Направление 080100.62 «Экономика» - для всех форм обучения

Название модуля Название темы Лекции (тема) балл Практичес кие занятия (индивидуальные занятия**) (названия) балл Рубежный контроль (балл) Максимальный балл модуля / минимальный балл модуля
Модуль 1. Теория и инфраструктура отраслевых рынков. Конкуренция и монополия Тема 1. Предмет и метод анализа отраслевых рыночных структур 1. Предмет и метод анализа отраслевых рыночных структур. 2. Исходная парадигма "базовые условия рынка - структура - поведение- результат". 3. Роль государственной политики в достижении рациональной рыночной структуры.                                           Тестирование 24/12
Тема 2. Понятие фирмы. Основные концепции фирмы в экономической теории 1. Понятие фирмы. 2. Основные концепции фирмы в экономической теории. 3. Три подхода к анализу функционирования фирмы. 4. Технологическая концепция фирмы - технологические границы фирмы, горизонтальные и вертикальные границы роста. 5. Контрактная концепция фирмы - трансакционные издержки, пределы внутренних и внешних контрактов. 6. Две принципиальные организационные формы фирм.  
Тема 3. Стратегическая концепция фирмы. Классификация фирм: по размерам, формам собственности, организационно-правовым формам, внутренней структуре управления, целям 1. Стратегическая концепция фирмы. 2. Классификация фирм: по размерам, формам собственности, организационно-правовым формам, внутренней структуре управления, целям.
Тема 4. Основные концепции конкуренции и распределение ресурсов в условиях конкуренции и монополии. 1. Чистая конкуренция. Совершенная конкуренция. 2. Квазиконкурентный рынок. 3. Эффективность конкурентных рынков. 4. Неэффективность монопольного ценообразования. Распределение ресурсов в условиях конкуренции и монополии. 5. Структурные, поведенческие, функциональные критерии работающей конкуренции.
Модуль 2. Структура отрасли. Рыночная концентрация и монопольная власть. Рынок доминирующей фирмы Тема 5. Основные черты, характеризующие рыночную структуру и основные типы рынков 1. Основные черты, характеризующие рыночную структуру. 2. Рынки свободной конкуренции. Квазиконкурентные рынки. Рынки работающей конкуренции. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Олигопсония. 3. Рынки с асимметричной информацией. 4. Рынки с доминирующей фирмой.                                                   Решение задач 25/12
Тема 6. Теоретические основы анализа и спецификации рыночных структур 1. Тенденции изменения уровня совокупной концентрации. 2. Показатели уровня концентрации на отдельных отраслевых рынках. 3. Локальные, временные, продуктовые границы рынка. 4. Показатели монопольной власти. 5. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка.
Тема 7. Эффект масштаба и вертикальная интеграция. Диверсификация деятельности фирмы. 1. Эффект масштаба и вертикальная интеграция. 2. Вертикальная интеграция первого типа (интеграция ресурсов). Вертикальная интеграция второго типа (интеграция конечного продукта). 3. Диверсификация деятельности фирмы. 4. Иностранная конкуренция. 5. Ценообразование, ограничивающее вход на рынок.
Тема 8. Монопольная власть доминирующей фирмы. Причины рыночной власти доминирующей фирмы 1. Монопольная власть доминирующей фирмы. 2. Предпосылки модели поведения ценового лидера.. 3. Поведение фирм из конкурентного окружения. 4. Анализ модели рынка с доминирующей фирмой и определение характеристик цены, назначаемой лидером.
Модуль 3. Асимметричная информация как фактор монопольной власти. Дифференциация товара, структура рынка и конкуренция Тема 9. Причины неполноты информации и результаты асимметрии информации. Пути решения проблем рынка с асимметричной информацией 1. Асимметричная информация. 2. Снижение общественного благосостояния при асимметрии информации. 3. Общий подход к анализу рынка с асимметрией информации о качестве.                     Решение задач 17/12  
Тема 10. Рынок дифференцированного продукта и модели рынков дифференцированного товара. 1. Рынок дифференцированного продукта. 2. Измерение дифференциации (по числу торговых марок, на основании показателей перекрестной эластичности, по опросам потребителей и т.п.) 3. Горизонтальная и вертикальная дифференциация товара.
Тема 11. Реклама на рынке дифференцированного продукта 1. Реклама на рынке дифференцированного продукта. 2. Желательная и нежелательная реклама. 3. Реклама и новые товары. 4. Государственное регулирование рекламной деятельности.        
Модуль 4 Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Несовершенная конкуренция и стратегическое поведение фирм на рынке Тема 12. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения как форма взаимоотношений между продавцами с целью ограничения конкуренции 1. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения как форма взаимоотношений между продавцами с целью ограничения конкуренции. 2. Внешние эффекты в отношениях между производителями и посредниками как причина стремления фирм вертикально интегрироваться.                           Решение задач 18/12
Тема 13. Виды вертикальной интеграции и издержки вертикальной интеграции. 1. Вертикальная интеграция как форма контроля над собственностью. 2. Интеграция фактора (интеграция "назад") и интеграция продукта (интеграция "вперед"). 3. Издержки вертикальной интеграции: уменьшение уровня разделения труда и специализации.
Тема 14. Зарубежный опыт государственной политики по отношению к вертикальной интеграции 1. Франчайзинг как форма вертикальной интеграции. 2. Зарубежный опыт государственной политики по отношению к вертикальной интеграции. 3. Особенности вертикального контроля в российской экономике
Тема 15. Понятие «несовершенная конкуренция" и основные формы несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция и олигополия. 1. Две основные формы несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция и олигополия. 2. Картель. Причины возникновения картелей. 3. Эвристическое ценообразование как инструмент координации.
Модуль 5 Ценовая дискриминация и ценовая политика фирмы на товарном рынке. Тема 16. Причины возникновения ценовой дискриминации и условия эффективности ценовой дискриминации. 1. Причины возникновения ценовой дискриминации. 2.Условия эффективности ценовой дискриминации.                     Тестирование 16/12
Тема 17. Типы ценовой дискриминации и практика ценовой дискриминации. 1. Типы ценовой дискриминации. Практика ценовой дискриминации. 2. Скидки как метод ценовой дискриминации. 3. Ценообразование на основе системы базисных пунктов.
Тема 18. Особые проблемы географической ценовой дискриминации. 1. Основные проблемы географической ценовой дискриминации. 2. Ценообразование на основе системы базисных пунктов.
Тема 19. Пространственное ценообразование и эффективность 1. Пространственное ценообразование и эффективность.
Итого       100/60
Итоговый контроль             20/10




Принято на заседании кафедры от года, протокол №

Наши рекомендации