Проблема социального неравенства в современном Китае
Общая характеристика и причины проблемы социального неравенства в КНР
Китайская экономика на протяжении последних двадцати пяти лет развивалась наиболее быстро. Этот рост вызвал заметное увеличение дохода на душу населения и снижение уровня бедности с 64% в начале реформы до 10% в 2004 году. В то же время, однако, увеличилось количество различного рода противоречий. В результате разрыва в доходах в сельских и городских районах и нарастающего несоответствия между высокообразованным городским населением и городским рабочим классом, неравенство в доходах возросло. Было также отмечено повышение неравенства в области образования и здравоохранения. Определенный рост уровня социального неравенства был неизбежен в связи с переходом Китая к рыночной системе, но, несмотря на этот факт, неравенство скорее усугубляется, нежели смягчается рядом политических мер. Ограничение на миграцию из сельских районов в городские существенно уменьшило возможности для относительно бедного сельского населения. Еще более серьезным ограничивающим фактором становится отсутствие возможности продать или заложить землю. В Китае сложилась уникальная децентрализованная фискальная система, которая полагается на местные органы власти для финансирования образования и здравоохранения. В результате бедные деревни на окраинах не могут позволить себе предоставление общественных благ приемлемого уровня, а бедные домохозяйства не могут позволить себе основные общественные услуги ввиду высоких частных издержек. Иронично, что высокое сальдо торгового баланса, которого Китаю удалось добиться в последние годы, также лишь усугубляет проблему социального неравенства, поскольку оно стимулирует городской промышленный сектор. Последний более не предоставляет большое количество рабочих мест, в то же время ограничивая возможности правительства в увеличении расходов на улучшение качества предоставляемых общественных услуг и устранения социальных противоречий. Недавний сдвиг в правительственной политике в сторону поощрения миграции, финансирования образования и здравоохранения для бедных районов и бедных домохозяйств, а также изменение вектора экономического развития от инвестиций и экспорта в сторону развития внутреннего потребления и сферы общественных услуг, должно способствовать снижению уровня социального неравенства.
Влияние экономических реформ конца 20 века на уровень доходов городского и сельского населения
В городах рыночные реформы стали проводиться с 80-х годов двадцатого века по стратегии, которую экономист Барри Нотон назвал «растущий план». Эта стратегия подразумевала привлечение частных и иностранных предприятий для работы в Китае впервые с 1955 года. После 1979 года в Китае основываются открытые экономические зоны (ОЭЗ) вдоль побережья, где льготные условия налогообложения и другие стимулы должны были привлечь иностранные компании для постройки заводов.
Вскоре начинается процесс вливания прямых иностранных инвестиций. Окраинные города, такие как Шеньчжень, превращаются в крупные города, в которых направляются волны трудовых мигрантов на новые рабочие места, предоставляемые иностранными инвесторами. Мигранты стали жизненно важными для экономик крупных городов. Они делают большую часть строительства и транспортировочных работ, а также работают в сфере услуг, продаж и производства, хотя и продолжают страдать от систематической дискриминации в размере заработной платы, льгот и всего остального (в том числе исключения детей из городских общественных школ, по крайней мере до недавнего времени).
В результате этих и других рыночных реформ прибрежные города и ОЭЗ начинают очень быстро развиваться, что приводит к росту разрыва в доходах между прибрежными и внутренними регионами Китая, а также и городского и сельского населения в целом. На данный момент, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что отношение среднего дохода домохозяйства горожан (Не включая мигрантов) и сельского домохозяйства было что-то порядка 3:1 до реформы. В середине 1980-х разрыв немного сократился до 2,5:1, но затем снова вырос до 3:1, а в 2007 году и вовсе достиг соотношения 4:1. Таким образом, уровень дифференциации доходов городского и сельского населения в Китае является одним из самых высоких в мире и сравним с таким странами, как ЮАР и Зимбабве.
Отношение общества к проблеме социального неравенства
Согласно опросам, проведенным профессором Гарвардского университета Мартином Кингом Вайтом и его коллегами, большинство граждан КНР испытывают оптимизм относительно своих шансов на достижение лучшего уровня жизни. Большинство опрошенных убеждено, что талант, тяжелый труд и обучение – это самый верный путь к перемещению в высшие социальные страты. Общественное мнение не считает преимущества реформ монополией элит, обладающих властью и богатством.
Учитывая эти результаты опроса, инциденты массового протеста, которые стали все более распространенными в последние годы, в основном являются ответом на злоупотребления власти и спорные процессуальные вопросы правосудия, а не подпитываются чувствами несправедливости распределения общественных благ и гнева на богатых. Однако для поддержания всеобщего принятия современного неравенства, китайским лидерам необходимо сохранять существующий темп экономического роста страны.
[1] Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.