных в четырех предыдущих главах (табл. 11.1). Мы уже знаем, что в модели совершенной конкуренции продукция однородна, а в монополистической конкуренции неоднородна (дифференцирована). В олигопо- листической модели продукция может быть как однородной, так и неоднородной.? Таблица 11.1 Структурные переменные олигополии Инстуцио- нальные 1. Условие спроса 2. Количество продавцов 3. Количество покупателей 4. Вход в отрасль и выход Продуктовая дифференциация разной степени Немного Много Ограничен Поведенческие 5. Целевая функция 6. Стратегические переменные 7. Ожидания относительно действий соперников Максимизация прибыли в краткосрочном периоде Уровень цен и выпуска Интенсивные Возможности входа в отрасль также варьируются в широких пределах — от полностью блокированного входа до достаточно свободного (в зависимости от особенностей стратегического поведения олигополистов).

В модели совершенной конкуренции фирмы проводят оптимальную полити ку поведения: при нахождении рынка в равновесии они не имеют причин изме нять цену или объем выпуска. При равенстве спроса и предложения фирма про дает все, что производит, и максимизирует свою прибыль. В модели монополии фирма-монополист находится в равновесии при усло вии MR = МС. В этом случае монополист максимизируют свою прибыль и также проводит оптимальную политику (с точки зрения монополии). В модели олигополии фирма также имеет тенденцию осуществлять оптималь ную политику с учетом действий своих соперников и предполагает, что прочие фирмы в отрасли будут поступать аналогичным образом. Данная концепция была впервые сформулирована Дж. Нэшем (в 1951 г.). Равновесие Нэша: каждая фирма-олигополист ведет себя наилучшим образом при данном поведении своих конкурентов. Прежде всего рассмотрим условия возникновения олигополии.

Олигополия Курно — экономическая модель рыночной конкуренции. Названа в честь сформулировавшего ее французского экономиста А.Курно (1801-1877).

Основные положения модели:

§ На рынке действует фиксированное число N > 1 фирм, выпускающих экономическое благо одного наименования;

§ Вход на рынок новых фирм и выход из него отсутствуют;

§ Фирмы обладают рыночной властью. Замечание: сам Курно не знал, что такое рыночная власть. Этот термин появился позднее;

§ Фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации.

Общее количество фирм на рынке N предполагается известным всем участникам. Каждая фирма, принимая свое решение, считает выпуск остальных фирм заданным параметром (константой). Функции издержек фирм ci(qi) могут быть различны и также предполагаются известными всем участникам.

Функция спроса представляет собой убывающую функцию от цены блага. Цена блага задана как цена равновесия отраслевого рынка (величина отраслевого предложения равна величине спроса на данное экономическое благо при одной и той же цене).

Модель Штакельберга — теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работеMarktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в 1934 г.

В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее.

59Модель Бертрана или конкуренция по Бертрану — модель ценовой конкуренции на олигополистическом рынке, сформулированная французским математиком и экономистом Жозефом Бертраном в 1883 году.

Модель описывает поведение фирм на олигополистическом рынке, конкурирующих за счет изменения уровня цен на свою продукцию. Парадоксальный вывод модели - фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции- назван парадоксом Бертрана.

Предположения модели

В модели приняты следующие предположения:

§ На рынке имеется по меньшей мере две фирмы, производящие однородный продукт;

§ Фирмы ведут себя некооперативно;

§ Предельные издержки (MC) фирм одинаковы и постоянны;

§ Функция спроса линейна;

§ Фирмы конкурируют, устанавливая цену на свою продукцию, и выбирают ее независимо и одновременно;

§ После выбора цены фирмы производят объем товара, равный величине спроса на их продукцию;

§ Если цены различны, потребители предъявляют спрос на более дешевый товар;

§ Если цены одинаковы, приобретаются товары всех фирм в равных долях.

§ Модель статична (рассматривается принятие решения в единичный момент времени).

Предположение о ценовой конкуренции означает, что фирмы могут легко изменять объем выпуска продукции, однако изменить цену после выбора очень трудно или невозможно.

Наши рекомендации