Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г.

Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г.

Оглавление

1. Предмет и метод дисциплины «Экономика»………………………………………3

2. Основы теории рыночного хозяйства………………………………………………6

3. Основы теории спроса и предложения……………………………………………...7

4. Экономическая конкуренция………………………………………………………..10

5. Теория фирмы…………………………………………………………………………15

6. Рынок факторов производства и распределение доходов……………………….22

7. Теория потребительского поведения……………………………………………….25

8. Макроэкономическая структура национальной экономики………...………….28

9. Рынок товаров и услуг. Равновесная величина национального производства…………………………………………………………………………………..34

10. Цикличность развития экономики и экономический рост…...………………...44

11. Финансовая система и фискальная политика государства……………..………50

12. Денежный сектор национальной экономики. Денежно-кредитная политика государства…………………………………………………………………………………….54

13. Макроэкономическая нестабильность…………………………………………….64

14. Международная экономика………………………………………………………….69

Тема 1. Предмет и метод дисциплины «Экономика»

Что изучает экономика?

Основной экономической проблемой любой экономической системы является проблема ограниченности экономических ресурсов и безграничности экономических потребностей.

Экономическая теория –наука, которая изучает проблему эффективного распределения редких, т.е. ограниченных, экономических ресурсов.

В структуру экономической теории входят:

1.Микроэкономика

Изучает экономические проблемы отдельных экономических единиц (покупатель, домохозяйство, фирмы, отрасли и т.д.)

2.Макроэкономика

Изучает экономические проблемы национального уровня (инфляции, безработица, налоги, государственный бюджет)

3.Мега экономика

Изучает мировую экономику.

В экономической теории различают позитивные и нормативные экономические суждения.

Позитивное –то, что есть на самом деле.

Нормативное –то, чего хотелось бы.

Потребности и ресурсы.

Потребность –это недостаток чего-либо для развития человека, фирмы, государства.

Потребности бывают первичные и вторичные.

Первичные –предметы первой необходимости: еда, вода, лекарства, жильё.

Вторичные– предметы второй необходимости.

Экономические ресурсы разделяют на материальные и людские.

К материальным ресурсам относятся:

Ø Земля

Ø Капитал

Земля –пахотные земли, лесные и водные ресурсы, месторождения полезных ископаемых.

Капитал –этоинвестиционные ресурсы, деньги, вложенные в производство. Например, здания, сооружения, оборудования, транспорт и т.д. Это всё то, что участвует в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.

Людские -рабочая сила, предпринимательская способность.

Владелец каждого вида ресурса получает определённый доход:

Ресурс   Доход
Земля Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru Рента
Капитал Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru % на капитал
Рабочая сила Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru Зарплата, гонорар, жалованье
Предпринимательская способность Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru Прибыль

Типы экономических систем.

Ø Командная (планово - административная)

Ø Рыночная

Ø Традиционная

Деление на системы основано:

1. На формах собственности на средства производства.

2. На принципах управления производством.

В чистом виде ни одна из названных систем не существует, но можно говорить о смешанных экономиках с преобладание рыночных или командных черт.

Традиционная экономическая система –это система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов. Она распространена в слаборазвитых странах. Это первичный тип экономической системы.

Основные черты традиционной экономической системы:

ü Преобладание сельского хозяйства

ü Производство однотипных продуктов

ü Социально-экономические отношения в обществе определяются традициями и обычаями. Определяют, какие блага и для кого производить. Определяют способ производства

ü Уравнительность распределения

ü Экономические роли определяются наследственностью и кастовой принадлежностью

ü Технический прогресс проникает в эту систему с трудом т.к. несёт угрозу устоявшимся традициям

Командная экономическая системасуществовала в СССР, в странах восточной Европы.

Основные черты командной экономической системы:

ü Государственная собственность на экономические ресурсы

ü Отсутствие конкуренции. Предприятия – собственность государства. План принимает государство

ü Коллективное принятие решений

ü Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью

Рыночная экономическая системасодержит в себе такие признаки как:

ü Частная собственность

ü Свободное предпринимательство

ü Конкуренция

ü Ограниченная роль государства

ü Ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения.

ü Насыщенность товаров массового производства

ü Гибкое производство

Рынок и его субъекты.

Рынок -это любое взаимодействие между продавцом и покупателем по поводу покупки или продажи товаров и услуг.

Субъекты рынка:

1. Домохозяйство –это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая стремиться к получению максимального дохода и эффективного его распределения. Обладает каким-либо экономическим ресурсом и хочет максимально дорого его продать.

2. Фирма (предприятие) –это экономическая единица, которая стремиться к максимальной прибыли, приобретает ресурсы у домохозяйств, производит из них товары и услуги и продаёт их другим фирмам, домохозяйству и государству.

Государство

Основные условия существование рыночных отношений:

I.Частная собственность на средства производства

II.Свобода, предпринимательство, выбор

III.Личные интересы как главный мотив поведения

IV.Свобода или совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция характеризуется:

a)Наличием на рынке очень большого числа продавцов и покупателей, что делает невозможным сговор между ними, влияние на цену

b)Свободой для покупателя и продавца входа на рынок и выхода из него

V.Применением денег

VI.Применением новых технологий

VII. Специализацией

VIII.Вмешательство государства в экономику ограничено

Кроме вышеперечисленных пунктов, для функционирования современного рынка необходимы:

1. Многообразие форм собственности (частная, государственная, коллективная, корпоративная)

2. Биржа (товарная, сырьевая, валютная, фондовая)

3. Банковская система

4. Эмиссионная система

5. Таможенная система

6. Биржа труда

7. Средства коммуникации

8. Налоговая система

9. Рынок страхования

10. Экономические учебные заведения

11. Аудиторская система

12. Консалтинг (Консультация)

Основные законы рынка

Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru Закон спроса.

Спрос –отражает потребность людей в той их части, которая может быть оплачена потребителем.

Главным свойством спроса является то, что чем выше цена, тем ниже спрос на данный товар и наоборот.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса составляет суть Закона спроса.

В основе закона спроса лежит:

1. Здравый смысл

2. Принцип убывающей предельной полезности, согласно которому, каждая последующая единица данного вида товара приносит всё меньше и меньше удовольствия и поэтому покупатель приобретёт дополнительную единицу этого товара при условии, что цена на него снизится.

3. Эффект дохода согласно которому, если цена на какой-либо товар снижается, то покупатель может позволить себе купить больше данного товара, не отказываясь от других.

4. Эффект замещения – из ряда аналогичных товаров у покупателя появляется желание купить товар более дешёвый.

Кроме цен на спрос влияют не ценовые факторы (детерминанты):

a) Мода, реклама, вкусы, предпочтения, традиции, религии и т.д.

b) Географическое положение, сезон

c) Доходы населения

d) Количество покупателей на рынке

e) Ценовые ожидания

f) Цены на товары субституты (товары заменители)

g) Цены на сопряжённые товары

Закон спроса действует на все товары, кроме товаров Гиффена – это такие товары, спрос на которые растёт, если цены на них растут (дешёвые макароны, картофель).

Существуют также проекты, которые яко бы противоречат закону спроса, но это не так:

a) Эффект «Цена - качество»

b) Эффект Веблена (сноба) – это приобретение товаров, обладание которых связано с ощущением преимуществ по сравнению с окружающими, с особым престижем, особым статусом, социальным положением покупателя.

c) Эффект ожидаемой динамики цен

Закон предложения

Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru

Кривая предложения

Предложение –характеризует готовность продавца продать определённое количество товара по определённой цене в течение определённого периода времени.

Закон: Между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость.

Кроме цены на предложение влияют:

1.Цены на ресурсы

2.Технологии

3.Налоги и дотации

4.Количество продавцов на рынке

5.Ценовые ожидания

6.Цены на другие товары

Рыночное равновесие

Спрос и предложение встречаются на рынке и в результате устанавливаются PE (равновесная цена).

QE –Равновесный объём продаж

E – Рыночное равновесие

Равновесная цена PE –в отличие от всех других цен это такая же цена, по которой покупатели приобрели всё то, что они хотели купить, а продавцы продали столько, сколько они хотели продать.

QD=QS

График рыночного равновесия

Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru

Фундаментальные вопросы экономики и их рыночное разрешение

1. Что производить?

Рынок ориентирован на прибыль, а её приносят те товары и услуги, которые пользуются спросом.

2. Как производить?

Ресурсы пойдут в те отрасли, которые выпускают товары, пользующиеся спросом.

Внутри отрасли ресурсы пойдут на такие предприятия, которые являются наиболее конкурентоспособными. Такие предприятия, которые применяют новые технологии и методы организации производства.

3. Для кого производить?

Распределение зависит от доходов каждого человека. Доходы - от ресурса, вложенного в экономику и от цены на этот ресурс в данное время в данном месте.

Конкуренция

Плюсы «+»: Минусы « - »:
При наличии конкуренции производитель стремиться снизить свои затраты, чтобы увеличить прибыль → внедрение новых технологий → снижение издержек производства, рост производительности труда→ снижение цен.   Это выгодно всем слоям населения Нестабильность бизнеса → безработица → инфляция → банкротство отдельных производителей
Конкуренция заставляет улучшать качество продукции и постоянно увеличивать разнообразие товаров и услуг Несправедливое распределение доходов общества
Межотраслевая конкуренция заставляет улучшать качество продукции и постоянно увеличивать разнообразие товаров и услуг В ходе развития конкуренция может себя уничтожить. Это происходит тогда, когда конкурентное преимущество какого-либо производителя имеет устойчивый долговременный характер
Межотраслевая конкуренция путём перелива капитала из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики и стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей  
Конкуренция способствует развитию НТП, заставляет применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы  
Конкуренция «вымывает» неэффективных производителей  
Конкуренция создаёт экономическое принуждение, т.е. заставляет поддерживать высокую деловую активность  

Несовершенная конкуренция:

Ø Монополия

Ø Олигополия

Ø Монополистическая конкуренция

Монополия

Наиболее ярко выраженный тип несовершенной конкуренции.

Монополия –(в широком смысле) исключительное право на производство, промысел и другие виды деятельности, принадлежащие одному лицу, определённой группе или государству.

Признаки монополии

1. Монополист – единственный продавец, а монополизированная отрасль – синоним фирмы.

2. Реализуемый товар уникален в том смысле, что у него нет хороших или близких занятий.

3. Монополист обладает рыночной властью, контролируются поставки товаров на рынок.

4. На пути рынка монополист устанавливает непреодолимые для конкурента барьеры искусственные и естественные.

Искусственные –патенты и лицензии.

Естественные – характерны для тех отраслей, где функционируют естественные монополии – это сферы деятельности и отрасли, в которых развитие конкуренции либо невозможно, либо не эффективно.

Монополия может возникнуть тремя путями:

1. Отрасль с момента её возникновения это единственный производитель

2. На рынке может действовать много производителей, но они тайно сговариваются и действуют монопольными методами.

3. На рынке в исходном состоянии может находиться много производителей, но один из них скупает своих конкурентов и становится монополистом.

В условиях монополии объём производства, который максимизирует прибыль ниже, чем при совершенной конкуренции, а цены выше.

Это приводит к тому, что монополистические ресурсы используются не в полной мере → часть продукции, нужной обществу не производится.

Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru Монополист – отрасль → Кривая спроса совпадает с кривой отраслевого спроса.

Цена и количество изменяются в соответствии с кривой спроса. Монополист одновременно выбирает комбинацию «цена – количество», при этом нет никаких стимулов увеличивать производство своей продукции даже при очень высоких ценах, т.к. расширение производства снизит рыночные цены и соответственно снизится прибыль.

Олигополия.

Олигополия(с греч. мало/не много) - немногочисленность участников конкуренции, когда относительно мало (в пределах 10) число фирм господствует на рынке товаров и услуг, удовлетворяя спрос множества потребителей на этом рынке.

Большинство крупных корпораций действуют в системе олигополии: большая часть рынка захвачена супер продавцами, а оставшуюся часть могут делить между собой множество конкурентов.

На олигополистическом рынке продукция может быть дифференцированной (автомобили) и не дифференцированной (сталь, цемент, нефть). Особенностью олигополистических рынков является сложность входа в этот рынок других фирм.

Причины:

1. Эффект масштаба - состоит в том что, чтобы добиться низких издержек производства на единицу выпускаемой продукции. Любые вновь входящие в отрасль фирмы должны быть очень крупными производителями (для этого нужны очень большие деньги);

2. Потенциальных конкурентов могут исключить патентованием и лицензированием технологий, а так же контроль над стратегическим для отрасли сырьём: электроника, хим. и алюминиевая промышленность.

3. Дополнительными финансовыми проблемами для вступления в олигополию могут быть очень большие расходы на рекламу.

Тема 5. Теория фирмы

Фирма– это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма – понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую предприятием и ведущую на нем свою производственно-хозяйственную деятельность.

Фирма имеет следующие признаки:

1) представляет собой экономически обособленную, самостоятельную хозяйственную единицу;

2) юридически зарегистрирована и в этом плане относительно независима: имеет собственный бюджет, устав и бизнес-план;

3) является своеобразным посредником в производстве;

4) любая фирма самостоятельно принимает все решения, связанные с ее функционированием, поэтому можно говорить о ее производственной и коммерческой независимости;

5) целями фирмы считаются получение прибыли и минимизация издержек.

Но существуют фирмы, которые ведут неценовую конкуренцию и имеют такие цели как:

1) повышение объема продаж и увеличение собственной доли на рынке, а также максимальный контроль ценообразования и потребительского спроса;

2) сохранение штата служащих. Стремясь к этому, руководство фирмы повышает заработную плату, улучшает условия труда, осуществляет трансфертные платежи, т. е. стимулирует индивидуальный результат рабочего;

3) выживание в кризисной экономике. Инфляционные ожидания порождают стремление к созданию новых стратегических методов развития. В соответствии с этим в современных организациях целесообразно иметь отдел стратегического планирования, который разрабатывает комплекс мер по достижению конечных целей фирмы;

4) производство качественно новых товаров и их продвижение на рынок. Внедрение в производство новейших технологий позволяет изготавливать более качественный и конкурентоспособный продукт за более низкий объем времени.

Фирма как самостоятельный экономический субъект выполняет ряд важных функций.

1. Производственная функция подразумевает способность фирмы организовать производство по изготовлению товаров и услуг.

2. Коммерческая функция обеспечивает материально-техническое снабжение (налаживание связей с поставщиками ресурсов и инвесторами), сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу для успешного продвижения товаров на рынок и роста его конкурентоспособности. Самофинансирование, самоокупаемость и самостоятельность – это основные характеристики «сильной» фирмы.

3. Финансовая функция: привлечение инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри фирмы и с партнерами, выпуск ценных бумаг, уплата налогов, а также получение прибыли, управление рисками и создание системы страхования.

4. Счетная функция: составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации и отчетов в органы государственной статистики и налогов.

5. Административная функция – функция управления, включающая организацию (создание структуры, которая обеспечит достижение долгосрочных целей), мотивацию (стимулирование работников, побуждение их к достижению лучшего результата), планирование (постановку целей и поиск путей их достижения) и контроль над деятельностью в целом.

6. Правовая функция осуществляется через соблюдение законов, норм и стандартов, а также через выполнение мер по охране факторов производства.

Основные концепции фирмы

Теория фирмы прежде всего содержит два основных подхода, посредством которых познаются процесс ее возникновения, суть, а также законы и принципы функционирования.

1. Технологический подход (или функциональный). Его суть заключена в том, что всегда можно найти ту производственную функцию, которая характеризует наибольший объем выпуска при абсолютно различных альтернативных сочетаниях факторов производства и уровне технологического развития на определенный момент времени. При понимании данного подхода возникает проблема определения наиболее оптимального размера фирмы и ее масштаба производства. Оказывается, что наиболее эффективен тот вариант, который не вызывает резкого роста переменных издержек, которые зависят от объема выпуска. Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе производства должен полностью расходоваться. Например, для завода – производителя деталей авиастроения он будет исчерпан, если мощности станков будут полностью использованы, а покупка нового оборудования невозможна без строительства или аренды новых производственных помещений. Однако технологический подход не способен объяснить, откуда берется производство, как организуется, и каков его механизм и из чего состоит. Вследствие этого возникла необходимость в создании нового подхода, который смог бы решить все вопросы функционирования фирмы.

2. Институциональный подход занимается вовсе не исследованием процесса стремления фирмы к максимизации получаемой прибыли. Данный подход позволяет объяснить сам принцип возникновения фирмы как экономического субъекта, ее функционирования и в конечном счете – уход с рынка. Можно, конечно, предположить, что экономика способна стабильно развиваться и без фирм, когда все экономические субъекты самостоятельно занимаются производством, осуществляют обмен и сбыт. Но, как известно, все ресурсы, факторы производства и оборотные фонды рассредоточены в экономической среде. Такое производство, по сути, напоминает натуральную форму хозяйствования, поскольку каждому экономическому субъекту в отдельности необходимо вести длительные переговоры по поводу соединения всех факторных ресурсов в единое производство. Все это вызывает рост транзакционных издержек, и процесс производства становится слишком длительным и дорогостоящим. Таким образом, преимущество фирмы заключается в том, что она сочетает в себе все необходимые факторы производства. Кроме того, соединяя их в единое производство, она изготавливает товары и услуги непосредственно на одном предприятии, что значительно упрощает и процесс производства, и процесс поставки готового товара на рынок, снижает издержки функционирования. Можно сказать, что фирма – это наиболее приемлемый и эффективный экономический субъект.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

1. Понятие национального дохода.Национальный доход – это суммарный доход от использования в течение года в экономике всех факторов производства. Он выражается суммой денежных доходов, полученных населением за участие в экономической жизни общества.

Целевое назначение национального дохода (НД) – образовать фонд потребления населения и фонд накопления для расширения производства, поэтому он, с одной стороны, характеризует уровень благосостояния населения в настоящее время, а с другой – возможности роста экономики в будущем.

Показатель национального дохода является ведущим элементом системы национальных счетов, в которой отслеживается его распределение не только в домашнем хозяйстве, но и среди акционерных обществ, правительственных учреждений, финансовых структур и частных некоммерческих организаций.

2. Факторный состав национального дохода.При определении величины НД различают четыре элемента по-факторного дохода:

1) заработная плата – оплата наемного труда работников и служащих с социальными начислениями (страховые платежи за работника, социальное обеспечение, выплаты частных пенсионных фондов);

2) рентный доход – арендная плата за землю, жилье, помещения, оборудование, имущество;

3) процентный доход – положительный итог операций на рынке ценных бумаг и поступления от индивидуальных вложений в бизнес;

4) прибыль – доходы некорпорированного сектора экономики (единоличных хозяйств, партнеров, кооперативов и др.) и корпораций, прибыль которых из-за ее распадения на дивиденды и нераспределяемую часть, использующуюся для расширения производства, облагается дважды – как доход фирмы и как доход акционера.

РАСПОЛАГАЕМЫЙ ЛИЧНЫЙ ДОХОД

1. Личный доход населения.Если национальный доход – это, по существу, заработанный доход, то личный – полученный. Они различаются между собой вследствие двух причин.

С одной стороны, часть заработанного трудом дохода обособляется в форме: а) взносов на социальное страхование, осуществляемое предпринимателем и самим работником, и б) налогов на прибыль как в части дивидендов, так и нераспределяемой. В результате эти доходы не доходят до домохозяйств, оседая в государственных структурах.

С другой стороны, часть доходов, полученных домохо-зяйствами, является не их трудовым доходом, а трансфертным платежом со стороны государства в виде пособий по социальному страхованию, безработице, а также пенсий, различных субсидий и выплат процентов по государственным ценным бумагам.

ЛД = НД – R -Тр + П, (39.1)

где ЛД – личный доход населения; НД – национальный доход; R– взносы на социальное страхование; Тр – налоги на прибыль корпораций; П – трансфертные платежи населению.

2. Располагаемый доход.Доход, находящийся в личном распоряжении населения (располагаемый доход), еще меньше личного дохода, так как предполагает предварительную выплату индивидуальных налогов:

а) подоходного налога;

б) налога на имущество;

в) налога на наследство.

Абсолютно преобладающим среди них является подоходный налог. Располагаемый доход – итоговый, очищенный от всех обязательных платежей национального благосостояния, распределяемый на потребление и сбережение.

ИНДЕКСЫ ЦЕН

1. Характеристика цены.Цена – стоимость единицы товара, выраженная в деньгах. Все товары и услуги, включенные в рыночный оборот, имеют цены, которые устанавливаются под воздействием рыночного механизма спроса и предложения.

Существуют разнообразные классификации цен в зависимости от критерия их оценки. Например, по объему продаж и виду товаров различают оптовые, розничные цены и тарифы (расценки), а по степени свободы формирования – твердые (фиксированные), регулируемые и рыночные.

Величины цен, их рост и падение задевают каждого в рыночной экономике, влияют на уровень жизни, поэтому их динамику важно отслеживать. Делается это с помощью макроэкономического показателя общего уровня цен, который рассчитывается в виде денежной оценки произведенных в обществе благ. Общий уровень цен в различные периоды времени неодинаков, поэтому его изменение фиксируется с помощью индекса цен.

Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru

2. Потребительская корзина.Государственные статистические органы ведут учет изменения уровня цен с помощью целой системы индексных показателей. В частности, индексы различаются по охвату товаров, включенных в набор, т. е. сопоставимой «корзины», по которой идет сравнение цен. Существуют:

а) индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий изменение в потреблении основных товаров и услуг средней семьей. Обычно потребительская «корзина» насчитывает 300–400 наиболее употребительных в быту благ;

б) индекс цен производителя, рассчитываемый по «корзине», включающей свыше 3000 товаров промышленного назначения. Этот индекс более динамичен по сравнению с ИПЦ, так как более чувствителен к научно-техническому прогрессу;

в) дефлятор ВНП представляет собой наиболее общий из перечисленных индексов цен, так как в качестве «корзины» предполагает все конечные товары и услуги.

Кривая совокупного спроса

Ценовой фактор, влияющий на совокупный спрос, расщепляется на три эффекта:

1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса).

Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru

Повышение общего уровня цен (P) ведет к росту процентной ставки (%), которая снижает покупательную способность (покупок) и сокращает инвестиционную активность предпринимателей (I). В итоге совокупный спрос снижается (AD).

2. Эффект богатства (кассовых остатков)

Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru

Повышение общего уровня цен (Р) вызывает снижение реальной ценности финансовых активов населения (кассовых остатков) (U), что в свою очередь делает людей менее богатыми (R), а их спрос на рынке, естественно, снижается (AD);

3. Эффект импортных закупок (товаров)

Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru

Повышение общего уровня цен (Р) вызывает снижение спроса на отечественные товары (ADx) и делает привлекательными импортные, которые их замещают в потреблении (ADE).

Все ценовые факторы (AD) традиционно воздействуют на его движение вдоль кривой совокупного спроса, а неценовые – сдвигают ее в системе координат вправо или влево.

К неценовым относятся факторы, указанные в формуле 45.1.

2. Совокупное предложение и его элементы. Совокупное предложение – объем национального производства, который предприниматели могут произвести и предложить на продажу на рынке.

Зависимость AS(совокупного предложения) от уровня цен описывается кривой совокупного предложения (рис. 45.2).

Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru

Рис. 45.2. Кривая совокупного предложения

AS– совокупное предложение.

Кривая совокупного предложения ASусловно состоит из трех участков:

I – горизонтальный – производство растет при низком неизменном уровне цен;

II – восходящий – увеличение объемов производства идет на фоне роста цен;

III – вертикальный – экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей.

Сторонники неоклассического и кейнсианского подходов к экономике по-разному оценивают кривую ASв коротком периоде: кейнсианцы считают, что она представлена участком I, а неоклассики – участком II. Различие их взглядов кроется в неодинаковой интерпретации поведения продавцов и покупателей на рынке. Неоклассики, как известно, исходят из гибкости цен и полной рациональности в поведении агентов рынка (homo economicus), а вторые это отрицают.

По существу, вид кривой ASв коротком периоде зависит от поведения экономических субъектов и условий рыночной конъюнктуры, т. е. ряда неценовых факторов.

Среди основных неценовых факторов совокупного предложения выделяют:

– уровень технологии производства в стране;

– общую производительность труда;

– изменение условий деятельности в бизнесе;

– характер применения ресурсов (экстенсивный, интенсивный) и т. д.

Если под воздействием ценового фактора совокупное предложение скользит по кривой AS, то изменение неценовых факторов приводит к ее сдвигу.

В долгосрочном периоде сторонники обеих противоборствующих экономических теорий сходятся в едином мнении: кривая AS принимает вертикальный вид, так как в длительном периоде вслед за ростом товарных цен работники всегда требуют повышения зарплаты, а вслед за ростом прибыли идет рост издержек. В этих условиях объем предложения ограничивается техническими возможностями производства и не может увеличиваться произвольно.

3. Графическая интерпретация взаимодействия совокупных спроса и предложения.Совокупные спрос и предложение встречаются на рынке благ, формируя равновесную ситуацию: AD = AS. В самом общем виде кривая AD пересекает AS на участке II, образуя равновесный объем национального производства (ВНП) и равновесную цену PE.

Эта ситуация описывается графиком (рис. 45.3).

Различные взгляды на кривую AS в коротком периоде приводят неоклассиков и кейнсианцев к противоположной оценке макроэкономического равновесия на рынке благ.

Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru

Рис. 45.3. Равновесие на рынке благ

Представители неоклассической школы считают, что в условиях гибкости цен, зарплаты, процентной ставки они способны расти и сокращаться под влиянием спроса и предложения. В результате снижение AD не приводит к сокращению объема национального производства, а только Р 4 изменяет цены. Отсюда делается вывод о том, что свободное ценообразование способно само, без всякого вмешательства государства, установить равновесие на рынке благ (рис. 45.4).

Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru

Рис. 45.4.Неоклассическая трактовка равновесия на рынке благ

E, E1 – точки равновесия.

Представители кейнсианской школы не признают такой оценки равновесия и предлагают свою: совокупное предложение AS лишь в длительном периоде имеет вертикальный вид, а в коротком – принимает горизонтальный: в экономике постоянно существуют незадействованные ресурсы (в том числе безработица), а цены и зарплата не являются гибкими, так как зафиксированы в договорах поставок продукции, закупленном сырье и оборудовании, заключенных трудовых соглашениях с работниками на длительный период (месяцы и годы) и т. д.

Сокращение совокупного спроса AD ведет к сокращению объемов национального производства y (ВНП), поэтому, чтобы не допустить спада или даже кризиса в экономике, необходимо вмешательство государства с целью поддержки достаточного уровня совокупного спроса AD (рис. 45.5).

Разработала к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и экономики предпринимательства Филимонова Е.Г. - student2.ru

Рис. 45.5. Кейнсианская трактовка равновесия на рынке благ

СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

1. Цели и методы проведения стабилизационной политики.Стабилизационная политика – система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.

Соответственно вырабатывается как активная, так и пассивная стабилизационная политика.

Активная стабилизационная политика строится на принципе «точной» настройки экономики и выражается в политике противодействия: стимулирование экономики в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева – «бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые рычаги.

Пассивная стабилизационная политика строится по принципу «не навреди» и выражается в политике корректировки проходящих процессов.

Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: в окрестностях точек перегиба экономического цикла целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную. Продолжительность цикла зависит от своевременности фиксации государственными органами статистики изменений в экономике и осознания политической властью необходимости принятия соответствующих мер.

2. Лаги стабилизационной политики.Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика оказывает воздействие на развитие экономики по истечении какого-то промежутка времени, причем стабилизационная политика проходит в два этапа:

1) этап осознания необходимости принятия мер в отношении экономики. Подобный промежуток времени принято называть внутренним лагом стабилизационной политики;

2) этап претворения в жизнь принятых решений. Период времени между принятием мер стабилизационной политик

Наши рекомендации