Формы контроля со стороны преподавателя.
Преподавателю необходимо регулярно проводить контроль изучения студентами материала. Результаты диагностики уровня знаний студентов на каждом этапе обучения позволяют оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении учебного материала.
В ходе изучения дисциплины предусматриваются следующие виды контроля знаний студентов: текущий, промежуточный и итоговый.
Текущий контроль знаний студентов включает:
– экспресс контрольные работы на лекционных занятиях;
– защиту отчетов по выполняемым практическим работам;
– оценку знаний и умений студентов при проведении консультаций по лекционным и практическим занятиям.
Промежуточный контроль проводится в форме аттестаций в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов.
Поиск оптимальных способов диагностики уровня знаний является частью общей проблемы оценки качества обучения. Часто используются традиционные формы контроля – устный опрос и письменные работы (самостоятельные и контрольные). Наряду с ними активно используется такая форма контроля как тесты. Метод тестирования позволяет измерять и интерпретировать результаты обучения с большой долей объективности (равенство условий проведения работы и оценки результатов для всех студентов).
Изучение дисциплины завершается сдачей студентами зачета.
3.9. Форма отчетности студента за выполненную работу.
Среди форм отчетности студентов за выполненную работу выделяют:
- контрольные работы,
- курсовые работы,
- рефераты,
- презентации.
Задания и методические указания по выполнению контрольных работ.
Значение контрольной работы состоит в проверке степени усвоения студентами учебного материала и развитии у них способностей к самостоятельной творческой работе.
Цель контрольной работы – углубленная проработка отдельной темы дисциплины «Экономика фирмы».
Темы контрольных работ выбираются в соответствии с последними цифрами шифра студента и не должны повторяться с темами курсовых работ.
Список литературных источников, которыми можно пользоваться при написании контрольных работ, приведен в рабочей программе.
Объем контрольной работы 20-24 страницы школьной тетради. В конце работы приводится список использованной литературы. Выполненная работа высылается на рецензирование в установленные сроки. Контрольная работа должна быть написана четким разборчивым почерком или напечатана. Если контрольная работа не соответствует данным требованиям, она возвращается на доработку.
Темы контрольных работ
1. Роль государственной политики в достижении рациональной рыночной структуры.
2. Типы государственного воздействия на рыночные структуры: регулирование и антитрестовская политика.
3. Основные типы рынков. Рынки свободной конкуренции. Квазиконкурентные рынки. Рынки работающей конкуренции.
4. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Олигопсония. Рынки с асимметричной информацией. Рынки с доминирующей фирмой. Монополия. Монопсония.
5. Основные концепции фирмы в экономической теории.
6. Основные характеристики и подходы к анализу функционирования фирмы.
7. Технологическая концепция фирмы - технологические границы фирмы, горизонтальные и вертикальные границы роста.
8. Основные концепции конкуренции. Чистая конкуренция. Совершенная конкуренция.
9. Структурные, поведенческие, функциональные критерии работающей конкуренции.
10. Тенденции изменения уровня совокупной концентрации. Измерение уровня концентрации продавцов.
11. Формы и показатели концентрации на отдельных отраслевых рынках.
12. Ценообразование и неценовые стратегии создания барьеров входа.
13. Снижение общественного благосостояния при асимметрии информации. Результаты асимметрии информации.
14. Общий подход к анализу рынка с асимметрией информации о качестве.
15. Проблема "негативного отбора" и ее решение.
16. Пути решения проблем рынка с асимметричной информацией.
17. Рынок дифференцированного продукта.
18. Долгосрочное равновесие на рынке дифференцированного продукта и избыточная производственная мощность.
19. Измерение дифференциации.
20. Горизонтальная и вертикальная дифференциация товара.
21. Модели рынков дифференцированного товара.
22. Реклама на рынке дифференцированного продукта Желательная и нежелательная реклама. Реклама и разброс цен.
23. Государственное регулирование рекламной деятельности. Реклама и структура рынка.
24. Структура рынка и разнообразие продукта.
25. Теория оптимального уровня продуктового разнообразия.
26. Структура рынка и срок службы товара.
27. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения как форма взаимоотношений между продавцами с целью ограничения конкуренции.
28. Внешние эффекты в отношениях между производителями и посредниками как причина стремления фирм вертикально интегрироваться.
29. Проблема двойного ценообразования.
30. Риск безответственности и морального ущерба.
31. Вертикальная интеграция как форма контроля над собственностью.
32. Виды вертикальной интеграции.
33. Издержки вертикальной интеграции. Стимулы к вертикальной интеграции.
34. Вертикальные ограничения как форма контроля над поведением.
35. Вертикальные ограничения на монопсонических рынках, при отношениях давальчества и толлинга, при использовании ненадежных альтернативных форм расчетов.
36. Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьютерами.
37. Франчайзинг как форма вертикальной интеграции.
38. Зарубежный опыт государственной политики по отношению к вертикальной интеграции.
39. Особенности вертикального контроля в российской экономике
40. Основные формы несовершенной конкуренции.
41. Некооперированная олигополия. Кооперированная олигополия.
42. Открытые и тайные соглашения и причины их возникновения.
43. Причины возникновения ценовой дискриминации.
44. Условия и типы ценовой дискриминации. Расчет их эффективности
45. Определение комбинаций объема покупки/цены.
46. Скидки как метод ценовой дискриминации.
47. Способы предотвращения снижения прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах.
48. Применение лизинга в современных рыночных условиях.
49. Ценовая дискриминация и естественная монополия.
50. Ценообразование на основе системы базисных пунктов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.
Матрица компетенций.
№ п/п | Наименование модуля | Компетенции, формируемые на занятиях | ||||||||
ОК-11 | ОК -13 | ПК - 1 | ПК - 5 | ПК - 8 | ПК - 10 | ПК - 11 | ПК - 14 | ПК -15 | ||
Модуль 1. Теория и инфраструктура отраслевых рынков. Конкуренция и монополия | * | * | * | * | ||||||
Модуль 2. Структура отрасли. Рыночная концентрация и монопольная власть. Рынок доминирующей фирмы. | * | * | * | |||||||
Модуль 3. Асимметричная информация как фактор монопольной власти. Дифференциация товара, структура рынка и конкуренция. | * | * | * | |||||||
Модуль 4. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Несовершенная конкуренция и стратегическое поведение фирм на рынке | * | * | * | |||||||
Модуль 5 Ценовая дискриминация и ценовая политика фирмы на товарном рынке. | * | * | * | |||||||
общекультурными компетенциями (ОК): - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); - владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); - профессиональными компетенциями (ПК): расчетно-экономическая деятельность - способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); аналитическая, научно-исследовательская деятельность - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); - способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); - способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); организационно-управленческая деятельность - способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); педагогическая деятельность - способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14); - способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15). |